ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-8329/06 от 13.02.2007 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

183049 г. Мурманск, ул. Книповича, д. 20

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-8329/2006

«19» февраля 2007 года

Резолютивная часть решения объявлена  13 февраля 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 19 февраля 2007 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Драчёвой Н.И.,

при ведении протокола судьей Драчёвой Н.И.,
 рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  федерального государственного учреждения «Управление Северного флота»

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Мурманской области

о признании недействительным решения от 05.09.2006 года №3558-юр

при участии представителей сторон:

от заявителя – ФИО1 – по доверенности №37/56 от 20.05.2005 года;

от ответчика - ФИО2 – по доверенности №5549 от 15.03.2006;

установил:

Федеральное государственное учреждение «Управление Северного флота»(далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об отмене решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Мурманской области (далее – Инспекция, ответчик) от 05.09.2006 года №3558-юр и признании войсковой части 90810 получателем средств безвозмездной помощи и правомерность заявленной ею льготы.

В процессе судебного разбирательства учреждение в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования и просило признать недействительным вышеуказанное решение инспекции, признав войсковую часть 90810 получателем средств безвозмездной помощи и правомерность заявленной ею льготы.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Уточнение предмета заявленных требований судом принимается, поскольку это не противоречит законодательству и не нарушает права других лиц.

В обоснование заявленных требований, с учетом дополнительных пояснений, учреждение указало, что не согласно с привлечением к налоговой ответственности, поскольку требования Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) не указывают прямо на то, что в удостоверении или в перечне в соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ должен быть указан получатель гуманитарной или технической помощи. Соответственно, поскольку исполнителем работ было учреждение, которое не является налогоплательщиком и не имеет своего расчетного счета, а войсковая часть 90810 только получателем средств, то в перечне и подтверждено, что работы выполняемые учреждением являются технической помощью. Кроме того, Инспекцией неверно произведен расчет недоимки, штрафа и пени, поскольку с 01.01.2006 года по лицевому счету войсковой части 90810 по расчетам налога на добавленную стоимость (далее – НДС) числилась переплата в размере 408 110 руб. 80 коп. по декларации за май 2006 года зачтено в счет переплаты сумма налога в размере 66 676 руб, при этом если зачесть еще и 488 955 руб, то НДС у уплате составит 147 520 руб., на которую и следовало бы производить начисления штрафа и пени. Также инспекцией в нарушение статьей 88,101 НК РФ не известила учреждение заблаговременно о выявленном правонарушении для представления объяснений и возражения по указанным фактам. Общество также пояснило, что войсковая часть 90810 не является юридическим лицом, однако исполняет обязанности по уплате налогов по месту постановки на учет как обособленные подразделения.

Представитель заявителя в судебном заседании требованиях настаивали по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика заявленные требования не признал, в судебном заседании, а также в отзыве указал, что согласно представленным в инспекцию документам в целях подтверждения правомерности применения льготы по НДС в мае 2006 года, войсковая часть 90810 не является ни получателем безвозмездной помощи, ни соисполнителем работ в рамках контракта по оказанию безвозмездной помощи, следовательно и применение льготы в соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ является неправомерным.

Материалами дела установлено следующее.

06.06.2006 года войсковой частью 90810 по месту учета в Инспекцию представлена налоговая декларация по НДС за май 2006 года. Как следует из представленной декларации налоговая база составила 635 760 руб., сумма НДС составила 114 437 руб., сумма налога, подлежащая уплате составила 66 676 руб., сумма налогового вычета составила 47 761 руб., сумма, освобожденная от налогообложения составила 2 716 419 руб. (л.д.10-15).

Одновременно, в целях подтверждения правомерности применения налоговых льгот, войсковая часть 90810 представила: нотариально заверенную копию удостоверения о признании средств, товаров, работ и услуг технической помощью №4176 с приложением перечня организация, принимающих участие в выполнении работ по оказанию технической помощи; копию договора морской буксировки и поисково-спасательного обеспечения №6/05/3 от 07.06.2005 года; книги продаж и покупок войсковой части 90810 за май 2006 года; копии платежных поручений; копии счетов-фактур, копию протокола фиксированной стоимости.

По результатам камеральной проверки представленной декларации, инспекция направила в адрес войсковой части 90810 письмо от 25.08.2006 года №04-49.4/18046, в котором сообщила о неправомерном применении льготы, установленной подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ и предложила прибыть должностным лицам налогоплательщика для представления письменных объяснений и рассмотрения материалов камеральной проверки по выявленному нарушению (л.д.21-22).

Письмом от 13.09.2006 года №1080, направленным в адрес Инспекции, войсковая часть 90810 представила пояснения (л.д.23-24).

Решением Инспекции от 05.09.2006 года №3558-юр войсковая часть 90810 привлечена к налоговой ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, выразившегося в занижении налога в результате неправомерного применения налоговой льготы в виде взыскания штрафа в сумме 97 791 руб.

Указанным решением войсковой части также доначислен НДС в сумме 488 955 руб. и пени в сумме 5 607 руб. 66 коп. (л.д. 26-28)

Во исполнение указанного решения Инспекция выставила войсковой части 90810 требование №1834 от 07.09.2006 года об уплате налоговой санкции в срок до 18.09.2006 года и требование № 47570 об уплате налога по состоянию на 07.09.2006 года в срок до 18.09.2006 года в добровольном порядке (л.д.29,30).

Не согласившись с указанным решением и требованием, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 21.09.204 года по делу №А42-3715/04-26 установлено, что войсковая часть 90810 не является юридическим лицом, вследствие чего признано недействительным решение Инспекции о включении указанной части в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д.16-19,оборот).

Судом установлено, что решение вступило в законную силу. Кроме того, в материалы дела также представлено свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации на основании решения суда.

В соответствии с Положением о 1960 береговой базе (она же войсковая часть 90810), утвержденным Приказом Командира войсковой части 40658 от 24.07.2002 года № 532, войсковая часть 90810 является воинской частью Северного флота и непосредственно подчинена 88 бригаде спасательных судов Управления поисковых и аварийно спасательных работ Северного флота.

В соответствии с Положением об Управлении поисковых и аварийно спасательных работ Северного флота, утвержденным Приказом войсковой части 45655 от 20.05.2002 года, Управлению (войсковой части 30899) непосредственно подчинена 88 бригада спасательных судов СФ. Управление поисковых и аварийно спасательных работ Северного флота является органом военного управления командования Северного флота по руководству поисково-спасательным обеспечением сил Северного флота в составе штаба Северного флота и подчиняется начальнику штаба Северного флота.

В состав Министерства обороны Российской Федерации организационно входит Северный флот. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 06.10.2001 года №410 «Об утверждении положения о флоте», флот является дислоцированным оперативно-стратегическим объединением Вооруженных сил Российской Федерации. Управление Северным флотом, согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 12.09.2003 года №324 имеет статус юридического лица, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица - ФГУ «Управление Северного флота» от 15.01.2004 года и свидетельством о постановке на учет в налоговом органе указанного юридического лица от 16.01.2004 года. Учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица 15.01.2004 года за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1045100100077 (л.д.7).

Таким образом, войсковая часть 90810 является структурным подразделением ФГУ «Управление Северного флота» и ни на момент создания, ни в последующем не являлась юридическим лицом.

Статьей 107 НК РФ установлено, что ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации. Организацией для целей НК РФ признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (статья 11 НК РФ).

В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что с 01.01.1999 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал.

В данном случае к налоговой ответственности привлечено структурное подразделение юридического лица – войсковая часть 90810.

В соответствии с пунктом 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

Таким образом, суд считает оспариваемое решение в части привлечения войсковой части 90810 к налоговой ответственности как вынесенное в отношении лица, не являющегося участником налоговых правоотношений, не соответствующим законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.

По общему правилу налоговые органы проводят проверки налогоплательщиков, которыми в силу статьи 11 НК РФ являются только юридические лица.

В качестве исключения из этого правила статьей 89 НК РФ закреплено право налоговых органов проверять филиалы и представительства налогоплательщика - юридического лица независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.

В налоговом законодательстве не содержится определение понятия «филиал», в связи с чем на основании пункта 1 статьи 11 НК РФ это понятие применяется в том значении, в каком оно используется в нормах гражданского права.

Согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Это положение согласуется с нормой статьи 83 НК РФ об обязанности налогоплательщика встать на учет в налоговых органах по месту нахождения его каждого обособленного подразделения (включая филиалы).

В соответствии со статьей 11 НК РФ обособленным подразделением организации в целях налогового учета признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Филиалом согласно пункту 2 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

В порядке, предусмотренном настоящим НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Поскольку войсковая часть 90810 является структурным подразделением учреждения, осуществляет бухгалтерский и налоговый учет всех хозяйственных операций производимых войсковыми частями, состоящими на её довольствии и входящими в структуру Управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота и имеет расчетный счет, соответственно с учетом вышеизложенных норм, указанная войсковая часть имела право представлять в налоговые органы декларации и уплачивать налоги по месту своего нахождения, исполняя тем самым обязанности своего юридического лица - ФГУ «Управление Северного флота».

Судом установлено, что согласно договору №6/05/3 от 07.06.2005 года, заключенного между ФГУ «Управление Северного флота» и ФГУП «ПО Северное машиностроительное предприятие» учреждение оказывает услуги по морской буксировке и поисково-спасательному обеспечению АПЛ зав.№713 в рамках контракта №HDTRAI-04-C-0036 от 30.09.2004 года, заключенного между ФГУП «ПО Северное машиностроительное предприятие» и Агенством по уменьшению военной угрозы ВДСС за счет средств безвозмездной помощи, оказываемой Российской Федерации правительством США. Все платежи и расчеты по указанному договору осуществляются через расчетный счет войсковой части 90810, которая входит в структуру учреждения и подчиняется ему. Указанный договор заключен от имени учреждения начальником Управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота ФИО3, действующего на основании доверенности №37/17 от 20.05.2005 года (л.д.32-36).

В соответствии с пунктом 4.7 договора №6/05/3 от 07.06.2005 года ФГУП «Управление Северного флота» указано в качестве соисполнителя работ по предоставлению технической помощи и получателем средств по контракту №HDTRAI-04-C-0036 от 30.09.2004 года в приложении к удостоверению № 4176 о признании средств, товаров, работ и услуг технической помощью.

На основании протокола согласования фиксированной стоимости буксировки и ПСО АПЛ зав.713 для ФГУП «Севмаш» стоимость работ составила 3 153 515 руб. 33 коп, в том числе: стоимость буксировки 1 445 958 руб. 55 коп., стоимость ПСО 1 640 881 руб. 04 коп. Стоимость, не облагаемая НДС составила 2 716 418 руб.83 коп., стоимость облагаемая НДС 370 420 руб. 76 коп., сумма НДС составила 66 675 руб., что отражено в налоговой декларации по НДС за май 2006 года (л.д.38).

07.09.2005 года в адрес ФГУП «Севмаш» выставлена счет фактура №17 на сумму 3 153 515 руб. 33 коп, в том числе НДС в сумме 66 675 руб.74 коп. за услуги по морской буксировке по контракту №6/05/3 от 07.06.2005 года (л.д.37).

Платежным поручением №624878 от 03.05.2006 года произведена оплата по решению суда по контракту №6/05/3 от 07.06.2005 года в сумме 3 270 474 руб. 03 коп.

Указанные операции отражены книге продаж, при этом сумма продажи составила 3 153 515 руб. 33 коп, необлагаемая НДС сумма составила 2 716 418 руб.83 коп.

При таких обстоятельствах, суд считает, что соисполнителем и получателем средств технической помощи в рамках контракта №HDTRAI-04-C-0036 от 30.09.2004 года является ФГУ «Управление Северного флота».

Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации: товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».

Право привлекать к исполнению обязательств иных соисполнителей в рамках проектов оказания Российской Федерации международной технической помощи законодательством Российской Федерации не ограничено, в связи с чем такие соисполнители могут получить освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с положениями НК РФ.

Судом установлено, что для подтверждения льготы, предусмотренной подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ, войсковой частью 90810 в Инспекцию были представлены все необходимые документы для подтверждения обоснованности применения льготы. Факт представления документов Инспекцией не оспаривается.

Представителем ответчика подтверждается, а Инспекцией не оспаривается фактическое оказание услуг по договору №6/05/3 от 07.06.2005 года и оплата их.

Довод Инспекции о том, что ГУ «войсковая часть 90810» не является ни получателем безвозмездной помощи, ни соисполнителем работ в рамках контракта по оказанию безвозмездной помощи (содействия), следовательно применение льготы неправомерно, судом не принимается в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации правом собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленным имуществом, отвечать по своим обязательством указанным имуществом, возможностью от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде обладают только юридические лица.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Представительства представляет интересы юридического лица и осуществляют их защиту. Филиалы осуществляют все функции юридического лица или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений (статья 55 Гражданского кодекса Российской Федерации)

Судом установлено, что войсковая часть 90810 не является юридическим лицом, в силу чего не может от своего лица участвовать в договорных отношениях, а равно быть исполнителем или соисполнителем контракта, следовательно и право на льготу при соблюдении необходимых условий может возникать только у юридического лица – ФГУ «Управление Северного флота», от имени которого заключен договор №6/05/3 от 07.06.2005 года и которое внесено в приложении к удостоверению № 4176 о признании средств, товаров, работ и услуг технической помощью как соисполнитель контракта №HDTRAI-04-C-0036 от 30.09.2004 года.

Учитывая, то обстоятельство, что войсковая часть 90810 при исполнении обязанностей по уплате налога действует от имени своего юридического лица - ФГУ «Управление Северного флота», а также правомерность заявленной льготы по освобождению от налогообложения выполнения на территории Российской Федерации работ, оказанных в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, суд считает, что у Инспекции отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении льготы и доначисления НДС и пени в порядке статьи 75 НК РФ отсутствовали.

При таких обстоятельствах суд считает оспариваемое решение не соответствующим по вышеизложенным основаниям вышеуказанным нормам Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, в силу части 2 статьи 201 АПК РФ, указанный ненормативный акт налогового органа подлежит признанию недействительным, как не соответствующий закону или иному нормативному правовому акту, и тем самым нарушающий права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В порядке статей 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.40 НК РФ заявителю подлежит возврату из федерального бюджета уплаченная им государственная пошлина.

Руководствуясь статьями 167-171, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным как противоречащее нормам Налогового кодекса Российской Федерации решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Мурманской области №3558-юри обязать Инспекцию восстановить нарушенные права налогоплательщика.

Возвратить войсковой части 90810 из средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 (две тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению № 917 от 22.11.2006 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.

Судья Н.И. Драчёва