АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Академика Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183038
http://murmansk.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-8960/2020
27 ноября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2020 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Кушниренко В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Проничевой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства строительства Мурманской области, ул. Софьи Перовской, д. 2, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Мурманская биоэнергетическая компания», ул. 50 лет Октября, д. 1, г. Кандалакша, Мурманская область, 184042 (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО1, доверенность от 23.01.2020 № 07-06/270-ОА,
лица, привлекаемого к административной ответственности, – не участвовал, извещен,
установил:
Министерство строительства Мурманской области (далее – заявитель, административный орган, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Мурманская биоэнергетическая компания» (далее – лицо, привлекаемое к административной ответственности, Общество, ООО «МБК») к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование требования административный орган указал на невыполнение Обществом в установленный срок предписания Министерства от 06.04.2020 № 22/20 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.
В судебном заседании представитель Министерства поддержала заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении.
Общество, уведомленное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило, отзыв на заявление не представило.
С учётом мнения представителя заявителя, обстоятельств дела и в соответствии с частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО «МБК».
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказами Министерства № 100 от 24.03.2020 «О проведении по программе проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя» и № 122 от 06.04.2020 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства Мурманской области № 100 от 24.03.2020» в период с 31.03.2020 по 06.04.2020 надзорным органом проведена проверка объекта капитального строительства «Твердотопливная котельная мощностью 18 МВт», работы на котором выполняло ООО «МБК».
По результатам проведенной в отношении Общества проверки административным органом составлен акт № 30/20 от 06.04.2020 и выдано предписание № 22/20 от 06.04.2020 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.
О выполнении настоящего предписания Обществу необходимо было уведомить Министерство в срок до 30.08.2020.
В целях проверки исполнения предписания № 22/20 от 06.04.2020, на основании приказа Министерства № 376 от 31.08.2020 «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя», в период с 10.09.2020 по 15.09.2020 проведена проверка объекта капитального строительства «Твердотопливная котельная мощностью 18 МВт».
По результатам проведенной проверки установлено, что Обществом в срок до 30.08.2020 не устранены следующие нарушения, указанные в предписании № 22/20 от 06.04.2020:
Пункт № 1.
Территория строительной площадки не ограждена, дорожные знаки, пункт мойки колес, информационный щит, пожарный щит, контейнеры для сбора мусора, КПП на территории строительной площадки отсутствуют. Место расположения бытовых помещений для рабочих, конторы прораба не соответствует требованиям строительного генплана, предусмотренного проектной документацией. Складирование строительных материалов осуществляется в местах, не предусмотренных проектной документацией.
В соответствии с требованиями листа 12 проектной документации (далее – ПД) шифр 11-01-2017/У5-ПОС.ПЗ раздел 6 «Проект организации строительства» в границах строительной площадки устанавливается временное ограждение, устанавливаются дорожные знаки приоритета на выезд со строительной площадки, устанавливаются временные здания и сооружения.
Согласно листу 24 ПД шифр 11-01-2017/У5-ПОС.ПЗ на путях въезда на территорию строительной площадки организуется создание контрольно-пропускных пунктов (КПП).
Согласно листу 3 «Стройгенплан М 1:500» ПД шифр 11-01-2017/У5-ПОС.ПЗ при въезде на территорию строительной площадки устанавливается информационный щит, устанавливается пункт мойки колес. На территории строительной площадки размещается пожарный щит, предусматриваются места складирования материалов, места установки контейнеров для мусора.
Нарушены требования части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), листа 12 ПД шифр 11-01-2017/У5-ПОС.ПЗ раздел 6 «Проект организации строительства», требования листа 24 ПД шифр 11-01-2017/У5-ПОС.ПЗ, требования листа 3 «Стройгенплан М 1:500» ПД шифр 11-01-2017/У5-ПОС.ПЗ.
Согласно извещению об устранении нарушений территорию строительной площадки огородили секционным металлическим ограждением (Приложение 1). Для мойки колес был приобретен Karcher к 5 Classic (Приложение 2). На территории строительной площадки установлен пожарный щит (Приложение 3). Установили дорожные знаки, информационный щит (Приложение 4).
Нарушение устранено не в полном объеме, территория строительной площадки имеет ограждение, предусмотренное на период эксплуатации объекта (не временное), пункт мойки колес, контейнеры для сбора мусора, КПП на территории строительной площадки отсутствуют. Место расположения бытовых помещений для рабочих, конторы прораба не соответствует требованиям строительного генплана, предусмотренного проектной документацией. Складирование строительных материалов осуществляется в местах, не предусмотренных проектной документацией.
Пункт № 2.
На территории строительной площадки осуществляется складирование материалов в местах, не предусмотренных проектной документацией. Территория строительной площадки не очищена от строительного мусора. Рабочие места внутри здания котельной не очищены от снега и наледи.
Согласно пункту 6.1.6 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001» проезды, проходы на производственных территориях, а также проходы к рабочим местам и на рабочих местах должны содержаться в чистоте и порядке, очищаться от мусора и снега, не загромождаться складируемыми материалами и конструкциями.
Нарушены требования части 6 статьи 52 ГрК РФ, пункт 6.1.6 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001».
Согласно извещению об устранении нарушений территорию строительной площадки очистили от строительного мусора. Рабочие места внутри здания котельной очистили от снега и наледи (Приложение 5).
Нарушение устранено не в полном объеме. Территория строительной площадки очищена от строительного мусора. Рабочие места внутри здания котельной очищены от снега и наледи. На территории строительной площадки осуществляется складирование материалов в местах, не предусмотренных проектной документацией.
Пункт № 3.
Все соединение раскосов стойки дымовой трубы СД-1 выполнено на болтовых соединениях. Проектной документацией предусматривается соединение раскосов стойки дымовой трубы СД-1 выполнять сваркой.
Согласно проектной документации, раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» шифр 11-01-2017/У5-КР графическая часть лист 36, узел 1, 2, 3, 4, соединение раскосов стойки дымовой трубы СД-1 предусматривается выполнять сваркой.
Фактически все соединение раскосов стойки дымовой трубы СД-1 выполнено на болтовых соединениях.
Нарушены требования части 6 статьи 52 ГрК РФ, лист 36 графической части ПД, раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» шифр 11-01-2017/У5-КР.ПЗ.
Согласно извещению об устранении нарушений данное изменение будет внесено в ПД.
На момент проверки исполнения предписания нарушение не устранено.
Пункт № 6.
Согласно проектной документации, раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» шифр 11-01-2017/У5-КР.ПЗ лист 13, цокольная часть здания выполняется из кирпича 250мм, утепляется экструдированным вспененным пенополистеролом «Пеноплекс 45» толщиной 100мм, с последующей отделкой профлистом по металлическому каркасу.
Фактически цокольная часть выполнена из газобетонных блоков, исполнительная документация на выполненный вид работ не представлена.
Нарушены требования части 6 статьи 52 ГрК РФ, ПД шифр 11-01-2017/У5-КР.ПЗ лист 13.
Согласно извещению об устранении нарушений данное изменение будет внесено в ПД и представлена исполнительная документация на выполненный вид работ.
На момент проверки исполнения предписания нарушение не устранено.
Пункт № 9.
Согласно разделу 10 СП 70.13330.2012 «Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87» руководство сварочными работами должно осуществлять лицо, имеющее документ о специальном сварочном образовании или квалификационное свидетельство повышения квалификации по сварке, оформленное соответствующим приказом по объекту и записью в ЖСР, входящим в комплект исполнительной документации. Сварочные работы следует производить по проекту производства сварочных работ (ППСР) или специальному разделу по сварке в общем проекте производства работ, технологическим картам, с указанием объема и методов проверки качества выполненных работ. Сварочные работы выполняют сварщики, имеющие квалификационное удостоверение, сварщик должен ставить личное клеймо, приведенное в ЖСР, на расстоянии 40-60 мм от границы выполненного им шва сварного соединения или взамен постановки клейм допускается составление исполнительных схем с подписями сварщиков и фиксацией в ЖСР.
Согласно пункту 10.5.4 СП 70.13330.2012 «Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87» результаты контроля должны быть оформлены протоколами (актами) испытаний.
В период проведения проверки не предоставлена следующая документация:
-проект производства сварочных работ (ППСР) или технологические карты;
-удостоверение сварщика, выполнявшего работы (ФИО2);
-удостоверение руководителя сварочными работами (ФИО3);
-взамен не проставленных клейм исполнительные схемы с подписями сварщиков;
-результаты контроля сварных соединений, в объеме, предусмотренном ППСР.
Согласно извещению об устранении нарушений Общество обязалось предоставить проект производства сварочных работ (ППСР), копии удостоверений сварщика, выполнявшего работы (ФИО2), руководителя сварочными работами (ФИО3).
Представлены: ППСР, удостоверение сварщика ФИО2, результаты контроля сварных соединений.
Нарушение устранено не в полном объеме, не представлено удостоверение руководителя сварочными работами (ФИО3); исполнительные схемы с подписями сварщиков взамен не проставленных клейм.
Пункт № 10.
Согласно пункту 4.6.1 СП 70.13330.2012 «Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87» выполнение соединений на болтах с контролируемым натяжением должно проводиться рабочими, прошедшими специальное обучение, подтвержденное соответствующим удостоверением.
Согласно пункту 4.6.8 СП 70.13330.2012 «Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87» динамометрические ключи, предназначенные для натяжения и контроля натяжения высокопрочных болтов, в том числе работающие в комплекте с ключами-мультипликаторами (редукторами крутящего момента), должны иметь паспорт с отметкой метрологической лаборатории о проведении поверки. Результаты тарировки должны быть занесены в «Журнал тарировки ключей».
Удостоверения, подтверждающие квалификацию рабочих, выполнивших соединения на болтах с контролируемым натяжением, журнал тарировки динамометрических ключей не предоставлены.
Нарушены требования части 6 статьи 52 ГрК РФ, п. 4.6.1, 4.6.8 СП 70.13330.2012 «Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87».
Согласно извещению об устранении нарушений на дату 28.08.2020 удостоверения, подтверждающие квалификацию рабочих, выполнивших соединения на болтах с контролируемым натяжением, у Общества отсутствуют.
Нарушение устранено не в полном объеме, представлен только журнал тарировки динамометрических ключей.
Пункт № 12.
Согласно проектной документации, раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» шифр 11-01-2017/У5-КР графическая часть, лист 14, металлические вертикальные связи по оси Б после механической очистки и обработки покрываются грунтовкой ГФ-021 толщиной 50мкм и огнезащитным составом «Стабитерм». Согласно пункту 10.3.23 СП 70.13330.2012 «Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87» после окончания сварки сварные соединения необходимо очистить от шлака и брызг металла.
Нарушены требования части 6 статьи 52 ГрК РФ, ПД шифр 11-01-2017/У5-КР графическая часть, лист 14; пункт 10.3.23 СП 70.13330.2012 «Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87».
Согласно извещению об устранении нарушений сварочные швы в осях 3-4/Б и пристройки в осях А-Б/2-14 зачистили и покрыли грунтовкой ГФ-021 (Приложение 11). Предоставят исполнительную документацию после завершения работ по нанесению огнезащитного состава на металлокаркас.
Фактически сварочные швы в осях 3-4/Б и пристройки в осях А-Б/2-14 не зачищены и не покрыты грунтовкой ГФ-021 и огнезащитным составом. Исполнительная документация на покрытие металлокаркаса огнезащитным составом не представлена.
Нарушение не устранено.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 15.09.2020 № 95/20.
Обществу выдано повторное предписание № 55/20 от 15.09.2020 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.
По факту невыполнения Обществом в установленный срок в полном объеме требований, изложенных в предписании № 22/20 от 06.04.2020, заместителем начальника отдела государственного строительного надзора 16.10.2020, в присутствии уполномоченного представителя Общества, составлен протокол № 44/20 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора (часть 4 статьи 54 ГрК РФ).
Министерство является органом, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (вместе с «Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации») (далее – Положение № 54), Положением о Министерстве строительства Мурманской области, утвержденным Постановлением Правительства Мурманской области от 28.11.2019 № 529-ПП.
Из пункта 9 Положения № 54 следует, что государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
При этом, в силу части 6 статьи 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
ООО «МБК» осуществляет функции технического заказчика на объекте капитального строительства «Твердотопливная котельная мощностью 18 МВт», расположенного по адресу: Мурманская область, Терский район, пгт. Умба, ул.Беломорская, на основании договора от 25.02.2019, заключенного с ООО «Тепло людям. Умба», являющимся застройщиком (разрешение на строительство от 05.10.2017 №5151-51533000-27-2017).
В ходе проведения проверки установлено, материалами дела подтверждено и Обществом не оспаривается, что в установленный срок в полном объеме требования, изложенные в предписании № 22/20 от 06.04.2020, им не исполнены. Предписание Обществом в установленном порядке не оспорено.
Данное бездействие образует объективную сторону вменяемого административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Оснований полагать, что выявленное нарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля Общества, не имеется. Доказательства принятия лицом, привлекаемым к административной ответственности, необходимых мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, которые позволили бы судить об отсутствии вины, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Анализируя в соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ процедуру составления протокола об административном правонарушении и действия административного органа при проведении проверки, суд не установил процессуальных нарушений, самостоятельно влекущих отказ в удовлетворении заявленного требования. Протокол об административном правонарушении № 44/20 от 16.10.2020 составлен уполномоченным должностным лицом Министерства в присутствии представителя Общества. На день рассмотрения дела судом срок привлечения к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, установленный статьёй 4.5 КоАП РФ, не истек.
Гарантии защиты прав, предоставленных Обществу КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении административным органом обеспечены.
Исходя из объекта посягательства, особо охраняемой государством сферы общественных отношений, характера и обстоятельств совершения рассматриваемого правонарушения, оснований для признания его малозначительным и освобождения от административной ответственности с применением статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Санкция части 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа для юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Решая вопрос о назначении наказания, суд учитывает обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, принимает во внимание, что ранее Общество к ответственности не привлекалось (доказательств обратного не представлено), сведения об обстоятельствах, отягчающих административную ответственность, отсутствуют. Таким образом, исходя из принципа соразмерности назначаемого наказания, суд полагает возможным назначить ООО «МБК» административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 50 000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
привлечь общество с ограниченной ответственностью «Мурманская биоэнергетическая компания» (юридический адрес: 184042, <...> Октября, д. 1; ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:
получатель средств: Министерство строительства Мурманской области, место нахождения: 183016, <...>, ИНН <***>, КПП 519001001, ОГРН <***>, УФК по Мурманской области (Министерство строительства Мурманской области), л/с <***>, р/с <***> в Отделении Мурманск, г.Мурманск, БИК 044705001, ОКОПФ 20904, ОКПО 56963615, ОКВЭД 75.11.21, ОКТМО 47701000, ОКАТО 47401000, ОКФС 13, ОКОГУ 2300236, код по сводному реестру 47200103, код администратора 807, код дохода бюджета 1 16 07090 02 0000 140.
Документ, свидетельствующий об уплате штрафа, представить в Арбитражный суд Мурманской области.
Разъяснить лицу, привлекаемому к административной ответственности, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется копия настоящего решения на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Мурманской области.
Судья Кушниренко В. Н.