АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-10063/2019
город Нижний Новгород 18 октября 2019 года
Дата объявления резолютивной части решения 02 октября 2019 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи
Горбуновой Ирины Александровны (шифр дела 45-236),
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Комаровой Е.А., после перерыва помощником судьи Хасановой Т.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
акционерного общества "Балашейские пески" (ОГРН <***> ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью "Автокомпоненты -Группа ГАЗ" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Велес"
о взыскании 277 300 руб. штрафа за сверхнормативный простой вагонов
при участии представителей:
от истца: ФИО1 по доверенности от 10.01.2019 №1 (сроком до 31.12.2020); после перерыва не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: ФИО2 по доверенности №40 от 29.08.2019 (сроком до 31.12.2022); от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом; после перерыва не явился, ходатайство о рассмотрении в отсутствии представителя
установил:
акционерное общество "Балашейские пески" (далее - АО "Балашейские пески", истец) обратилось в Арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Автокомпоненты -Группа ГАЗ" (далее- ООО "Автокомпоненты -Группа ГАЗ", ответчик) о взыскании 277 300 руб. штрафа за сверхнормативный простой вагонов.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - общество с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Велес" (далее -ООО ТК "Велес", общество).
Истец иск поддерживает в полном объеме, полагает, что вина в сверхнормативном простое вагонов лежит на ответчике в силу пунктов 4.9., 4.10. договора.
Ответчик иск не признает по основаниям, изложенным в отзыве. Согласно контррасчета ответчика сумма платы за сверхнормативный простой вагонов составляет - 100 890 руб. Пояснил, что в силу пункта 4.9. договора срок нахождения вагонов под выгрузкой следует исчислять с даты прибытия груза на станцию назначения до 24 часов до даты отправления вагонов со станции назначения на станцию, указанную собственником или арендодателем вагонов. Ответчик по договору поставки не имел право на оформление грузовых вагонов на отправку, в связи, с чем время нахождения выгруженных вагонов на выставочных путях железнодорожной станции и до момента оформления документов собственником вагонов на их отгрузку не может включаться в период сверхнормативного простоя вагонов по договору поставки.
ООО ТК "Велес", надлежащим образом извещенное о дате и времени судебного заседания, в суд не явилось, заявило ходатайство о рассмотрение дела в отсутствие представителя. В письменном отзыве, пояснило, что считает выставленную истцу плату за простой вагонов обоснованной. Указало, что между обществом и истцом заключен договор № 69 от 19.09.2011., в соответствии с которым общество организует выполнение услуг по перевозке формовочного песка железнодорожным транспортом по заявке истца. За период с 01.05.2018 по 31.10.2018 года, обществом выставлен счет на оплату сверхнормативного использования вагонов в сумме 607 000 руб., счет был оплачен истцом.
В судебном заседании 25.09.2019 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 02.10.2019. После перерыва рассмотрение дела продолжилось.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствии надлежащим образом извещенных истца и третьего лица.
Изучив письменные материалы дела, заслушав представителей истца и ответчика, суд установил:
01.01.2012. между АО «Балашейские пески» (Поставщик) и ООО "Автокомпоненты - Группа ГАЗ" (Покупатель) заключен договор поставки формовочных материалов №157.
Согласно условиям договора, Поставщик обязался поставить Покупателю продукцию железнодорожным транспортом на станции:-Нижний Новгород- Автозавод Гор ж.д.; - Миасс-1 ЮУ железной дороги, а Покупатель обязался принять и оплатить товар. Договор заключен с Дополнительными соглашениями №1 от 02.11.2012,№2 от 09.12.2013, №3 от 23.09.2014, №5 от 26.01.2015, №6 от 25.011.2015, №6/1 , №7 от 21.12.2016, №8 от 26.12.2017, №9 от 01.11.2018 и Протоколом согласования разногласий от 23.01.2012 к договору, Протоколом урегулирования разногласий от 16.02.2012 к договору, подписанными сторонами.
В силу пункта 4.9. договора, в редакции протокола согласования разногласий к дополнительному соглашению №5 от 26.01.2015, Покупатель обязан обеспечить срок нахождения вагонов под выгрузкой, на станции назначения отраженной в пункте 4.1. договора, не более 3 (трое) суток (72 часа). Указанное время исчисляется с момента прибытия вагонов на станцию назначения с 00 ч.00 мин. дня следующего за днем (датой) прибытия вагонов на станцию, до 24 ч.00 мин. дня (даты) отправления вагонов со станции.
В случае допущения пользования вагонами сверх сроков указанных в пункте 4.9. договора Покупатель оплачивает Поставщику в порядке регресса ставку за пользование вагонами в размере 750 (семьсот пятьдесят) рублей в сутки за каждый вагон (редакция протокола согласования разногласий к дополнительному соглашению №5 от 26.01.2015).
19.09.2014. между ООО ТК «Велес» (Исполнитель) и АО «Балашейские пески» (Заказчик) заключен договор № 69 на выполнение услуг, связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 2.1.5. заказчик обязан обеспечить срок нахождения вагонов под выгрузкой, поданных согласно заявке заказчика, на станциях выгрузки не более установленного срока, указанного в протоколе согласования сроков (приложение 2 к договору)- не более 3 суток на станции выгрузки - Нижний Новгород -Автозавод Гор ж.д. и 2 суток на остальных станциях выгрузки.
Указанное время исчисляется с момента прибытия вагонов на станцию назначения до момента вывода вагонов на пути станции и оформления грузовых документов на отправку вагонов. Учет времени нахождения вагонов осуществляет через систему Этран ОАО «РЖД» ( п.2.1.5.).
В случае нарушения грузополучателем Заказчика срока выгрузки вагонов - простоя вагонов под выгрузкой сверх сроков Заказчик оплачивает Исполнителю ставку за простой в размере 1180 руб. в сутки за каждый вагон.
Во исполнение условий договора № 69 истец оплатил ООО ТК "Велес" плату за сверхнормативный простой вагонов в соответствии с пунктом 4.10. договора.
Истец в порядке регресса обратился к ответчику с претензией от 11.12.2018 №8723, с требованием об оплате 277 300 руб. — платы за сверхнормативный простой вагонов. Претензия ответчиком оставлена без ответа и удовлетворения. В связи, с чем истец обратился с иском в суд.
Проанализировав собранные по делу доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично в силу следующего.
Статьями 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств допускается в исключительных случаях, прямо указанных в законе.
Обязательства по перевозке грузов, в том числе, связанные с осуществлением перевозочного процесса, согласно нормам главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулируются соглашениями сторон, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, если Кодексом, не установлено иное (статья 784 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья 401 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит указание на вину в любой её форме как общее основание ответственности за неисполнение обязательства, либо ненадлежащее его исполнение.
Следовательно, и штраф в соответствии со статьями 99, 100 Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации за нарушение срока оборота вагонов, установленного договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, перевозчик можетначислить истцу при наличии вины последнего в задержке вагонов на принадлежащем ему железнодорожном пути необщего пользования.
Пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом МПС России 18.06.2003 г. № 23) установлено, что время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на желе знодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Пунктом 22 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, (утверждены Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. №28), в редакции Приказа Минтранса России от 03.10.2011 г. №258 "О внесении изменений в некоторые акты Министерства путей сообщения Российской Федерации" (далее - Правила приема груза к перевозке), установлено, что отправителем собственных вагонов может являться:
- владелец вагона, (в том числе оператор железнодорожного подвижного состава);
- грузополучатель предыдущего рейса, не являющийся владельцем вагона, если порожний вагон направляется после выгрузки на железнодорожную станцию пропарки, промывки или ветеринарно-санитарной обработки, если иное не установлено соглашением между грузополучателем и владельцем вагона;
Из железнодорожных накладных, представленных истцом, следует, что отправителем всех вагонов являлся собственник вагонов - ООО ТК "Велес", а перевозка осуществлялась по электронным накладным.
Пунктом 4.3 Правил обслуживания железнодорожных подъездных путей, угвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 25.05.2000 № 15Ц (далее - Правила) предусмотрено, что учет времени нахождения вагонов на железнодорожном подъездном пути осуществляется по ведомостям подачи и уборки вагонов на основании памяток приемосдатчика. Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности.
В обоснование своей позиции ответчиком представлены памятки приемосдатчика и ведомости подачи и уборки вагонов из которых следует, что время простоя вагонов под разгрузочными операциями составило 118 суток. Согласно контррасчету ответчика, с учетом применения, согласованной сторонами ставки за пользование вагонов сверх сроков, указанных в пункте 4.9. договора поставки в размере 750 руб. сумма оплаты за сверхнормативный простой вагонов за спорный период составила 100 890 руб.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, руководствуясь статьями 62, 99, 100, Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 43, суд пришел к выводу, что ответчиком допущены нарушения нормативного срока нахождения вагонов под выгрузкой.
В силу статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков возможно лишь при наличии условий: противоправности действий причинителя вреда, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера документального подтверждения понесенных убытков.
Согласно части 1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещение, если иной размер не установлен законом.
По общему правилу на должника по регрессному требованию возлагается обязанность возместить кредитору уплаченный им третьему лицу платеж в полном объеме.
Факт выплаты АО "Балашейский пески" штрафа за сверхнормативный простой вагонов в пользу ООО ТК "Велес" подтверждается материалами дела.
Основываясь на пунктах 4.9.,4.10 договора поставки № 157 истец начислил ответчику штрафные санкции в размере 277 300 рублей за период с мая по сентябрь 2018 года.
Однако, расчет исковых требований должен быть произведен с учетом пунктов 4.9., 4.10. протокола согласования разногласий от 30.01.2015 к дополнительному соглашению №5, согласно которому в случае допущения пользования вагонами сверх сроков, указанных в пункте 4.9. покупатель оплачивает поставщику в порядке регресса ставку за пользование вагонами в размере 750 (семьсот пятьдесят) рублей, без учета НДС в сутки за каждый вагон.
В своих возражениях истец ссылается на Дополнительное соглашение№9 от 01.11.2018, в котором стороны согласовали сумму ответственности за задержку вагонов на местах общего и необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных в пункте 4.9. договора технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, покупатель несет ответственность перед продавцов в десятикратном размере штрафа, установленного статьями 100 и 101 Устава железнодорожного транспорта- в размере 1 180 руб. за каждые сутки простоя каждого вагона.
Однако данное дополнительное соглашение не подлежит применению, поскольку регулирует порядок отношения сторон начиная с 01.11.2018 и в спорный период (с мая по сентябрь 2018) оно являлось не действующим.
С учетом установленных обстоятельств дела, принимая во внимание условия спорного договора, согласованную сторонами в протоколе согласования разногласий от 30.01.2015 к дополнительному соглашению №5 ставку за сверхнормативный простой вагонов, нормативное время для нахождения вагонов под погрузкой/разгрузкой, согласованную сторонами суд приходит к выводу, что требования истца подлежат частичному удовлетворению в размере 115 425 руб.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 110, 1, 167 - 171, 176, 180-182, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Автокомпоненты - Группа ГАЗ" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу акционерного общества "Балашейские пески" (ОГРН <***>, ИНН <***>) штраф за сверхнормативный простой вагонов в размере 115 425 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 557 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по ходатайству взыскателя.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.
Судья И.А. Горбунова