ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-7871/16 от 02.02.2017 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183049

http://www.murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Мурманск Дело № А42-7871/2016

«09» февраля 2017 года

Резолютивная часть решения оглашена 02 февраля 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 09 февраля 2017 года.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Кабикова Екатерина Борисовна

(при составлении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Жуковой Натальей Николаевной),

рассмотрев в открытом судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению Жилищно-строительного кооператива «Мурманск-32», ИНН 5192300452, ОГРН 1025100843679, адрес регистрации: улица Свердлова, дом 44, корпус 2, квартира 23, город Мурманск, 183034

к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску, ИНН 5190100360, ОГРН 1045100223850, адрес регистрации: улица Комсомольская, дом 4, город Мурманск, 183038

о признании недействительным решения от 26.08.2016 № 33528

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - Шаш Е.О., доверенность от 16.08.2016 б/н, паспорт

от ответчика - Тишининой Н.М., доверенность от 07.12.2016 № 14-11/054166; Лушевой А.В., доверенность от 13.12.2016 № 14-20/055629; Вострякова И.И., доверенность от 19.01.2017 № 14-11/003155; Паньковой Ю.Е., доверенность от 26.09.2016 № 14-10/038706

В судебном заседании объявлялся перерыв с 26 января по 02 февраля 2017 года.

установил:

Жилищно-строительный кооператив «Мурманск-32» (ИНН 5192300452, ОГРН 1025100843679, адрес регистрации: улица Свердлова, дом 44, корпус 2, квартира 23, город Мурманск, 183034) (далее - ЖСК «Мурманск-32», Кооператив налогоплательщик, заявитель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (ИНН 5190100360, ОГРН 1045100223850, адрес регистрации: улица Комсомольская, дом 4, город Мурманск, 183038) (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.08.2016 № 33528, вынесенного по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения (далее - УСН), за 2015 год.

В обоснование заявленного требования Кооператив указал, что согласно Уставу ЖСК «Мурманск-32» к основным задачам и обязанностям Кооператива относятся осуществление содержания и эксплуатации жилого дома.

В целях реализации своих уставных задач, для организации работы по эксплуатации принятого от собственников в управление имущества ЖСК «Мурманск-32» вступает в договорные отношения с поставщиками коммунальных услуг, теплоснабжающими организациями на покупку ресурсов для предоставления гражданам коммунальных услуг, обеспечивает благоприятные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и предоставление коммунальных услуг гражданам. Во исполнение уставных целей ЖСК «Мурманск-32» заключил ряд договоров (на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включающие в себя сбор (транспортировку) твёрдых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, дератизацию, обслуживание лифтов, содержание внутридомовых инженерных, электрических сетей, договоры на ресурсоснабжение: теплоснабжение, водоснабжение/водоотведение и т.д.).

Заявитель считает, что в управляемом им многоквартирном доме взносы собственников не облагаются налогом не потому, что это доходы, не учитываемые при определении налоговой базы в смысле пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а потому, что они не образуют объекта налогообложения.

При рассмотрении материалов проверки налоговым органом не предоставлено никаких доказательств того, что ЖСК «Мурманск-32» оказывает какие-либо коммунальные услуги жильцам дома, потому что в его пользовании нет никаких производственных объектов (тепловых пунктов, бойлерных, водяных скважин, насосных устройств, электрических подстанций), с помощью которых возможно предоставлять коммунальные услуги. По смыслу статьи 38 НК РФ любая услуга продаётся и потребляется одновременно с её производством. При этом никаких договоров оказания услуг между собственниками и Кооперативом не заключено. Фактически собственники жилья делегируют Кооперативу право на заключение договоров на коммунальные услуги. Это означает, что ресурсоснабжающая организация предоставляет коммунальные услуги непосредственно потребителям. ЖСК «Мурманск-32» в процедуре реализации коммунальных услуг не участвует.

Таким образом, поступающие на расчёт счёт ЖСК «Мурманск-32» коммунальные платежи собственников неправомерно рассматривать как выручку от оказания коммунальных услуг. Эти средства предназначаются для оплаты коммунальных услуг, оказываемых ресурсоснабжающими организациями. То есть для ЖСК «Мурманск-32» коммунальные платежи носят транзитный характер, они образуют встречные обязательства Кооператива перед собственниками по использованию полученных средств строго по назначению.

Следовательно, денежные средства, поступившие на расчётный счёт налогоплательщика от собственников жилых помещений (членов Кооператива), израсходованы им на осуществление уставной деятельности, а именно: на оплату коммунальных услуг, предоставленных сторонними организациями. Перечисляя организациям, оказывающим услуги, поступающие на его счёт коммунальные платежи, Кооператив выполняет предусмотренную жилищным законодательством обязанность по обеспечению коммунальными услугами собственников жилья, а поступавшие в его распоряжение денежные средства носят строго целевую направленность, то есть не могут учитываться при определении налоговой базы.

Таким образом, заявитель считает, что в силу положений статей 137, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также положений статей 249, 251, 346.15 НК РФ включение налоговым органом в состав доходов ЖСК «Мурманск-32» сумм, полученных от собственников жилья (членов Кооператива) за 2015 год на оплату коммунальных услуг и услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома, является неправомерным (том 1 л.д. 1-8).

Инспекция представила мотивированный отзыв на заявление, в котором просила суд в удовлетворении заявленного ЖСК «Мурманск-32» требования отказать (том 1 л.д. 134-138).

Возражая против заявленного требования, Инспекция указала следующее.

Между ЖСК «Мурманск-32» и собственниками заключен договор управления многоквартирным домом от 01.01.2015 б/н, согласно которому (пункт 3.1 договора) именно ЖСК «Мурманск-32» обязуется обеспечивать предоставление коммунальных услуг, оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества. В дальнейшем ЖСК «Мурманск-32» для исполнения своей обязанности перед собственниками заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку ресурсов (услуг), которые поставляются в адрес ЖСК «Мурманск-32». Из данных договоров следует, что именно ЖСК «Мурманск-32» обязуется принять и оплатить поставленные ресурсы (услуги). Также из содержания договоров следует, что ресурсы и услуги приобретаются ЖСК «Мурманск-32» в целях предоставления коммунальных услуг собственникам. Кроме того, агентские договоры, договоры комиссии, а также договоры поручения, заключенные ЖСК «Мурманск-32» с членами Кооператива, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, исходя из договорных обязательств, ЖСК «Мурманск-32» является поставщиком коммунальных услуг, а также услуг по содержанию и ремонту жилых помещений.

Учитывая, что собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления товариществом собственников жилья, то в силу статьи 161 ЖК РФ и пункта 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» именно Кооператив в данном случае выступает в качестве самостоятельного субъекта правоотношений с собственниками помещений в многоквартирных домах, организациями, оказывающими жилищно-эксплуатационные услуги, и подрядчиками, его правовое положение в части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений соответствует правовому положению исполнителя таких услуг.

Относительно довода заявителя о том, что взносы собственников не образуют объект налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ налоговый орган пояснил следующее.

Пунктом 2 статьи 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Подпунктом 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ дан определённый перечень поступлений денежных средств, определяемых как целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. При этом данный перечень является исчерпывающим. Следовательно, все виды доходов, не упомянутые в этом перечне, признаются подлежащими налогообложению в общем порядке.

Таким образом, доходы ЖСК «Мурманск-32», не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), применяемым в целях НК РФ, учитываются в целях налогообложения прибыли в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Учитывая, что ЖСК «Мурманск-32» при заключении договоров с производителями (поставщиками) работ (услуг) для обеспечения эксплуатации жилого дома действует от своего имени, а не от имени членов Кооператива, при этом договоры комиссии, поручения, а также агентские договоры, заключенные с членами Кооператива, ЖСК «Мурманск-32» в Инспекцию не представлены, следовательно, ЖСК «Мурманск-32» не является посредником, закупающим указанные услуги по поручениям членов Кооператива.

Таким образом, налоговый орган считает, что суммы платежей за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счёт Кооператива, в соответствии со статьёй 249 НК РФ являются доходом от реализации работ (услуг) и, соответственно, должны учитываться ЖСК «Мурманск-32» в составе доходов при определении налоговой базы по единому налогу по УСН, поскольку не указаны в статье 251 НК РФ в качестве средств целевого финансирования.

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявленного требования настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители Инспекции против удовлетворения заявленного ЖСК «Мурманск-32» требования возражали, привели в обоснование своей позиции доводы, изложенные в мотивированном отзыве на заявление.

Материалами дела установлено.

В период с 17.01.2016 по 18.04.2016 Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной налогоплательщиком 17.01.2016 налоговой декларации по единому налогу по УСН за 2015 год.

По результатам проверки составлен акт от 04.05.2016 № 39505.

Рассмотрев акт камеральной налоговой проверки и представленные налогоплательщиком возражения (том 1 л.д. 43-45), Инспекция вынесла решение от 26.08.2016 № 33528 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ЖСК «Мурманск-32» доначислен единый налог по УСН за 2015 год в сумме 241 640 руб. и начислены пени в сумме 12 814 руб. 97 коп. Одновременно указанным решением ЖСК «Мурманск-32» привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 5 000 руб. При этом финансовая санкция в указанном размере налоговым органом определена с учётом пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также с учётом того, что ранее ЖСК «Мурманск-32» к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ не привлекался, задолженности по уплате налогов не имеет (том 1 л.д. 46-62).

Основанием для доначисления единого налога по УСН за 2015 год, начисления пени и привлечения к налоговой ответственности явилась неуплата данного налога в связи с тем, что суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступившие на расчётный счёт ЖСК «Мурманск-32», не были учтены им в составе его доходов при определении налоговой базы по единому налогу по УСН.

Не согласившись с указанным решением, ЖСК «Мурманск-32» обжаловало его в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области (том 1 л.д. 68-71).

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 28.10.2016 № 363 апелляционная жалоба ЖСК «Мурманск-32» оставлена без удовлетворения, решение Инспекции от 26.08.2016 № 33528 вступило в силу (том 1 л.д. 72-77).

Не согласившись с решением Инспекции от 26.08.2016 № 33528, ЖСК «Мурманск-32» оспорило его в судебном порядке.

Выслушав пояснения представителя заявителя, возражения представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 44, частями 1, 2 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путём управления этим домом. Общее собрание собственников помещений обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).

Собственники помещений вправе управлять своим многоквартирным домом либо опосредованно (путём объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путём выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.

Как следует из материалов дела, ЖСК «Мурманск-32», заключив договоры на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями и договоры с организациями, оказывающими жилищно-эксплуатационные услуги, получало от собственников жилых помещений в многоквартирных домах плату за жилищно-коммунальные услуги (4 027 332 руб. 04 коп.) и услуги по капитальному ремонту (80 793 руб. 70 коп.).

Согласно уведомлению от 24.10.2007 № 7813 ЖСК «Мурманск-32» является плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения.

ЖСК «Мурманск-32» в Инспекцию представлена налоговая декларация по УСН за 2015 год с отражением «нулевых» показателей по Разделу 1, Разделу 2 и Разделу 3, налог к уплате не исчислен.

С 01.01.2008 ЖСК «Мурманск-32» применяет упрощённую систему налогообложения с объектом налогообложения «Доход» (6 %). В налоговой декларации по УСН за 2015 год налогоплательщиком указан вид деятельности «Управление эксплуатацией жилого фонда» (код ОКВЭД 70.32.1).

В силу пункта 1 статьи 346.12 НК РФ плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие её в порядке, установленном главой 26.2 названного Кодекса.

В соответствии со статьёй 346.14 НК РФ объектом обложения налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, по выбору налогоплательщика признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

В силу пункта 2 статьи 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признаётся денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Статьёй 346.15 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают в том числе доходы от реализации, которыми признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретённых, выручка от реализации имущественных прав (статья 249 названного Кодекса). Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчётами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 № 10841/10 отражено, что суммы платежей, перечисленные обществу собственниками помещений за оказанные им услуги по содержанию и ремонту недвижимости, должны учитываться в целях налогообложения в составе дохода от реализации товаров (работ, услуг).

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ в целях главы 26.2 названного Кодекса датой получения доходов признаётся день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Пункт 2 статьи 251 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 235-ФЗ) к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, осуществлённые в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьёй 324 настоящего Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

В соответствии с частью 1 статьи 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признаётся добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома (часть 3 статьи 110 ЖК РФ).

Жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами (часть 4 статьи 110 ЖК РФ).

По условиям договора управления многоквартирным домом от 01.01.2015, заключенного заявителем с собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Мурманская область, город Мурманск, улица Свердлова, дом 44, корпус 2, ЖСК «Мурманск-32» оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивает предоставление собственникам и пользователям помещений коммунальных услуг, осуществляет иную направленную на достижение цели договора деятельность своими силами либо силами привлечённых организаций.

Разделом 4.1. договора управления многоквартирным домом от 01.01.2015 предусмотрены обязанности ЖСК «Мурманск-32», в том числе:

- осуществлять управление многоквартирным домом и его эксплуатацию в общих интересах собственников помещений многоквартирного дома;

- обеспечивать в соответствии с действующим законодательством предоставление в многоквартирном доме коммунальных услуг установленного качества и в необходимом объёме, безопасных для жизни, здоровья потребителей и не причиняющих вреда их имуществу;

- в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества устранять все выявленные недостатки за свой счёт;

- от своего имени по поручению собственников заключать договоры на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями; осуществлять контроль за соблюдением условий договоров, качеством и количеством поставляемых коммунальных услуг, их исполнением, а также вести их учёт;

- осуществлять сборы платежей за жилищные и коммунальные услуги с собственников помещений на свой расчётный счёт;

- производить расчёты с поставщиками коммунальных, специальных и дополнительных услуг в соответствии с заключенными договорами;

- в случае невыполнения услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества, предоставлению коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, произвести перерасчёт платы за указанные услуги;

- выставлять платёжные документы в соответствии с действующими тарифами на услуги; направлять собственникам платёжные документы не позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за расчётным.

Согласно части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несёт бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Пунктом 5 статьи 155 ЖК РФ установлено, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьёй 171 настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В ходе камеральной налоговой проверки Инспекцией установлено и заявителем не оспаривается, что плата от собственников за коммунальные услуги, содержание и ремонт помещения поступала на единый расчётный счёт заявителя на основании выставленных им в соответствии условиями заключенного договора управления многоквартирным домом от 01.01.2015 квитанций.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и обеспечивать, в том числе, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).

Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Учитывая, что договор управления многоквартирным домом от 01.01.2015 не содержит признаков договора поручения, комиссии или агентского, суд не может считает обоснованным применение к рассматриваемой ситуации положений подпункта 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Из материалов дела следует, что ЖСК «Мурманск-32» оказывало услуги по содержанию и техническому обслуживанию многоквартирного дома. С целью оказания указанных услуг заявителем заключены договоры:

- на продажу (передачу) электрической энергии (договор энергоснабжения от 02.02.2015 № 514143072, заключенный с АО «АтомЭнергоСбыт»);

- на подачу тепловой энергии (договор № 301S на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 31.10.2011, заключенный с ОАО «Мурманэнергосбыт»);

- на подачу питьевой воды и приём сточных вод (договор от 01.11.2005 № 1-97, заключенный с ГОУП «Мурманскводоканал»);

- на оказание услуг и выполнение работ по техническому, аварийному обслуживанию и текущему ремонту общего имущества в жилом доме (договор от 01.10.2012 б/н на выполнение работ по санитарно-техническому содержанию жилищного фонда и придомовой территории ЖСК, заключенный с ООО «Ремонтно-строительная служба»);

- на выполнение работ по аварийному обслуживанию внутридомовых систем отопления при возникновении на них аварийных ситуаций (договор от 01.10.2011 № 035-РСС на выполнение работ по аварийному обслуживанию тепловых пунктов, внутридомовых систем отопления и водоподогрева, заключенный с ООО «Ремонтно-строительная служба»);

- на техническое обслуживание и текущий ремонт теплового пункта, технического дренажа в теплоцентре, системы отопления, водоподогревателя дома ЖСК (договор от 01.10.2011 № 009-ОКС на техническое обслуживание и текущий ремонт тепловых пунктов, внутридомовых систем отопления и водоподогрева, заключенный с ООО «Октябрьские коммунальные системы»);

- на осуществление комплекса работ и услуг, связанных с обслуживанием подъездного домофона (договор от 22.04.2013 № 020/13 о техническом обслуживании домофонов, заключенный с ООО «ТехноСервис Плюс»);

- на выполнение работ по вывозу крупногабаритного мусора (договор от 22.04.2014 на вывоз крупногабаритного мусора, заключенный с ООО «ВУтиль»);

- на оказание услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом лифтов (договор от 01.04.2015 № 5 на проведение технического обслуживания и ремонта лифтов и ЛДСС, заключенный с ООО «Эра»);

- на оказание услуг по вывозу и обезвреживанию твёрдых бытовых отходов (договор от 01.12.2009 № 1029/10 на оказание услуг по вывозу и обезвреживанию ТБО, заключенный с ООО «ОРКО-инвест»);

- на выполнение работ по профилактической дератизации и дезинсекции (договор от 20.02.2008 № Ц/16/08 на проведение дератизационных и дезинсекционных услуг, заключенный с ООО «Санитарно-Эпидемиологический Сервис»);

- на оказание услуг по подготовке информации для расчёта, начислению и распределению жилищно-коммунальных услуг (договор от 20.04.2007 № 8/ЖСК, заключенный с Мурманским унитарным предприятием «Мурманский регистрационно-информационный вычислительный центр»).

Из условий указанных выше договоров не следует, что ЖСК «Мурманск-32» выступало в качестве посредника либо агента в правоотношениях с указанными организациями, оказывающими жилищно-эксплуатационные услуги, подрядчиками, выполняющими обслуживание и содержание общего имущества многоквартирного дома, и собственниками помещений.

Проанализировав содержание договора управления многоквартирным домом от 01.01.2015 и содержание вышеуказанных договоров с учётом норм Жилищного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что ЖСК «Мурманск-32» выступает в качестве самостоятельного субъекта в правоотношениях с собственниками помещений, организациями, оказывающими жилищно-эксплуатационные услуги, подрядчиками. Его правовое положение в части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений соответствует правовому положению исполнителя коммунальных услуг.

Кроме того, из договора управления многоквартирным домом от 01.01.2015 прямо следует обязанность собственников помещений перечислять плату за услуги и работы по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества именно Кооперативу. При этом на оценку взаимоотношений ЖСК «Мурманск-32» с собственниками помещений не влияет, каким образом - собственными силами либо с привлечением сторонних организаций - заявитель, отвечающий перед жильцами за содержание, техническое обслуживание и ремонт многоквартирного дома, выполняет работы (оказывает услуги).

Таким образом, суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счёт ЖСК «Мурманск-32», должны учитываться в спорный период в составе его доходов при определении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что в ходе судебного разбирательства заявитель в лице своего представителя представил суду в табличной форме сведения о выставленных АО «Мурманэнергосбыт», ГОУП «Мурманскводоканал» и АО «АтомЭнергосбыт» в лице филиала «КолАтомЭнергоСбыт» за 2015 год счетах-фактурах и начислениях по отоплению, обеспечению холодной водой и электроэнергией, из которых следует, что сумма начислений жильцам за оказание АО «Мурманэнергосбыт» услуг по подаче тепловой энергии (2 331 964 руб. 82 коп.) превышает на 141 769 руб. 11 коп. сумму, предъявленную к уплате по соответствующим счетам-фактурам (2 190 195 руб. 71 коп.). Также за указанный период от арендаторов помещений в многоквартирном доме на расчётный счёт ЖСК «Мурманск-32» за услуги, оказанные АО «Мурманэнергосбыт», поступили денежные средства в сумме 118 319 руб. 10 коп. Согласно принятому общим собранием ЖСК «Мурманск-32» решению (протокол от 31.01.2016 № 1) сумма перебора средств за тепловую энергию была направлена ЖСК «Мурманск-32» на оплату недобора холодной воды, электроэнергии и на оплату исполнительного листа по иску гражданина к ЖСК «Мурманск-32» о возмещении ущерба в виде повреждённого принадлежащего гражданину автомобиля в результате схода снежной массы и наледи с крыши дома № 44/2 по улице Свердлова в городе Мурманске.

Между тем, по итогам 2015 года ЖСК «Мурманск-32» единый налог по УСН в какой-либо сумме не исчислило и в бюджет не уплатило.

Поскольку заявителем в качестве объекта налогообложения по единому налогу по УСН за 2015 год в качестве объекта налогообложения выбран «Доход», а при доначислении единого налога по УСН Инспекцией было установлено, что сумма поступлений на расчётный счёт Кооператива в виде платежей за жилищно-коммунальные услуги составила 4 027 332 руб. 04 коп., соответственно налоговый орган правомерно доначислил заявителю единый налог по УСН за 2015 год в сумме 241 640 руб. (4 027 332 руб. 04 коп. х 6 %). При этом судом установлено, что Инспекцией в состав доходов заявителя не включались суммы платежей за капительный ремонт, общий размер которых за проверяемый период составил 80 793 руб. 70 коп.

Проверив расчёт налога, суд считает его правильным, мотивированных возражений относительно расчёта Кооперативом не представлено. Спора по размеру начисленной суммы пени и по размеру штрафа также не имеется.

При таких обстоятельствах, следует признать доначисление единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, соответствующих ему пени и налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ обоснованным.

В связи с тем, что ЖСК «Мурманск-32» по итогам 2015 года единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения, за 2015 год не исчислил и в бюджет не уплатил, требование заявителя не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Жилищно-строительного кооператива «Мурманск-32» о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску от 26.08.2016 № 33528 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья

Е.Б. Кабикова