ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-8575/20 от 18.11.2020 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038

http://www.murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Мурманск                                                                           Дело № А42-8575/2020

25 ноября 2020 года

Резолютивная часть решения вынесена 18.11.2020.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Карачевой А.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Туровой А.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области (пр. Ленина, д. 75, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Август» (пр. Кольский, д. 220, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности, при участии представителей: от заявителя – по доверенности ФИО1, от лица, привлекаемого к административной ответственности – не участвовал,

установил:

Министерство инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области (далее – заявитель, Министерство, МИРП МО) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Август» (далее – Общество, ООО «Август») к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование требования Министерство указало, что Общество осуществляло розничную продажу алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований, установленных пунктом 4 статьи 16 и пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закона № 171-ФЗ).

Общество, будучи извещенными надлежащим образом (корреспонденция, направленная по юридическому адресу ООО «Август» возвращена почтовым органом связи с отметкой об истечении срока хранения), представителя в судебное заседание не направило, отзыв на заявление не представило, каких-либо возражений, ходатайств не заявило.

С учетом обстоятельств дела, в отсутствие возражений сторон относительно рассмотрения дела, судом на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) завершено предварительное судебное заседание; дело рассмотрено в суде первой инстанции в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал позицию, изложенную в заявлении.

Из материалов дела следует, что ООО «Август» имеет лицензию № 51 РПО 0000773 от 18.08.2020 на право розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе в торговом объекте, расположенном по адресу: ул. ФИО2, д. 13, г. Оленегорск, Мурманская обл.

По факту поступившего из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области для рассмотрения по подведомственности (письмо № 51-00-03/35-3037-2020 от 07.08.2020) обращения гражданина Г. (рег. № 3957/ж-2020 от 24.07.2020) с информацией о реализации в баре «АЛКО.ру», расположенном по адресу: ул.ФИО2, д. 13, г. Оленегорск, Мурманская обл. алкогольной продукции без лицензии и в неустановленное время (после 21-00 часов), заместителем Министра МИРП МО, по изложенным в обращении обстоятельствам, 24.08.2020 вынесено определение о возбуждении дела № 16-07/190-2020 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ и проведении административного расследования.

В рамках административного расследования должностными лицами Министерства 25.08.2020 в период времени с 09 час. 43 мин. по 10 час. 30 мин. в присутствии бармена (гражданин М.) с применением средств фото- и видеофиксации, произведен осмотр торгового объекта: бар «АЛКО.ру», по адресу: ул.ФИО2, д. 13, г. Оленегорск, Мурманская обл., которым установлено: по адресу: <...>, в отдельно стоящем нежилом здании расположен торговый объект ООО «Август». При входе размещена вывеска «Бар Алко.ру». Согласно государственному сводному реестру лицензий на розничную продажу алкогольной продукции по месту проведения осмотра                 ООО «Август» выдана лицензия серии Л 0000852 51 РПО0000773 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Непосредственно в самом торговом объекте расположен стеллаж с крепкой алкогольной продукцией в доступном для обозрения покупателей месте. На продукцию оформлены ценники за полный объем готовой продукции, цена за порцию не указана.

Также имеется барная стойка, на которой размещена информация о предложении к приобретению готовой продукции (наггетсы, чебупели и т.д.), однако в ходе проведенного осмотра данная продукция не обнаружена. За барной стойкой размещены полки с алкогольной продукцией, ценник также указан за полный объем готовой продукции. Имеются краны для розлива пивной продукции в пластиковую тару (тара на вынос). Оборудование для розлива пивной продукции в посуду для потребления на месте (в стакан) отсутствует. Также отсутствует мерная посуда (мерный стакан) для реализации алкогольной продукции порционно.

Кроме того, в 9 часов 43 минуты по чеку ФД 0000002932 была реализована одна бутылка водки «Тундра», объем 0,25 л, ФСМ 401 88639064, по цене 250 руб., без вскрытия и на вынос (без возможности потребления на месте). При реализации возможность потребления на месте не предоставлена, произведена формальная попытка вскрытия потребительской тары: нарушена целостность фольгированной крышки. Однако, крышка бутылки не открывалась, фольгированный колпачок не снимался, реализация произведена в закрытом виде, посуда для потребления на месте не выдавалась.

 Результаты осмотра отражены в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № б/н от 25.08.2020 с приложенными к нему фототаблицей и видеозаписью, а также в составленной по установленным обстоятельствам служебной записке от 28.08.2020.

Согласно показаниям гражданина М. данным 25.08.2020, он является барменом в ООО «Август». Пояснил, что 25.08.2020, находясь на рабочей смене, к нему подошел мужчина, попросил продать водку «Тундра» 0,25 л. Оплата проходила по банковской карте. После того, как вышел чек из «фискальника», сообщил, что нарушил целостность этикетки на бутылке и отдал покупателю. Время продажи алкоголя зафиксировано – 09 час. 43 мин.      

28.08.2020 на основании сведений о результатах проведенного административного расследования в рамках дела № 16-07/190-2020, изложенных в служебной записке должностного лица Министерства от 28.08.2020, заместителем министра – начальником управления по лицензированию МИРП МО вынесено определение о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ и проведении административного расследования; по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, производство по делу прекращено.

Установив, что ООО «Август» в принадлежащем Обществу буфете, расположенном по адресу: ул. ФИО2, д. 13, г. Оленегорск, Мурманская обл., в нарушение лицензионных требований установленных законодательством об алкогольном регулировании осуществляло розничную продажу алкогольной продукции без оказания услуг общественного питания и вскрытия тары, должностным лицом Министерства, в отношении ООО «Август» составлен протокол № 172 от 15.09.2020 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по вышеуказанным основаниям.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя Министерства, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота данной продукции.

Объективная сторона правонарушения состоит в ведении деятельности по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований и условий.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, основанных на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направленных на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 18 Закона № 171-ФЗ лицензии на вид деятельности, указанный в абзаце 10 пункта 2 указанной статьи, выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, а также хранение закупленной алкогольной продукции и ее реализацию по договору розничной купли-продажи.

Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, хранение (в том числе во вскрытой потребительской таре (упаковке), использование в соответствии с подпунктом 15 статьи 2 настоящего Федерального закона для изготовления алкогольных напитков, кулинарных блюд, спиртосодержащей пищевой продукции и иной пищевой продукции, отпуск алкогольной продукции потребителю во вскрытой потребительской таре или в розлив, осуществляемые при оказании услуг общественного питания.

Пунктом 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ установлено, что розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.

Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона № 171-ФЗ в объектах общественного питания, в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), на водных судах и воздушных судах не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением: розничной продажи алкогольной продукции, связанной с оказанием услуг общественного питания.

Пунктом 7 статьи 16 Закона № 171-ФЗ установлено, что потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.

В силу пункта 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 раздела 1 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

В соответствии с пунктом 3.6 «ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст, под буфетом понимается - предприятие (объект) общественного питания, реализующее с потреблением на месте ограниченный ассортимент продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности, в том числе холодные и горячие блюда, закуски, мучные кулинарные, хлебобулочные и кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары.

Указанным ГОСТ также установлены минимальные требования к предприятиям общественного питания.

Так, в силу пункта 5.14 ГОСТ 30389-2013 предприятия (объекты) общественного питания оснащаются мебелью (столами, стульями, креслами, барными и буфетными стойками), столовой посудой и приборами, столовым бельем, предметами декора, соответствующими интерьеру помещений и тематической направленности предприятия.

Предприятия (объекты) питания должны иметь меню различного дизайна на государственном языке и винную карту (и/или чайную, кофейную, десертную карты), по оформлению соответствующие специализации. В буфетах, кафетериях, магазинах кулинарии оформляют прейскуранты и ценники на реализуемые продукты питания.

Осмотром установлено, что Общество осуществляет деятельность по реализации крепкой алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований установленных законодательством об алкогольном регулировании, в торговом объекте, в котором не оказываются услуги общественного питания, алкогольная продукция продается на вынос без вскрытия, без предоставления возможности потребления на месте, то есть фактически объект в котором осуществляется реализация алкогольной продукции представляет собой магазин по розничной продаже алкогольной продукции.

Факт реализации Обществом алкогольной продукции без вскрытия потребительской тары, а также отсутствие оказания услуг общественного питания в помещении торгового объекта, подтверждается  представленными в материалы дела доказательствами (протокол осмотра, фото- и видео материалы) установлен судом и Обществом не оспаривается, что является нарушением лицензионных требований, а также требований пунктов 4, 5, 7 статьи 16 Закона № 171-ФЗ и образует объективную сторону административного правонарушения предусмотренного пунктом 1 статьи 14.17 КоАП РФ

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества объективной возможности для соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности и принятия им необходимых мер для их соблюдения и недопущения правонарушения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении.

Таким образом, материалами дела доказано наличие в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Гарантии защиты прав, предоставленных КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, Обществу обеспечены.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ без участия представителя Общества, ходатайствовавшего о составлении протокола в его отсутствие (письмо исх. № 8 от 15.09.2020). Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек.

В данном случае суд не усматривает оснований для освобождения Общества от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения (в порядке статьи 2.9 КоАП РФ).

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Санкция части 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от 100 000 руб. до 150 000 руб. с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая, что ранее                            ООО «Август» к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения не привлекалось (обратного в материалы дела не представлено), а также характер допущенного нарушения, объем реализованной продукции, конституционный принцип соразмерности административного наказания, считая, что назначение наказание в виде административного штрафа в минимальном размере не отвечает целям административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, несопоставимо с характером административного правонарушения и наступившими последствиями, суд полагает возможным назначить Обществу наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу. Заверенную копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Мурманской области в установленный срок, со дня вступления в законную силу решения суда.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд 

решил:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Август» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000руб. 

Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Наименование получателя платежа: УФК по г. Санкт-Петербургу (МРУ ФСРАР по СЗФО), ИНН <***>, КПП 781301001, код ОКТМО 40910000, номер счета получателя платежа 40101810200000010001 в Северо-Западное ГУ Банка России, БИК 044030001, КБК 16011601331010000140, наименование платежа: административный штраф по делу об АП в отношении ООО «Август» по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ (протокол Министерства инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области № 172 от 15.09.2020).

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                               Карачева А.Е.