АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183038
http://murmansk.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-9111/2018
«25» декабря 2018 года
Резолютивная часть решения вынесена 19.12.2018.
Арбитражный суд Мурманской области в составе Карачевой А.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гарифуллиной А.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ДНС Ритейл» (юридический адрес: пр. 100-летия Владивостока, д. 155, корп. 3. оф. 5, Владивосток, Приморский край, 690068; ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес Северо-Западного филиала: пр. Лиговский, д.153, <...>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (ул. Книповича, д. 9А, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании решения и предписания, при участии представителей: от заявителя - по доверенности ФИО1, от ответчика – по доверенности ФИО2,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ДНС Ритейл» (далее – заявитель, Общество, ООО «ДНС Ритейл») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее – ответчик, Управление, УФАС) об оспаривании решения и предписания от 22.08.2018 по делу № 08-04-18/04.
В обоснование требований, заявитель указал, что действующим законодательством не установлены обязательные требования к минимальному размеру шрифта текста рекламы, равно как и отсутствует запрет на использование в одном рекламном материале шрифтов разных размеров, при условии, что размер шрифта, является достаточным для прочтения потребителями. Считает, что Управлением документально не подтвержден факт сложности восприятия текста потребителями, поскольку социологические исследования, опросы общественного мнения, исследований обращений граждан по указанному вопросу УФАС не производились. Указал, что целью размещения спорной рекламы является формирование интереса потребителя к реализуемой Обществом продукции с возможностью ее приобретения в течение продолжительного периода времени без фактической переплаты (рассрочка), при этом кредитование объектом рекламы не является. В обоснование своих доводов сослался на представленные в УФАС индивидуальные условия потребительского кредита АО «ОТП Банк», подтверждающие соответствие финансовых условий приобретения товара, отраженных в рекламе.
Управлением представлен отзыв на заявление, в котором УФАС, указав на законность и обоснованность оспариваемых решения и предписания, с заявленными требованиями не согласилось.
В судебном заседании представители заявителя и Управления поддержали позиции, изложенные в заявлении и в отзыве.
17.12.2018 в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв до 19.12.2018.
Как следует из материалов дела, ООО «ДНС Ритейл» в установленном законом порядке зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН<***>, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности Общества является: торговля розничная телекоммуникационным оборудованием, включая розничную торговлю мобильными телефонами, в специализированных магазинах.
В целях рекламирования осуществляемой деятельности, ООО «ДНС-Тверь» (правопредшественник) заключены договоры на изготовление и монтаж светодиодных модулей рекламных конструкций, по адресу: просп. Ленина, <...> г. Мурманск.
07.02.2018 в рамках мониторинга наружной рекламы в городе Мурманске Комиссией УФАС в присутствии понятой, с применением средств фотофиксации произведен осмотр рекламных конструкций, расположенных на зданиях многоквартирных домов по проспекту Ленина, <...>, г. Мурманск, в близи проезжей части и пешеходного перехода, в ходе которого установлено следующее:
1) рекламная конструкция, расположенная на здании многоквартирного дома по проспекту Ленина, д. 52, г. Мурманск (осмотр проведен в период времени с 12 час. 20 мин. по 12 час. 40 мин.) представляет собой баннерное полотно на металлическом каркасе примерной шириной 3 м и высотой 20 м, закреплено с помощью люверсов к стене здания по направлению ул. Книповича, д. 8 и снабжено осветительными приборами. Высота конструкции примерно 60 м. В верхней части баннера на ярко оранжевом полотне изображен логотип «DNS» белыми буквами «цифровая и бытовая техника» ниже изображена бытовая продукция магазина (телевизор, телефон, компьютерная техника, игровое оборудование, принтеры www.dns-shop.ru «космический ассортимент цифровой и бытовой техники» на синем фоне красная крупная стрелка указывает направление в сторону магазина и указано 1 этаж. Приведенная рекламная информация занимает четыре этажа, примерно 17-18 метров, в нижней части, занимающей 1/5 всей площади баннера на оранжевом фоне приведена информация: рассрочка (крупно) мелким шрифтом «Выгодный кредит!»*, далее крупно 0-0-24 или вернем часть стоимости, более мелким шрифтом темного цвета «Бонусом на карту ProZaPass», далее 14 строк во всю ширину полотна, текст светлого цвета мелким нечитаемым шрифтом, примерной площадью 2,4 метра. Фиксация производилась в двух метрах от рекламной конструкции в дневное освещенное время в пасмурную погоду.
2) рекламная конструкция, расположенная на здании многоквартирного дома по проспекту Ленина, д. 50, г. Мурманск (осмотр проведен в период времени с 12 час. 40 мин. по 13 час. 00 мин.) представляет собой баннерное полотно на металлическом каркасе примерной шириной 5 м и высотой 25 м, занимающее по длине шесть этажей здания, закреплено на стене с помощью люверсов и снабжено осветительными приборами. Баннер направлен в сторону просп. Ленина, вблизи пешеходного перехода. На оранжевом фоне в верхней части белым шрифтом написано: «Выгодный кредит» черным шрифтом рядом «Бери сейчас плати позже», в центре полотна темным шрифтом крупно по размеру в два этажа указано: «0 % первый взнос» и изображена техника бытовая и цифровая, ниже мельче шрифтом «на 12 месяцев переплата всего 10% !», ниже крупным белым шрифтом: «DNS цифровая и бытовая техника», черным шрифтом ТЦ «Аметист», 1 этаж и указано направление к магазину красной стрелкой очерченной в белом круге, ниже серыми буквами мельче основного шрифта просп. Ленина, д. 52/ www.dns-shop.ru. в нижней части баннера на оранжевом фоне серым мелким шрифтом нечитаемый текст в 8 строк по всей длине баннера примерно по площади 20 м 1/5 площади всего баннера. Фиксация баннера производилась с двух ракурсов с противоположной стороны дороги и непосредственно в двух метрах от рекламы по стороне ее размещения в дневное светлое время суток в пасмурную погоду без осадков.
Результаты осмотра зафиксированы соответствующими актами от 07.02.2018 с приложением фототаблиц.
В целях установления соответствия вышеизложенных рекламных конструкций требованиям Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон № 38-ФЗ, Закон о рекламе) должностными лицами Управления, проведены соответствующие мероприятия, в том числе по направлению запроса о предоставлении сведений в ООО «ДНС-Тверь» (лицо ответственное за размещение рекламы), территориальные органы ФАС Росси по вопросу распространения указанным лицом на подведомственных территориях аналогичной рекламы, по результатам рассмотрения которых (в том числе представленных ООО «ДНС-Тверь» сопроводительным письмом исх. № 30 от 07.03.2018 документов), установив, что лицом, ответственным за размещение спорной информации является ООО «ДНС-Тверь» (рекламодатель, рекламодержатель), выявив, несоответствие рекламных конструкций требованиям, изложенным в пункте 7 статьи 5, пункте 1 статьи 28 Закона № 38-ФЗ, поскольку существенная часть предложений об условиях бонусной программы, о наименовании банка, осуществляющего кредитование и условий кредита 0-10-12 и 0-0-24 в рекламе изображена нечитаемым мелким шрифтом, что не позволяет потребителям рекламы в полной мере ее прочесть, осознать, учитывая, что указанная информация доведена до потребителя ненадлежащим образом, вводит потребителя в заблуждение в отношении предлагаемой услуги (формальное присутствие в рекламе существенной информации, приведенной мелким нечитаемым шрифтом не позволяет потребителю воспринимать эти сведения, тем самым искажает смысл рекламы), заместителем руководителя Управления, с учетом письма Федеральной антимонопольной службы о наделении полномочиями Мурманского УФАС (№ АК/32520/18 от 08.05.2018) в отношении ООО «ДНС-Тверь» (ИНН <***>) вынесено определение от 05.04.2018 о возбуждении производства по делу № 08-04-18/04 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Одновременно в порядке подготовки дела к рассмотрению Управление обязало представить ООО «ДНС-Тверь» дополнительные документы.
В ходе рассмотрения дела, УФАС установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «ДНС-Тверь» реорганизовано в форме присоединения к ООО «ДНС-Ритейл» (сведения о правопредшественнике зарегистрированы за ГРН 2182536197370 от 26.03.2018).
Ввиду неисполнения Обществом требований УФАС о предоставлении документов, а также по ходатайству ООО «ДНС-Ритейл» рассмотрение дела № 08-04-18/04 неоднократно откладывалось. В целях установления обстоятельств, изложенных Обществом в ходе проведения заседаний Комиссии, Управлением в отношении кредитной организации, осуществляющей кредитование реализуемых Обществом товаров (АО «ОТП Банк»), направлен запрос о предоставлении сведений (№ 08-07-18/1786 от 06.06.2018), во исполнение которого АО «ОТП Банк» представлены заключенные с потребителями копии договоров, в том числе индивидуальные условия договора потребительского кредита и общие условия кредитного договора, а также договор № ПК-Т-9079-13 от 19.07.2013 заключенный между Банком и Обществом об осуществлении безналичных расчетов, связанных с продажей товаров с оплатой их стоимости за счет кредита.
По результатам рассмотрения представленных по делу № 08-04-18/04 документов, заслушав пояснения представителей Общества, данных в ходе проведения заседаний Комиссии УФАС, пришла к выводу, что рассматриваемая реклама, содержит все необходимые юридические признаки рекламы: предназначена для неопределенного круга лиц; формирует и поддерживает интерес к компании «DNS», ее товарам и предложению «выгодный кредит», «рассрочка», «бери сейчас плати позже», «вернем часть стоимости на карту», учитывая, что объектами рекламирования являются: компания «DNS», товары, реализуемые «DNS», кредитные предложения, магазин «DNS» по адресу: <...>, считая, что поскольку потенциальными потребителями рекламы являются пешеходы, водители и пассажиры транспортных средств, которые находятся в движении, что усложняет прочтение мелкого шрифта, а следовательно, не доступна для прочтения потребителям, приведенная мелким шрифтом рекламная информация: «… Кредит предоставляется АО «ОТП Банк» … срок действия договора потребительского кредита 24 месяца, срок возврата кредита 24 месяца, сумма кредита предоставляемого банком от 2 000 руб. до 300 000 руб. Первоначальный взнос составляет 0%, процентная ставка 15,7%. Кредит погашается ежемесячными, равными (аннуитетными) платежами. Банком может взиматься плата за дополнительные услуги и услуги страхования…»; «Сумма кредита 1 500 руб. до 300 000 руб., срок действия договора кредита 12 мес., срок возврата кредит 12 мес., первоначальный взнос составляет 0%, процентная ставка составляет 18%. Банком может взиматься плата за дополнительные услуги и услуги страхователя. Переплата по кредитному договору составляет 10% от стоимости товара, кредит предоставляется АО «ОТП Банк»…» - вместе с тем, значима для потребителя, так как влияет на конечную стоимость товара и соответственно принятия решения о приобретении товара; реклама в представленном виде не отражает полностью финансовые условия приобретения товара, поскольку именно существенная ее часть была исполнена мелким нечитаемым шрифтом и не позволяет в полной мере прочесть и осознать текст рекламы и, тем самым, вводит в заблуждение потребителя относительно лица, осуществляющего кредитование покупателей товаров, приобретаемых в магазине «DNS», Комиссия УФАС, в отношении ООО «ДНС-Ритейл» вынесла решение по делу № 08-04-18/04 от 22.08.2018:
1) признать рекламу: «Рассрочка выгодный кредит, 0-0-24 или вернем часть стоимости, бонусами на карту ProZapas», далее по всей ширине полотна 14 строк рекламной информации нечитаемым шрифтом»;
– «Выгодный кредит 0% первый взнос на 12 месяцев», Бери сейчас плати позже, переплата всего 10 %!*, DNS цифровая и бытовая техника, «ТЦ «Аметист», 1 этаж», далее мелкий шрифт,
распространенную 07.02.2018 в виде наружной рекламной конструкции, ненадлежащей, нарушающей, требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
2) признать нарушившим, часть 7 статьи 5 и часть 1 статьи 28 Закона о рекламе, ООО «ДНС-Ритейл».
Одновременно Обществу выдано предписание, которым предписано: рекламораспространителю и рекламодателю – ООО «ДНС-Ритейл» прекратить нарушение части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона № 38-ФЗ и обеспечить соблюдение указанных норм при распространении наружной рекламы, а именно довести до неопределенного круга лиц рекламную информацию в полном объеме в форме и виде, позволяющем прочесть и осознать весь текст рекламы без специальных усилий и применения специальных средств. Об исполнении предписания и принятых мерах сообщить в УФАС по Мурманской области до 22.10.2018.
Не согласившись с вынесенными УФАС по делу № 08-04-18/04 решением и предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав позицию сторон, оценив представленные по делу доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд приходит к следующему.
Закон № 38-ФЗ применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3 Закона № 38-ФЗ определено, что реклама, это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона №38-ФЗ).
Частью 1 статьи 33 Закона № 38-ФЗ определено, что антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: 1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;
2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Как следует из материалов дела, УФАС установлено, что размещенные на фасадах многоквартирных домов 50, 52 по просп. Ленина, г. Мурманск баннеры, содержат информацию:
- «Рассрочка выгодный кредит, 0-0-24 или вернем часть стоимости, бонусами на карту ProZaРas», далее по всей ширине полотна 14 строк рекламной информации нечитаемым серым шрифтом» (просп. Ленина, д. 52, г. Мурманск);
- «Выгодный кредит 0% первый взнос на 12 месяцев», Бери сейчас плати позже, переплата всего 10%!*, DNS цифровая и бытовая техника, под ней темным шрифтом «ТЦ Аметист», 1 этаж» и стрелка красного цвета в окружности, указывающая направление движения к магазину пр. Ленина д. 52/www.dns-shop.ru», еще ниже на 1/6 всей площади рекламного поля мелким серым шрифтом текст из 8 строчек (просп. Ленина, д. 50, г. Мурманск),
имеющую все необходимые признаки рекламы, а именно: предназначена для неопределенного круга лиц (наружная баннерная реклама); формирует и поддерживают интерес к компании «DNS» (имеется логотип компании и цветовую гамму компании), его товарам (изображены товары, реализуемые магазином) и предложению «выгодный кредит»; «рассрочка»; «бери сейчас плати позже»; «вернем часть стоимости на карту»; преследует строго заданные цели – продвижение товаров компании «DNS», (побуждают приобрести товары в рассрочку, в кредит по адресу: <...> в магазине «DNS»).
Таким образом, антимонопольный орган пришел к выводу, что объектами рекламирования спорной рекламы являются: компания «DNS»; товары, реализуемые «DNS»; кредитные предложения; магазин «DNS» по адресу: <...>, при этом, существенная часть предложений об условиях бонусной программы, о наименовании банков, осуществляющих кредитование и условий кредита 0-10-12 и 0-0-24 в рекламе изображено нечитаемым мелким шрифтом, вследствие использования которого (мелкий серый шрифт значительного объема), в ограниченный промежуток времени, потребителям рекламы непредставляется возможным получить из рекламных носителей полную и существенную информацию о наименовании финансовых организаций, условиях кредитования и программы «Prozapas».
Согласно представленным Обществом в ходе рассмотрения дела полных текстов дисклеймеров рекламы рассрочка «Рассрочка 0-0-24 или вернем часть стоимости» (размещенной на перекрестке улиц Книповича, д. 8 и просп. Ленина, д. 52, г. Мурманск) и рекламы «0% первый взнос – выгодный кредит» (размещенной на просп. Ленина, д. 50), изображенные мелким шрифтом, дисклеймер к акции «Мультиакция, рассрочка 0-0-24», содержит информацию:
«организатор акции: «Компьютер Трейд» (<...>, ИНН <***>, продавец аукционного товара ООО «ДНС-Тверь» (ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 500101001, юр. адрес: 143910, <...>, акция действует с 01 июня по 31 декабря 2017 года, акция проводится только в розничных магазинах компании ДНС и при самовывозе товара, заказанного через интернет-магазин, организатор может менять сроки действия акции и условия ее проведения. В акции принимает участие товар стоимостью от 2 000 руб. до 300 000 руб. Список товаров, участвующих в акции ограничен, количество товара по акции ограничено. * Рассрочка – это кредитный продукт, предоставляемый кредитными учреждениями. Кредит предоставляется АО «ОТП Банк» (лицензия ЦБ РФ на осуществления банковских операций № 2766 от 27.11.2014) срок действия договора потребительского кредита 24 месяца, срок возврата кредита: 24 месяца, сумма кредита предоставляемого банком от 2 000 руб. до 300 000 руб. Первоначальный взнос составляет 0%, процентная ставка 15,7%. Кредит погашается ежемесячными (аннуитетными) платежами. Банком может взиматься плата за дополнительные услуги и услуги страхования. При погашении кредита через третьих лиц взимается комиссия согласно тарифам. В случае если кандидатура покупателя одобрена банком для выдачи кредитного продукта организатор акции предоставляет покупателю скидку с цены товара, приобретаемого в кредит. В итоге переплаты за товар в размере процентов за пользование кредитом не возникает и фактически выплаченная сумма за товар не превышает его первоначальной стоимости, при условии, что кредит предоставляется только на товар, дополнительные услуги банка не приобретаются. Указанные условия определяют полностью стоимость кредита (займа), рассчитанную в соответствии с требованиями ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Подробная информация о правилах предоставления кредита, месте и порядке его оформления на сайте www.dns-shop.ru, у продавцов консультантов, и у кредитных специалистов ФИО3 в магазинах компании ДНС. Покупатель вправе по данной акции самостоятельно выбрать получение выгоды между кредитным продуктом или начислением бонусов на персональную карту «Prozapas» (прозапас) «Prozapas» - программа выгодных покупок. Решение о выборе необходимо сообщить продавцу-консультанту магазина ДНС до оплаты покупки. ** Бонусы по программе выгодных покупок «Prozapas». Для начисления бонусов покупатель должен быть зарегистрирован в программе «Prozapas». Воспользоваться бонусами возможно через 15 дней с момента поступления их на карту Prozapas. Бонусы действительны в течении 180 календарных дней с момента начисления. Бонусами можно оплатить до 100 % стоимости покупок в магазина ДНС и ДНС Технопоинт. 1 бонус = 1 рубль скидки»;
дисклеймер к акции «0 % первый взнос – выгодный кредит»:
«организатор акции: «Компьютер Трейд» (<...>, ИНН <***>, продавец аукционного товара ООО «ДНС-Тверь» (ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 500101001, юр. адрес: 143910, <...>, акция действует с 01 июня по 31 декабря 2017 года, акция проводится только в розничных магазинах компании ДНС и ДНС Технопоинт. Организатор может менять срок действия акции. В акции принимает участие весь товар стоимостью от 300 руб. до 250 000 руб. Список товаров, участвующих в акции ограничен, количество товара по акции ограничено. Сумма кредита от 1 500 руб. до 300 000 руб., срок действия договора кредита 12 месяцев, срок возврата кредита 12 месяцев, первоначальный взнос составляет 0%, процентная ставка составляет 18 %. Банком может взиматься плата за дополнительные услуги и услуги страхования. Переплата по кредитному договору составляет 10% от стоимости товара, кредит предоставляется АО «ОТП Банк». Продавец акционного товара ООО «ДНС-Тверь» (ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 500101001, юр. адрес: 143910, <...>. Подробная информация о правилах предоставления кредита, месте и порядке его оформления на сайте www.dns-shop.ru и www.technopoint.ru, у продавцов консультантов, и у кредитных специалистов ФИО3 в магазинах компании ДНС и ДНС Технопоинт».
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона № 38-ФЗ ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В пункте 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – Постановление № 58) разъяснено, что если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными познаниями.
Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона № 38-ФЗ).
В силу части 6 статьи 38 Закона № 38-ФЗ рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8, 12 статьи 5, статьями 6 - 9, частями 4 - 6 статьи 10, статьей 12, частью 3 статьи 19, частями 2 и 6 статьи 20, частями 1, 3, 5 статьи 21, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30.1 настоящего Федерального закона.
Рассмотрев представленные по делу № 08-04-18/04 документы, с учетом пояснений, данных представителями Общества в ходе рассмотрения дела, УФАС со ссылкой на то, что потенциальными потребителями рекламы являются пешеходы, водители и пассажиры транспортных средств, принимая во внимание пояснения участвующего, в осмотре спорной рекламы понятого, указав, что оценка рекламы осуществлена Управлением с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, мотивируя оспариваемое решение, указало, что размещенная Обществом мелким, не доступным для прочтения потребителями шрифтом реклама (разъясняющая финансовые затраты покупателей товаров «DNS»): «… Кредит предоставляется АО «ОТП Банк» … срок действия договора потребительского кредита 24 месяца, срок возврата кредита 24 месяца, сумма кредита предоставляемого банком от 2 000 руб. до 300 000 руб. Первоначальный взнос составляет 0%, процентная ставка 15,7 %. Кредит погашается ежемесячными, равными (аннуитетными) платежами. Банком может взиматься плата за дополнительные услуги и услуги страхования…»; «Сумма кредита 1 500 руб. до 300 000 руб., срок действия договора кредита 12 мес., срок возврата кредит 12 мес., первоначальный взнос составляет 0%, процентная ставка составляет 18 %. Банком может взиматься плата за дополнительные услуги и услуги страхователя. Переплата по кредитному договору составляет 10% от стоимости товара, кредит предоставляется АО «ОТП Банк»…» является значимой для потребителя, так как влияет на конечную стоимость товара и соответственно принятия решения о приобретении товара, реклама в представленном виде не отражает полностью финансовые условия приобретения товара, поскольку именно существенная ее часть была исполнена мелким нечитаемым шрифтом, за счет которого рекламодателем достигнут эффект отсутствия информации, и не позволяла в полной мере прочесть и осознать текст рекламы.
Вместе с тем, из буквального толкования положений, содержащихся в части 7 статьи 5 Закона № 38-ФЗ следует, что недопустимой является реклама, в том числе об условиях приобретения товара, в которой отсутствует часть существенной информации, при условии, что данные обстоятельства, искажают смысл информации и вводят в заблуждение потребителей рекламы.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, и установлено Управлением, объектами рекламы являются товары, реализуемые компанией «DNS», с раскрытием информации о возможности их приобретения путем рассрочки и кредита. Размещенная в нижней части спорных баннерных полотен реклама, содержит условия приобретения реализуемых товаров посредством оформления рассрочки и банковского кредита.
Доступная для прочтения информация изложена следующим образом: - «Рассрочка выгодный кредит, 0-0-24 или вернем часть стоимости, бонусами на карту ProZapas», далее по всей ширине полотна 14 строк рекламной информации нечитаемым серым шрифтом» (просп. Ленина, д. 52, г. Мурманск); «Выгодный кредит 0% первый взнос на 12 месяцев», Бери сейчас плати позже, переплата всего 10%*, DNS цифровая и бытовая техника, под ней темным шрифтом «ТЦ Аметист», 1 этаж» и стрелка красного цвета в окружности, указывающая направление движения к магазину пр. Ленина д. 52/www.dns-shop.ru», еще ниже на 1/6 всей площади рекламного поля мелким серым шрифтом текст из 8 строчек (просп. Ленина, д. 50, г. Мурманск).
Из существа размещенной информации следует, что для приобретения товаров, реализуемых Обществом, покупателям предлагается способ их приобретения и краткие их условия, указанный в рекламе – рассрочка и кредит. Мелким шрифтом, размещена информация, раскрывающая условия их оформления.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Частью 1 статьи 28 Закона № 38-ФЗ определено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В рассматриваемом случае объектом рекламы является возможность приобретения товаров, реализуемых Обществом, без первоначального взноса с оплатой частями в течение определенного периода времени без переплаты.
Указанные финансовые отношения с потребителем, исходя из сложившейся на рынке практике, обозначаются для обычного потребителя как "рассрочка".
Рекламируемый Обществом способ приобретения товара путем предоставления рассрочки (кредита без переплаты процентов банку) не является рекламой банковских услуг, оказываемых ОАО «ОТП Банк»; отдельно (без приобретения товаров, реализуемых заявителем) такого банковского продукта, позволяющего не переплачивать проценты, не существует.
Таким образом, положения части 1 статьи 28 Закона № 38-ФЗ к спорным правоотношениям не применимы.
Из представленных в материалы дела договоров, заключенных АО «ОТП Банк» на условиях проводимой Обществом акции с потребителями, реализуемых ООО «ДНС Ритейл» товаров, следует, что условия заключенных договоров, соответствуют условиям, содержащимся в рекламе (в части информации, раскрытой крупным шрифтом). Договор на предоставление рассрочки содержит условия: срок действия договора – 24 месяца, первоначальный взнос – 0 руб., согласно графику платежей, заемщиком в установленные кредитным соглашением сроки, выплачивается сумма кредита, проценты по платежам выплачиваются указанным в договоре предприятием – ООО «ДНС-Тверь» (правопредшественник), ООО «ДНС Ритейл» на основании договоров заключенных между АО «ОТП Банк» и Обществом (№ ПК-Т-9079-13 от 19.07.2013, № ПК-Т1732-18 от 01.03.2018). Условиями договора банковского кредита являются: срок действия договора – 12 месяцев, сумма первоначального взноса – 0 руб. Кредит предоставляется конкретно для оплаты товара.
Таким образом, учитывая, что фактические условия заключенных на основании представляемых покупателям банком-партнером индивидуальных условий, на приобретение, реализуемых Обществом товаров, по договорам займа денежных средств (рассрочка, кредит) соответствуют информации, размещенной в спорной рекламе, нельзя признать, что условия приобретения рекламируемого товара ввели потребителей в заблуждение относительно рекламируемого продукта, поскольку при отсутствии выплат за пользование денежными средствами, информация о кредите не является существенной для потребителей.
С учетом представленных договоров потребительского кредита, суд приходит к выводу, что размещенная на рекламном баннере более мелким шрифтом информация не влияет на конечную стоимость приобретаемого товара и принятия решения потребителем о его приобретении.
Кроме того, в отсутствие доказательств проведения экспертизы на предмет сложности восприятия текста потребителями, социологических исследований, опросов общественного мнения, обращений граждан по указанному вопросу в УФАС (обратного в материалы дела не представлено), доводы ответчика о том, что часть рекламы выполнена сложно читаемым шрифтом, нельзя признать состоятельными, что также свидетельствует о недоказанности Управлением доводов, относительно недоступности для восприятия потребителями спорной рекламы.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о соответствие размещенной Обществом рекламы на спорных баннерах требованиям законодательства о рекламе.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые решение и предписание УФАС не соответствуют Закону № 38-ФЗ и нарушают права и законные интересы Общества, что в силу статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленных требований.
При обращении в суд заявителем платежным поручением № 287 от 16.10.2018 уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Следовательно, с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы в сумме 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявленные требования удовлетворить.
Признать решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 22.08.2018 по делу № 08-04/18-04 незаконным, а предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по делу № 08-04/18-04 от 22.08.2018, недействительным.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «ДНС Ритейл» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «ДНС Ритейл».
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Карачева А.Е.