АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
183049, г. Мурманск, ул. Книповича, 20
телефоны 44-49-16,45-36-18,
факс 44-26-51
E-mailсуда: murmansk.info@arbitr.ru
http://murmansk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-8643/2011
«13» февраля 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 13 февраля 2012 года.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Дмитриевской Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овчаренко О.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
федерального государственного бюджетного учреждения «Мурманское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов»
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления № 08-009/2011 от 02.12.2011,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - ФИО1 по доверенности № 17 от 31.01.2012, ФИО2 по доверенности № 11 от 31.01.2012;
административного органа – ФИО3 по доверенности от 26.12.2011,
установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение «Мурманское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов», место нахождения 183038 <...>, ОГРН <***> (далее – ФГБУ «Мурманрыбвод», Учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области, место нахождения: 183032, Мурманск, проспект Кольский, дом 24а, ОГРН <***> (далее – Управление, административный орган) от 02.12.2011 № 08-009/2011 о назначении административного наказания за совершение заявителем административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование требований Учреждение, оспаривая наличие в его деянии события и вины вменяемого правонарушения, указало, что
- оно правомерно в соответствии с договором и разрешением на добычу (вылов) водных биологических ресурсов определило границы предоставленного ему рыбопромыслового участка № 315, которые были установлены Комитетом рыбохозяйственного комплекса Мурманской области;
- данный рыбопромысловый участок с указанием его координат и площади предусмотрен в перечне, утвержденном постановлением Правительства Мурманской области от 28.12.2007 № 652-ПП/26;
- административным органом не представлено доказательств, на основании которых им сделан вывод о нахождении рыбопромыслового участка на территории заказника;
- рыболовство семги на территории заказника разрешено.
Управление в отзыве возражает против удовлетворения заявленных требований, считая, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, а нормативные акты, на которые ссылается заявитель, не относятся к организации рыболовства на особо охраняемых территориях, каковым в данном случае является государственный заказник «Туломский», где запрещена любая экономическая деятельность.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали приведенные выше позиции.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 07.02.2012 по 13.02.2012.
По материалам дела установлено, что на основании вступившего в законную силу решения Кольского районного суда Мурманской области от 18.10.2011 по жалобе гражданина ФИО4 на постановление Управления о привлечении его к административной ответственности должностным лицом Управления по факту осуществления Учреждением деятельности, противоречащей задачам и режиму особо охраняемой территории государственного заказника, 08.11.2011 возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.39 КоАП РФ и назначено проведение по нему административного расследования.
В ходе административного расследования Управлением выявлено, что ФГБУ «Мурманрыбвод» осуществляет продажу гражданам разрешений (путевок) на добычу водных биологических ресурсов (семги) на рыбопромысловый участок (далее – РПУ) № 315, предоставленный Учреждению для организации любительского и спортивного рыболовства на основании договора № 01-02/2009 от 02.06.2009 и расположенный согласно карте-схеме выше устья реки Улита вверх по течению на 3 км по левому берегу с притоками.
Река Улита на данном участке притоков по левому берегу не имеет и находится в границах государственного природного заказника федерального значения «Туломский», где и осуществляется Учреждением организация лова рыбы и лов рыбы на основании выданных им разрешений (путевок).
Согласно отчету о посещаемости рыболовами РПУ и промысловому журналу с начала 2011 года на РПУ № 315 Учреждением продано 264 разрешения на вылов семги, в результате чего 264 человека незаконно производили рыбную ловлю на территории заказника «Туломский» и было выловлено десять экземпляров семги
В деянии заявителя административный орган усмотрел нарушения пунктов 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пунктов 9, 10, 11 Общего положения о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 25.01.1993 № 14, пунктов 2.2, 2.4 Положения о государственном заказнике федерального значения «Туломский», утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21.04.2003 № 662.
По факту нарушений должностным лицом Управления - государственным инспектором по охране природы Российской Федерации по Мурманской области в отношении Учреждения 01.12.2011 составлен протокол № 08-009 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола Управлением в адрес заявителя посредством факсимильной связи 25.11.2011 направлено извещение № 08-21/4163 от 25.11.2011.
Протокол № 08-009 от 01.12.2011 об административном правонарушении, содержащий сведения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в этот же день вручен представителю Учреждения ФИО1, действующему на основании доверенности № 222 от 08.11.2011 и присутствовавшему при составлении протокола.
Постановлением № 08-009/2011 от 02.12.2011 Учреждение признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.39 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Считая данное постановление незаконным, ФГБУ «Мурманрыбвод», обжаловало его в арбитражный суд.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
В статье 22 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ) определено, что государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона № 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
В силу пункта 2 названной статьи задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Туломский» утверждено приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21.04.2003 № 662 (далее – Положение о заказнике).
В соответствии с пунктом 1.3 названного Положения заказник имеет биологический профиль и в силу подпункта «б» пункта 4 статьи 22 Закона № 33-ФЗ предназначен для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях.
Пунктом 2.2 Положения о заказнике на территории заказника запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе охота, рыболовство, добывание животных, не отнесенных к объектам охоты, рыболовства, другие виды пользования животным миром.
С учетом данной правовой нормы суд находит не состоятельными доводы заявителя о том, что на территории заказника «Туломский» разрешено осуществление рыболовства семги.
Заявитель оспаривает факт нахождения РПУ № 315 на территории природного заказника «Туломский», считая, что административным органом не представлено доказательств в подтверждение данного обстоятельства.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального о
Кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Из протокола № 08-009 от 01.12.2011 об административном правонарушении и оспариваемого постановления следует, что участок лова рыбы расположен выше устья реки Улита на 3 км вверх по течению по левому берегу, не являющийся территорией заказника; река Улита на данном участке находится в границах заказника, никаких притоков по ее левому берегу не имеется; лов рыбы в соответствии с выданными ФГБУ «Мурманрыбвод» разрешениями (путевками) производится в реке Улита.
Как следует из материалов дела, на основании договора № 01-02/2009 от 02.06.2009, заключенного с Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, Учреждению на срок до 02.06.2029 предоставлено право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке № 315 длиной 3 500 м на р.Улита, от точки – выше устья вверх на 3 км, по левому берегу с притоками в границах:
Ш = 68°38' 54'' N, Д = 32° 06' 12'' E
Ш = 68°38' 54'' N, Д = 32° 06' 18'' E
Ш = 68°38' 42'' N, Д = 32° 05' 24'' E
Ш = 68°37' 42'' N, Д = 32° 05' 12'' E.
В соответствии с договором указанный промысловый участок предоставлен пользователю для организации любительского и спортивного рыболовства.
Границы промыслового участка, определенные в договоре № 01-02/2009 от 02.06.2009, совпадают с границами рыбопромыслового участка под № 315 в Перечне рыбопромысловых участков Мурманской области, утвержденном постановлением Правительства Мурманской области от 28.12.2007 № 652-ПП/26 в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Данный Перечень утвержден в целях организации рыболовства на водных объектах Мурманской области и в прибрежной полосе Баренцева и Белого морей.
В пункте 1.11 Положения о заказнике определены границы заказника, в том числе западная граница, которая проходит от точки пересечения южной границей кв.155 р.Улита левым берегом этой реки до ее устья.
В Положении о заказнике не приведено описание его границ в единицах измерения, в которых установлены границы РПУ № 315 постановлением Правительства Мурманской области 28.12.2007 № 652-ПП/26 и договором № 01-02/2009 от 02.06.2009. В этой связи на основании данных документов отсутствует возможность идентифицировать границы РПУ № 315 применительно к границам заказника «Туломский».
Согласно представленной Управлением карты-схемы РПУ реки Улита, полученной им у заявителя, РПУ находится за пределами территории заказника «Туломский».
В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области 28.12.2007 № 652-ПП/26, договором № 01-02/2009 от 02.06.2009, а также разрешением на добычу (вылов) водных биологических ресурсов от 13.05.2011 № 11-ЛС-067, выданным Баренцево-Беломорским территориальным управлением, в границы РПУ № 315 входит не только река Улита, но и ее притоки по левому берегу.
Управление в протоколе об административном правонарушении и в постановлении № 08-009 от 02.12.2011 указало, что притоков по левому берегу реки Улита не имеется. Вместе с тем, доказательства, опровергающие правомерность установления границ РПУ № 315, включающих притоки по левому берегу реки Улита, Управлением не представлено, равно как и доказательств осуществления вылова рыбы в соответствии с выданными ФГБУ «Мурманрыбвод» разрешениями (путевками) на территории заказника «Туломский».
Карта-схема с нанесенными на нее границами государственного республиканского заказника «Туломский» этих сведений не содержит. На карте-схеме РПУ реки Улита просматриваются только крайние границы РПУ по течению реки. Какие-либо карты, целью которых являлось отображение географических объектов на территории РПУ, в том числе притоков реки Улита, либо сведения из уполномоченных органов, осуществляющих учет водных объектов, их государственный мониторинг, в том числе сведения из государственного водного реестра, в отношении реки Улита административным органом не представлено.
Оценивая в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Управление не доказало наличие в деянии Учреждения события правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.
Если же согласиться с доводами административного органа об осуществлении Учреждением на территории государственного природного заказника «Туломский» незаконной рыбной ловли путем осуществления продажи гражданам разрешений (путевок) на добычу водных биологических ресурсов на РПУ № 315, то и в этом случае суд не усматривает оснований для привлечения его к ответственности по статье 8.39 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке № 315 предоставлено заявителю разрешением на добычу (вылов) водных биологических ресурсов от 13.05.2011 № 11-ЛС-067, выданным Баренцево-Беломорским территориальным управлением. Данное разрешение выдано основании договора № 01-02/2009 от 02.06.2009, заключенного с Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. Названное территориальное управление в силу Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 20.04.2011 № 402,
- является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, которое в числе прочего создано для осуществления функций по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой обитания на водных объектах рыбохозяйственного значения Мурманской области (пункт 2);
- осуществляет полномочия по заключению договоров о предоставлении рыбопромысловых участков (пункт 8.1.8),
- осуществляет оформление, выдачу, регистрацию разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и внесение изменений в такие разрешения (пункт 8.1.11).
Перечень рыбопромысловых участков Мурманской области с указанием их границ, в том числе рыбопромыслового участка № 315, утвержден постановлением Правительства Мурманской области 28.12.2007 № 652-ПП/26, принятым в соответствии с полномочиями, предоставленными ему частью 4 статьи 18 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Необходимость заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, а также содержание данного договора, предусмотрены статьей 33.3 названного Федерального закона.
В договоре № 01-02/2009 от 02.06.2009 определены полномочия его сторон, в том числе обязанности Учреждения по использованию предоставляемого РПУ в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и водным законодательством, обязанности Учреждения по осуществлению обозначения границ РПУ специальными знаками (пункт 3, подпункт «е» пункта 8 договора).
Управлением не представлено доказательств, подтверждающих, что при наличии у заявителя выданного ему государственным органом разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и официально установленных границ рыбопромыслового участка Учреждение обязано при обозначении границ рыбопромыслового участка одновременно сопоставлять их с границами государственного заказника либо обязано осуществлять проверку на предмет наличия у соответствующих государственных органов полномочий по выдаче разрешений, изданию нормативных актов.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что вышеназванные постановление Правительства Мурманской области и полученное заявителем разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов отменены либо признаны недействительными. Отсутствует такая информация и в отношении договора № 01-02/2009 от 02.06.2009.
При таких обстоятельствах следует признать, что вина заявителя в совершении вменяемого правонарушения административным органом не доказана.
Отсутствие состава административного правонарушения, в том числе и события административного правонарушения в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению, постановление Управления от 02.12.2011 № 08-009/2011 - признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области от 02.12.2011 № 08-009/2011 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральному государственному бюджетному учреждению «Мурманское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов», расположенному в <...>, зарегистрированному Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Мурманску в Едином государственном реестре юридических лиц 19.12.2002 за основным государственным регистрационным номером <***>.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в десятидневный срок со дня принятия.
Судья Л.Е. Дмитриевская