ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-8003/15 от 13.11.2015 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

Ул.Книповича, д.20, г.Мурманск, 183049

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-8003/2015

13 ноября 2015 года

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Беляевой Л.Е., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Центрального банка Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>; 107016, <...>) в лице Отделения по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (<...>)) к обществу с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 140002, <...> (Мурманский филиал: <...>)) о привлечении к административной ответственности

установил:

Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Мурманской области Северо-Западного главного управления (далее – Банк России, заявитель), обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (Мурманский филиал) (далее – Общество, Страховщик) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением суда от 30.09.2015 заявление принято к производству с рассмотрением в порядке упрощенного производства, 01.10.2015 опубликовано на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.murmansk.arbitr.ru, а также направлено сторонам по почте.

Согласно почтовым уведомлениям вышеуказанное определение суда получено представителем заявителя (Мурманский филиал) – 05.10.2015; представителем лица, привлекаемого к административной ответственности по юридическому адресу ООО «Росгосстрах» - 08.10.2015, по адресу филиала – 05.10.2015.

В соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) лица, участвующие в деле, самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников информации и любых средств связи и несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела.

В пределах установленного судом срока Общество представило отзыв на заявление, в котором указало на неправильную правовую квалификацию вменяемых ООО «Росгосстрах» нарушений, на несовершенство взаимодействия и технические проблемы с базой данных АИС РСА, представление другими страховыми компаниями некорректных сведений, а также на возврат излишне уплаченной части страховой премии по платежным поручениям № 119 от 12.03.2014 и № 103 от 26.06.2015.

Дело рассмотрено по правилам главы 29 АПК РФ в порядке упрощенного производства, без вызова сторон.

Как следует из материалов дела, ООО «Росгосстрах» является субъектом страхового дела, зарегистрированным в Едином государственном реестре субъектов страхового дела (регистрационный номер № 0977), и осуществляет деятельность по страхованию на основании лицензии С № 0977 77.

В связи с поступлением обращения гр. К., содержащего сведения о возможном нарушении Обществом страхового законодательства, Банком России, в рамках осуществления страхового надзора за деятельностью субъектов страхового дела, проведена проверка деятельности страховщика.

В ходе проверки установлено, что гр. К. обратилась в офис ООО «Росгосстрах», расположенный в г. Оленегорск, для заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО).

30.01.2015 между Обществом и гр. К. заключен договор ОСАГО, срок действия с 30.01.2015 по 29.01.2016 (полис серия ССС № 0329874330), который предусматривает ограниченное управление транспортным средством ВАЗ / Lada - 21033, государственный регистрационный знак <***>, водителем, а именно гр. К.

По состоянию на 18.08.2015 (дату подготовки ответа РСА на запрос Отделения Мурманск) в базе АИС РСА по субъекту с водительским удостоверением 51 УК 099466, по договору ОСАГО ССС № 0329874327 со сроком действия с 30.01.2015 по 29.01.2016, заключенному с Обществом, К. присвоен класс страхования водителя 13 (КБМ-0,5).

По договору ОСАГО ССС № 0329874330 со сроком действия с 30.01.2015 по 29.01.2016, заключенному с Обществом, К. присвоен класс страхования водителя – 4 (КБМ-0,95).

Информация о страховых случаях по указанным договорам ОСАГО в АИС РСА отсутствует. На дату 30.01.2015 водителю К. подлежал присвоению класс страхования – 13 (КБМ-0,5) предыдущий полис ССС № 0672998926.

Усмотрев нарушение страховщиком страхового законодательства, а именно: пункта 10.1 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции от 21.07.2014; далее - Закон об ОСАГО), соблюдение которого является условием осуществления страховой деятельности, предусмотренной лицензией, должностным лицом Банка России. 21.09.2015 в отношении ООО «Росгосстрах» составлен протокол № 47-15-Ю/0092/1020 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ, статьи 204 АПК РФ Банк России обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по вышеуказанным основаниям.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» положения данного Закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования страховой деятельности. Лицензирование страховой деятельности в силу части 3 названной нормы осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в сфере страховой деятельности.

Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон № 4015-1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона № 4015-1 лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера представляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 32 Закона № 4015-1 определено, что для получения лицензии соискатель лицензии на осуществление страхования, перестрахования представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (в случаях, если федеральные законы содержат дополнительные требования к страховщикам).

В соответствии со статьей 21 Закона об ОСАГО установлены специальные требования к страховщику, обращаемуся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В силу пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство. Соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.

Дополнительные требования к осуществлению деятельности в сфере страхования определены также в специальных законах о страховании, в том числе в Законе об ОСАГО.

Согласно пункту 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО (в редакции от 21.07.2014) при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона об ОСАГО, в целях информационного обеспечения осуществления компенсационных выплат, прямого возмещения убытков, применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, анализа экономической обоснованности страховых тарифов, взаимодействия со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими, контроля за осуществлением обязательного страхования, и реализации иных положений настоящего Федерального закона создана автоматизированная информационная система обязательного страхования (АИС РСА), содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.

Как указало Общество в объяснениях (от 21.09.2015 № 03-06-01/ 409д) страховая премия рассчитывалась страховщиком на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 739 от 08.12.2005 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее – Постановление о тарифах), а также в соответствии с Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Указание о тарифах).

При заключении договора ОСАГО с гр. К. страховщиком при расчете размера страховой премии были применены следующие тарифы и коэффициенты: территории преимущественного использования транспортного средства — 1; наличия или отсутствия страховых выплат — 0,95 (класс – 4); возраст и стаж водителя — 1; количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством — 1; мощности двигателя легкового автомобиля — 1; периода использования транспортного средства — 1; иных влияющих на величину страхового риска обстоятельств — 1; базовая ставка — 2574 руб. Страховая премия — 2445,30 руб.

В соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции действовавшей на дату заключения договора) коэффициент КБМ применяется при заключении или изменении договора ОСАГО со сроком действия один год.

Сведения о предыдущих договорах ОСАГО (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из АИС ОСАГО, созданной в соответствии со ст. 30 Закона об ОСАГО, если иное не установлено Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

По договору ОСАГО, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии сведений указанным водителям присваивается класс 3.

Для определения класса учитываются сведения по договорам ОСАГО, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору ОСАГО.

При заключении договора ОСАГО со сроком действия с 30.01.2015 по 29.01.2016, последним закончившимся договором ОСАГО в отношении К. является договор ОСАГО, заключенный с ООО «СК «Согласие» (полис серия ССС № 0672998926).

Информация о страховых случаях в АИС ОСАГО отсутствует. Дата внесения сведений в АИС ОСАГО по договору ОСАГО (полис серия ССС № 0672998926) – 31.01.2014.

При расчете страховой премии по договору ОСАГО, верное значение КБМ в отношении К. равно 0,5 (13 класс страхования).

По договору ОСАГО в базу АИС ОСАГО 30.01.2015 Общество в отношении К. внесло неверное значение КБМ, а именно КБМ =0,95; 4 класс страхования.

ООО «Росгосстрах» принято решение о перерасчете страховой премии по договору ОСАГО и возврате гр. К. излишне уплаченной части страховой премии.

По информации РСА заявок от ООО «Росгосстрах» о невозможности использования базы АИС РСА не поступало.

Обществом не представлено доказательств применения значения КБМ =0,95 как верного значения в отношении К. при заключении договора ОСАГО, а также о невозможности применения базы АИС ОСАГО 30.01.2015.

Факт нарушения ООО «Росгосстрах» лицензионных требований (в отношении гр. К.) подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств и установлен судом, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Ссылка Общества на несовершенство взаимодействия и технические проблемы работы с базой АИС РСА, не может быть принята судом в качестве обстоятельства, исключающего вину страховщика в совершении вменяемого правонарушения.

Согласно информации, представленной по запросу Банка Российским Союзом Автостраховщиков (сх. № И-57099 от 18.08.2015) по вопросу сбоев в работе АИС РСА, 23.01.2015 с 14-30 до 16-34 велись регламентные работы, и доступ к сервисам мог отсутствовать. При этом заявок о невозможности использования базы АИС РСА от ООО «Росгосстрах» не поступало. Дата и время внесения страховщиком сведений по договорам ОСАГО:

-ССС № 0329874330-30/01/2015 17:15:57;

-ССС № 0329874327-19.04.2015 11.15.59 тех. коррекция, тех.корекция 26.06.2015 14:16:39- коррекция КБМ водителя с 3 на 13;

-ССС № 0672998926-31/01/2014 5:05:08.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о поступлении заявок от Общества о невозможности использования АИС РСА на дату заключения договора ОСАГО.

Доказательства отсутствия у лицензиата объективной возможности для соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности и своевременного принятия им необходимых и достаточных мер для их соблюдения и недопущения правонарушения, суду не представлены.

Судом не принимается довод Общества о том, что вменяемое правонарушение подлежит квалификации по части 3 статьи 14.8 КоАП РФ.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ, составляют действия по непредоставлению потребителю льгот и преимуществ, установленных законом. При этом указанная норма не конкретизирует, льготы и преимущества какой-то именно сферы деятельности. Страховщиком же совершены действия, нарушающие именно лицензионные требования, что охватывается диспозицией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Таким образом, суд пришел к выводу о наличии в действиях ООО «Росгосстрах» состава правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно разъяснениям в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу. Суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъективного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства, а также устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью Закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность.

Правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, может посягать на охраняемые законом интересы потребителей. В частности, в случае, если лицо, осуществляющее лицензируемый вид деятельности, допустило противоправное деяние в отношениях с определенным потребителем, пользующимся его услугами (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.11.2010 № 6971/10).

Квалификация совершенного Обществом деяния как нарушение требований страхового законодательства не исключает оценки деяния на предмет соблюдения законодательства о защите прав потребителей, поскольку в данном случае имело место нарушение прав гр. К. как потребителя услуг страхования. Кроме того, лицензионными требованиями является совокупность требований законодательства о страховом деле. Таким образом, в соответствии с лицензионными требованиями субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства, в том числе, Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Гарантии защиты прав, предоставленных КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, ООО «Росгосстрах» обеспечены. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек.

Исключительных обстоятельств совершения нарушения, свидетельствующих о наличии оснований для освобождения заявителя от административной ответственности, в том числе по статье 2.9 КоАП РФ (за малозначительностью правонарушения), суд не усматривает.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ; при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, предусматривает возможность применения к виновному лицу наказания, как в виде административного штрафа, так и в виде предупреждения.

Решая вопрос о назначении Обществу наказания, суд, учитывая обстоятельства дела, характер правонарушения, совершение ООО «Росгосстрах» ранее однородных административных правонарушений, не находит оснований для применения к нарушителю наказания в виде предупреждения, однако принимая во внимание возврат излишне уплаченной части страховой премии страховщику, считает возможным определить наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в минимальном размере - 30 000 руб.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу. Заверенную копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Мурманской области в установленный срок, со дня вступления в законную силу решения суда.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Руководствуясь статьями 167-170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (ОГРН <***>, ИНН <***>), находящееся по адресу: <...> (адрес Мурманского филиала: <...>), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель УФК по Мурманской области (Отделение Мурманск)

ИНН <***>

КПП 519003001

ОКТМО 47701000

БИК получателя 044705001

Номер счета получателя 40101810000000010005

КБК 999 116 9001001 6000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет»

Уникальный идентификатор начисления: 99904700210915000920

Единый идентификатор плательщика: 25027089703502701001

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Л.Е. Беляева