ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-7838/08 от 02.02.2009 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183049

E-mail суда:arbsud.murmansk@polarnet.ru

  http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск Дело № А42 – 7838/2008

“09” февраля 2009 года

Дело рассмотрено, резолютивная часть решения вынесена и оглашена 02.02.2009. Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 09.02.2009.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Хамидуллиной Р.Г.

при ведении протокола судебного заседания судьей Хамидуллиной Р.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пять углов»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску и должностному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску ФИО1

о признании незаконными действий налогового органа и его должностного лица

при участии

от заявителя – ФИО2 – доверенность от 03.12.2008

от ответчиков – ФИО3 – доверенности от 02.02.2009 № 40-14-27-16/12241 и от 11.01.2009 № 01-14-27-12/6

от третьего лица -

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Пять углов» (далее – Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее – Инспекция, налоговый орган, ответчик) и ее должностного лица ФИО1 (далее – должностное лицо, ответчик), выразившихся в отказе зарегистрировать налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 9 месяцев 2008 года.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что 12.12.2005 Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску выдала Обществу уведомление № 231/26.1 о возможности применения ООО «Пять углов» упрощенной системы налогообложения (далее – УСН). В соответствии с указанным уведомлением Общество применяло УСН, начиная с 01 января 2006 года. 10.10.2007 налоговый орган направил в адрес Общества письмо об отзыве уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что доля участия другой организации в уставном капитале ООО «Пять углов» составляет более 25 процентов. Впоследствии, не признавая заявителя плательщиком УСН, налоговый орган уведомлением от 18.11.2008, подписанным заместителем начальника Инспекции ФИО1, отказал в регистрации представленной Обществом в Инспекцию налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 9 месяцев 2008 года, мотивировав отказ тем, что ООО «Пять углов» не вправе применять УСН.

По мнению заявителя, Общество правомерно применяло УСН, поскольку ООО «СУМИ», владеющее 51 процентом уставного капитала ООО «Пять углов», фактически не имело ни имущества, ни работников и являлось субъектом малого предпринимательства. 31.10.2007 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об изменении состава участников Общества, с указанного времени учредителями организации являются только физические лица. Кроме того, заявитель указал, что действующее налоговое законодательство не содержит нормы, предусматривающей право налогового органа на отзыв ранее выданного им уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения, а отзыв Инспекцией указанного уведомления не является основанием для утраты Обществом права на применение упрощенной системы налогообложения. Правомерность применения Обществом УСН подтверждена, по утверждению заявителя, вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу А42-5660/2007.

Заявитель указал, что, поскольку Общество на законных основаниях применяет УСН, Инспекция неправомерно, в нарушение пунктов 132-134 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 9н от 18.01.2008, (далее – Административный регламент Федеральной налоговой службы) отказала в регистрации налоговой декларации по налогу по УСН за 9 месяцев 2008 года. Действия должностного лица налогового органа, подписавшего уведомление о том, что рассматриваемая налоговая декларация не зарегистрирована, по мнению заявителя, противоречат статье 33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статье 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации».

Общество также ходатайствовало о взыскании с Инспекции его расходов по оплате юридических услуг в сумме 10 000 руб. В обоснование ходатайства заявитель указал, что в связи с нарушением его прав и законных интересов он был вынужден заключить договор на оказание юридических услуг с ООО «Юридическая помощь +» и уплатил за данные услуги 10 000 рублей.

Инспекция представила отзыв на заявление, в котором требования заявителя не признала, указав, что на момент государственной регистрации Общества одним из его участников было ООО «СУМИ», доля участия которого составляла 51 процент уставного капитала. В связи с этим, в силу запрета, установленного пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ, ООО «Пять углов» не имело права перехода с общего режима налогообложения на УСН с 01.01.2006. Впоследствии после изменения состава учредителей в 2007 году Общество не подало в налоговый орган заявление о переходе на УСН с 01.01.2008. Следовательно, по мнению ответчика, в 2008 году налогоплательщик должен был применять общий режим налогообложения. Представленная заявителем в Инспекцию налоговая декларация по налогу по УСН за 9 месяцев 2008 года принята налоговым органом к сведению, но не зарегистрирована в связи с тем, что Общество не имеет права на применение УСН и должно отчитываться по общей системе налогообложения. Заявителю было направлено соответствующее уведомление. По мнению Инспекции, действия налогового органа и его должностного лица соответствуют статьям 32 и 33 НК РФ.

В судебном заседании представитель Общества на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в заявлении, и уточнениях к заявлению. Ходатайство о взыскании с Инспекции расходов Общества по оплате юридических услуг в сумме 10 000 рублей поддержала.

Представитель ответчиков возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве Инспекции. Ходатайство о взыскании с Инспекции судебных расходов не признала, указав, что заявителем не подтвержден факт несения расходов по оплате услуг представителя.

Материалами дела установлено следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Пять углов» зарегистрировано в качестве юридического лица 23.10.1991, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 18.10.2002 за основным государственным регистрационным номером 1025100846913 (л.д. 8). ООО «Пять углов» состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску, где ему присвоен ИНН <***> (л.д. 18).

12.12.2005 Инспекция направила в адрес Общества уведомление № 231/26.1 от 09.12.2005 о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2006 с объектом налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов (л.д. 18).

С 1 января 2006 года Общество применяло УСН с указанным объектом налогообложения.

10.10.2007 налоговый орган направил налогоплательщику письмо об отзыве уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения, ссылаясь на то, что ООО «Пять углов» не вправе применять упрощенную систему налогообложения в связи с тем, что одним из учредителей Общества является другая организация ООО «СУМИ», доля которой составляет более 25 процентов уставного капитала Общества (л.д. 71).

В соответствии с протоколом № 1 от 15.10.2007 в связи с передачей долей в уставном капитале Общества от ООО «СУМИ» к физическим лицам из состава учредителей заявителя было выведено ООО «СУМИ» и введены учредители - физические лица. 31.10.2007 изменения, внесенные в учредительные документы Общества, были зарегистрированы Инспекцией (л.д. 56-68).

24.10.2008 налогоплательщик направил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 9 месяцев 2008 года, в которой исчислил налог за 3 квартал 2008 года в сумме 48 836 руб. (л.д. 12-15).

Уведомлением № 40/27/13-5332- 185901 от 18.11.2008, подписанным заместителем начальника Инспекции ФИО1, налоговый орган сообщил Обществу о том, что налоговая декларация принята к сведению, но не зарегистрирована в связи с тем, что организация не имеет права применять упрощенную систему налогообложения. Налогоплательщику разъяснено, что он должен отчитываться по общеустановленной системе налогообложения (л.д. 16).

Не согласившись с действиями Инспекции и ее должностного лица по отказу в регистрации декларации по налогу по УСН за 9 месяцев 2008 года, Общество оспорило их в судебном порядке.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Как указано выше, действия налогового органа, отказавшего в регистрации налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, обусловлены тем, что Инспекция не признает заявителя плательщиком упрощенной системы налогообложения и соответственно наличие у него обязанности по представлению соответствующих налоговых деклараций и уплате налога по данной системе налогообложения.

Действия ответчика признаются судом правомерными.

Согласно статье 348.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками УСН признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 части второй НК РФ.

Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения регламентирован статьей 346.13 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 данной статьи организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на УСН сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.

Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии в Законом Российской Федерации от 19.06.2001 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских кооперативах, их союзах) в Российской Федерации», а также хозяйственные общества и их союзы, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.

Судом установлено, что Общество 28.11.2005 подало заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01 января 2006 года. Уведомлением от 09.12.2005 № 231/26.1 Инспекция сообщила налогоплательщику о возможности применения упрощенной системы налогообложения (л.д. 18).

Между тем, на момент подачи заявления одним из учредителей Общества являлось ООО «СУМИ». Данная организация владела 51 процентом уставного капитала Общества до октября 2007 года.

Следовательно, в силу установленного Налоговым кодексом Российской Федерации запрета Общество было не вправе переходить на упрощенную систему налогообложения и применять ее в 2006-2007 г.г.

Заявитель ссылается на то, что, поскольку ООО «СУМИ» не имело ни имущества, ни работников и являлось субъектом малого предпринимательства, ООО «Пять углов» было вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Указанные доводы не принимаются судом, как не основанные на законе. В подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ приведен исчерпывающий перечень организаций, на которые не распространяется ограничение, установленное данным подпунктом. К таким организациям относятся организации, учрежденные общественными организациями инвалидов, а также некоммерческие организации потребительской кооперации и хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы. ООО «Пять углов» не относится к общественным организациям инвалидов и организациям потребительской кооперации. Поэтому независимо от того, что учредитель Общества является субъектом малого предпринимательства, ООО «Пять углов» не вправе применять упрощенную систему налогообложения, так как доля в нем другой организации составляет более 25 процентов.

Доводы заявителя о правомерности применения Обществом упрощенной системы налогообложения, основанные на том, что налоговым органом было выдано уведомление о возможности применения данной системы налогообложения, признаются судом ошибочными.

Поскольку переход на упрощенную систему налогообложения при соблюдении установленных статьями 346.12 – 346.13 НК РФ условий осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, а подача налогоплательщиками заявления о переходе на эту систему налогообложения носит уведомительный характер, выдача Инспекцией уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения не означает принудительного перевода на нее налогоплательщика.

Данный вывод суда соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 6159/2006 от 07.10.2008.

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 346.13 НК РФ, если в течение отчетного (налогового) периода налогоплательщиком допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено указанное несоответствие указанным требованиям.

Таким образом, несмотря на ошибочное направление налоговым органом уведомления о возможности применения УСН, Общество, доля участия в котором другой организации превысила 25 процентов, необоснованно применяло упрощенную систему налогообложения в 2006-2007 г.г.

Вопреки утверждению заявителя, в решении по делу А42-5660/2007 (л.д. 17-22) арбитражный суд также пришел к выводу о том, что ООО «Пять углов» было не вправе с 01.01.2006 применять упрощенную систему налогообложения и являлось плательщиком налога на прибыль организаций.

После изменения состава участников Общества (исключения из учредителей другой организации) до начала применения УСН с 01.01.2008 заявитель в соответствии порядком и условиями, установленными статьей 346.13 НК РФ, должен был подать в Инспекцию в период с 1 октября по 30 ноября 2007 года заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, в котором сообщить сведения о размере доходов за 9 месяцев 2007 года.

В силу пункта 2 статьи 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 15 млн. рублей.

Согласно форме «Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения», утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № ВГ-3-22/495 от 19.09.2002, в заявлении о переходе на УСН должны быть сообщены в числе прочего сведения о размере доходов налогоплательщика за 9 месяцев года, в котором подается заявление, а также сведения о средней численности работников организации, стоимости амортизируемого имущества, находящегося в собственности организации, на дату подачи заявления, сведения об участии в соглашениях о разделе продукции, на основании которых Инспекция могла бы установить соблюдение налогоплательщиком условий и ограничений, предусмотренных статьей 346.12 НК РФ.

Судом установлено и заявителем не оспаривается, что Общество не подавало в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008 с указанием вышеуказанных сведений.

Таким образом, налогоплательщиком не соблюден порядок и условия начала применения упрощенной системы налогообложения с 01 января 2008 года.

Действия Инспекции и ее должностного лица по отказу в регистрации представленной Обществом в налоговый орган налоговой декларации по УСН за 9 месяцев 2008 года и направлению налогоплательщику уведомления об уточнении налоговой декларации признаются судом, соответствующими закону.

В соответствии с подпунктами 1,2,4 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения.

Налоговый органы вправе требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований (подпункт 8 пункта 1 статьи 31 НК РФ).

Для выполнения возложенной на него функции по информированию налогоплательщиков, в том числе о законодательстве о налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, а также порядке заполнения налоговых деклараций, Приказом Министерства финансов № 9н от 18.01.2008 утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы.

Указанным Административным регламентом установлена последовательность действий должностных лиц инспекции ФНС России при приеме налоговых деклараций (расчетов), представленных налогоплательщиком по почте.

В силу пункта 146 Административного регламента Федеральной налоговой службы при представлении налоговых деклараций (расчетов) почтовым отправлением должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за делопроизводство, проставляет на титульном листе каждой налоговой декларации (расчета) дату ее направления налогоплательщиком (его представителем) и дату ее поступления в инспекцию ФНС России по почтовому штемпелю, проставленному на конверте, а также свою подпись. Налоговую декларацию (расчет) должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за делопроизводство, передает без регистрации в программном продукте по ведению делопроизводства не позднее следующего рабочего дня за днем ее приема (конверт прилагается) с сопроводительным листом в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за исполнение государственной функции.

Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет наличие оснований, предусмотренных пунктом 133 Административного регламента, при которых налоговая декларация (расчет) не принимаются у налогоплательщика, и правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. При этом, в частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов для организации – полного наименования организации; ИНН; вида документа (первичный или корректирующий); наименования налогового органа; подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). При наличии оснований, предусмотренных пунктом 133 Административного регламента, и отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных выше, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, информирует налогоплательщика (его представителя) о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины ( пункт 136 Административного регламента Федеральной налоговой службы).

Согласно пункту 137 Административного регламента в случаях, если в налоговой декларации (расчете) нечетко (неправильно) заполнены отдельные реквизиты и показатели, что влечет невозможность их однозначного прочтения, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, информирует налогоплательщика (его представителя) о порядке заполнения налоговой декларации (расчета) и выявленных недостатках, а также предлагает устранить допущенные недостатки немедленно.

В случае, если немедленное устранение недостатков невозможно, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, принимает налоговую декларацию (расчет) и регистрирует ее в информационном ресурсе инспекции ФНС России «Реестр регистрации налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), и бухгалтерской отчетности». Налогоплательщику (его представителю) подготавливается и направляется уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета), в котором должны быть перечислены недостатки, допущенные при составлении налоговой декларации (расчета), и предложено налогоплательщику внести соответствующие исправления в установленный срок. Уведомление подписывается начальником (заместителем начальника) Инспекции ФНС России (пункты 138, 139, 140 Административного регламента).

В силу пунктов 141 - 145 Административного регламента при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктами 136 и 138 Административного регламента, на титульном листе принятой налоговой декларации (расчета) должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, проставляет отметку о принятии налоговой декларации (расчета) и дату приема с оттиском штампа «Принята». Налоговая декларация (расчет) регистрируется в информационном ресурсе инспекции ФНС России «Реестр регистрации налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), и бухгалтерской отчетности», ей присваивается регистрационный номер. Не позднее следующего дня за днем регистрации налоговых деклараций (расчетов) должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, передает налоговые декларации (расчеты) сформированные в пачки в зависимости от категории налогоплательщиков, с сопроводительным ярлыком и соответствующей частью Реестра регистрации налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов) и бухгалтерской отчетности в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за ввод и обработку данных, для осуществления ввода данных.

Пунктами 151-152 Административного регламента предусмотрено, что в случаях обнаружения ошибки в налоговой декларации (расчете), зарегистрированной и переданной в установленном порядке для ввода и обработки, не позволяющей осуществить ее ввод, указанная налоговая декларация (расчет) передается по Реестру возврата из отдела ввода и обработки данных невведенных налоговых деклараций (расчетов), требующих уточнений, в день обнаружения ошибки в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за исполнение государственной функции, за подписью должностного лица структурного подразделения ФНС России, ответственного за ввод и обработку данных. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, не позднее следующего рабочего дня выполняет действия в соответствии с пунктами 139 и 140 Административного регламента.

Из представленных Инспекцией документов следует, что налоговая декларация заявителя по УСН поступила в Инспекцию, отделом общего и хозяйственного обеспечения на декларации проставлена дата ее направления налогоплательщиком – 24.10.2008 (л.д. 73).

27.10.2008 декларация передана из отдела общего и хозяйственного обеспечения в отдел работы с налогоплательщиками, который на титульном листе декларации проставил отметку о принятии декларации и 28.10.2008 зарегистрировал документ в информационном ресурсе Инспекции «Реестр регистрации налоговых деклараций (расчетов) иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), и бухгалтерской отчетности», присвоив налоговой декларации регистрационный номер 14447613 ( л.д. 73-75).

29.10.2008 отдел работы с налогоплательщиками передал документ в отдел ввода и обработки данных за номером 14448169 (л.д. 76).

Отдел ввода и обработки данных не мог осуществить ввод сведений, указанных в декларации, в информационный ресурс налогового органа, так как по сведениям Инспекции Общество не являлось плательщиком УСН, налоговое обязательство заявителя по данной системе налогообложения не было открыто. 05.11.2008 декларация была возвращена в отдел работы с налогоплательщиками по реестру возврата из отдела ввода и обработки данных, не введенных налоговых деклараций (расчетов), требующих уточнения, с указанием причины возврата – не применяет УСН (л.д. 77-79).

Отдел работы с налогоплательщиками 18.11.2008 подготовил и направил в адрес Общества уведомление об уточнении декларации, подписанное заместителем начальника Инспекции ФИО1, в котором сообщил, что декларация принята к сведению, но не зарегистрирована в информационном ресурсе налогового органа, так как Общество не является плательщиком упрощенной системы налогообложения.

Приведенные выше действия налогового органа, предпринятые в отношении представленной Обществом налоговой декларации, полностью соответствуют последовательности действий должностных лиц инспекций ФНС России при приеме налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальном информировании налогоплательщиком о результатах приема налоговых деклараций (расчетов), установленных Административным регламентом Федеральной налоговой службы.

Учитывая то обстоятельство, что в 2006 – 2007 г.г. ООО «Пять углов» неправомерно применяло упрощенную систему налогообложения, и 10.10.2007 Инспекция отозвала ранее выданное уведомление о возможности применения УСН, а также что Общество не сообщило в Инспекцию о намерении применять упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008, суд приходит к выводу, что налоговый орган при отсутствии открытого налогового обязательства Общества по рассматриваемой системе налогообложения правомерно в соответствии с приведенным выше Административным регламентом уведомил налогоплательщика о том, что декларация принята к сведению, но не зарегистрирована отделом ввода и обработки данных Инспекции, и разъяснил налогоплательщику о необходимости представления деклараций по общей системе налогообложения.

Порядок начала применения упрощенной системы налогообложения, предусматривающий обязанность налогоплательщика, желающего применять УСН, уведомить налоговый орган о переходе на данную систему налогообложения, установлен для того, чтобы налоговый орган имел возможность осуществить возложенную на него законодательством о налогах и сборах функцию контроля за исчислением и уплатой налогоплательщиками налогов, в том числе проверить соблюдение налогоплательщиком условий для применения УСН и открыть соответствующее налоговое обязательство.

Поскольку заявителем не был соблюден порядок перехода на УСН с 01.01.2008, Инспекция была лишена возможности проверить, вправе ли Общество применять упрощенную систему налогообложения, а также открыть налоговое обязательство Общества по рассматриваемому налогу.

Отсутствие открытого в отношении ООО «Пять углов» налогового обязательства по УСН повлекло невозможность отражения сведений о сумме начисленного налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, за 3 квартал 2008 года.

С учетом вышеизложенного оспариваемые действия Инспекции признаются судом, соответствующими приведенным выше положениями Административного регламента Федеральной налоговой службы.

Согласно статье 33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов, корректно и внимательно относится к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

Предусмотренные подпунктами 1, 2, 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ обязанности по соблюдению законодательства о налогах и сборах, осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также по информированию налогоплательщиков являются обязанностями налогового органа. Должностное лицо налогового органа действует в пределах своей компетенции не о своего имени, а от имени налогового органа.

ФИО1, являясь заместителем начальника Инспекции и направляя уведомление от 18.11.2008 об уточнении налоговой декларации, действовала в рамках своих должностных обязанностей и полномочий от имени Инспекции. Следовательно, направление должностным лицом налогового органа указанного уведомления не противоречит приведенным нормам Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, совершение ответчиками оспариваемых действий соответствует приведенным нормам Налогового кодекса Российской Федерации и Административного регламента Федеральной налоговой службы.

В силу пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исследовав представленные суду доказательства, суд установил, что вопреки утверждению заявителя, совершение ответчиками оспариваемых действий не повлекло нарушений прав Общества. Не регистрируя рассматриваемую налоговую декларацию и направляя уведомление об уточнении налоговой декларации, налоговый орган не доначислял Обществу какие – либо налоги, пени и штрафные санкции и не обязывал представить декларации по общей системе налогообложения.

Таким образом, оспариваемые действия должностного лица налогового органа соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы Общества.

На основании изложенного в удовлетворении требований Общества следует отказать.

Ходатайство ООО «Пять углов» о возмещении судебных расходов не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 АПК РФ).

К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся в числе прочего расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей) ( статья 106 АПК РФ).

Обязанность доказывания факта несения судебных расходов, а также их размера в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на стороне, требующей возмещения этих расходов.

В соответствии с договором на оказание юридических услуг от 02.12.2008 ООО «Юридическая помощь плюс» (исполнитель) обязалось по поручению ООО «Пять углов» (клиент) за вознаграждение оказать Обществу юридическую помощь по составлению искового заявления о признании незаконными действий Инспекции и ее должностного лица, выраженных в отказе регистрации декларации по УСН, и по представлению интересов клиента в суде первой инстанции. Стоимость услуг исполнителя определена сторонами в сумме 10 000 руб. (л.д. 30).

В подтверждение оплаты юридических услуг заявителем представлены два чека контрольно- кассовой машины от 30.12.2008 года на общую сумму 10 000 руб. (л.д. 69).

Вместе с тем, пунктом 4 договора от 02.12.2008 предусмотрена оплата услуг исполнителя путем перечисления наличных денежных средств на расчетный счет исполнителя в течение пяти дней с момента выставления счета клиенту.

Представитель заявителя в судебном заседании пояснила, что Общество не имеет возможности оплатить услуги адвоката с использованием расчетного счета, так как расходные операции по счету Общества приостановлены решениями налогового органа. Наличные денежные средства получены из кассы предприятия бухгалтером, оплачены ООО «Юридическая помощь +», впоследствии бухгалтер отчиталась за расходование денежных средств.

В подтверждение указанных доводов, Обществом не представлены доказательства того, что 10 000 рублей уплачены им за юридические услуги по рассматриваемому договору: счет, выставленный исполнителем клиенту, документы, подтверждающие выдачу наличных денег из кассы Общества, авансовый отчет соответствующего лица о расходовании аванса, приходный кассовый ордер либо другой документ, подтверждающий принятие исполнителем оплаты за услуги по договору от 02.12.2008.

Таким образом, заявителем не подтвержден факт несения расходов по оплате юридических услуг по данному делу.

Кроме того, поскольку в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано, в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные издержки по данному делу не подлежат возмещению заявителю.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

Р Е Ш И Л:

Обществу с ограниченной ответственностью «Пять углов» в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в месячный срок.

Судья Хамидуллина  Р.Г.