ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-9211/15 от 12.01.2016 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

ул.Книповича, д.20, г.Мурманск, 183049

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-9211/2015

19 января 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 19 января 2016 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Кушниренко В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Свистуновой О.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья "Нахимова 32", ул. Нахимова, д. 32, оф. 47, <...>, ИНН (5190035632), ОГРН (1145190008270)

к Государственной жилищной инспекции Мурманской области, ул. Софьи Перовской, д.25/26, <...>, ИНН (<***>), ОГРН (<***>)

о признании незаконным предписания от 27.08.2015 № 637/15

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1 по доверенности от 16.08.2015;

ответчика – ФИО2 по доверенности от 11.01.2016,

установил:

товарищество собственников жилья "Нахимова 32" (далее – заявитель, Товарищество, ТСЖ "Нахимова 32") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее – ответчик, Инспекция, ГЖИ) от 27.08.2015 №637/15.

В обоснование требования заявитель указал, что решение об установлении ежемесячного вознаграждения председателю ТСЖ "Нахимова 32" в размере 300 рублей с каждого жилого помещения принято общим собранием собственников помещений многоквартирного дома. Предписание ГЖИ об исключении из платежного документа строки "вознаграждение председателю" и о приведении в соответствие с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) начисления размера платы за содержание и ремонт противоречит волеизъявлению собственников и нормам действующего жилищного законодательства.

Инспекция с заявленным требованием не согласилась, в отзыве на заявление указала на законность и обоснованность вынесенного предписания. По мнению Инспекции, начисление платы в размере 300 рублей с одного помещения, нарушает установленный законом порядок несения обязательств собственников по содержанию общего имущества; начисление платы должно производиться исходя из доли в праве общей собственности многоквартирного дома. Кроме того, статьей 154 ЖК РФ не предусмотрена возможность предъявления собственникам дополнительных расходов в виде "вознаграждения председателю" отдельной строкой.

В судебном заседании представители заявителя и ответчика поддержали позиции, изложенные в заявлении и отзыве на заявление.

Как установлено материалами дела, в соответствии с распоряжением от 09.06.2015 №981 в отношении ТСЖ "Нахимова 32" 23.06.2015 проведена проверка по факту обращения собственника жилого помещения, проживающего по адресу: <...>, по вопросам внесения платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, выставления в платежном документе отдельной строкой "вознаграждение председателю" за период с 01.01.2015 по 31.05.2015.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки выявлено, что 26.05.2014 на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома № 32 по ул.Нахимова приняты решения: о выборе способа управления многоквартирным домом; о расторжении договора управления многоквартирным домом с действующей управляющей организацией; о создании ТСЖ "Нахимова 32"; об утверждении устава ТСЖ "Нахимова 32".

11.06.2014 и 27.08.2014 собственники помещений многоквартирного дома № 32 по ул. Нахимова приняли решение об утверждении платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 28,00 руб./кв.м.

25.11.2014 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома №32 по ул. Нахимова принято решение об утверждении размера вознаграждения председателю ТСЖ "Нахимова 32" в размере 300 рублей ежемесячно с каждого помещения.

По результатам проверки 23.06.2015 составлен акт № 965 и вынесено предписание № 485/15, которым ТСЖ "Нахимова 32" предписано: исключить из платежного документа строку "вознаграждение председателю"; привести начисления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствие с частью 2 статьи 154 ЖК РФ; о выполнении предписания сообщить в Государственную жилищную инспекцию Мурманской области. Срок исполнения предписания до 17.08.2015.

С целью проверки исполнения Товариществом предписания от 23.06.2015 № 485/15, на основании распоряжения от 18.08.2015 № 1286, Инспекцией в период с 26.08.2015 по 27.08.2015 в отношении ТСЖ "Нахимова 32" проведена очередная внеплановая проверка (уведомление о проведении мероприятия по контролю направлено Товариществу по почте 21.08.2015), в ходе которой было установлено, что указанное предписание Товариществом не исполнено.

По результатам проверки 27.08.2015 составлен акт № 1288 и выдано предписание №637/15 с требованиями: исключить из платежного документа строку "вознаграждение председателю"; привести начисления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствие с частью 2 статьи 154 ЖК РФ; о выполнении предписания сообщить в Государственную жилищную инспекцию Мурманской области. Срок исполнения предписания до 09.10.2015.

27.08.2015 предписание ГЖИ рассмотрено на общем собрании членов ТСЖ "Нахимова 32", которым было повторно принято решение об утверждении тарифа "вознаграждение председателю" в твердой сумме 300 рублей с каждой квартиры (протокол от 27.08.2015).

Посчитав, что предписание Инспекции от 27.08.2015 № 637/15 нарушает его права и законные интересы, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к следующему.

Пунктом 2 части 2 статьи 161, частью 1 статьи 162 ЖК РФ установлено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление им товариществом собственников жилья на основании предусмотренного статьёй 162 ЖК РФ договора управления многоквартирным домом, заключённого в письменной форме путём составления одного документа, подписанного сторонами.

ТСЖ "Нахимова 32" управляет многоквартирным домом № 32 по ул. Нахимова г.Мурманска на основании решения общего собрания собственников помещений от 26.05.2014.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В силу части 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся, в том числе: избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий; установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества; другие вопросы, предусмотренные настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных в части 2 настоящей статьи также может быть отнесено решение иных вопросов (часть 3 статьи 145 ЖК РФ).

На общем собрании собственников помещений многоквартирного дома № 32 по ул.Нахимова 25.11.2014 на голосование был поставлен вопрос о минимальном вознаграждении председателю ТСЖ "Нахимова 32".

Решением общего собрания утвержден размер вознаграждения председателю Товарищества в размере 300 рублей ежемесячно с каждого помещения, в связи с чем собственникам помещений в платёжных документах, начиная с ноября 2014 года, плата "вознаграждение председателю" выставлялась отдельной строкой в сумме 300 руб. с каждой квартиры.

На общем собрании членов ТСЖ "Нахимова 32" 27.08.2015 был повторно рассмотрен вопрос о вознаграждении председателю и порядке его начисления. Большинством голосов решено оставить в квитанции строку "вознаграждение председателю" отдельно, с каждой квартиры взимать одинаковую сумму - 300 руб.

Решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 25.11.2014 и решение общего собрания членов ТСЖ "Нахимова 32" от 27.08.2015 не признаны незаконными в установленном порядке, вступили в законную силу и обязательны для исполнения всеми собственниками помещений многоквартирного дома.

Таким образом, выставление жильцам в счетах отдельной строкой платы "вознаграждение председателю" в твердой сумме с каждой квартиры (300 руб.) не противоречит принятым собственниками жилых помещений решениям от 25.11.2014 и от 27.08.2015, а также требованиям жилищного законодательства.

При разрешении вопроса о правомерности начисления платы "вознаграждение председателю" в твердой сумме с каждой квартиры суд принимает во внимание также то, что Федеральным законом от 29.06.2015 №176-ФЗ в статью 161.1 ЖК РФ введена часть 8.1, устанавливающая право собственников помещений в многоквартирном доме принять решение на общем собрании о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

Из буквального толкования данной нормы следует, что законодатель предоставил собственникам помещений многоквартирного дома право самим определять как размер вознаграждения членам совета многоквартирного дома, так и порядок его начисления.

В силу части 1 статьи 7 ЖК РФ положения части 8.1 статьи 161.1 ЖК РФ могут быть применены при принятии решения о выплате вознаграждения членам правления товарищества, в том числе председателю (аналогия закона).

Применение аналогии обусловлено необходимостью восполнения пробелов в правовом регулировании тех или иных отношений, направлено на защиту прав и законных интересов граждан, а также надлежащее осуществление правосудия.

Предписывая Товариществу исключить из платежного документа строку "вознаграждение председателю", Инспекция полагала, что взимание с собственников платы в счет оплаты вознаграждения председателю путем выставления самостоятельного платежа отдельной строкой является нарушением части 2 статьи 154 ЖК РФ.

Часть 2 статьи 154 ЖК РФ устанавливает состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, в который, среди прочего, входит плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

Пунктом 67 Правил установлено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Обязательные к указанию в платежном документе реквизиты установлены пунктом 69 Правил.

Согласно пункту 70 Правил в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками.

В соответствии с пунктом 71 Правил примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2014 № 924/пр, вступившим в силу 09.06.2015, утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. Ранее примерная форма платежного документа была утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.09.2011 № 454. Поскольку утвержденная форма является примерной, не исключается возможность дополнения её отдельной строкой, в частности о вознаграждении председателя товарищества собственников жилья.

В рассматриваемом случае вознаграждение председателю ТСЖ "Нахимова 32" не зависит от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения и не является его частью, установлено в виде отдельного целевого платежа; включение в платежный документ строки "вознаграждение председателю" не противоречит действующему законодательству.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что у ГЖИ не имелось правовых и фактических оснований для вынесения оспариваемого предписания, в связи с чем требование заявителя подлежит удовлетворению.

При рассмотрении вопроса о распределении судебных расходов судом установлено, что при подаче заявления в арбитражный суд ТСЖ "Нахимова 32" платежным поручением № 16 от 07.11.2015 уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На необходимость распределения судебных расходов с применением положений статьи 110 АПК РФ по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов (органов местного самоуправления) указывается также в пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".

Таким образом, с Инспекции в пользу заявителя подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в сумме 3 000 руб. за рассмотрение настоящего заявления.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

заявление удовлетворить.

Признать незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Мурманской области от 27.08.2015 № 637/15 как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации.

Обязать Государственную жилищную инспекцию Мурманской области устранить нарушения прав и законных интересов товарищества собственников жилья "Нахимова 32".

Взыскать с Государственной жилищной инспекции Мурманской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), расположенной по адресу: <...>, в пользу товарищества собственников жилья "Нахимова 32" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. (три тысячи рублей).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Мурманской области.

Судья В.Н. Кушниренко