ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-7693/14 от 10.12.2014 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД   МУРМАНСКОЙ   ОБЛАСТИ

183049 г. Мурманск, ул. Книповича, д. 20 http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск                                                                                 Дело № А42-7693/2014

17 декабря 2014 года

Резолютивная часть решения оглашена 10 декабря 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2014 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Варфоломеева С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Политовой С.Ю.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «АРКТИКСЕРВИС» (адрес: ул. Траловая, дом 43, г. Мурманск; ИНН 5191204516, ОГРН 1025100831942)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (адрес: ул. Коммуны, дом 7, г. Мурманск; ИНН 5190135362, ОГРН 1055100189605)

о признании недействительным предписания № 13-035/К-14 от 16.07.2014

при участии представителей:

заявителя – Михейкиной А.Г., доверенность от 03.03.2014

ответчика – Краузе Е.М., доверенность от 20.10.2014; Кожуховой Е. В., доверенность от 04.04.2014

иных участников процесса: нет

установил:

закрытое акционерное общество «АРКТИКСЕРВИС» (далее – заявитель, ЗАО «АРКТИКСЕРВИС», Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (далее – ответчик, Управление) от 16.07.2014 № 13-035/К-14.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что считает оспариваемое предписание незаконным и не соответствующим положениям Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Закон № 157-ФЗ) в связи со следующим.

В должностные обязанности лица, поименованного в предписании, не входят работы, указанные в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825; работник Общества не относится к медицинским работникам или лицам, деятельность которых связана с высоким риском заболеваний инфекционными болезнями, поэтому он не обязан проходить вакцинацию против гепатита В. Добровольной вакцинации работника Общество не препятствует.

Представитель ответчика в судебном заседании и отзыве на заявление требования не признал, полагает, что предписание является законным и обоснованным. Указал, что каких-либо обязанностей по проведению вакцинации работнику Управлением Обществу не вменяется.

Как следует из материалов дела, при проведении 10.07.2014 санитарно-карантинного контроля на оформление убытия транспортного средства М-0259 «Диомидис», принадлежащего ЗАО «АРКТИКСЕРВИС», Управлением выявлены нарушения в области санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Приложения № 1 к Приказу Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям» (далее – Приказ № 125н). Нарушения выразились в отсутствии у работника Общества Помогайбо И.А. отметки о 3-х кратной профилактической прививке от гепатита В в личной медицинской книжке.

Результаты проверки отражены в акте от 10.07.2014 (л.д. 58).

По результатам проверки Обществу вынесено предписание № 13-035/К-14 от 16.07.2014, которым ЗАО «АРКТИКСЕРВИС» предписано обеспечить контроль за проведением вакцинации членам экипажа судна М-0259 «Диомидис», а именно  Помогайбо И.А.; информацию об исполнении (неисполнении) предписания представить в Управление до 15.03.2015 (л.д.56-57).

Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось  в арбитражный суд с требованиями о признании его недействительным.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

При этом, согласно пункту 3 статьи 29 Закона № 52-ФЗ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (получение предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

На основании пункта 1 статьи 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона            №52-ФЗ).

Статьей 9 Закона № 157-ФЗ предусмотрен национальный календарь профилактических прививок.

Согласно пункту 12.2 СП 3.1.1.2341-08 вакцинация населения против гепатита B проводится в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям и инструкциями по применению медицинских иммунобиологических препаратов.

В соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, утвержденным приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н, вакцинация против вирусного гепатита В проводится взрослым от 18 до 55 лет, не привитым ранее.

Статьей 35 Закона № 52-ФЗ установлено, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Статьей 11 Закона № 157-ФЗ установлены требования к проведению профилактических прививок, в частности, предусмотрено, что профилактические прививки проводятся гражданам в медицинских организациях при наличии у таких организаций лицензий на медицинскую деятельность; а также, что профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, законного представителя лица, признанного недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 24 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения.

В рассматриваемом случае, материалы дела не содержат доказательств того, что Общество препятствовало прохождению работником вакцинации. При этом необходимо учитывать, исходя из вышеназванных норм, что требования о необходимости прохождения вакцинации адресованы физическому лицу, а не работодателю.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 и 6 статьи 34 Закона № 52-ФЗ в целях предупреждения, в том числе профессиональных заболеваний, работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры). В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н.

Пунктом 2 статьи 5 закона № 157-ФЗ установлено, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825.

Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд считает, что в рассматриваемом случае Управление в ходе проверки не исследовало все обстоятельства, имеющие значение для разрешения вопроса о необходимости проведения вакцинации в отношении работника Общества Помогайбо И.А.

Материалы дела не содержат сведений о том, какие именно вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, были выявлены в ходе проверки, со ссылками на конкретные положения законодательства.

Из пункта 3 статьи 29 Закона № 52-ФЗ следует, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. Однако Управлением не приведено никаких доводов, почему организация, занимающаяся выловом рыбы и водных биоресурсов в открытых районах мирового океана и внутренних морских водах, обязана проводить санитарно-эпидемиологические мероприятия по защите от вирусного гепатита В, в том числе путем обязательной вакцинации вышеуказанного работника, который является поваром на судне, специализация которого не входит в перечень работ требующих обязательного проведения профилактических прививок.

Суд также обращает внимание на то, что указанные выше правовые нормы предусматривают общие положения, касающиеся мероприятий по прохождению работниками медицинских обследований и проведению вакцинации, и не устанавливают для организаций запрет на допуск к своей деятельности лиц, в отношении которых не проведена вакцинация в соответствии с требованиями закона.

Довод об отсутствии в личной медицинской книжке у указанного лица отметки о трехкратной прививке от гепатита В, судом не принимается, поскольку при недоказанности обязанности проведения обязательной вакцинации указанного лица, отсутствие такой отметки или наличие, в том числе отметки об отказе либо противопоказаниях (что не вменено), не имеет правового значения. Вакцинация в таком случае является добровольной, соответственно в личную медицинскую книжку такие отметки могут быть внесены только в случае фактического привития такого лица. Сам по себе Национальный календарь прививок не может рассматриваться в отрыве от перечня категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации и части 2 статьи 5 Закона №157-ФЗ.

Представители ответчика в судебном заседании и отзыве на заявление указали, что каких либо обязанностей по проведению вакцинации против гепатита В работникам Управлением не вменяется.

Вместе с тем, в соответствии с положениями статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа в установленных пределах и размере. Ссылка на положение указанной нормы также содержится в резолютивной части предписания от 16.07.2014 № 13-035/К-14. Данное обстоятельство не позволяет суду сделать вывод о том, что Обществу данное предписание о вакцинации работника не вменяется в обязанность.

Поскольку материалами дела не подтверждается факт нарушения Обществом законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, правовых и фактических оснований для выдачи Обществу предписания об обеспечении вакцинации Помогайбо И.А. у Управления не имелось.

В соответствии с положениями статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. Статьей 112 АПК РФ определено, что вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регулируется положениями статьи 110 АПК РФ.

Учитывая, что заявитель не является лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины по арбитражному делу, суд, принимая во внимание общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, считает, что с Управления как со стороны по делу, подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197, 200, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

Р Е Ш И Л :

заявление удовлетворить.

Признать недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области от 16.07.2014 № 13-035/К-14 как несоответствующее Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральному закону от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области устранить нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества «АРКТИКСЕРВИС».

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (ИНН 5190135362, ОГРН 1055100189605), расположенного по адресу: г.Мурманск, ул.Коммуны, д.7, в пользу закрытого акционерного общества «АРКТИКСЕРВИС» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. (две тысячи рублей).

Решение в части признания акта государственного органа недействительным подлежит немедленному исполнению, но в целом может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                            С.Б.Варфоломеев