ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-8174/14 от 22.04.2015 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Книповича, 20 г.Мурманск 183049

http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск                                                                        Дело № А42-8174/2014

«29» апреля 2015  года

Резолютивная часть решения объявлена «22» апреля 2015 года.

Полный текст решения изготовлен «29» апреля 2015 года

Судья Арбитражного суда Мурманской области Муратшаев Денис Вадимович, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жуковой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия «Расчетно-информационный центр» Муниципального образования Ковдорский район, ИНН 5104909209, ОГРН 1065108004928, юридический адрес: ул. Чехова, д.4, г. Ковдор

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области, ИНН 51089000937, ОГРН 1045100076471, юридический адрес: ул. Строительная, д.55, г. Оленегорск

о признании  недействительным в части решения от 13.05.2014 № 25

При участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – не явился, извещён, ходатайство;

от ответчика – Сорокина Н.А., доверенность от 12.01.2015 № 14-48/2, Циркина Н.Г., доверенность от 14.11.2014 № 14-48/22;

установил:

муниципальное унитарное предприятие «Расчетно-информационный центр» Муниципального образования Ковдорский район, ИНН 5104909209, ОГРН 1065108004928, юридический адрес: ул. Чехова, д.4, г. Ковдор, обратилось в Арбитражный суд Мурманской области  с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области, ИНН 51089000937, ОГРН 1045100076471, юридический адрес: ул. Строительная, д.55, г. Оленегорск, о признании  недействительным в части решения от 13.05.2014 № 25.

Заявитель в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.

С учетом мнения представителей Инспекции и руководствуясь ст. 154 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя.

В обоснование заявленных требований заявитель указал следующее.

1. Согласно протоколу заседания комиссии по легализации объектов налогообложения Межрайонной ИФНС России № 5 по Мурманской области от 19.08.2009 года, были внесены изменения в учетную политику МУП «РИЦ и, начиная с 01.01.2011 года, доходы от реализации услуг по теплоснабжению населения признаются в момент оказания услуги, а не по моменту предъявления расчетных документов потребителям.

В п.п. 2.1.4. Решения (страница 14 абзац 4-6) инспекция, учитывая возражения МУП «РИЦ» по акту проверки, считает обоснованным, что по доходам, относящимся к нескольким отчетным или налоговым периодам, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. В п.п. 2.2.1.1. Решения (страница 17 абзац 8) при проверке полноты уплаты налога на добавленную стоимость также подтверждается правильность ежемесячного отражения доходов от предоставления коммунальных услуг населению в соответствии с фактическим предъявленным поставщиками объемом предоставленных услуг.

Однако в п.п 2.2.1.1. Решения при расчете суммы превышения стоимости предоставленной населению услуги по теплоэнергии над стоимостью ее приобретения, доход от реализации этой услуги признается налоговым органом согласно ежемесячно выставляемых населению квитанций исходя из 1/12 части годового размера платы за отопление. Стоимость приобретенных услуг по теплоэнергии также распределена налоговым органом равномерно на каждый месяц по 1/12 части фактически сложившегося за год объема, полученного от поставщиков.

Считаю примененный ответчиком порядок расчета налоговой базы для исчисления налога на добавленную стоимость незаконным, так как согласно ст. 163 гл. 21 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по НДС является квартал. Предприятие заполняет раздел 7 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость данными о стоимости реализованных и приобретенных услуг по итогам соответствующего налогового периода - квартала.

Нарушений при проверке условий применения положений п.п. 29 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ о соответствии стоимости реализации и приобретения коммунальных услуг в указанные периоды не установлено.

Заявитель считает вывод инспекции о занижении налоговой базы для исчисления налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2011 на сумму 491 752 руб., за 4 квартал 2011 – 728 843 руб., за 1 квартал 2012 – 922 225 руб., за 2 квартал 2012 – 746 699 руб., за 3 квартал 2012 – 2 088 925 руб. незаконным, так как налоговым органом применяется неоднозначный подход при проверке соблюдения условий, необходимых для применения освобождения от уплаты НДС.

2. В разделе 2.2.1.1. Решения с суммы превышения стоимости приобретенных коммунальных услуг в результате необоснованно примененной льготы, предусмотренной п.п. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, инспекцией доначислен налог на добавленную стоимость по ставке 18%.

МУП «РИЦ» считает такой способ расчета необоснованным, так как в соответствии п. 6 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). С точки зрения Минфина России (письма от 15.03.2013 № АС-3-3/904, от 06.05.2011 № 03-07-14/45) в соответствии с законодательством по НДС суммы этого налога включаются в цену (тариф) реализуемых населению товаров, работ, услуг.

При этом налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет продавцом товаров (работ, услуг), но за счет средств, получаемых с покупателя (населения). Так в п.п. 2.2.2. Решения инспекцией признаны обоснованными аргументы МУП «РИЦ» относительно применения расчетной ставки в размере 18/118 для исчисления НДС с суммы превышения стоимости приобретенных услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в результате необоснованно примененной льготы по п.п. 30 п.3 ст. 149 НК РФ.

Предприятие реализует потребителям коммунальные услуги по тарифам, устанавливаемым Управлением по тарифному регулированию Мурманской области, в том числе:

-тарифы на тепловую энергию (отопление, горячее водоснабжение) по постановлению № 31/11 от 10.11.2010, № 35/2 от 24.11.2010 года, № 40/2 от 08.12.2010; № 49/3 от 11.11.2011, № 53/3 от 25.11.2011.

-тарифы на водоотведение по постановлению № 37/1 от 29.11.2010, № 54/2 от 29.11.2011.

Так как МУП «РИЦ» применяет льготу по налогу на добавленную стоимость, предусмотренную п.п. 29 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса, то тарифы на коммунальные услуги включают в себя налог на добавленную стоимость.

Таким образом, в целях исключения двойного налогообложения, считаю обоснованным для определения суммы НДС применение расчетной ставки 18/118 согласно п. 4 ст. 164 НК РФ.

3. МУП «РИЦ» считает неправомерным распределение инспекцией в разделе 2.2.3. Решения суммы НДС по общехозяйственным расходам пропорционально долям выручки по налогооблагаемым и необлагаемым оборотам, уменьшение суммы налоговых вычетов по НДС и доначисление налога на сумму 343 766 рублей.

Согласно заключенным с потребителями жилищно-коммунальных услуг договорам

-коммунальные услуги,

-услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме,

-услуги по управлению многоквартирным домом.

Под услугами управления понимаются следующие действия управляющей компании:

-заключение договоров с поставщиками и подрядчиками;

-заключение договоров управления с собственниками помещений;

-технический контроль над выполнением работ по надлежащему предоставлению жилищно-коммунальных услуг;

-начисление платы за ЖКУ, а также пени за несвоевременную оплату платежей за ЖКУ;

-формирование и изготовление платежных документов;

-прием платежей от населения;

-ведение претензионной работы;

-представительство в арбитражных судах и судах общей юрисдикции;

-рассмотрение предложений, жалоб, заявлений потребителей жилищно-коммунальных услуг;

-взыскание задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги

-прочие услуги по управлению.

В соответствии с Письмом Минфина РФ от 23.12.2009 № 03-07-15/169 услуги по управлению облагаются налогом на добавленную стоимость.

Собственный штат управляющей организации состоит только из административного персонала, производственный персонал отсутствует. Для обеспечения функционирования административно-управленческого персонала Предприятие осуществляет расходы на аренду помещений офиса, приобретение коммунальных услуг непосредственно по офису, услуги связи, канцелярские принадлежности и оргтехнику, услуги по ее обслуживанию, вознаграждение почтовым отделениям за прием платежей от населения, информационно-консультационные услуги и другие общехозяйственные расходы, которые включаются в плату за услуги по управлению многоквартирными домами.

Так как приобретенные услуги имеют конкретное назначение для использования -осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, то предприятием соблюдены требования, содержащиеся в ст. 171 НК РФ, необходимые для применения налоговых вычетов по НДС. В главе 21 Налогового кодекса РФ не предусматривается деление расходов на виды, а также не устанавливается порядок учета предъявленных контрагентами сумм налога, дифференцируемый в зависимости от того, в составе общехозяйственных или других расходов уплачен этот налог.

Суммы НДС, предъявленные поставщиками по услугам, относящимся к общехозяйственным расходам, не могут увеличивать стоимость услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, так как они не прописаны в перечне работ, выполняемых управляющей организацией согласно п. 11 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Также предприятие не вправе изменять стоимость коммунальных услуг, включая в них часть своих затрат в виде «входного» НДС, так как тарифы устанавливаются Управлением по тарифному регулированию Мурманской области. Таким образом, нарушается безальтернативный порядок учета «входного» НДС, установленный в п. 4 ст. 170 НК РФ.

Представители ответчика в удовлетворении заявленных требований возражали по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

В обоснование возражений указали следующее.

1. Заявитель считает необоснованным вывод инспекции о занижении налоговой базы для исчисления налога на добавленную стоимость, так как им соблюдены условия, предусмотренные пп.29 п.3 ст.149 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Следовательно, коммунальные услуги, указанные в пункте 4 статьи 154 ЖК РФ, предоставляемые управляющими организациями, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, освобождаются от налогообложения НДС при условии, если данные коммунальные услуги приобретаются ими у юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 2 Закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ, а также поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ суммы НДС по коммунальным услугам, предъявленные управляющим организациям поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, включаются управляющими организациями в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежат.

Таким образом, от налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом налога на добавленную стоимость, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии, газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В ходе проведения выездной налоговой проверки установлено, что МУП «РИЦ», являясь исполнителем коммунальных услуг, приобретает коммунальные ресурсы у организаций коммунального комплекса и реализует их населению, иным лицам.

Расчет выпадающих доходов, предъявляемый МУ УЖКХ для получения компенсации по коммунальным услугам, производится налогоплательщиком ежемесячно из расчета 1/12 за год. На основании данного расчета МУП «РИЦ» выставляются ежемесячные счета на компенсацию выпадающих доходов от реализации услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

МУП «РИЦ» при реализации коммунальных услуг населению, освобожденных от налогообложения, первичные учетные документы (счета на оплату коммунальных услуг населению, счета на компенсацию выпадающих доходов) и счета-фактуры выставлены налогоплательщиком без выделения соответствующих сумм налога.

Таким образом, Инспекцией при проверке вопроса соблюдения условий для применения налогоплательщиком освобождения операций от обложения НДС по подпункту 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ для расчета суммы превышения стоимости приобретенных коммунальных услуг реализация определена по дате и сумме фактически выставленных счетов на оплату. Стоимость приобретенных услуг для соответствия показателей в расчете распределена налоговым органом равномерно (месяц, квартал).

Сумма превышения стоимости поставщика над стоимостью реализованных коммунальных услуг определена в расчетах Инспекции поквартально, данные за месяц связаны с ежемесячными сроками уплаты налога.

В целях налогообложения Положение об учетной политике МУП «РИЦ» на 2011-2012 годы (после внесения изменений в первоначальный документ, утвержденный приказом от 29.12.2009 № 109-р) с 01.01.2011 не содержит способа определения, признания, оценки и распределения реализации услуг для исчисления НДС, в том числе по реализации тепловой энергии.

Пункт 4.7.1 Приказа «О внесений изменений в учетную политику» от 30.12.2010 № 200-р с 01.01.2011 изложен применительно налогового учета прибыли организации (статья 11, пункт 12 статьи 167, пункт 3 статьи 271 НК РФ) - «датой получения доходов является дата реализации услуг, определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ». Содержание пункта 4.5.8 Приказа «О внесении изменений в учетную политику» от 30.12.2010 № 200-р определяет порядок отражения доходов от реализации услуг по отоплению в бухгалтерском учете.

Таким образом, ссылка налогового органа в пункте 2.1.4. решения от 13.05.2014 № 25 (раздел «Расчет прибыли налога на прибыль») на пункт 4.6.2 Приказа МУП «РИЦ» от 30.12.2010 № 210-р «О внесении изменений в учетную политику», согласно которой доходы от представления коммунальных услуг и капитальному ремонту признаются организацией в момент определения объема фактически переданных потребителям за отчетный период коммунальных ресурсов и проведенных работ, применима только для исчисления налога на прибыль организаций.

В пункте 2.2.1.1. решения от 13.05.2014 № 25 описан действующий порядок отражения стоимости реализованных услуг населению, используемый в налоговом учете МУП «РИЦ».

Выводы Инспекции о неправомерности данного порядка исчисления НДС на коммунальные услуги, оказанные населению, изложены в разделе 2.2.1 решения от 13.05.2014 № 25.

По вопросу применения льготы по п.29 п.3 ст. 149 НК РФ есть официальная позиция Минфина России, согласно которой для применения льготы цена реализации должна соответствовать цене их приобретения у ресурсоснабжающих организаций.

Так, в письме Минфина России от 19.03.2014 N 06-05-17/11844 разъяснено, что от обложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у ресурсоснабжающих организаций.

2. В отношении применения расчетной ставки по НДС с суммы превышения стоимости приобретенных коммунальных услуг, в результате необоснованно примененной льготы, предусмотренной пп.29 п.3 ст.149 НК РФ.

В проверяемом периоде МУП «РИЦ» на основании договоров управления многоквартирными домами, заключенными с собственниками многоквартирных домов и ТСЖ, выполнялись работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также предоставление коммунальных услуг в соответствии с Правилами № 307.

В ходе выездной налоговой проверки Инспекцией установлено неправомерное применение налоговых льгот по НДС, предусмотренных подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ, занижение выручки по налогу на добавленную стоимость, в связи с чем, налогоплательщику доначислен НДС по ставке 18%.

При рассмотрении письменных возражений МУП «РИЦ», в связи с тем, что первичными учетными документами подтверждено включение суммы налога в стоимость услуги за содержание жилых и нежилых помещений, Инспекцией был удовлетворен довод налогоплательщика о том, что при расчете НДС с суммы превышения стоимости приобретенных услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в результате необоснованно примененной льготы, предусмотренной подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ, применяется расчетная ставка 18/118.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 стать 146 НК РФ объектом налогооб­ложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Согласно пункту 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых иму­щественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имуще­ственных прав соответствующую сумму налога.

Пунктом 2 статьи 168 НК РФ, предусмотрено, что сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в пункте 1 данной статьи цен (тарифов).

Таким образом, вышеназванными положениями НК РФ установлено, что налогоплательщик-продавец обязан увеличить цену (тариф) на соответствующую сумму налога на добавленную стоимость и предъявить ее для оплаты покупателю.

Документы, подтверждающие тот факт, что выручка от реализации коммунальных услуг по управлению содержит в своем составе НДС, налогоплательщиком не представлены. В связи с чем, основания исчислять НДС по расчетной ставке 18/118, отсутствуют.

3. Заявитель считает неправомерным распределение инспекцией суммы НДС по общехозяйственным расходам пропорционально долям выручки по налогооблагаемым и необлагаемым оборотам, уменьшение суммы налоговых вычетов по НДС и доначисление налога в сумме 343 766 руб. на основании того, что им соблюдены требования, содержащиеся в ст. 171 НКРФ.

Инспекция считает указанный довод налогоплательщика необоснованным по следующим основаниям.

Пунктом 4 статьи 149 и пунктом 4 статьи 170 НК РФ предусмотрена обязанность ведения налогоплательщиком раздельного учета "входного" НДС при осуществлении одновременно операций, подлежащих налогообложению, и операций, освобождаемых от обложения НДС. При этом порядок ведения раздельного учета должен быть определен налогоплательщиком самостоятельно и отражен в учетной политике организации для целей налогообложения. Налогоплательщик должен обеспечить ведение раздельного учета таким образом, чтобы можно было достоверно определить: к какому виду деятельности относятся те или иные суммы "входного" НДС.

В силу абзацев 1 - 7 пункта 4 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав, налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций в соответствии с требованиями соответствующих статей НК РФ.

Общехозяйственные расходы также подлежат учету в пропорции расходов, относящихся к облагаемым и необлагаемым НДС.

В связи с этим налогоплательщики должны сами обеспечить ведение раздельного учета таким образом, чтобы можно было достоверно определить, к какому виду деятельности относятся те или иные суммы налога.

В случае, если раздельный учет налогоплательщика не позволяет выяснить его расходы на приобретение конкретных товаров (работ, услуг), используемых в последующем точно в облагаемых или в не облагаемых НДС операциях, то есть явно относящихся к одному из видов деятельности, и невозможно установить, какая именно часть приобретенных товаров (работ, услуг) достоверно будет использоваться в определенной из указанных операциях, то отнесение уплаченных поставщикам сумм НДС подлежащих вычету либо учету в стоимости товаров (работ, услуг) к соответствующим операциям, указанным в абзацах 2 и 3 пункта 4 статьи 170 НК РФ, невозможно.

Материалами дела установлено следующее.

Инспекцией проведена выездная налоговая проверка МУП «РИЦ» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по всем налогам и сборам, кроме налога на доходы физических лиц (налоговый агент) за период с 01.01.2011 по 31.12.2012, правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по налогу на доходы физических лиц (налоговый агент) за период с 01.05.2012 по 30.11.2013.

По результатам выездной налоговой проверки в соответствии с пунктом 1 статьи 100 НК РФ составлен Акт от 26.03.2014 № 6.

Не согласившись с нарушениями, установленными в Акте проверки, налогоплательщиком представлены в инспекцию письменные возражения от 25.04.2014.

Материалы налоговой проверки и представленные письменные возражения рассмотрены в соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ в присутствии налогоплательщика, о чем свидетельствует протокол рассмотрения акта и других материалов налоговой проверки от 06.05.2013.

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.05.2014 № 25.

Не согласившись с принятым решением, налогоплательщик обжаловал его в апелляционной инстанции.

Решением УФНС России по Мурманской области от 25.07.2014 № 236 апелляционная жалоба налогоплательщика удовлетворена в части доначисления сумм налога на прибыль организаций, а также соответствующих сумм пени и налоговых санкций.

Не согласившись с решением инспекции в соответствующей части, МУП «РИЦ» обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с соответствующим заявлением.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

В ходе рассмотрения спора и исследования материалов дела представители сторон указали, что дополнений, замечаний к материалам дела нет, иных доказательств не имеется. На наличие других доказательств по делу, которые не могли быть представлены в суд первой инстанции по объективным причинам, представители сторон не ссылались, ходатайств об истребовании доказательств от представителей сторон при рассмотрении дела не поступало, в связи, с чем дело рассмотрено по имеющимся материалам.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

1. Занижение налоговой базы для исчисления налога на добавленную стоимость.

Пунктом 4 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Следовательно, коммунальные услуги, указанные в пункте 4 статьи 154 ЖК РФ, предоставляемые управляющими организациями, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, освобождаются от налогообложения НДС при условии, если данные коммунальные услуги приобретаются ими у юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 2 Закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ, а также поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

В соответствии с пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (утратило силу с 01.01.2015), при отсутствии общедомовых, квартирных и индивидуаль­ных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к настоящим правилам. (Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 с 01.09.2012 года исключена возможность корректировки размера платы за отопление 1 раз в год).

В подпункте 1 пункта 1 Приложения № 2 Правил приведена формула для расчета платы за отопление жилого помещения: произведение площади жилого помещения, государственного регу­лируемого тарифа и норматива потребления тепловой энергии на отопление. Норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на 1 кв.м. площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещения и на 12 месяцев.

Пункт 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006, предусматривает утверждение нормативов потребления коммунальных услуг органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно настоящего Положения (пункт 5) нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.

Нормативы потребления коммунальных услуг для населения, проживающего на территории муниципального образования Ковдорский район, утверждены Постановлением Администрации муниципального образования Ковдорский район от 15.11.2007 № 746. Нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для опреде­ления размера платы за коммунальные услуги (п.2 Постановления). Нормативы потребления коммунальных услуг на территории района применялись при расчете платы за услуги в период с 01 января 2008 по 31 декабря 2012 . Величина нормативного потребления тепловой энергии на отопление для населения рассчитана на месяц с учетом этажности дома, материала стен.

Постановление № 746 от 15.11.2007 утратило силу с 1 января 2013 г. в связи с утверждением новых нормативов в Постановлении №811 от 19.11.2013.

Таким образом, в отсутствие приборов учета, установленных на границе сетей, определить стоимость коммунального ресурса можно только на основании нормативов потребления. В связи с этим достоверно определить стоимость поставленного коммунального ресурса можно только в целом на весь отопительный сезон (умножения трех показателей).

Управляющая компания в своих действиях по определению налоговой базы по НДС связана с нормативами потребления тепловой энергии, утвержденными уполномоченным органом. Следовательно, налоговую базу для исчисления НДС также следует определять, исходя из нормативов и количества месяцев в каждом налоговом периоде.

Начисление платы за отопление за конкретный месяц никоим образом не привязано к фактически отпущенному в этом месяце объему тепловой энергии, неизбежно расхождение между количеством отпущенной энергии и количеством энергии, исходя из которого начислена плата населению за коммунальные услуги (по нормативу). Такое расхождение устраняется ежегодной корректировкой платы, цель которой - привести начисления населению в соответствие плате за ту тепловую энергию, которую потребил многоквартирный дом в целом.

МУП «РИЦ» не отрицает наличие факта превышения стоимости теплоэнергии, предъявленной населению, над стоимостью приобретенного ресурса в 2011,2012 годах. Из пояснения главного бухгалтера организации от 31.01.2014г. (п.1 ,п.2) следует, что превышение стоимости теплоэнергии, за 2011 год сложилось в результате проведения не в полном объеме перерасчета населению стоимости оказанных услуг (приказы № 41-р,42-р от 20.06.2012) и отсутствии перерасчета коммунальных услуг за 2012 год.

Расчет выпадающих доходов, предъявляемый МУ УЖКХ для получения компенсации по коммунальным услугам, производится налогоплательщиком ежемесячно из расчета 1/12 за год. На основании данного расчета МУП «РИЦ» выставляются ежемесячные счета на компенсацию вы падающих доходов от реализации услуг по теплоэнергии.

Согласно п.1 ст.167 НК РФ моментом определения налоговой базы для исчисления НДС является наиболее ранняя из следующих дат:

1)день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2)день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполненных работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Согласно пункту 4.7.1. « Учет доходов и расходов для целей налогообложения» Положения об учетной политике МУП «РИЦ» на 2011-2012 годы (после внесения изменений в первоначальный документ, утвержденный приказом от 29.12.2009 № 109-р) с 01.01.2011 признание доходов и расходов в целях налогового учета осуществляется по методу начисления, то есть выставленным счетам.

В целях определения налоговой базы по НДС в периоды отключения теплоэнергии с июня по август в бухгалтерском учете налогоплательщика образуется дебиторская задолженность перед населением (оплата согласно выставленных счетов поступила, услуга не оказана). Обложение налогом на добавленную стоимость поступившей платы за коммунальные услуги от населения в счет предстоящих платежей на основании абз. 2 п.1 ст. 154 и п.п.2 п.1 ст.167 НК РФ в учетной политике организации не предусмотрено.

Таким образом, моментом определения налоговой базы для исчисления НДС у налогоплательщика является день отгрузки (выставления счетов населению на оплату).

Согласно статье 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не уста­новлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного по­требительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных до­кументов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (часть 2).

Из вышеуказанных норм следует, что суммы реализации услуг по отоплению в размере начисленной платы подлежат отражению в учете ежемесячно. Следовательно, отражать в учете реализацию отдельных услуг в сумме, превышающей общий размер платежа за месяц и формиро­вать таким образом в учете задолженность собственников помещений (которая по закону и дого­вору еще не возникла) не правомерно.

Согласно п.п. 29 п.3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (НДС) реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги , при условии приобретения коммунальных услуг у организаций коммунального комплекса.

Деятельность управляющей компании не исчерпывается получением теплоресурсов от теплоснабжающей организации и перепродажей их потребителям. Оказание услуг населению по отоплению многоквартирных домов на надлежащем уровне в течение всего отопительного периода невозможно без надлежащего содержания тепловых сетей в течение 12 месяцев. Согласно пп. «з» п.11 Правил содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, подготовка к сезонной эксплуатации внутридомового оборудования входит в состав работ по содержанию имущества, которое оплачивается населением согласно счетов с мая по сентябрь.

Таким образом, в целях исчисления налога на добавленную стоимость определение выручки от оказания услуг по отоплению многоквартирных домов в размере 1/12 за месяц равномерно в течение года с учетом Правил определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 , норм пункта 1 статьи 167 НК РФ является обоснованным.

Следовательно, заявленные требования в этой части не подлежат удовлетворению.

2. Доначисление суммы НДС с применением расчетной ставки 18%.

В течение 2012 года изменился порядок оплаты населением за потребляемую тепловую энергию. В частности, до 01.09.2012 Правила N 307 предусматривали внесение платы за отопление ежемесячно либо исходя из общего размера платы за отопление за прошедший год, либо из нормативов потребления, определенных как 1/12 часть годовых затрат на производство тепловой энергии. Таким образом, обязательства конечного потребителя спорной услуги формировались пропорционально в течение одного года. В свою очередь, общество обязано было оплачивать фактически полученный тепловой ресурс сразу же в полном объеме. Тем самым затраты организации компенсировались населением в более поздние периоды по сравнению с действительным моментом их возникновения.

Возникший у заявителя в рассмотренной части доход напрямую связан с соблюдением им законодательно установленного порядка формирования стоимости спорных услуг и никоим образом не свидетельствует о продаже им какого-то дополнительного объема услуг, превышающего количество приобретенных.

Определяя размер налоговых обязательств Общества с суммы превышения, налоговый орган, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 154, пунктов 1, 2, 4 статьи 168 Кодекса, произвел доначисление НДС по ставке 18%.

Суммы, превышающие стоимость приобретения коммунальных услуг, не оспариваются МУП «РИЦ».

Исходя из буквального толкования подпункта 29 пункта третьего статьи 149 НК РФ, для применения налогоплательщиком соответствующей льготы в виде освобождения от уплаты НДС в отношении операций по реализации коммунальных услуг должны быть соблюдены лишь следующие обязательные условия:

- услуга приобретается у лица, обладающего специальным статусом, в частности: у организации коммунального комплекса, поставщика электрической энергии или газоснабжающей организации;

- покупатель услуги - налогоплательщик - относится к прямо поименованным в норме хозяйствующим субъектам, применительно к настоящему спору представляет собой управляющую организацию, созданную в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающую за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги.

Никаких иных дополнительных требований (как при буквальном, так и ином толковании) для реализации заинтересованным лицом права на поименованную льготу законодательством не предусмотрено.

С учетом этого и в силу специфики своей уставной деятельности у заявителя возникло право на уменьшение налогового бремени в порядке, определенном налоговым законодательством, в отношении операций по предоставлению коммунальных услуг населению.

Получение обществом дохода от последующей продажи коммунальных ресурсов нанимателям жилья не связано с реализацией им дополнительного объема услуг по сравнению с ранее приобретенными для этих целей услугами.

Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 названного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу положений статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета устанавливается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Согласно абзацу седьмому пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Таким образом, управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ, в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме.

Абзацем вторым пункта 15 Правил N 307 определено, что в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.

Таким образом, при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса, приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями управляемых такой компанией жилых домов, должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые, согласно приложению N 2 к Правилам N 307, учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги. Одновременно сама управляющая компания производит расчет за фактически отпущенные ей сторонними хозяйствующими субъектами ресурсы по тарифам, утвержденным уполномоченным органом субъекта Российской Федерации для населения.

Как видно из материалов дела, в спорный период общество как исполнитель коммунальных услуг приобретало последние у ресурсоснабжающих организаций для их последующей поставки потенциальным потребителям по тарифам, утвержденным распоряжениями Управления по тарифному регулированию Мурманской области.

Предприятие реализует потребителям коммунальные услуги по тарифам, устанавливаемым Управлением по тарифному регулированию Мурманской области, в том числе:

-тарифы на тепловую энергию (отопление, горячее водоснабжение) по постановлению № 31/11 от 10.11.2010, № 35/2 от 24.11.2010 года, № 40/2 от 08.12.2010; № 49/3 от 11.11.2011, № 53/3 от 25.11.2011.

-тарифы на водоотведение по постановлению № 37/1 от 29.11.2010, № 54/2 от 29.11.2011.

Таким образом, согласно представленным в материалы дела доказательствам, МУП «РИЦ» для расчетов с потребителями за коммунальные ресурсы (теплоснабжение и отопление) применялся тариф с НДС.

Доказательств, подтверждающих, что в составе предъявляемого к оплате населению тарифе не включался НДС, в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что налоговый орган по итогам выездной налоговой проверки при исчислении НДС по спорному эпизоду необоснованно применил ставку в размере 18%, что привело к двойному налогообложению одних и те же операций.

Следовательно, доначисление НДС необходимо производить при применении расчетной ставки 18/118.

Таким образом, налоговым органом неправомерно доначислен НДС по ставке 18%.

В целях исключения двойного налогообложения, обоснованным для определения суммы НДС применение расчетной ставки 18/118 согласно п. 4 ст. 164 НК РФ.

Сумма НДС подлежащая исчислению с применением расчетной ставки 18/118 в судебном заседании не рассчитывалась. Указанную сумму НДС Инспекция должна будет рассчитать при исполнении решения в части устранения допущенного нарушения прав и законных интересов МУП «РИЦ».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение подлежит признанию недействительным в части доначисления НДС, соответствующих ему пени и штрафов по эпизоду применения расчетной ставки по НДС 18% с суммы превышения стоимости приобретенных коммунальных услуг.

3. Распределение суммы НДС по общехозяйственным расходам пропорционально долям выручки по налогооблагаемым и необлагаемым оборотам, уменьшение суммы налоговых вычетов по НДС и доначисление налога в сумме 343 766 руб.

Пунктом 4 статьи 149 и пунктом 4 статьи 170 НК РФ предусмотрена обязанность ведения налогоплательщиком раздельного учета "входного" НДС при осуществлении одновременно операций, подлежащих налогообложению, и операций, освобождаемых от обложения НДС. При этом порядок ведения раздельного учета должен быть определен налогоплательщиком самостоятельно и отражен в учетной политике организации для целей налогообложения. Налогоплательщик должен обеспечить ведение раздельного учета таким образом, чтобы можно было достоверно определить: к какому виду деятельности относятся те или иные суммы "входного" НДС.

В силу абзацев 1 - 7 пункта 4 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав, налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций в соответствии с требованиями соответствующих статей НК РФ.

Общехозяйственные расходы также подлежат учету в пропорции расходов, относящихся к облагаемым и необлагаемым НДС (Постановление Президиума ВАС от 05.07.2011 № 1407/11).

В связи с этим налогоплательщики должны сами обеспечить ведение раздельного учета таким образом, чтобы можно было достоверно определить, к какому виду деятельности относятся те или иные суммы налога.

В случае, если раздельный учет налогоплательщика не позволяет выяснить его расходы на приобретение конкретных товаров (работ, услуг), используемых в последующем точно в облагаемых или в не облагаемых НДС операциях, то есть явно относящихся к одному из видов деятельности, и невозможно установить, какая именно часть приобретенных товаров (работ, услуг) достоверно будет использоваться в определенной из указанных операциях, то отнесение уплаченных поставщикам сумм НДС подлежащих вычету либо учету в стоимости товаров (работ, услуг) к соответствующим операциям, указанным в абзацах 2 и 3 пункта 4 статьи 170 НК РФ, невозможно.

В ходе выездной налоговой проверки установлено, что согласно данных налоговых деклараций по НДС за 1-4 кварталы 2011 года, 1,3,4 кварталы 2012 года, книг покупок за указанные налоговые периоды, МУП «РИЦ» заявлен к налоговому вычету НДС в сумме соответственно 303 687 руб. и 95 438 руб.

Сумма НДС, заявленная к вычету, исчислена со стоимости приобретенных услуг, а именно: - ФГУП Почта России за оказанные услуги по приему платежей от населения;

-КУМИ Ковдорского района аренда офисного помещения;

-ООО «ТЭКОМ» за поставку компьютерной техники;

-ОАО «Колаэнергосбыт» за электроэнергию в офисном помещении;

-ОАО «Ростелеком» за услуги связи в офисном помещении;

-ООО «Тепловодоканал» за услуги по отпуску и передаче тепловой энергии, горячей воды;

-ООО «Енский» за услуги по водоснабжению нежилого помещения в п. Енский;

-    ОАО «Ковдорский ГОК» за услуги по отпуску и передаче тепловой энергии в офисное помещение.

Согласно пункту 3 приказа МУП «РИЦ» № 200-р от 20.12.2010 «О внесении изменений в учетную политику», пункту 1 приказа № 121-р от 29.12.2011 «О внесении изменений в учетную политику» в связи с осуществлением организацией облагаемых и необлагаемых видов деятельности организацией обеспечено ведение раздельного учета доходов и расходов по операциям облагаемых и необлагаемых НДС, а также раздельный учет по приобретенным ценностям. К операциям, облагаемым НДС, относятся: реализация услуг собственного производства, а именно: услуги по управлению многоквартирными домами, услуги по опломбированию счетчиков, услуги по состав­лению локальных смет. К операциям, не облагаемым НДС, относится реализация покупных услуг, а именно: коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Раздельный учет НДС ведется в регистрах учета входного НДС на следующих субсчетах:

Счет 19 субсчет «НДС, принимаемый к вычету» (по приобретенным услугам);

Счет 19 субсчет «НДС, включаемый в стоимость оказываемых услуг» (по приобретенным услугам).

Таким образом, налогоплательщиком изначально исключена возможность приобретения товаров (работ, услуг), участвующих одновременно в деятельности облагаемой и необлагаемой НДС. Для учета данных операций может быть использован счет 19 субсчет «НДС по приобретенным услугам, используемым в облагаемой и необлагаемой деятельности» с последующим их учетом в пропорции на вышеуказанных счетах.

Затраты, связанные с приобретением названных выше услуг, связаны с организацией обеспечения деятельности офиса налогоплательщика и учитываются в бухгалтерском учете на б/счете 26 «Общехозяйственные расходы», в налоговом регистре «косвенные расходы». Наличие и содержание офиса организации в надлежащем состоянии, использование компьютерной техники в кабинетах необходимо для решения производственных задач во всех видах деятельности организа­ции, в том числе связанных с обслуживанием населения, юридических лиц либо оказанием других платных услуг.

Проверкой установлено, что МУП «РИЦ» суммы НДС по операциям, связанным с общехозяйственными расходами за 1-4 кварталы 2011 года, в книги покупок включены без учета налогооблагаемых и необлагаемых операций в сумме 303 687 руб., за 1,3,4 кварталы 2012 года в сумме 95 438 руб.

Оказанные МУП «РИЦ» услуги, равно как и расходы, понесенные учреждением по оплате данных услуг, нельзя конкретно разделить по видам деятельности (облагаемым и необлагаемым НДС операциям), по следующим основаниям:

- Согласно заключенным договорам от 11.07.2011 № 170/11, 10.01.2012 № 52/12, КУМИ Ковдорского района (Арендодатель) передает, а МУП «РИЦ» (Арендатор) принимает во временное владение и пользование нежилое помещение находящиеся по адресу: г.Ковдор, ул.Чехова, д.4, для использования под офис.

Поскольку вышеуказанное офисное помещение используется непосредственно в деятельности налогоплательщика, следовательно, сумма арендной платы является общим расходом, используемым для обоих видов деятельности как (облагаемым и необлагаемым НДС).

- оказанные ООО «ТЭКОМ» услуги по поставке компьютерной техники МУП «РИЦ» по адресу: г.Ковдор, ул.Чехова, д.4.

Учитывая то, что компьютерная техника используется для обоих видов деятельности (облагаемым и необлагаемым НДС), следовательно, понесенные расходы нельзя отнести к конкретному виду деятельности.

- оказанные ООО «Колаэнергосбыт» услуги по передаче электрической энергии. Согласно строке 4 счета-фактуры «Грузополучатель и его адрес» указан МУП «РИЦ» г. Ковдор, ул. Чехова, д.4.

Отпускаемая ООО «Колаэнергосбыт» электроэнергия в адрес МУП «РИЦ», необходима для ведения финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом, в том числе и арендуемого помещения расположенного по адресу: г. Ковдор, ул.Чехова, д.4.

Следовательно, понесенные расходы по приобретению электроэнергии, нельзя отнести к конкретному виду деятельности.

- оказанные ОАО «Ростелеком» услуги связи.

Понесенные налогоплательщиком расходы в виде услуг связи (междугородные разговоры, местные соединения) не представляется возможным отнести к конкретному виду деятельности, поскольку данные расходы также необходимы для ведения финансово-хозяйственной деятельности в целом.

- оказанные ОАО «Ковдорский ГОК» и ООО «Тепловодоканал» услуги по отпуску и передаче тепловой энергии, горячей воды.

Расходы по теплоэнергии, горячей воде, хозпитьевой воды, отпущенной ОАО «Ковдорский ГОК» и переданной ООО «Тепловодоканал» в адрес МУП «РИЦ» также невозможно отнести к конкретному виду деятельности, поскольку использование арендованного офисного помещения невозможна без наличия эксплуатационных расходов (теплоэнергия, горячая вода, хозпитьевая вода).

- оказанные ФГУП «Почта России» почтовые услуги.

Как следует из материалов дела, МУП «РИЦ» в проверяемом периоде осуществлял операции, не подлежащие налогообложению (пп.29 п.3 ст. 149 НК РФ).

Расходы, понесенные предприятием (вознаграждение за услуги по приему коммунальных платежей от населения) невозможно отнести к конкретному виду деятельности.

Налогоплательщиком оказывались коммунальные услуги как населению, так и индивидуальным предпринимателям.

В результате чего, оплата коммунальных услуг в отделении почты, могла происходить как от физических лиц, так и от индивидуальных предпринимателей.

- оказанные ООО «Енский» услуги по водоснабжению нежилого помещения в п. Енский.

Поскольку вышеуказанное нежилое помещение используется непосредственно в деятельности налогоплательщика, следовательно, сумма за оказанные услуги является общим расходом, используемым для обоих видов деятельности как (облагаемым и необлагаемым НДС).

Таким образом, налогоплательщик не обеспечил надлежащего ведения раздельного учета, позволяющего достоверно определить, к какому виду деятельности относятся суммы "входного" НДС, предъявленные поставщиками, в связи с чем, в проверяемом периоде МУП «РИЦ» необоснованно завышены налоговые вычеты по НДС.

Следовательно, заявленные требования в этой части не подлежат удовлетворению.

Кроме того, при изготовлении решения в полном объеме судом установлено, что в пункте 1 резолютивной части решения допущена опечатка в части не указания ставки НДС.

Абзац 2 пункта 1 резолютивной части решения следует читать: «Признать недействительным, как не соответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области от 13.05.2014 № 25 в части доначисления НДС по ставке 18%, соответствующих ему пени и штрафов по эпизоду применения расчетной ставки по НДС с суммы превышения стоимости приобретенных коммунальных услуг».

Руководствуясь ст. 179 АПК РФ суд считает необходимым исправить указанную опечатку.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

Р Е Ш И Л:

1. Удовлетворить заявленные требования муниципального унитарного предприятия «Расчетно-информационный центр» Муниципального образования Ковдорский район в части.

Признать недействительным, как не соответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области от 13.05.2014 № 25 в части доначисления НДС по ставке 18%, соответствующих ему пени и штрафов по эпизоду применения расчетной ставки по НДС с суммы превышения стоимости приобретенных коммунальных услуг.

В удовлетворении оставшейся части заявленных требований отказать.

2. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального унитарного предприятия «Расчетно-информационный центр» Муниципального образования Ковдорский район.

3. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области в пользу муниципального унитарного предприятия «Расчетно-информационный центр» Муниципального образования Ковдорский район судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

Решение суда в части признания ненормативного правового акта налогового органа недействительным подлежит немедленному исполнению, но в целом может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья

Муратшаев Д.В.