ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-10789/16 от 09.06.2016 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-10789/2016

г. Нижний Новгород                                                                    

Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2016 года

Решение в полном объеме изготовлено 16 июня 2016 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр дела 53-243)

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фёдоровым М.С.,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя: ФИО1 (служебное удостоверение),

от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО2 (генеральный директор - паспорт, протокол №3 от 12.04.2016, приказ №44 от 13.04.2016),

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Нижегородской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью Центр раннего развития «Пластилин», г. Нижний Новгород, к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

заявитель просит привлечь к административной ответственности ООО Центр раннего развития «Пластилин» (далее - ответчик, общество) за осуществление образовательной деятельности без специального разрешения (лицензии).

В ходе судебного заседания представитель заявителя поддержала заявленное требование.

ООО Центр раннего развития «Пластилин» в судебное заседание 01 июня 2016 года явку представителя не обеспечило.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялись перерывы до 07.06.2016, 09.06.2016. Сведения об объявленных перерывах опубликованы в общем доступе в сети интернет.

После перерывов судебное заседание продолжено, представитель заявителя поддержала заявленное требование.

Представитель общества с заявленным требованием не согласился, настаивал на том, что общество образовательную деятельность не осуществляло, а организовывало досуг детей. Кроме того, представитель ответчика отметил, что в настоящее время деятельность обществом фактически не осуществляется.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении, полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 21 марта 2016 года сотрудниками прокуратуры совместно с главным специалистом управления по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Нижегородской области проведена проверка частного детского сада ООО Центр раннего развития «Пластилин», находящегося по адресу: <...>, в ходе которой выявлен факт осуществления обществом образовательной деятельности без соответствующей лицензии.

Усматривая в действиях общества признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, заместителем прокурора Нижегородского района г.Н.Новгорода 15 апреля 2016 года в присутствии генерального директора общества ФИО2 (протокол №3 от 12.04.2016, приказ №44 от 13.04.2016) вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законному представителю общества были разъяснены, что отражено в протоколе об административном правонарушении.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ Нижегородский заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО Центр раннего развития «Пластилин» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях..

В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Объективная сторона правонарушения характеризуется действием и выражается в осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной (субъективное отношение лица, совершившего противоправное деяние, к факту его совершения).

На основании пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2001 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит обязательному лицензированию.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" особенности лицензирования образовательной деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково"), в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление данного вида деятельности.

В силу части 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об образовании) образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Согласно статье 2 Закона об образовании, образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Воспитанием является деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

Обучение - это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

Под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ (пункт 17 статьи 2 Закона об образовании).

В силу пункта 9 статьи 2 Закона об образовании, по образовательной программой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Пунктом 1 статьи 12 Закона об образовании установлено, что образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Одним из видов основных общеобразовательных программ являются образовательные программы дошкольного образования (п.1 ч.3 ст.12 Закона об образовании).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 64 Закона об образовании, дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

В части 1 статьи 65 Закона об образовании закреплено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.

 В силу пункта 1 части 1 статьи 23 Закона об образовании, одним из типов образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, является дошкольная образовательная организация, то есть образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки сотрудниками прокуратуры совместно с главным специалистом управления по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Нижегородской области установлено, что ООО Центр раннего развития «Пластилин» по адресу: <...>, осуществляет деятельность частного детского сада.

Так, поверкой установлено, что частный детский сад функционирует ежедневно с 8.00 до 18.30, кроме субботы и воскресенья, праздничных дней. Количество детей, посещающих детский сад - 14 человек в двух разновозрастных группах. На момент проверки, по факту, в детском саду находилось 7 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.

Над детскими шкафчиками для одежды были вывешены "Расписание занятий" с детьми 2-х групп, в перечень которых входило физическое развитие, музыкальное развитие, развитие речи, математика, окружающий мир, английский язык, обучение чтению по "Кубикам Зайцева", а также "Наш распорядок дня" (осенне-зимний период/группа полного дня), в котором с 9.30 до 11.00 обозначены занятия по подгруппам.

В договорах, заключаемых обществом с родителями детей, в пункте 2.1.6 закреплена обязанность ООО Центр раннего развития «Пластилин» (Исполнителя) обеспечить условия для укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия воспитанника с учетом его индивидуальных особенностей.

Также в ходе проверки были опрошены педагог-воспитатель старшей группы ФИО3 и педагог-психолог и воспитатель младшей группы ФИО4

Из объяснений ФИО3 следует, что для проведения занятий по развитию речи последней используются методическая литература под редакцией ФИО5, по математике - ФИО6, а также прописи и рабочие тетради под редакцией ФИО7, при обучении чтению используется учебник "Кубики Зайцева". Как пояснила ФИО4 в объяснениях от 21.03.2016, в работе с детьми используется учебно-методическое пособие "Развитие речи в детском саду" под редакцией ФИО8

Вышеназванные обстоятельства, позволяют прийти к выводу, что фактически обществом осуществляется деятельность, направленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, что соответствует основным целям дошкольного образования.

При этом, отсутствие в материалах дела надлежащим образом оформленной и утвержденной программы дошкольного образования, реализуемой обществом в ходе деятельности, учитывая иные установленные проверкой обстоятельства, не свидетельствует о том, что общество не осуществляет дошкольной образовательной деятельности.

Фактически осуществляемые ответчиком действия (присутствие детей в детском саду в течении целого дня (с 8.00 до 18.30, кроме субботы и воскресенья, праздничных дней), проведение занятий с детьми по возрастным группам, использование в деятельности методической литературы, прописей, преподавание детям математики, английского языка, развитие речи) свидетельствуют об осуществлении обществом деятельности, направленной на достижение целей образовательной программы дошкольного образования, то есть образовательной деятельности.

Кроме того, в ходе судебного заседания 09.06.2016 представитель ответчика указал, что обществом принимались меры по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности, однако оформить такую лицензию не представилось возможным ввиду расположения помещения, в котором осуществлялась деятельность, на цокольном этаже (аудиозапись судебного заседания от 09.06.2016). 

Доводы ответчика о том, что общество не осуществляло образовательную деятельность, а только лишь организовывало досуг детей, расцениваются судом как способ защиты с целью уйти от ответственности, и подлежат отклонению как противоречащие материалам дела и фактическим обстоятельствам. 

Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о фактическом осуществлении ответчиком образовательной деятельности в отсутствие соответствующей лицензии.

Субъектом рассматриваемого правонарушения следует признать ООО Центр раннего развития «Пластилин», поскольку именно данным лицом осуществлялась образовательная деятельность  в отсутствии лицензии.

Процессуальных нарушений, затрагивающих права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

При таких условиях в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответственность, установленная санкцией части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не усматривается в силу следующих обстоятельств.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и для привлечения лица к ответственности достаточно самого факта нарушения вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.

Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Между тем суд, оценив обстоятельства рассматриваемого дела, не находит исключительности в характере совершенного административного правонарушения. Доказательств наличия в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств ответчиком суду не представлено.

При таких условиях суд приходит к выводу об отсутствие оснований для признания названного правонарушения малозначительным.

На основании вышеизложенного, с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, учитывая, что ответчик привлекается к административной ответственности за совершение однородных правонарушений впервые, отсутствие наступивших неблагоприятных последствий (доказательств обратного в материалы дела не представлено), суд считает необходимым назначить обществу наказание по низшему пределу, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф в размере 40000 рублей.

При этом, суд считает необходимым отметить, что ООО Центр раннего развития «Пластилин» вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о предоставлении рассрочки уплаты штрафа в соответствии действующим законодательством.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р  Е  Ш  И  Л  :

привлечь общества с ограниченной ответственностью Центр раннего развития «Пластилин» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место регистрации: <...>; дата и орган регистрации: 26.11.2013 инспекция ФНС России по Совнтскому району г. Нижнего Новгорода) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере сорока тысяч рублей (40000,00).

Административный штраф лицом, привлеченным к административной ответственности, должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу по следующим реквизитам:

УФК по Нижегородской области (Прокуратура Нижегородской области)

ИНН <***> / КПП 526201001

р/счет №<***> в Волго-Вятское ГУ Банка России по Нижегородской области

л/с <***>

БИК 042202001

КБК – 41511690010016000140

ОКТМО 22701000

По истечении шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, в случае если арбитражному суду не будет представлено доказательство добровольной уплаты штрафа, направить настоящее решение в адрес подразделения Управления ФССП России по Нижегородской области по месту регистрации ответчика.

Принудительное исполнение производится непосредственно на основании настоящего судебного решения (часть 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в десятидневный срок со дня принятия.

Судья                                                                                                Л.В. Соколова