ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-8314/18 от 13.11.2018 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038

http://www.murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Мурманск                                                                           Дело № А42-8314/2018

«13»  ноября 2018 года

Судья Арбитражного суда Мурманской области: Евтушенко О.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Дементьяновой М.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Истерн Майнинг Сервисиз», ИНН 7704198254, ОГРН 1025100863512, адрес регистрации: Промплощадка ОАО «Ковдорский ГОК», город Ковдор, Мурманская область, 184140,

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области, ИНН 5108900937, ОГРН 1045100076471, адрес регистрации: улица Строительная, дом 55, город Оленегорск, Мурманская область, 184530

о признании недействительным решения от 21.02.2018 №1 в части 

при участии в заседании представителей:

заявителя – Токман Г.И., дов. № 12-01/18 от 02.04.2018, Арзамасцева Г.И., дов.              № 14-01/18 от 02.04.2018

ответчика – Тишининой Н.М., дов. № 14-31/27 от 21.12.2017

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 06.11.2018

Мотивированное решение изготовлено в полном объеме  13.11.2018

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Истерн Майнинг Сервисиз» (далее – ООО «ИМС», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Межрайонной Инспекции ФНС № 5 по Мурманской области (далее – Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании частично недействительным решения налогового органа от 21.02.2018 № 1 о  доначислении налога на прибыль с доходов, выплаченных иностранной организации от источников в Российской Федерации, с соответствующими пенями и налоговой санкцией по статье 123 НК РФ,  вынесенного по результатам выездной налоговой проверки.

В заявлении и письменных пояснениях заявитель считает решение Инспекции в оспариваемой части неправомерным, приводя в обоснование своей позиции следующие доводы (т. 1 л.д. 8 – 19).

Заявитель считает необоснованными и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, положениям НК РФ и нормам международного права, выводы налогового органа о неправомерном применении Обществом пониженной налоговой ставки в размере 5 % в отношении доходов в виде дивидендов, выплаченных ООО «ИМС» в пользу своего единственного участника иностранной компании MAXAMCORPINTERNATIONALS.L. за период 2014 – 2016 г.г. и, как следствие, о неудержании и неперечислении Обществом, являющимся налоговым агентом, суммы налога на прибыль организаций с сумм дивидендов в размере 11 149 582 руб.

Общество указывает, что требования подпункта «а» (ii) пункта 2 статьи 10 Конвенции «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал» от 16.12.1998, заключенной между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания (далее - Конвенция),  им соблюдены, применение налоговой ставки в размере 5% документально подтверждено.

В обоснование своей позиции Общество указывает, что для выполнения условий, предусмотренных подпунктом «а» (ii) пункта 2 статьи 10 Конвенции, достаточно наличия действующего испанского законодательства, устанавливающего режим освобождения дивидендов от налога. В свою очередь, такое освобождение предусмотрено статьей 21 Королевского Законодательного Декрета 4-2004 от 5 марта.

Ссылаясь на положения пункта 1 статьи 246, пункта 3 статьи 275, подпункта 3 пункта 3 статьи 284, подпункта 1 пункта 1 статьи 309 НК РФ, и пункта 3 статьи 310 НК РФ, заявитель указал, что при выплате российской организацией дивидендов иностранному лицу - не резиденту Российской Федерации, с государством которого Российская Федерация заключила международное соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал, удержание и уплата налога возможна по пониженным ставкам, предусмотренным таким международным соглашением, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ, а именно: подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Также Общество сослалось на Конвенцию  от 16.12.1998, заключенную между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания, согласно  которой дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве (пункт 1 и 2 статьи 10 Конвенции). Такие дивиденды могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель является лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, то взимаемый таким образом налог не должен превышать:

а) 5 процентов от общей суммы дивидендов, если:

(i) лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, является компания (иная, чем товарищество), которая вложила в капитал компании, выплачивающей дивиденды, не менее 100000 ЭКЮ (сто тысяч ЭКЮ) или эквивалентную сумму в любой другой валюте;

и (ii) такие дивиденды освобождаются от налога в другом Договаривающемся Государстве;

b) 10 процентов об общей суммы дивидендов, если выполняется только одно из условий, упомянутых в (i) или (ii);   

с) 15 процентов об общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.

В соответствии с письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 16.03.2003 № РД-6-23/664@ доли, выраженные в соглашениях об избежании двойного налогообложения в ЭКЮ, пересчитываются в евро в соотношении 1:1.

Общество также указало, что ООО «ИМС» является дочерним по отношению к компании MAXAMCORPINTERNATIONALS.L. (100 % участие в создании ООО «ИМС»).

На основании решения единственного учредителя - компании MAXAMCORPINTERNATIONALS.L. от 31.03.2014 б/н принято решение о выплате дивидендов      в сумме 10 699 848,53 евро по результатам деятельности по состоянию на 31.12.2013.

ООО «ИМС» в проверяемом периоде осуществлена выплата дивидендов компании MAXAMCORPINTERNATIONALS.L., которые являются частью дивидендов, начисленных решением единственного учредителя Общества MAXAMCORPINTERNATIONALS.L. 31.03.2014. Сумма исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет РФ налога на прибыль составила 11 149 582 руб.

Согласно представленным налоговому органу уведомлениям, выданным 03.11.2014 и 07.07.2015 Министерством финансов и государственного управления Испании, компания MAXAMCORPINTERNATIONALS.L. является резидентом Королевства Испания. Таким образом, на момент выплаты дивидендов компания MAXAMCORPINTERNATIONALS.L. имела постоянное местонахождение в Королевстве Испания и предоставила налоговому агенту подтверждение своего резидентства, предусмотренное пунктом 1 статьи 312 НК РФ, следовательно,            к спорным правоотношениям по выплате Обществом дивидендов подлежат применению положения Конвенции, которые предусматривают возможность использования пониженной ставки (5 и 10 процентов).

Заявитель указал, что для применения пониженной ставки налога в размере     5 процентов при налогообложении дивидендов должны быть выполнены два условия, предусмотренные подпунктом «а» пункта 2 статьи 10 Конвенции, и такие условия Обществом были выполнены.

Компания MAXAMCORPINTERNATIONALS.L. является единственным учредителем Общества и вложила в уставный капитал ООО «ИМС» 6 372 тыс. руб., что составляет более 100 тыс. ЭКЮ.

Указанные обстоятельства подтверждают выполнение Обществом условий, предусмотренных подпунктом «а» (i) пункта 2 статьи 10 Конвенции, что не оспаривается ответчиком.

В отношении выполнения Обществом условий подпункта «а» (ii) пункта 2 статьи 10 Конвенции заявитель указал, что указанные требования Обществом также соблюдены, применение налоговой ставки в размере 5% документально подтверждено, поскольку для выполнения условий, предусмотренных названным подпунктом, достаточно наличия действующего испанского законодательства, устанавливающего режим освобождения дивидендов от налога. В свою очередь, такое освобождение предусмотрено статьей 21 Королевского Законодательного Декрета 4-2004 от 5 марта.

В подтверждение своей позиции заявитель указал, что в соответствии с пунктом III Протокола от 16.12.1998 «В отношении подпункта «а» (ii) пункта 2 статьи 10 Применительно к Испании, понимается, что дивиденды освобождаются от налога в том случае, когда вычет всей суммы испанского налога, относящегося   к таким дивидендам, предоставляется действующим в настоящее время испанским законом или любым другим положением, которое может быть принято в будущем, устанавливающим в основном аналогичный режим».

То есть, данное положение Протокола указывает только на наличие действующего в настоящее время испанского закона, устанавливающего режим освобождения дивидендов от налога, иных требований Конвенция не содержит.

Также Общество, в подтверждение выполнения указанного условия, представило нотариально заверенный перевод статей 21, 31 и 32 Королевского Законодательного Декрета 4-2004 от 5 марта, предусматривающих и регулирующих налоговые льготы, с целью избежать двойное международное экономическое налогообложение дивидендов и дохода от источников, полученных от передачи ценных бумаг, являющихся собственными средствами организаций - нерезидентов Испании, а также Уведомления Испанской налоговой службы                      от 08.09.2014 №№ 1456972100229, 1456972100238, 1456972100210, и от 14.11.2016 № 1656935700530.

Заявитель также сослался на наличие судебной практики, а именно, на судебные решения по делу № А50-26869/2014,  о том, что для выполнения условий, предусмотренных названным пунктом, достаточно наличия действующего в настоящее время испанского закона, устанавливающего режим освобождения дивидендов от налога. Судебные акты, подтверждающие позицию заявителя, вступили в законную силу. Аналогичные выводы содержатся и в решении суда по делу № А42-7531/2017, оставленном судами апелляционной и кассационной инстанций без изменения, где предметом спора были идентичные правоотношения, связанные с выплатой ООО «ИМС» дивидендов компании MAXAMCORPINTERNATIONALS.L. в первом полугодии 2016 года.

Кроме того, заявитель указал, что в силу положений пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», Налоговым кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами не предусмотрено требование о предоставлении налогоплательщиком каких-либо иных дополнительных документов, кроме предусмотренных пунктом 1 статьи 312 НК РФ для подтверждения права на применение пониженной ставки налога на прибыль в отношении доходов, выплачиваемых российской организацией иностранной компании.

Компания MAXAMCORPINTERNATIONALS.L. на момент выплаты дивидендов имела постоянное местонахождение в Королевстве Испания и предоставила налоговому агенту (Обществу) подтверждение своего резидентства - уведомления, выданные Министерством финансов и государственного управления Испании.

Обществом в адрес Инспекции был направлен дополнительно документ - выдержки из аудиторского заключения по годовой отчетности за финансовый год, заканчивающийся 31.03.2014, где подтвержден факт получения компанией MAXAMCORPINTERNATIONALS.L. не менее 85% доходов за рубежом (не в Испании). В этот же период деятельности Общества был получен доход, исходя из которого были начислены дивиденды – по состоянию на 31.12.2013, что также является подтверждением позиции заявителя, безотносительно к дате выплаты дивидендов.

Кроме того, для подтверждения освобождения получаемых MAXAMCORPINTERNATIONALS.L. от своих дочерних компании дивидендов от налогообложения в Испании согласно статье 21 Декрета, Общество представило налоговую декларацию за налоговый период с 01.04.2014 по 31.03.2015, предоставленную иностранной компанией MAXAMCORPINTERNATIONALS.L. в налоговые органы Испании, которая, как указал заявитель со ссылкой на Уведомления испанской налоговой службы, фактически является «налоговой справкой в отношении Налога».

Первая страница декларации содержит подтверждение тому, что налоговым органом данные документы были получены в электронном виде, а также предоставлена информация о дате и времени поступления данных деклараций.

Раздел «В» декларации отражает информацию в отношении прямого участия MAXAMCORPINTERNATIONALS.L. в других компаниях. Подраздел «В1» содержит подробные данные о каждой компании, в которой эта иностранная компания имеет участие.

В строках 705-706 декларации указывается финансовый доход организации от холдинговых компаний по акциям в долевых инструментах. Данный показатель складывается из сумм полученных дивидендов, которые отражаются в разделе «В1» декларации отдельно по каждой из компаний в строке «дивиденды», если в этом периоде такие дивиденды были начислены этой компанией.

В строках 369-370 декларации отражаются данные в отношении сумм дивидендов и других доходов, полученных от передачи ценных бумаг между резидентами и нерезидентами, которые освобождаются от налогообложения в соответствии со статьей 21 Декрета «Освобождение по причине двойного международного налогообложения (статья 21 L.I.S)».

В представленной декларации суммы, указанные в строках 369-370, совпадают с суммами из строк 705-706, что подтверждает вывод Общества о том, что суммы дивидендов, полученные MAXAMCORPINTERNATIONALS.L. от всех дочерних компаний, были учтены в качестве доходов, освобожденных от налогообложения, следовательно, соответствуют положению подпункта «а» (ii) пункта 2 статьи 10 Конвенции.

В письменном отзыве на заявление (т. 3 л.д. 1 – 4) налоговый орган, возражая против удовлетворения заявленных требований, указал, что основанием для доначисления послужили выводы Инспекции о том, что Общество не подтвердило соблюдение второго условия, установленного подпунктом «а» (ii) пункта 2 статьи 10 Конвенции, для применения пониженной ставки налога в размере 5 процентов при налогообложении дивидендов.

Обществом не были представлены документы, подтверждающие факт освобождения дивидендов от уплаты налога на территории государства Испания.

Решением Управления ФНС России по Мурманской области от 07.06.2018     № 311 обжалованное Обществом решение Инспекции от 21.02.2018 № 1 было оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.

Не согласившись с решением Инспекции, ООО «ИМС» обратилось в суд                    с заявлением о признании решения от 21.02.2018 № 1 недействительным в части доначисления налога на прибыль с доходов, выплаченных иностранной организации от источников в Российской Федерации, в сумме 11 149 582 руб., соответствующих пени, и привлечения к ответственности по статье 123 НК РФ.

Ответчик просит отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, поскольку, после принятия судом настоящего дела к производству, Управление ФНС России по Мурманской области на основании пункта 3 статьи 31 НК РФ решением от 05.10.2018 № 479 отменило оспариваемое решение Инспекции от 21.02.2018 № 1, принимая во внимание вступившие в законную силу судебные акты по делу №А42-7531/2017, которыми подтверждено право ООО «ИМС» на применение налоговой ставки в размере 5% в отношении доходов в виде дивидендов, выплаченных иностранной организации.

По мнению ответчика, на момент рассмотрения дела № А42-8314/2018 по существу спор между сторонами отсутствует, оспариваемое решение Инспекции от 21.02.2018 № 1 отменено вышестоящим налоговым органом, вследствие чего обжалуемое заявителем решение не нарушает права и законные интересы  последнего.

Налоговый орган также указал, что удовлетворение судом требований заявителя о признании ненормативного правового акта должно влечь за собой восстановление нарушенного права или защиту законного интереса лица, обратившегося за судебной защитой, между тем, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и (или) иной экономической деятельности на момент рассмотрения дела №А42-8314/2018 восстановлены, решение Инспекции от 21.02.2018 № 1 отменено.

Заявитель в письменных пояснениях на отзыв возражал против доводов ответчика об отсутствии предмета спора в связи с отменой вышестоящим налоговым органом оспариваемого решения, ссылаясь на наличие неотмененного решения Управления ФНС по Мурманской области от 07.06.2018 № 311, которым обжалованное решение Инспекции от 21.02.2018 № 1 было оставлено без изменения.

Также заявитель указывает на то, что Управление ФНС по Мурманской области при вынесении решения от 05.10.2018 № 479 не могло руководствоваться пунктом 2 статьи 31 НК РФ, поскольку право вышестоящего налогового органа     на отмену или изменение решения нижестоящих налоговых органов регламентировано пунктом 3 названной статьи НК РФ (т. 3 л.д. 12 – 14).          

        В судебном заседании представители Общества на удовлетворении заявленных требований настаивали по основаниям, изложенным в заявлении, и в письменных пояснениях на отзыв.

        Представитель Инспекции против удовлетворения требований заявителя возражал, указав, что, с учетом результатов рассмотрения дела № А42-7531/2017, решением Управления ФНС по Мурманской области от 05.10.2018 № 479 решение Межрайонной Инспекции ФНС № 5 по Мурманской области от 21.02.2018 № 1        в оспариваемой части отменено (т. 3 л.д. 7 – 10).

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв.

Как следует из материалов дела, налоговым органом на основании решения заместителя начальника Инспекции от 31.03.2017 № 1 проведена выездная  налоговая проверка ООО «ИМС» по всем налогам и сборам, кроме налога на доходы физических лиц (агент), за период с 01.01.2014 по 31.12.2015; по налогу на доходы физических лиц (агент) - за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.

По результатам выездной налоговой проверки составлен акт № 5 от 23.10.2017 (т.1 л.д. 52 – 72).  

04.12.2017 Обществом были представлены возражения по акту проверки (т. 1 л.д.73 – 103).  

По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика налоговым органом вынесено решение от 21.02.2018 № 1             о привлечении Общества к ответственности за совершение налоговых правонарушений по пунктам 1 и 3 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС и налога на прибыль организаций; по пункту 1 стати 122 НК РФ за неполную уплату налога на имущество организаций и транспортного налога; по статье 123 НК РФ   за неудержание и неперечисление налоговым агентом НДФЛ, неправомерное неперечисление удержанного налоговым агентом НДФЛ; по статье 123 НК РФ       за неполную уплату сумм налога с дохода, выплаченного иностранной организации, и по пункту 1 статьи 126.1 НК РФ за представление документов, содержащих недостоверные сведения, в виде штрафов на общую сумму 3 629 309 руб.

Указанным решением Обществу также были доначислены налог на прибыль организаций, НДС, транспортный налог, налог с дохода, выплаченного иностранной организации, всего на общую сумму19 667 701 руб., и пени по указанным налогам, а также налогу на имущество организаций, НДФЛ, всего на общую сумму 5 266 934 руб. 14 коп. (т. 1 л.д.104 – 259). 

Решение Инспекции от 21.02.2018 № 1 было обжаловано Обществом в вышестоящий налоговый орган (т. 2 л.д. 1 – 18).

Решением Управления ФНС России по Мурманской области от 07.06.2018     № 311 решение Инспекции от 21.02.2018 № 1 было отменено в части  выводов, изложенных в подпунктах 2.1.2, 2.3.1.1.2, 2.1.4 данного решения, доначисления  соответствующих сумм налогов, пени, штрафа. В остальной части решение Инспекции утверждено, апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения (т. 2 л.д.19 – 38).

Не согласившись с решением Инспекции от 21.02.2018 № 1 в части в части доначисления налога на прибыль с доходов, выплаченных иностранной организации от источников в Российской Федерации, в сумме 11 149 582 руб., соответствующих пени и привлечения к ответственности по статье 123 НК РФ, Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Мурманской области.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд  находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Статьей 65 АПК РФ  определено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Из материалов дела следует, что Общество, являясь налоговым агентом, применило пониженную ставку налога в размере 5 процентов при налогообложении дохода при выплате иностранной компании MAXAMCORP INTERNATIONAL S.L.  дивидендов.

В силу статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых     в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты обязаны, в том числе, правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Своевременность перечисления налоговым агентом налогов обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со статьей 75 НК РФ.

Статьей 123 НК РФ  определено, что неправомерное не удержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются, в том числе, иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 309 НК РФ дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в РФ, Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом.

Пунктом 1 статьи 310 НК РФ определено, что налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется     и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 настоящего Кодекса за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, в валюте выплаты дохода.

Налог с видов доходов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 309 настоящего Кодекса, исчисляется по ставке, предусмотренной подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, применяется налоговая ставка в размере 15 процентов.

        В силу пункта 3 статьи 310 НК РФ, в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 Кодекса.

        Согласно пункту 1 статьи 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна представить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

Предоставление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

        В соответствии со статьей 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом           и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

        Между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания подписана Конвенция «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал» от 16.12.1998.

        В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Конвенции дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

Пунктом 2 указанной статьи Конвенции установлено, что, однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель является лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, то взимаемый таким образом налог не должен превышать:

        a) 5 процентов от общей суммы дивидендов, если:

        (i) лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, является компания (иная, чем товарищество), которая вложила в капитал компании, выплачивающей дивиденды, не менее 100000 ЭКЮ (сто тысяч ЭКЮ) или эквивалентную сумму в любой другой валюте;

        и (ii) такие дивиденды освобождаются от налога в другом Договаривающемся Государстве.

Налоговый орган не оспаривал соблюдение Обществом положений подпункта «а» (i) пункта 2 статьи 10 Конвенции.

Как следует из оспариваемого решения, основанием для доначисления Обществу налога на прибыль с доходов, выплаченных иностранной организации    от источников в Российской Федерации, в сумме 11 149 582 руб. с соответствующими пенями и санкцией по статье 123 НК РФ, послужили выводы Инспекции о том, что Общество не подтвердило соблюдение второго условия, установленного подпунктом «а» (ii) пункта 2 статьи 10 Конвенции, для применения пониженной ставки налога в размере 5 процентов при налогообложении дивидендов.

Между тем, судебными актами по делам № А42-7531/2017, № А42-7532/2017, №А42-3525/2018 подтверждена правомерность применения налогоплательщиком пониженной ставки налога в размере 5 процентов при налогообложении дохода при выплате иностранной компании MAXAMCORP INTERNATIONAL S.L. дивидендов, в том числе по делу № А42-7531/2017 - судами апелляционной и кассационной инстанций, по которому решение суда первой инстанции вступило    в законную силу.

Суды пришли к выводу о том, что Закон о налогах с корпораций,  утвержденный Королевским Законодательным декретом 4-2004 от 5 марта 2004 года, предусматривает возможность полного освобождения от налогообложения дивидендов, получаемых резидентами Испании от своих дочерних фирм-нерезидентов Испании (пункт 1 статьи 21 Закона), и что факт освобождения от налога в Королевстве Испания прямо вытекает из испанского закона, вследствие чего ООО «ИМС» соблюдено условие, предусмотренное подпунктом «а» (i) и (ii) пункта 2 статьи 10 Конвенции, и правомерно применена ставка налога в размере       5 процентов.

При этом, по указанным выше делам участвовали те же стороны, рассматривались аналогичные требования Общества об обоснованности применения им пониженной ставки налога, в том числе, за проверяемый период (полугодие 2016 года, 9 месяцев 2016 года) при оспаривании решений Инспекции, вынесенных по результатам камеральных проверок представленных налоговых деклараций.

Решение суда первой инстанции от 15.02.2018 по делу № А42-7531/2017, оставленное без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  от 17.05.2018, и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.08.2018, суда вступило в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ, обстоятельства,  установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении  арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. 

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о соблюдении Обществом обоих условий, предусмотренных подпунктом «а» (i) и (ii) пункта 2 статьи 10 Конвенции, и правомерности применения при удержании налога в качестве налогового агента ставки в размере 5 процентов.

Суд не соглашается с приведенными заявителем в письменных пояснениях на отзыв ответчика доводами о наличии двух действующих решений Управления ФНС по Мурманской области (от 07.06.2018 № 311 и от 05.10.2018 № 479) в отношении оспариваемого решения Инспекции.

Поскольку решением Управления от 05.10.2018 № 479 решение Инспекции   от 21.02.2018 № 1 в оспариваемой в настоящем деле части отменено, решение Управления от 07.06.2018 № 311 также утратило актуальность, и не является действующим.

Также необоснованна ссылка заявителя в отношении пункта 2 статьи 31 НК РФ, указанного в описательной части решения Управления от 05.10.2018 № 479, поскольку, как пояснил представитель ответчика, при указании пункта была допущена техническая опечатка. При этом, непосредственно перед изложением резолютивной части решения Управления, налоговый орган указал, что руководствуется пунктом 3 статьи 31 НК РФ.

В то же время, судом не принимаются доводы ответчика об отсутствии предмета спора в связи с отменой вышестоящим налоговым органом решения Инспекции от 21.02.2018 № 1 в оспариваемой части.

Согласно пункту 18 письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 99                (в редакции от 01.07.2014) «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.

Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт (отмененный или утративший силу в связи с истечением срока его действия) не нарушал законные права и интересы заявителя, арбитражный суд прекращает производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Поскольку оспариваемым решением Обществу необоснованно были доначислены налоги, пени и штраф, заявитель был вынужден обращаться в суд за защитой своего нарушенного права.

При таких обстоятельствах решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области от 21.02.2018 № 1 в оспариваемой части подлежит признанию недействительным.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика.

        Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 180, 181, 197, 200, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области                     

                                                      решил:

Требования общества с ограниченной ответственностью «Истерн Майнинг Сервисиз» удовлетворить.

        Признать недействительным, как не соответствующим положениям Налогового кодекса Российской Федерации, решение Межрайонной Инспекции ФНС № 5 по Мурманской области от 21.02.2018 № 1 в части доначисления налога    с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации в сумме 11 149 582 руб., пени в сумме 3 619 748 руб. 23 коп. и налоговой санкции по статье 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 1 193 716 руб., обязав налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

        Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области, ИНН 5108900937, ОГРН 1045100076471, адрес регистрации: улица Строительная, дом 55, город Оленегорск, Мурманская область, 184530,          в пользу общества с ограниченной ответственностью «Истерн Майнинг Сервисиз», ИНН 7704198254, ОГРН 1025100863512, адрес регистрации: территория Промплощадка ОАО «Ковдорский ГОК», город Ковдор, Ковдорский район, Мурманская область, 184144, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции.

        Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.    

        Судья                                                                                               О.А. Евтушенко