АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
183049, г. Мурманск, ул. Книповича, 20
E-mail суда: arbsud.murmansk@polarnet.ru
http://murmansk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Мурманск
Дело № А42-9202/2010
«25» февраля 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 25 февраля 2011 года.
Судья Арбитражного суда Мурманской области Дмитриевская Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмуриковым А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Мурманского муниципального унитарного предприятия «Агентство Мурманнедвижимость»
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 09.12.2010 № 04-23/222-1/1,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - ФИО1 по доверенности от 12.01.2011 № 02/11,
административного органа – не явился,
установил:
Мурманское муниципальное унитарное предприятие «Агентство Мурманнедвижимость» (далее – заявитель, Предприятие) обратилось в суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу (далее – Управление, административный орган) об отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 09.12.2010 № 04-23/222-1/1, освобождении от административной ответственности в силу малозначительности совершенного правонарушения.
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил предмет требований и просил суд отменить постановление Управления от 09.12.2010 № 04-23/222-1/1.
В обоснование требования заявитель, не оспаривая наличия в его действиях состава вменяемого правонарушения, указал, что оно является малозначительным, так как Предприятие фактически не осуществляет предусмотренную Уставом деятельность по предоставлению посреднических
услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества и обратилось к учредителю - Комитету имущественных отношений Администрации города Мурманска - с просьбой об исключении из Устава данного вида деятельности.
В отзыве Управление с заявленным требованием не согласилось, считая, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, а допущенное нарушение не может быть признано малозначительным по основаниям, изложенным в названном постановлении.
При этом административный орган полагает, что отсутствие надлежащей организации внутреннего контроля привело к нарушению установленных требований и в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Кроме того, Управление указало, что представленными им материалами подтверждено фактическое осуществление заявителем посреднической деятельности, способствовавшей изменению прав и обязанностей лиц в отношении недвижимого имущества.
В судебном заседании представитель заявителя на уточненном требовании настаивал по доводам, изложенным в заявлении.
Административный орган, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
С учетом обстоятельств дела, мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
По материалам дела установлено, что Предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Мурманску, о чем 04.05.2005 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Пунктом 2.3 Устава, утвержденного приказом Комитета имущественных отношений города Мурманска от 20.04.2005 № 408/04, предусмотрено, что одним из видов деятельности Предприятия является предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества.
На основании приказа от 17.11.2010 № 04-01/160-П Управлением проведена выездная проверка по соблюдению заявителем законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 01.01.2006 по 31.10.2010.
Результаты проверки отражены в акте № 149 от 25.11.2010.
В ходе проверки Предприятием не представлены соответствующие данные и документы, касающиеся прохождения должностными лицами вводного инструктажа, планового инструктажа, внепланового инструктажа, участия работников организации в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях (целевой инструктаж), а также самостоятельного изучения работниками законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иных нормативных правовых актов в данной области, правил внутреннего контроля организации и программ его осуществления.
Управлением также выявлено отсутствие у заявителя плана-графика обучения ввиду отсутствия утвержденных и согласованных уполномоченным органом правил внутреннего контроля.
Усмотрев нарушение в деянии заявителя пункта 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, требований постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715, Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 01.11.2008 № 256, должностное лицо Управления 25.11.2010 составило в отношении заявителя протокол № 04-23/222-1/1 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.27 КоАП РФ.
Руководителем Управления 09.12.2010 вынесено постановление № 04-23/222-1/1, в соответствии с которым за отсутствие надлежащей организации внутреннего контроля на Предприятии последнее на основании статьи 15.27 КоАП РФ привлечено к административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования (с учетом его уточнения).
Статьей 15.27 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ, действующей в спорный период) предусмотрена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
В соответствии со статьей 5 Закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Пунктом 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Квалификационные требования, предъявляемые к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – постановление № 715).
Пунктом 3 постановления № 715 определено, что требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 01.11.2008 № 256 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения руководитель организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Пунктом 5 Положения установлено, что обучение проводится в следующих формах: а) вводный инструктаж в организации; б) плановый инструктаж в организации; в) внеплановый инструктаж в организации; г) участие работников организации в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях (далее - целевой инструктаж); д) самостоятельное изучение работником законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иных нормативных правовых актов в данной области, а также правил внутреннего контроля организации и программ его осуществления.
Согласно пункту 10 Положения программа обучения разрабатывается с учетом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов. На основании программы обучения организация должна разработать план-график реализации программы обучения на очередной календарный год (далее - план-график) (пункт 13 Положения).
План-график определяется организацией для каждого указанного в пунктах 3 и 4 Положения работника организации, исходя из занимаемой им должности, уровня его квалификации и должностных обязанностей, а также при соблюдении требований раздела II настоящего Положения (пункт 15 Положения).
Пунктом 16 Положения установлено, что план-график утверждается руководителем организации не позднее 31 января текущего года. При необходимости в течение года в план могут быть внесены изменения, которые также утверждаются руководителем организации.
В соответствии с пунктом 18 Положения проверка знаний и навыков в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проводится регулярно, но не реже одного раза в год.
Аналогичные требования сохранены в Положении, утвержденном приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203, которым отменен ранее действовавший приказ № 256 от 01.11.2008.
Как видно из Устава, одним из видов деятельности Предприятия является предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества, следовательно, в силу статьи 5 Закона № 115-ФЗ на заявителя распространяются требования указанного Закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов, в том числе постановления № 715, Положения № 256.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, у него отсутствует план-график реализации программы обучения на очередной календарный год, не проводится предусмотренное Положением № 256 обучение сотрудников. Данные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля и о наличии в деянии Предприятия объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не выявлены обстоятельства объективной невозможности исполнения заявителем требований законодательства.
Доказательства, подтверждающие, что в указанных целях Предприятием принимались какие-либо меры, направленные на организацию и осуществление внутреннего контроля, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах Управление пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами уполномоченного органа.
Законный представитель заявителя при составлении протокола об административном правонарушении присутствовал. О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Предприятие уведомлено надлежащим образом, что подтверждается копией определения от 30.11.22010 с отметкой заявителя о получении им данного документа 08.12.2010 и его ходатайством от 08.12.2010 № 2423 о рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие представителя Предприятия.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности соблюден.
С учетом обстоятельств дела и положений статьи 4.1 КоАП РФ заявителю назначен минимальный размер штрафа, установленный санкцией статьи 15.27 КоАП РФ.
Доводы заявителя о малозначительности допущенного нарушения судом отклоняются.
Поскольку положения Закона № 115-ФЗ направлены на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства, правонарушения, предусмотренные статьей 15.27 КоАП РФ, посягают на установленный порядок противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
В рассматриваемом случае в нарушение требований Закона № 115-ФЗ не только не был организован внутренний контроль, в том числе не были в установленном порядке разработаны и утверждены правила его осуществления, но Предприятие не состояло на учете в уполномоченном органе, как это предусмотрено статьей 7 Закона № 115-ФЗ.
Кроме того, проверкой Управления выявлено, что в нарушение требований статьи 7 Закона № 115-ФЗ Предприятием документально не фиксировались и не предоставлялись в уполномоченный орган сведения по 2 операциям, связанным с получением имущества по договору финансовой аренды (лизинга), и по 37 операциям, подлежащим обязательному контролю.
Невыполнение требований Закона № 115-ФЗ в части отсутствия документальной фиксации и непредоставления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, явилось следствием отсутствия соответствующего обучения сотрудников, что установлено Управлением в ходе административного расследования и отражено в постановлении № 04-23/222-1/1 от 09.12.2010.
При решении вопроса об отсутствии оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ Управлением правомерно учтены значительная продолжительность периода (с 2005 года) действия Предприятия в условиях отсутствия какого-либо внутреннего контроля, продолжение противоправного поведения на момент возбуждения дела об административном правонарушении, а также непринятие мер по постановке на учет в уполномоченном органе и отсутствие правил внутреннего контроля, согласованных с уполномоченным органом на момент возбуждения дела.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о пренебрежительном отношении заявителя к исполнению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и существенной угрозе охраняемым общественным отношениям.
Факт пренебрежительного отношения заявителя к требованиям названного законодательства представителем Предприятия в судебном заседании не отрицался.
Таким образом, вменяемое нарушение не может быть признано малозначительным. При этом фактическое неосуществление Предприятием деятельности по предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества, а также последующее внесение в Устав изменений в части исключения из него указанного вида деятельности не свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в результате уже допущенного нарушения.
С учетом изложенного оснований для отмены постановления Управления от 09.12.2010 № 04-23/222-1/1 и удовлетворения требования Предприятия не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требования Мурманского муниципального унитарного предприятия «Агентство Мурманнедвижимость» об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу от 09.12.2010 № 04-23/222-1/1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Мурманского муниципального унитарного предприятия «Агентство Мурманнедвижимость», расположенного в <...>, зарегистрированного Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Мурманску в Едином государственном реестре юридических лиц 04.05.2005 за основным государственным регистрационным номером 1055100215092, отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в десятидневный срок со дня принятия.
Судья Дмитриевская Л.Е.