ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-7700/19 от 04.12.2019 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038

http://www.murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Мурманск                                                                           Дело № А42-7700/2019

19.12.2019

Резолютивная часть решения вынесена 04.12.2019

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Фокиной О.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмуриковым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кольская АЭС-Авто» (ул. Промышленная, д. 4, корп. 1, г. Полярные Зори, Мурманской области; ОГРН <***>,                        ИНН <***>) к Комитету по тарифному регулированию Мурманской области (пр. Ленина, д. 75, г. Мурманск; ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным предписания,

при участии:

от заявителя: представителей по доверенностям ФИО1, ФИО2,

от ответчика: представителей по доверенностям ФИО3, ФИО4, ФИО5,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Кольская АЭС-Авто»                       (далее – заявитель, Общество, ООО «Кольская АЭС-Авто») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Комитету по тарифному регулированию Мурманской области (далее – ответчик, Комитет) о признании недействительным предписания от 07.06.2019 по устранению выявленного нарушения законодательства в сфере государственного регулирования тарифов.

В обоснование заявленного требования заявитель в заявлении, уточнении и дополнении к нему указал на то, что Общество ведет бухгалтерский учет на основании учетной политики, в которой предусмотрен раздельный учет расходов и доходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности на основании локальных нормативных актов Общества и учредителя ООО «Энергоатоминвест», в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, Законом об отходах производства и потребления. Также отметил, что оспариваемое предписание выдано за пределами полномочий ответчика и не соответствует требованиям действующего законодательства.

Комитет в отзыве на заявление и дополнительном отзыве против удовлетворения заявленного требования возражал, указав на законность и обоснованность оспариваемого предписания.

В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные в заявлении, уточнении и дополнении к нему, а также в отзывах на заявление соответственно.

По материалам дела установлено, в период с 13.05.2019 по 07.06.2019 Комитетом на основании приказа от 30.04.2019 № 44 в отношении заявителя проведена плановая документарная и выездная проверка, результаты которой оформлены актом от 07.06.2019 № 6.

В ходе проверки установлено и зафиксировано в акте, что в учетной политике Общества на 2017, 2018 годы не отражена информация о ведении раздельного учета доходов и расходов по регулируемому и не регулируемым видам деятельности, счет 20 «Основное производство» не имеет субсчетов для раздельного учета расходов по регулируемому и регулируемым видам деятельности, счет 90 «Продажи» не имеет субсчетов для раздельного учета доходов по регулируемому и не регулируемым видам деятельности, учет доходов и расходов по группе транспортировки и утилизации ТКО ведется без разделения на регулируемый и не регулируемый вид деятельности.

В связи с этим 07.06.2019 Комитетом Обществу выдано предписание по устранению выявленного нарушения законодательства в сфере государственного регулирования тарифов, согласно которому Обществу в срок до 01.09.2019 надлежало устранить выявленные нарушения в части отсутствия ведения раздельного учета по регулируемому и не регулируемым видам деятельности за период с июля 2017 года по декабрь 2018 года в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства (пункт 5 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Считая вынесенное предписание недействительным, Общество обратилось в арбитражный суд.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд приходит к следующему.

По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 24.06.2015 № 265-ПП (далее - Положение) Комитет по тарифному регулированию Мурманской области является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий Мурманской области и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Мурманской области, а также функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в указанной сфере. Исключением является регулирование цен (тарифов), относящееся к полномочиям других органов исполнительной власти Российской Федерации и Мурманской области, а также органов местного самоуправления.

В силу пунктов 2.1, 2.1.6 Положения одной из основных задач Комитета является государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998  № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

В соответствии с пунктами 2.2, 2.2.2, 2.2.2.5, 2.2.3, 2.2.3.2 Положения для решения поставленных задач Комитет принимает нормативные правовые акты по вопросам государственного регулирования цен (тарифов), в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливает тарифы на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; обработку твердых коммунальных отходов; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов; осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в части соблюдения региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами требований порядка ценообразования и применения тарифов, а также стандартов раскрытия информации.

Пунктом 2.2.7 Положения предусмотрено право Комитета принимать решения и выдавать субъектам ценообразования, а также органам регулирования муниципальных образований предписания, обязательные для исполнения.

В целях исполнения функций в установленной сфере деятельности Комитет имеет право, в том числе запрашивать в пределах своих полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами и получать у организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, органов местного самоуправления поселений, городских округов информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных Законом № 89-ФЗ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Мурманской области; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений в сфере государственного регулирования цен тарифов (пункты 4.1.11, 4.2.3 Положения).

Приказом Комитета от 30.04.2019 № 46 утвержден Административный регламент Комитета по тарифному регулированию Мурманской области по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Мурманской области», в соответствии с которым Комитет осуществляет государственную функцию по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Мурманской области.

Исполнение государственной функции при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Мурманской области осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в Приказе № 46 от 30.04.2019, в том числе в соответствии с Законом № 89-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05 2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» и прочими нормативными правовыми актами.

Представленными в материалы дела документами подтверждается, что проверка ООО «Кольская АЭС-Авто» проведена Комитетом в пределах предоставленных ему полномочий. При этом ответчиком соблюден порядок назначения, проведения плановой документарной и выездной проверки Общества и оформления ее результатов. Ответчик имел право по окончанию проверки, при выявлении нарушений со стороны Общества, выдать оспариваемое предписание, иными словами, оспариваемое предписание выдано уполномоченным должностным лицом в пределах представленных полномочий.

Согласно части 1 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе захоронение твердых коммунальных отходов.

Постановлением Комитета от 20.06.2017 № 27/1 Обществу на период с 21.06.2017 по 20.06.2020 установлены тарифы на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов.

Постановлением Комитета от 19.12.2017 № 57/24 постановление от 20.06.2017 № 27/1 признано утратившим силу с 01.01.2018, Обществу установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018 - 2020 годы, тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов на период с 01.01.2018 по 31.12.2020.

В силу части 5 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональные операторы (в рассматриваемом случае – заявитель) обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам указанной деятельности и единой системой классификации таких затрат, утверждаемые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В спорный период (и до настоящего времени) Порядок ведения раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, единая система классификации затрат по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами не утверждены.

Единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, созданию правового механизма регулирования бухгалтерского учета в системе законодательства Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

Совокупность всех способов ведения бухгалтерского учета на предприятии отражается в ее учетной политике (статья 8 Закона № 402-ФЗ).

В случае отсутствия в нормативных правовых актах (в том числе федеральных стандартах) способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, предприятие при формировании учетной политики самостоятельно осуществляет разработку соответствующего способа исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами, а также Международных стандартов финансовой отчетности. Данными нормами законодательства предполагается, что вновь разработанные способы ведения бухгалтерского отчета будут отражены в учетной политике в полном объеме (пункт 4 статьи 8 Закона               № 402-ФЗ и пункт 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона № 402-ФЗ экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Исходя из этого ПБУ 1/2008 дополнено указанием на то, что организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями.

Вместе с тем согласно части 14 статьи 21 Закона № 402-ФЗ экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. В связи с этим в ПБУ 1/2008 уточнено, что в случае, когда утвержденные основным обществом стандарты бухгалтерского учета обязательны к применению его дочерним обществом, последнее формирует свою учетную политику исходя из стандартов бухгалтерского учета основного общества.

Положения об Учетной политике ООО «Кольское АЭС-Авто» на 2017, 2018 годы утверждены приказами от 31.12.2014 № 251 (с изменениями внесенными приказом от 27.12.2016 № 381), от 31.12.2017 № 574.

В Учетной политике Общества порядок учета доходов и расходов закреплен в пунктах 11, 12. Бухгалтерский учет в Обществе ведется по машиноориентировочной форме с применением программного продукта «1С:». К доходам по обычным видам деятельности отнесены доходы, получаемые по основным видам деятельности (деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию (код ОКВЭД 60.21.12) (2017год) и деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включенная в другие группировки (код ОКВЭД 49.39) (2018год)) и по прочим видам деятельности, перечень которых предусмотрен в Приложении № 7 к учетной политике. Расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Для учета расходов общество применяет, в том числе счет бухгалтерского учета 20 «Основное производство». 

Судом установлено, материалами дела подтверждено, сторонами не оспорено, что ООО «Кольская АЭС-Авто» является дочерним обществом                      ООО «Энергоатоминвест».

Приказом ООО «Энергоатоминвест» от 08.07.2016 № 171-01-05/131 утверждены и введены в действие Методические рекомендации по учету и распределению затрат на счетах бухгалтерского учета в дочерних обществах ООО «Энергоатоминвест», оказывающих автотранспортные услуги» (далее - Методические рекомендации).

Согласно пункту 3 данного приказа дочерние общества, в том числе заявитель обязаны ввести в действие с 01.01.2017 Методические рекомендации, путем внесения изменений в Учетную политику Общества в соответствии с требованиями, предусмотренными Методическими рекомендациями.

Приказом ООО «Кольская АЭС-Авто» «О внесении изменений в приказ                № 251 от 31.12.2014» от 27.12.2016 № 381 внесены изменения в Единую учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета. Данный приказ вступил в силу с 01.01.2017.

Согласно пункту 2 изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета ООО «Кольская АЭС-Авто» с 01.01.2017 учет затрат по автотранспортным услугам надлежит вести в соответствии с Методическими рекомендациями.

Приложением 2 Методических рекомендаций установлены номенклатурные группы (виды оказываемых услуг) в дочерних и зависимых обществах ООО «Энергоатоминвест» оказывающих автотранспортные услуги, в том числе для применения в программе 1С выделены следующие услуги по ТКО:

-услуги по вывозке/перевозке и утилизации/размещению ТКО

-услуги по перевозке ТКО

-услуги по сбору ТКО

-услуги по размещению ТКО.

Приложением № 6 к Положению об учетной политике для целей бухгалтерского учета ООО «Кольская АЭС-Авто» на 2018 год, утвержденному приказом от 31.12.2017 № 574, утвержден перечень подразделений относящихся к «Основному производству» (бухгалтерский счет 20), в том числе «Группа по транспортировке и утилизации ТКО».

Приложением № 7 к данному Положению об учетной политике утверждены виды деятельности, подлежащие учету, в том числе ОКВЭД 38.2 «обработка и утилизация отходов», включающий «захоронение отходов» и ОКВЭД 38.1 «сбор отходов».

В представленных материалах за 2017, 2018 годы приложены Оборотно-сальдовые ведомости по счету 20, 90, где содержится информация о затратах и выручке регулируемой организации с делением по видам расходов доходов, а именно:

по счету 20 за 2017 год общая сумма затрат по группе по утилизации ТКО составила 5 764 325,63 руб.; по счету 20 за 2018 год общая сумма затрат по группе по утилизации ТКО составила 5 410 961,81 руб., в разрезе видов деятельности: услуги по размещению ТКО – 4 758 233,02 руб., услуги по утилизации ТКО – 652 728,79 руб.;

по счету 90 за 2017 год общая выручка Общества составила                     2 095 956 819,60 руб., в разрезе видов деятельности, в том числе: услуги по перевозке ТКО – 10 041 204,86 руб., услуги по размещению ТКО – 4 332 480,11 руб.; по счету 90 за 2018 год общая выручка Общества составила 2 633 091 801,07 руб., в разрезе видов деятельности, в том числе: услуги по перевозке ТКО – 10 730 976,35 руб., услуги по размещению ТКО – 1 237 463,60 руб.

Соответственно, бухгалтерский учет, учет расходов и доходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности в 2017, 2018 годах Общество вело согласно действующему законодательству Российской Федерации и в строгом соответствии с учетной политикой и внесенными в нее изменениями. Иного не доказано.

Указание ответчика на отсутствие в учетной политике Общества на 2017, 2018 годы информации о ведении раздельного учета доходов и расходов по регулируемому и не регулируемому видам деятельности опровергается приведенными выше положениями учетной политики ООО «Кольская АЭС-Авто» с внесенными изменениями.

Представленные оборотно-сальдовые ведомости, сформированные за 2017, 2018 годы по счету: 20, 90, подтверждают реальное ведение раздельного учета расходов и доходов по регулируемому виду деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (захоронение твердых коммунальных отходов).

При рассмотрении дела судом заявитель в обоснование своей правовой позиции пояснил, что в учетной политике Общества, Методических рекомендациях и оборотно-сальдовых ведомостях вместо наименования регулируемого вида деятельности «захоронение ТКО» Обществом использовано наименование «размещение ТКО».

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон № 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

При этом в соответствии с положениями Закона № 89-ФЗ к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено именно захоронение твердых коммунальных отходов.

Судом по представленным в материалы дела документам установлено и ответчиком не опровергнуто, что заявитель оказывает услуги по захоронению твердых коммунальных отходов и не осуществляет хранение отходов.

Доказательств опровергающих тот факт, что в оборотно-сальдовых ведомостях счетов бухгалтерского учета Общества фактически отражены расходы и доходы по оплате услуг по захоронению отходов, суду не представлено.

То обстоятельство, что заявитель вел учет расходов и доходов по регулируемому виду деятельности с указанием в оборотно-сальдовых ведомостях вместо наименования «захоронение ТКО» – «размещение ТКО», ответчиком не опровергнуто. Неверное указание наименования осуществляемого Обществом регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, с учетом установленных и вышеуказанных фактических обстоятельств дела, в данном случае не свидетельствует о фактическом не ведении ООО «Кольская АЭС-Авто» раздельного учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Кроме того, ООО «Кольская АЭС-Авто» осуществляет регулируемый вид деятельности на протяжении длительного периода и, в случае, если бы учет затрат регулируемой организацией велся не раздельно по оказываемым видам услуг, то орган регулирования не имел бы возможность ни установить тарифы для ООО «Кольская АЭС-Авто», ни проанализировать разницу между фактическими затратами и планируемыми расходами в разбивке по регулируемым видам деятельности.

С учетом изложенного, принимая во внимание фактическое ведение Обществом раздельного учета по регулируемому (захоронение ТКО) и не регулируемому (транспортировка (перевозка)) видам деятельности за период с июля 2017 года по декабрь 2018 года в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства и на основании локальных нормативных актов Общества и его учредителя, отсутствие установленного на законодательном уровне порядка ведения раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, единой системы классификации затрат по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, суд приходит к выводу о недоказанности факта соответствующего нарушения и, как следствие, оснований для выдачи оспариваемого предписания.

Факт привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является бесспорным доказательством правомерности вынесения оспариваемого предписания. Отсутствие письменных возражений Общества на акт проверки также само по себе не свидетельствует о согласии Общества с отраженными в нем обстоятельствами, в том числе нарушениями и законности выданного на основании данного акта оспариваемого в настоящем деле предписания.

Учитывая вышеизложенное, оспариваемый акт Комитета не соответствует положениям законодательства и нарушает права и законные интересы Общества, что в силу статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Согласно материалам дела Обществом за рассмотрение заявления была уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб., относящаяся в силу статьи 101 АПК РФ к судебным расходам.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Следовательно, с Комитета в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. за рассмотрение настоящего заявления.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать недействительным предписание Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 07.06.2019 по устранению выявленного нарушения законодательства в сфере государственного регулирования тарифов.

Обязать Комитет по тарифному регулированию Мурманской области устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Кольская АЭС-Авто».

Взыскать с Комитета по тарифному регулированию Мурманской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Кольская АЭС-Авто» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                     Фокина О.С.