ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-8604/13 от 10.02.2014 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

Ул.Книповича, д.20, г.Мурманск, 183049

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-8604/2013

«17» февраля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2014 года. Полный текст решения изготовлен 17 февраля 2014 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе:

судьи Варфоломеева С.Б.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Красновой О.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть Марин Бункер»

к Мурманской таможне

о признании недействительными решений от 04.09.2013 № 05-25/5108 и от 20.09.2013 № 05-25/5427

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 – дов.№ 41 от 31.12.2013

от ответчика – ФИО2 – дов.№ 25-21/2526 от 14.02.2012

ФИО3 – дов.№ 25-22/02160 от 10.02.2014

ФИО4 – дов.№ 25-22/02159 от 10.02.2014

от иных участников процесса – нет

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть Марин Бункер» (место нахождения: 199106, <...>, лит.Р; ОГРН <***>; далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Мурманской таможне (место нахождения: 183010, <...>, ОГРН <***>; далее – Таможня, таможенный орган, ответчик) о признании недействительными решений, изложенных в письмах № 05-25/5108 от 04.09.2013 и № 05-25/5427 от 20.09.2013, которыми Обществу отказано в проставлении отметки на временной декларации на товары № 10203100/120713/0001230 о фактическом вывозе судовых припасов – топлива.

В обоснование заявленных требований Общество ссылается на фактический вывоз спорного топлива за пределы таможенной территории Таможенного союза и реальность сделки по бункеровке и продаже такого топлива, а непредставление экземпляра декларации на товары и поручения на погрузку топлива устранимо путём документальной сверки таможенным органом документов.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования Общества по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители ответчика в судебном заседании и письменном отзыве на заявление (л.д.77-80) требования Общества не признали и полагают, что в их удовлетворении следует отказать, так как в судовом деле и комплексе программных средств отсутствуют какие-либо документы и сведения, подтверждающие фактический вывоз именно заявленного топлива.

Заслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, в рамках контракта от 21.07.2008 № 27-1 с иностранной компанией «INFLOT World Wide (Cyprus) Comp. LTD» (Кипр) (л.д.30-37) и приложения к нему от 14.12.2010 № 8/NW (л.д.38, 39) на основании заявок от 09.07.2013 №№ 829 и 830 (л.д.40, 41) Обществу следовало осуществить бункеровку иностранного судна «Kristina Katarina» (Финляндия) судовым топливом ТРС 180 (IFO 180) в количестве 200 тонн и СМТ (DMA) в количестве 170 тонн в морском порту Архангельск.

В связи со следованием судна «Kristina Katarina» за пределы таможенной территории Таможенного союза через морской порт Мурманск названное топливо Обществом 12.07.2013 задекларировано путём подачи в Архангельскую таможню временной декларации на товары № 10203100/120713/0001230 (л.д.22-24) и поручения на погрузку припасов (л.д.25).

Архангельской таможней по результатам мероприятий таможенного контроля указанный товар (топливо) разрешён к выпуску, о чём свидетельствует соответствующие штампы на декларации и поручении.

Поставка и заправка судна «Kristina Katarina» рассматриваемым топливом осуществлена Обществом 15.07.2013, о чём оформлены накладные №№ 18 и 19 (л.д.44, 45).

После убытия 18.07.2013 судна «Kristina Katarina» из морского порта Мурманск за пределы таможенной территории Таможенного союза заявителем в Архангельскую таможню 25.07.2013 подана полная декларация на товары № 10203100/250713/0001315 (л.д.26-29), а 29.08.2013 заявитель обратился на таможенный пост Морской порт Мурманск с просьбой подтвердить фактический вывоз топлива по временной декларации на товары № 10203100/120713/0001230 (л.д.16, 17).

Однако таможенный орган в письме от 04.09.2013 № 05-25/5108 проинформировал Общество, что какие-либо товары по указанной декларации через морской порт Мурманск не вывозились (л.д.18).

13.09.2013 Общество вновь обратилось в Таможню с заявлением № СЗУ/793 о подтверждении факта вывоза судовых припасов по временной декларации на товары № 10203100/120713/0001230 (л.д.19, 20), на что получен отказ, оформленный письмом от 20.09.2013 № 05-25/5427, в связи с тем, что перевозчиком второй экземпляр декларации № 10203100/120713/0001230 и накладные на поставку бункерного топлива в таможенный орган представлены не были, а только заявлены сведения о наименовании судовых припасов и их количестве, имеющихся на судне, следовательно, топливо и горюче-смазочные материалы в штатных ёмкостях теплохода «Kristina Katarina» задекларированы перевозчиком в составе этого транспортного средства (л.д.21).

Полагая, что решения таможенного органа, изложенные в письмах от 04.09.2013 № 05-25/5108 и от 20.09.2013 № 05-25/5427, являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации, налогообложение производится по налоговой ставке 0 %, при этом припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания.

В силу пункта 1 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 названного Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 данной статьи, представляется в числе прочих таможенная декларация (её копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под её юрисдикцией.

При вывозе с территории Российской Федерации припасов представляется таможенная декларация на припасы (её копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов за пределы Российской Федерации (в случае, если таможенное декларирование предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза – совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы.

Пунктом 4 статьи 98 ТК ТС установлено, что товары таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.

Декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах (пункт 1 статьи 98 ТК ТС).

Согласно пункту 1 статьи 163 ТК ТС для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные статьёй 159 указанного Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, если иное не установлено этим же Кодексом.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 159 ТК ТС при международной перевозке водными судами таможенному органу представляются следующие документы: общая декларация; декларация о грузе; декларация о судовых припасах; декларация о личных вещах экипажа судна; судовая роль; список пассажиров; документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определённый актами Всемирного почтового союза; транспортные (перевозочные) документы; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары.

Вместе с тем, статьёй 364 ТК ТС предусмотрены особенности совершения таможенных операций в отношении припасов, где в пунктах 1 и 2 закреплено, что таможенные операции в отношении припасов при ввозе на таможенную территорию таможенного союза производятся в местах прибытия, при вывозе с таможенной территории таможенного союза – в местах начала международной перевозки либо местах убытия. Припасы подлежат таможенному декларированию без помещения товаров под таможенные процедуры. При таможенном декларировании припасов в качестве таможенной декларации могут использоваться декларация на товары, транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы.

Применительно к настоящему спору Общество ссылается на то обстоятельство, что при декларировании спорного топлива им был избран способ подачи временной декларации на товары № 10203100/120713/0001230, а не на основании представленных перевозчиком транспортных (перевозочных) документов.

В силу пункта 4 статьи 163 ТК ТС разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза оформляется путём проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.

В соответствии с пунктом 3 Приказа Федеральной таможенной службы от 18.12.2006 № 1327 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)» таможенным органам, в регионах деятельности которых, расположены места убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации предписано:

– обеспечивать учёт товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации, в электронном виде в соответствии с порядком, установленным ФТС России;

– оформлять разрешение на убытие товаров путём проставления штампа «Вывоз разрешён», подписи с указанием даты проставления отметки и оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа не менее чем на двух экземплярах: (1) транспортного (перевозочного) документа (следующего вместе с товарами и остающегося в таможенном органе) в отношении товаров, вывозимых автомобильным, воздушным и железнодорожным транспортом; (2) декларации о грузе (судовом манифесте) в отношении товаров, вывозимых морским (речным) транспортом;

– изымать из пакета документов, следующих вместе с товарами, экземпляр грузовой таможенной декларации.

Согласно пункту 4 Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), утверждённого Приказом Федеральной таможенной службы от 18.12.2006 № 1327 (далее – Порядок № 1327), подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации) производится таможенными органами на основании обращений, непосредственно представляемых заявителями (их уполномоченными представителями) либо направляемых по почте или посредством курьерской службы доставки. В соответствии с пунктом 4 статьи 122 Таможенного кодекса Российской Федерации обращение о подтверждении фактического вывоза товаров может быть подано заявителем в таможенный орган, расположенный в месте убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, одновременно с предъявлением товаров этому таможенному органу.

В соответствии с пунктом 11 Порядка № 1327 подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации производится уполномоченными должностными лицами таможенного поста либо таможни (в случае, если начальником таможни принято решение о делегировании полномочий по подтверждению фактического вывоза товаров структурному подразделению таможни), в регионе деятельности которых находится место убытия товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее – уполномоченное должностное лицо).

Пунктом 12 Порядка № 1327 определено, что при обращении лица за подтверждением фактического вывоза товаров уполномоченное должностное лицо проверяет:

– наличие у обратившегося лица права в соответствии с пунктом 3 названного Порядка на получение подтверждения фактического вывоза товаров;

– соответствие сведений, указанных в обращении, и приложений к нему, требованиям пунктов 5, 6 этого же Порядка.

В свою очередь, пункт 6 Порядка № 1327 содержит перечень документов, которые следует прилагать к обращению, в том числе таможенную декларацию или её копию, заверенную в установленном порядке (за исключением случаев подтверждения фактического вывоза (ввоза) товаров, при обращении заявителей, указанных в подпунктах «г», «д» пункта 3 Порядка); экземпляр транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа или его копии, заверенной в установленном порядке, на основании которого товар перемещался через таможенную границу Российской Федерации (по выбору заявителя).

Проверку факта вывоза товаров уполномоченные должностные лица таможенных органов осуществляют с использованием информационных ресурсов, сформированных программными средствами, включёнными в Фонд алгоритмов и программ ФТС России, предназначенными для учёта вывоза товаров. В исключительных случаях, например, при необходимости сопоставления копий таможенных деклараций либо копий транспортных документов, представленных заявителями для оформления подтверждения вывоза, с оригиналами, представленными таможенным органам при получении разрешения на убытие, уполномоченные должностные лица таможенных органов при подтверждении фактического вывоза могут использовать бумажные экземпляры документов, хранящиеся в архиве таможенного органа (пункт 13 Порядка № 1327).

В силу пункта 15 Порядка № 1327 после проверки факта вывоза товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа делает отметку «Товар вывезен» (штамп либо запись) с обязательным указанием даты фактического вывоза товаров и заверяет её личной номерной печатью на копиях документов, представленных заявителем для подтверждения фактического вывоза:

– в случае представления таможенной декларации (копии) – на оборотной стороне таможенной декларации (копии);

– если представлен экземпляр транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа или его копия – на оборотной стороне первого листа данного документа;

– в случае вывоза припасов – на оборотной стороне таможенной декларации на припасы;

– если погрузка товаров и их таможенное оформление при вывозе в таможенном режиме экспорта морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания осуществлялись вне региона деятельности пограничного таможенного органа и представлен экземпляр (копия) поручения на отгрузку – на оборотной стороне поручения на отгрузку.

Если товар вывезен не полностью, то уполномоченное должностное лицо таможенного органа указывает фактическое количество вывезенного товара.

Если заявителем были указаны сведения о вывезенных товарах на оборотной стороне таможенной декларации (копии), уполномоченное должностное лицо таможенного органа сверяет указанные сведения с информацией, имеющейся в таможенном органе, при их соответствии обводит действительные сведения нестираемой линией, делает запись «Товар вывезен», подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати с обязательным указанием даты фактического вывоза.

При несоответствии указанных сведений уполномоченное должностное лицо таможенного органа вносит соответствующие исправления, зачёркивая нестираемой линией недействительные сведения, под которыми проставляет подпись с её расшифровкой (указывает инициалы и фамилию должностного лица).

С учётом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 части второй НК РФ, отметка «Товар вывезен» не проставляется на коносаменте (при перевозках товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты) и на международной авиационной грузовой накладной (при вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом), а также поручении на отгрузку, в том случае, если погрузка товаров осуществлялась в регионе деятельности пограничного таможенного органа.

В пункте 16 Порядка № 1327 предусмотрено, что если обращение и документы (их копии), указанные в пункте 6 данного Порядка, были представлены декларантом (его уполномоченным представителем) одновременно с представлением товаров таможенному органу в месте их убытия, то данный таможенный орган проставляет на представленных документах (их копиях) отметки, подтверждающие фактический вывоз товаров, непосредственно при выдаче разрешения на убытие. Документы (их копии) с отметками, подтверждающими фактический вывоз, выдаются таможенными органами декларанту (его уполномоченному представителю) лично либо направляются по почте или посредством курьерской службы доставки (в зависимости от способа, выбранного декларантом и указанного в запросе) незамедлительно после того, как таможенный орган убедится, что товары вывезены с таможенной территории Российской Федерации.

Тем самым, из приведённых норм следует, что для подтверждения фактического вывоза за пределы таможенной территории Таможенного союза конкретного топлива необходимо представить декларацию на товар, транспортный либо иной документ, подтверждающий погрузку этого топлива, одновременно предъявив само топливо, заявленного к вывозу.

В данном случае судно «Kristina Katarina» убыло за пределы таможенной территории Таможенного союза 18.07.2013, тогда как Общество обратилось за подтверждением факта вывоза на этом судне отбункерованного им топлива только спустя более месяца – 29.08.2013. При этом ни декларация на товары № 10203100/120713/0001230, ни поручение на погрузку припасов в судовом деле названного судна не имеется (л.д.82-110). Сведений о каком-либо вывозе товаров по указанной декларации не содержит также и комплекс программных средств «Морской пункт пропуска».

Иными словами, материалами дела подтверждается только бункеровка судна «Kristina Katarina» спорным топливом, однако установить, что именно это топливо убыло за пределы таможенной территории Таможенного союза, не представляется возможным.

Кроме того, заслуживают также внимания, доводы Таможни, что в соответствии с генеральной декларацией рассматриваемое судно после заправки спорным топливом и выхода из порта Архангельск последовало 15.07.2013 на Соловецкие острова и только 16.07.2013 прибыло в порт Мурманск (л.д.63), а потому могло израсходовать это топливо и произвести дополнительную бункеровку.

Ссылка Общества на положения Порядка подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 330, ошибочна, поскольку, как справедливо отмечено таможенным органом, данный Порядок регламентирует фактический вывоз товаров, когда эти товары выпускаются таможенным органом одного государства – члена Таможенного союза, а вывозятся с таможенной территории Таможенного союза в регионе деятельности таможенного органа другого государства – члена Таможенного союза (пункт 1), следовательно, такой Порядок неприменим к настоящим спорным отношениям.

Неприменима также ссылка заявителя на аналогию закона, предусмотренную частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку таможенный орган в своей деятельности не вправе руководствоваться арбитражно-процессуальным законодательством, более того, сами спорные правоотношения урегулированы Порядком № 1327, что исключает необходимость применять аналогию сходных правоотношений.

Таким образом, суд считает, что у таможенного органа не имелось правовых и фактических оснований для подтверждения фактического вывоза заявленного Обществом топлива, а потому оспариваемые отказы Таможни соответствуют фактическим обстоятельствам и таможенному законодательству.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть Марин Бункер» о признании недействительными решений таможенного поста Морской порт Мурманск Мурманской таможни от 04.09.2013 № 05-25/5108 и от 20.09.2013 № 05-25/5427 отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья С.Б.Варфоломеев