ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-7651/08 от 13.03.2009 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

Ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183049

E-mail: arbsud.murmansk@polarnet.ru

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42- 7651/2008

“ 13 “ марта 2009 года

Дело рассмотрено, резолютивная часть решения вынесена 13 марта 2009 года.

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 13 марта 2009 года.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Янковая Г.П.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Янковой Г.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения «Войсковая часть 77360»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Мурманской области

третье лицо - государственное учреждение «Войсковая часть 40615» (Финансово-экономическое управление Северного Флота)

о признании незаконными действий налогового органа, связанных с отказом в приеме по почте деклараций по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2008 года и расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за девять месяцев (квартальный) 2008 года

при участии в заседании представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 11.01.2009 г. № 1, ФИО2, доверенность от 22.12.2008 г. № 1561

ответчика – ФИО3, доверенность от 11.01.2009 г. № 01-14-04-3059

третьего лица – ФИО4, доверенность от 05.03.2009 г. № 2497

установил:

Государственное учреждение «Войсковая часть 77360» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Мурманской области (далее – ответчик, налоговый орган, Инспекция) о признании незаконными действий налогового органа, связанных с отказом в приеме по почте декларации по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2008 года и расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за девять месяцев и квартальный 2008 года.

Определением суда от 16 февраля 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Войсковая часть 40615 (Финансово-экономическое управление Северного Флота) (л.д. 36-37).

Рассмотрение дела было назначено на 11 марта 2009 года. В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 13 марта 2009 года.

Представитель заявителя в судебном заседании в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил предмет спора в связи с наличием технической ошибки в заявлении от 30.12.2008 года, просил признать незаконными действий налогового органа, связанных с отказом в приеме по почте деклараций по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2008 года и расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за девять месяцев (квартальный) 2008 года.

Уточнения заявленных требований судом приняты (протокол с/з л.д. 65-66).

В обоснование заявленного требования заявитель указал, что требование ответчика по представлению отчетности по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) не обоснованы и неправомерны, поскольку директивой Генерального штаба ВС РФ 1997 года № 317/2/620 и иными правовыми актами воинских частей, учреждениями и организациями Министерства обороны РФ передача по телекоммуникационными каналам связи общего пользования налоговых деклараций не предусмотрена.

Кроме того, по мнению заявителя, налоговые органы не вправе отказывать в принятии к учету налоговых деклараций (расчетов), отправленных в виде заказного почтового отправления с описью на магнитных носителях.

Представитель заявителя в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в заявлении, при этом пояснил, что оспариваемыми действиями нарушаются права заявителя в связи с тем, что налоговый орган, не принимая декларации к учету, недостоверно учитывает налоговые обязательства заявителя.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 20-22).

В обоснование своих возражений ответчик указывает, что заявитель относится к категории налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 80 НК РФ обязаны представлять налоговую отчетность в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, в связи с чем, не вправе представлять в налоговый орган отчетность на бумажном носителе.

Порядком представления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 года № БГ-3-32/169, предусмотрено представление налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через специализированного оператора связи.

Также в соответствии с пунктом 2.1.4., 2.1.5 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 09.09.2005 года № САЭ-3-01/444», представленные заявителем на бумажном носителе декларации не подлежат приему, как представленные не по установленной законодательством форме. Каких либо исключений для воинских частей, организаций и учреждений Минобороны России не предусмотрено.

Представитель налогового органа в судебном заседании пояснил, что структура и наименование файлов представленных заявителем на магнитном носителе в приложении к представленным по почте декларациям по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2008 года и расчету авансовых платежей по единому социальному налогу за девять месяцев 2008 года соответствует предъявляемым к таким файлам требованиям, установленным Приказом МНС России от 22.12.2003 года № БГ-3-13/705@.

Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал позицию заявителю.

Как следует из материалов дела, Государственное учреждение «Войсковая часть 77360» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кольскому району Мурманской области 20.01.2004 года, основной государственный регистрационный номер 1025100589293 (л.д. 12).

В качестве налогоплательщика заявитель состоит на налоговом учете в Межрайонной Инспекцией ФНС России № 7 по Мурманской области, где имеет ИНН <***> (л.д. 13).

17.10.2008 года заявителем были направлены в Инспекцию по почте ценной бандеролью с уведомлением и описью вложения расчет авансовых платежей по ЕСН за 9 месяцев 2008 года и налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2008 года на бумажном и магнитном (дискете) носителях (л.д. 45, 49, 58).

Уведомлением от 29.10.2008 года № 3311/54704 налоговый орган сообщил заявителю о том, что налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2008 года и расчет авансовых платежей по единому социальному налогу за 9 месяцев 2008 года не приняты к учету, как представленные по неустановленной законодательством форме (не по телекоммуникационным каналам связи), и указал на необходимость представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 80 НК РФ (л.д. 14-15).

Не согласившись с действиями налогового органа по отказу в приеме по почте декларации по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2008 года и расчета авансовых платежей по единому социальному налогу за девять месяцев (квартальный) 2008 года, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Заслушав пояснения представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 6 статьи 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пункта 1 статьи 143 и подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ заявитель является плательщиком налога на добавленную стоимость и единого социального налога.

В соответствии с пунктом 5 статьи 174 НК РФ налогоплаетльщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, обюязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Статьей 163 НК РФ установлено, что налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость признается квартал.

Таким образом, срок представления налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2008 года установлен не позднее 20.10.2008 года.

В сответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 243 НК РФ данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Статьей 240 НК РФ установлено, что отчетными периодами по единому социальному налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Таким образом, срок представления расчета авансовых платежей по единому социальному налогу за 9 месяцев 2008 года установлен не позднее 20.10.2008 года.

Как следует из материалов дела, до истечения данного срока - 20.10.2008 года Учреждение направило в Инспекцию по почте налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2008 года и расчет авансовых платежей по ЕСН за 9 месяцев 2008 года на бумажном и магнитном (дискете) носителях, что не оспаривается налоговым органом (л.д. 45, 49, 58).

Уведомлением от 29.10.2008 года № 3311/54704 налоговый орган сообщил заявителю о том, что налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2008 года и расчет авансовых платежей по ЕСН за 9 месяцев 2008 года не приняты к учету, как представленные по неустановленной законодательством форме (не по телекоммуникационным каналам связи), и указал на необходимость представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 80 НК РФ (л.д. 14-15).

В силу пункта 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Абзацем вторым пункта 3 статьи 80 НК РФ установлено, что налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Даная редакция абзаца второго пункта 3 статьи 80 НК РФ применяется с 01.01.2008 года (пункт 6 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2006 № 268-ФЗ).

Как следует из представленной заявителем суду справки, среднесписочная численность работников Учреждения и ее структурных подразделений в 2008 году составила 897 человек, т.е. превышает 100 человек (л.д. 32).

Согласно пункту 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату).

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Из содержания приведенных норм права следует, что законодательством о налогах и сборах установлены виды носителей информации, на которых может быть представлена отчетность (бумажный, электронный), и способы ее представления (лично, по почте, по телекоммуникационным каналам связи).

При этом налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату).

В соответствии с пунктом 7 статьи 80 НК РФ формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Форматы представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании форм налоговых деклараций (расчетов) и порядка их заполнения, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 17.10.2008 года Учреждение направило в Инспекцию по почте расчет авансовых платежей по ЕСН за 9 месяцев 2008 года и налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2008 года на бумажном и магнитном (дискете) носителях.

Налоговая декларация по НДС за третий квартал 2008 года на бумажном носителе представлена по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 07.11.2006 года № 136н, в связи с чем, налоговый орган не вправе был отказать в ее принятии (л.д. 45).

Расчет авансовых платежей по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, за 9 месяцев 2008 года на бумажном носителе представлена по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 09.02.2007 года № 13н, в связи с чем, налоговый орган не вправе был отказать в ее принятии (л.д. 49).

Формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00) утвержден Приказом МНС РФ от 22.12.2003 № БГ-3-13/705 @ (далее – Формат).

В соответствии с требованиями данного Формата данные налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде представляются в виде текстовых файлов в кодировке DOS (866 кодовая страница), передающихся на магнитном носителе (дискете) или по каналам связи  .

Таким образом, данным Форматом предусмотрено два способа представления налоговой отчетности в электронном виде: на магнитном носителе (дискете) или по каналам связи.

Следовательно, магнитный носитель (дискета) относится к электронному виду носителей информации.

Пунктом 4 статьи 80 НК РФ предусмотрено, что порядок представления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде определяется Министерством финансов Российской Федерации.

Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 года № БГ-3-32/169 (далее – Порядок).

Порядок представления налоговой декларации в электронном виде на магнитном носителе (дискете) Министерством финансов РФ не установлен.

Направление заявителем 17.10.2008 года в налоговый орган налоговой декларации по НДС за третий квартал 2008 года и расчета авансовых платежей по ЕСН за 9 месяцев 2008 года на магнитном носителе (дискете) в виде почтового отправления с описью вложения соответствует положениям пункта 4 статьи 80 НК РФ.

Выводы о несоответствии представленных на магнитном носителе (дискете) налоговой декларации и расчета установленному формату уведомление от 29.10.2008 года № 3311/54704 не содержит.

Кроме того, представитель налогового органа в судебном заседании пояснил, что структура и наименование файлов представленных заявителем на магнитном носителе в приложении к представленным по почте декларациям по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2008 года и расчету авансовых платежей по единому социальному налогу за девять месяцев 2008 года соответствует предъявляемым к таким файлам требованиям, установленным Приказом МНС России от 22.12.2003 года № БГ-3-13/705@ (протокол с/з л.д. 65-66).

Таким образом, изложенное свидетельствует о представлении заявителем налоговой декларации и расчета в электронном виде на магнитном носителе (дискете) в установленный срок и отсутствии основания для отказа заявителю в принятии данной декларации и расчета, как представленные по неустановленному формату.

Доводы ответчика о необходимости представления налоговой отчетности с применением средств криптографической защиты информации (СЗКИ) (шифрование и электронной цифровой подписи), обеспечивающих защиту информации, судом не принимаются.

Обязательное использование средств электронной цифровой подписи (ЭЦП), позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также применение средств СЗКИ с целью защиты информации, содержащейся в налоговой декларации, установлено Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи при передаче ее по каналам связи   (пункты 8, 9 раздела 1 Порядка).

Обязательное использование данных средств при представлении налоговой декларации (расчета) в электронном виде на магнитном носителе (дискете) статьей 80 НК РФ и Министерством финансов РФ не установлено.

Судом установлено, что расчет авансовых платежей по ЕСН за 9 месяцев 2008 года и налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2008 года были высланы заявителем по почте на бумажном носителе и в электронном виде (на магнитном носителе (дискете)) 17.10.2008 года, то есть в установленные сроки.

Согласно пункту 4 раздела 1 Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки   в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику (пункт 5 раздела 1 Порядка).

Пунктом 2 раздела 2 данного Порядка установлено, что представление налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи возможно при подключении налогоплательщика к общедоступным системам связи, наличии необходимых аппаратных средств, а также соответствующего программного обеспечения.

Как следует из материалов дела, заявитель является федеральным государственным учреждением. Одним из источников формирования имущества Учреждения являются бюджетные ассигнования, которые расходуются на оплату товаров, работ, услуг на основании утвержденной сметы доходов и расходов. Расходование бюджетных средств на иные цели не допускается.

Как следует из материалов дела, Учреждение направило в адрес командира войсковой части 40615 заявку от 28.03.2008 года № 744-фс о выделении денежных средств для приобретения программного продукта с электронно-цифровой подписью (в целях предоставления налоговых деклараций в электронном виде) (л.д. 31).

Из пояснений третьего лица следует, что на указанную заявку заявителя по телефону было разъяснено, что в смете Северного флота на 2008 год данные средства не предусмотрены и в соответствии с Бюджетным кодексом о целевом использовании средств не представляется возможность санкционировать расходы, не обеспеченные бюджетными ассигнованиями.

Кроме того, положения НК РФ не содержат требований представления отчетности в электронном виде исключительно по телекоммуникационным каналам связи. Условия подключения абонентских пунктов воинских частей ВС РФ к телекоммуникационным каналам связи общего пользования определены директивой Генерального штаба ВС РФ от 07 июня 1997 года № 317/2/620. Такое подключение возможно в исключительных случаях по решению Генерального штаба ВС РФ (л.д. 41-42).

Таким образом, на момент представления налоговой декларации и расчета (17.10.2008 года) и направления Инспекцией уведомления от 29.10.2008 года № 3311/54704 о непринятии к учету налоговой декларации и расчета, представленных на бумажном и магнитном носителях, и необходимости представить их по телекоммуникационным каналам связи денежные средства на оплату услуг специализированного оператора связи у заявителя отсутствовали.

Изложенное свидетельствует об отсутствии у заявителя реальной возможности представления в установленный срок налоговой декларации и расчета по телекоммуникационным каналам связи в связи с отсутствием совместимых технических средств и возможностей его передачи по каналам связи, отсутствием финансирования расходов на оплату услуг специализированного оператора связи и разрешения представителя учредителя на направление поступивших бюджетных средств на оплату данных расходов.

При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемые действия налогового органа не соответствуют положениям Налогового кодекса Российской Федерации, нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем, подлежит признанию незаконными.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить требования государственного учреждения «Войсковая часть 77360».

Признать незаконными, как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации, действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Мурманской области, связанных с отказом в приеме деклараций, направленных по почте, по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2008 года и расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за девять месяцев 2008 года.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Мурманской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов государственного учреждения «Войсковая часть 77360».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия.

Судья Г.П. Янковая