ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-9882/2021 от 25.01.2022 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

ул. Академика Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183038

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-9882/2021

01 февраля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 25.01.2022, решение в полном объеме изготовлено 01.02.2022.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Алексина Н.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбач Я.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Ситиматик» (ул. Черемушкинская Б., д. 13, стр. 4, эт. 2, пом. II, ком. 1, 3, 4, г. Москва; адрес Мурманского филиала: пр. Капитана Тарана, д. 25, оф. 409, г. Мурманск; ИНН <***>, ОГРН <***>) к Административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск (ул. Комсомольская, д. 10, г. Мурманск), третье лицо - Товарищество собственников недвижимости «Самойловой 12» (ул. Самойловой, д. 12, кв. 28, г. Мурманск; ИНН <***>, ОГРН <***>), об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 27.10.2021 № 848/07-05, при участии в судебном заседании: от заявителя – представителя по доверенности ФИО1., от административного органа – представителя по доверенности ФИО2, третьего лица – не участвовал,

установил:

акционерное общество «Ситиматик» (далее – заявитель, Общество, АО «Ситиматик») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск (далее – административный орган, Административная комиссия) от 27.10.2021 по делу № 848/07-05 о назначении административного наказания, предусмотренного пунктом 3 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» (далее – Закон № 401-01-ЗМО).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Товарищество собственников недвижимости «Самойловой 12» (далее – третье лицо).

В обоснование требования заявитель сослался на отсутствие признаков состава вменяемого правонарушения. Указал, в том числе, что региональный оператор не является субъектом вменяемого правонарушения, в связи с тем, что Общество не является лицом, ответственным за нарушение требований Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 № 40-712 (далее – Правила благоустройства), поскольку обязанность по содержанию площадок накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов (КГО) и прилегающих к ним территорий возложена на их правообладателей и лиц, ответственных за содержание таких элементов благоустройства. Указал на вывоз КГО с контейнерной площадки в районе дома № 12 по ул. Самойлова в г. Мурманске в соответствии с графиком. То обстоятельство, что на 07.09.2021 в 13 часов 00 минут в районе указанного дома было выявлено скопление КГО на контейнерной площадке не свидетельствует о невыполнении АО «Ситиматик» обязанности по вывозу коммунальных отходов.

Административная комиссия представила отзыв на заявление, в котором указала на законность и обоснованность вынесенного постановления.

Третье лицо извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, отзыв на заявление не представило.

С учетом мнения представителей сторон, положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Как следует из материалов дела, 07.09.2021 в 13 часов 00 минут в ходе обследования территории Октябрьского административного округа специалистами Управления Октябрьского административного округа города Мурманска установлено, что в месте, предназначенном для накопления твердых коммунальных отходов (включая крупногабаритные), расположенном у многоквартирного дома (далее – МКД) № 12 по ул. Самойловой в г. Мурманске, наблюдается перенакопление КГО в виде картонной тары, досок, фрагментов оконных заполнений, мебели, сантехники. Своевременный вывоз твердых коммунальных отходов не произведен. Ввиду перенакопления данного вида отходов часть КГО не помещается в сборник для КГО и находится за его пределами. Указанные отходы по составу соответствуют отходам, образующимся в процессе текущего ремонта жилых помещений МКД.

Указанное нарушение отражено в акте от 07.09.2021 с соответствующими фототаблицами.

По факту выявленного нарушения 11.10.2021 главным специалистом отдела по контролю за исполнением административного законодательства Управления Октябрьского административного округа города Мурманска составлен протокол об административном правонарушении № 26-11-03/547, который был передан в административную комиссию для рассмотрения.

Усмотрев в действиях Общества нарушение пунктов 10.2.7.1, 10.2.7.2, 10.2.7.5, 10.2.7.6, 10.2.7.12Правил благоустройства, административной комиссией 27.10.2021 в отношении АО «Ситиматик» составлен протокол № 848/07-05 о рассмотрении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО.

Постановлением административной комиссии от 27.10.2021 по делу № 848/07-05 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО, в виде штрафа в размере 125 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, влечет административную ответственность, установленную пунктом 1 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО.

Пунктом 3 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктами 1 или 2 настоящей статьи, в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, предусмотренного пунктами 1 или 2 настоящей статьи.

Под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции (Примечание к статье 2 Закона № 401-01-ЗМО).

Последняя норма регионального законодателя согласуется с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Отношения в сфере организации благоустройства муниципального образования город Мурманск регламентированы Правилами благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденными решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 № 40-712.

Указанные Правила устанавливают требования, которые необходимо применять при осуществлении деятельности по благоустройству территории, которая в себя включает разработку проектной документации по благоустройству территории, выполнение мероприятий по благоустройству территории и содержанию объектов благоустройства, а также осуществление контроля за благоустройством территории города Мурманска. Благоустройство территории города представляет собой деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного настоящими Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории города Мурманска, по содержанию территории города Мурманска и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающей территории.

Пунктом 5.2.14.1 Правил благоустройства определено, что контейнерная площадка - место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Согласно пункту 5.2.14.4 Правил благоустройства контейнерные площадки совмещаются с площадками для складирования отдельных групп коммунальных отходов, в том числе для складирования КГО.

Пунктом 10.2.7.1 Правил благоустройства установлено, что обращение с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области и настоящими Правилами.

На территории города Мурманск сбор, транспортировка, обезвреживание (сжигание) и размещение отходов осуществляется в соответствии с Генеральной схемой очистки территории муниципального образования город Мурманск, утвержденной постановлением администрации города Мурманска от 01.12.2014 № 3934 (пункт 10.2.7.2 Правил благоустройства).

Согласно пункту 10.2.7.5 Правил благоустройства крупногабаритные отходы собираются и складируются в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов, и вывозятся по заявкам потребителей либо организаций, обслуживающих жилищный фонд, находящийся на территории города Мурманска, либо самостоятельно потребителями.

Организацией, участвующей в обслуживании жилищного фонда города Мурманска, является АО «Ситиматик» как региональный оператор, осуществляющий деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области.

В силу пункта 10.2.7.6 указанных правил отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы, подлежат сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению (хранению или захоронению), условия и способы которых должны быть безопасными для населения и окружающей среды.

При этом пунктом 10.2.7.12 Правил благоустройства запрещается в числе прочего переполнять контейнеры отходами производства и потребления, загрязнять территорию города отходами производства и потребления.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») (далее - Правила № 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В силу пункта 10 Правил № 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) их накопления складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В пункте 11 Правил № 1156 определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование КГО осуществляется потребителями следующими способами: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

Согласно пункту 12 Правил № 1156 вывоз КГО обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки КГО на площадку для их складирования.

Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.

Таким образом, на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза ТКО, в том числе КГО из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.

В силу пункта 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, под крупногабаритными отходами понимаются: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п., которые должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.

В рассматриваемом случае Обществу вменяется перенакопление КГО (картонная тара, доски, фрагменты оконных заполнений, мебель, сантехника) и их нахождение за пределами контейнерных площадок, вследствие несвоевременного вывоза.

Сам факт наличия недопустимого объема крупногабаритного мусора, его перенакопление, и размещение за пределами контейнерных площадок в момент проведения проверочных мероприятий (07.09.2021) Обществом не оспаривается.

В обоснование правовой позиции заявитель указал на вывоз КГО со спорной контейнерной площадки в соответствии с графиком. Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют о том, что перенакопление данной контейнерной площадки не является следствием несвоевременного исполнения региональным оператором своих обязательств.

Вместе с тем, поскольку на Общество возложены обязанности регионального оператора по обращению с отходами, АО «Ситиматик», как организация обеспечивающая оказание социально-значимых услуг, обязано исполнять соответствующее обязательство, не допуская при его исполнении нарушение норм действующего законодательства, в том числе Правил благоустройства.

Постановление Административной комиссии мотивировано ссылками именно на нарушение региональным оператором Правил благоустройства при осуществлении деятельности по обращению с отходами в городе Мурманске, ответственность за нарушение которых установлена Законом № 401-01-ЗМО.

В рассматриваемом случае Обществу не вменяется нарушение именно периодичности вывоза ТКО. Как следует из оспариваемого постановления Комиссии, событие правонарушения описано как значительное скопление крупногабаритных отходов. Часть мусора выходит за пределы площадки, в результате чего захламлена прилегающая к контейнерной площадке территория. Большой объем крупногабаритных отходов свидетельствует о несвоевременном их вывозе, длительном нахождении на территории контейнерной площадки, что прямо запрещено пунктом 10.2.7.12 Правил благоустройства.

Неосуществление Обществом вывоза значительного скопившегося объема спорных отходов привело к переполнению, загрязнению контейнерной площадки и прилегающей к ней территории, нарушает права граждан на комфортную и безопасную среду проживания.

Обстоятельств объективной невозможности выполнения вышеуказанных требований законодательства, а равно принятие Обществом всех зависящих от него мер по их соблюдению, судом не установлено, в связи с чем в действиях Общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО.

Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могут являться основанием для признания незаконным и отмены обжалуемого постановления, судом не установлено.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении в пределах сроков, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.

В данном случае суд также не усматривает исключительных обстоятельств, приведших к совершению правонарушения, и оснований для освобождения Общества от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения (в порядке статьи 2.9 КоАП РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 №11-П указано, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

В рассматриваемом случае административный орган при назначении Обществу наказания применил сумму штрафа, предусмотренную санкцией пункта 3 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО - 125 000 руб. В качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственностью, со ссылкой на постановление № 774/07-05 от 15.07.2020, указал на повторное в течение одного года совершение Обществом административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО. Вместе с тем, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО, применительно к рассматриваемому случаю является не отягчающим обстоятельством, а признаком, позволяющим квалифицировать вновь совершенное административное правонарушение по пункту 3 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО. Иные отягчающие обстоятельства, в том числе подтверждающие неоднократность совершения аналогичного правонарушения (помимо установленного в постановлении административной комиссии № 774/07-05 от 15.07.2020), ни в протоколе № 848/07-05 о рассмотрении дела об административном правонарушении от 27.10.2021, ни в оспариваемом постановлении не приведены.

Оценив обстоятельства дела, суд, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, считает возможным отменить оспариваемое постановление в части назначенного штрафа в размере, превышающем 35 000 руб. В данном случае наложенный административным органом штраф в размере 125 000 руб. носит неоправданно карательный характер.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск о назначении административного наказания от 27.10.2021 № 848/07-05, вынесенное в отношении акционерного общества «Ситиматик», в части размера административного штрафа, превышающего 35 000 руб.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья Н.Ю. Алексина