АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-10795/2010
1 – 205
г. Нижний Новгород 05 июля 2010 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича,
при ведении протокола судебного заседания судьей Мустафаевым Г.И.
при участии представителей сторон:
от заявителя — ФИО1 по доверенности от 04.05.2010;
от административного органа — ФИО2 по доверенности от 02.09.2009,
от третьего лица: ФИО1 по доверенности от 04.05.2010;
рассмотрев 16.06.2010 года в открытом судебном заседании с объявлением резолютивной части судебного решения заявление
общества с ограниченной ответственностью «ИнтерРосЛизинг-Волга», г.Н.Новгород об отмене постановления №04-10-153 от 21.04.2010 о привлечении к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ, вынесенного межрегиональным управлением по ПФО Федеральной службой по финансовому мониторингу
установил:
заявитель просит признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления по ПФО Федеральной службой по финансовому мониторингу (далее Управление) №04-10-153 от 21.04.2010 о назначении ООО «ИнтерРосЛизинг-Волга» административного наказания по статье 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
При этом заявитель утверждает, что административный орган в оспариваемом постановлении не конкретизировал, какие именно положения правил внутреннего контроля не соответствуют действующему законодательству.
По мнению заявителя, довод Управления об отсутствии у заявителя специального должностного лица ошибочен, поскольку ФИО3, выполняющая функции исполнительного органа общества в настоящее время не уволена и находится в отпуске без сохранения заработной платы.
С позиции заявителя, управлением, при проведении проверки, нарушены требования Федерального закона №294-ФЗ, а именно: нарушен срок проведения проверки (срок проведения проверки составил 41 рабочий день, при установленном законом – 40 рабочих дней). Управление не согласилось с позицией заявителя, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным. Также заявитель указал, что административный орган привлек два юридических лица: ООО «ИнтерРосЛизинг-Волга» и ООО «Скайтех», являющегося исполнительным органом общества за одно правонарушение.
Представитель Управления в ходе судебного заседания поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве, отклонив требование общества.
К материалам настоящего дела приобщены материалы дела об административном правонарушении №404004751 в отношении ООО «ИнтерРосЛизинг-Волга».
Определением суда от 16.06.2010 в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований привлечено ООО «Скайтех».
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителя управления, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в силу следующего.
Как следует из материалов дела, комиссией на основании приказа №32 от 08.02.2010 в период с 08.02.2010 по 09.03.2010 проведена проверка соблюдения ООО «ИнтерРосЛизинг-Волга» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Приказом №56 от 09.03.2010 срок проверки продлен до 07.04.2010.
По итогам проверки должностным лицом Управления составлен акт проверки №36 от 07.04.2010 которым установлено, что обществом нарушены требования, установленные Федеральным законом №115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 №715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 №256.
В ходе проверки было выявлено, что правила внутреннего контроля общества не соответствуют действующему законодательству; в организации отсутствует в течении длительного времени специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля; не проводится обучение сотрудников в сфере ПОД/ФТ.
На основании проведенной проверки должностным лицом административного органа в присутствии директора ООО «СкайТех» ФИО4, исполняющего обязанности исполнительного органа общества, 09.04.2010 был составлен протокол об административном правонарушении №04-10/153.
Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представителю были разъяснены, что отражено в протоколе об административном правонарушении.
Усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО, в отсутствии законного представителя, в присутствии представителя ФИО1, действующего по доверенности от 19.04.2010, вынесено постановление № 04-10/153 о привлечении общества к административной ответственности и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 50 000,00 рублей.
Определение о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении направленно в адрес законного представителя общества телеграммой и получено последним 14.04.2010 (л.д.АД141).
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценивая обстоятельства данного дела, арбитражный суд исходит из следующего.
Согласно статье 1.6 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Исходя из установленных в статье 24.1 КоАП задач производства по делам об административных правонарушениях, по каждому делу об административном правонарушении путем доказывания необходимо установить наличие события и состава административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное деяние (субъекта административной ответственности), и вину этого лица (статья 26.1 КоАП).
При этом в силу части 2 статьи 2.1 КоАП, юридическое лицо признается виновным, когда будет установлено нарушение этим лицом норм и правил, влекущее за собой административную ответственность, и если у юридического лица имелась возможность для соблюдения таких норм и правил, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 2 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001г. N 115-ФЗ (в редакции от 17.07.2009) (далее закон №115-ФЗ), данный Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии со статьей 3 Закона №15-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Согласно статье 5 Закона №115-ФЗ лизинговые компании относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации (пункт 2 статьи 7 Закона №115-ФЗ).
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации (абз.5пункта 2 статьи 7 закона №115-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ №715 от 05.12.2005 утверждены «Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программам его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 названных требований специальные должностные лица организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - организации), ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, должны иметь высшее профессиональное образование по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо по специальности «Юриспруденция», относящейся к группе специальностей «Гуманитарные и социальные науки», подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыт работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно пункту 3 Требований - требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в части указанных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и организациям, осуществляющим управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, - Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам.
Приказом №256 от 01.11.2008 Федеральной службы по финансовому мониторингу утверждено «Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Положение).
Согласно пункту 1 положения - данное положение устанавливает требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указанных в статье 5 Закона N 115-ФЗ.
Пунктом 2 положения установлена обязанность руководителя организации утверждать перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с пунктом 3 Положения в перечень, предусмотренный пунктом 2 настоящего Положения, организацией (за исключением организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами), включаются следующие работники:
а) руководитель организации;
б) руководитель филиала организации;
в) заместитель руководителя организации (филиала);
г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления (далее - специальное должностное лицо);
д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо работник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;
е) работники юридического подразделения организации (филиала), юрист, при наличии;
ж) работники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии;
з) иные работники организации (филиала) с учетом особенностей деятельности организации и ее клиентов.
Обучение может проводиться в форме:
Вводного, планового, внепланового инструктажа в организации, а также в виде участия работников организации в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях (далее - целевой инструктаж) и в виде самостоятельного изучения работником законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иных нормативных правовых актов в данной области, а также правил внутреннего контроля организации и программ его осуществления (пункт 5 Положения).
Внеплановый инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом при приеме на работу на должности, указанные в пунктах 3 и 4 настоящего Положения, в следующих случаях:
- при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления;
- при переводе работника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках подразделений организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- при поручении работнику организации работы, выполняемой работниками организации, указанными в пунктах 3 и 4 настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с работником трудового договора (пункт 8 Положения).
Как видно из материалов дела, ООО «ИнтерРосЛизинг-Волга», согласно устава от 30.06.1999, выписки из ЕГРЮЛ от 24.07.2007, договоров лизинга, является лизинговой компанией.
Полномочия исполнительного органа ООО «ИнтерРосЛизинг-Волга», имеющего право действовать без доверенности, на основании договора о передаче полномочий исполнительных органов от 26.05.2003 №1, осуществляет ООО «СкайТех» - директор ФИО4
На момент проверки, проводимой должностными лицами Росфинмониторинга, обществом применялись правила внутреннего контроля не соответствующие действующему законодательству в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно: данные правила внутреннего контроля не содержат:
- квалификационные требования к подготовке и обучению кадров;
- отсутствует должностное лицо осуществляющее операции, подлежащие контролю и своевременному направлению сведений о них в уполномоченный орган;
Также при проверки было установлено, что ФИО3 – специальное должностное лицо, ответственная за выполнение правил внутреннего контроля, на основании приказа 302-КФМ от 01.08.2006, в период с июля 2009 года по 31.01.2010 отсутствовала на рабочем месте, в то время, как общество осуществляло свою деятельность и совершало операции с денежными средства.
Из объяснений директора ООО «Скайтех» ФИО4, полученных в ходе проверки административным органом было установлено, что ФИО3 в штате сотрудников ООО «ИнтерРосЛизинг-Волга» не числится, а является сотрудником ООО «Скайтех» (л.д.АД 101).
Согласно материалам дела, на основании договора от 26.05.2003 №1 полномочия единоличного исполнительного органа ООО «ИнтерРосЛизинг-Волга» – его руководство, осуществляет управляющая компания в лице ООО «СкайТех».
Согласно пункту 3.1 договора ООО «СкайТех» организует ведение бухгалтерского учета и отчетности общества.
В ходе проверки было установлено, что обучение вышеназванными лицами не проводилось, руководителем общества не утвержден перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Внеплановый инструктаж в обществе, в связи с внесенными изменениями в законодательство в сфере противодействия легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не проводился.
Вышеназванные факты подтверждаются материалами административного дела №04-10/153.
Данные нарушения образуют объективную стороны правонарушения, установленного статьей 15.27 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ и принятия обществом всех мер, направленных на предупреждение правонарушения, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд находит, что ООО «ИнтерРосЛизинг-Волга» правомерно привлечено к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ, за нарушение обществом организации внутреннего контроля.
Довод заявителя о нарушении управлением срока проведения проверки, установленного Федеральным законом №294-Ф, подлежит отклонению, как ошибочный, поскольку в соответствии со статьей 3 названного закона, положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Статьей 15.27 КоАП РФ установлена административной ответственности за неисполнение организацией,осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса являются организации и должностные лица этих организаций, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованные в статье 5 Закона N 115-ФЗ, в том числе лизинговые организации.
Как усматривается из устава ООО «ИнтерРосЛизинг-Волга» - основными видами деятельности общества является: широкое внедрение системы лизинга, участие в реализации инвестиционных проектов и программ; консалтинг; операции по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, сбор и обработка коммерческой и финансовой информации и т.д.
Согласно пункту 2.3 деятельность общества осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ.
ООО «ИнтерРосЛизинг-Волга» с ООО «Скайтех» 26.05.2003 заключен договор о передаче полномочий исполнительных органов, предметом которого является осуществление ООО «Скайтех» управления всей текущей деятельностью ООО «ИнтерРосЛизинг-Волга» в качестве его единоличного исполнительного органа.
Согласно пункту 2.2 договора заключение договора не влечет за собой изменения устава общества в части, касающейся полномочий исполнительного органа общества, а также самого термина «Директор», однако те положения устава общества, которые посвящены исполнительному органу общества, на период действия договора применяются только в отношении Управляющей компании.
Проанализировав статьею 15.27 КоАП РФ и вышеназванные документы, учитывая, что основная функция управляющей компании является исполнение обязанностей исполнительного органа с теми ограничениями, которые установлены Уставом, а именно:
- осуществление оперативного руководства деятельностью общества;
- распоряжение имуществом общества для обеспечения его текущей деятельности;
- представление интересов общества как в РФ, так и за ее пределами; утверждение штата, заключение трудовых договоров с работниками общества;
- совершение сделок от имени общества и т.д.
суд находит, что основная ответственность за неисполнение законодательства о противодействии легализации доходов лежит на организации, осуществляющей в соответствии с требованиями, установленными Законом №115-ФЗ, операции с денежными средствами или иным имуществом, то есть на ООО «ИнтерРосЛизинг-Волга».
Таким образом, аргумент общества, изложенный в письменном дополнении к заявлению, представленном в материалы дела, где последний указал, что Росфинмониторинг привлекая за одно и тоже правонарушение к административной ответственности общество и ООО «Скайтех», осуществляющего функции исполнительного органа, нарушил права и законные интересы заявителя, подлежит отклонению, как ошибочный, в силу вышесказанного.
На основании изложенного суд находит, что вынося оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности по статьей 15.27 КоАП РФ, административный орган не нарушал прав и законных интересов общества, в связи с чем заявление ООО «ИнтерРосЛизинг-Волга» подлежит отклонению.
Согласно пункту 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 75, 167 - 170, 176, 180 - 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ООО «ИнтерРосЛизинг-Волга», г.Н.Новгород об отмене постановления Межрегионального управления по ПФО Федеральной службы по финансовому мониторингу №04-10/153 от 21.04.2010 о привлечении к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000,00 руб. отказать.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления апелляционной инстанцией.
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке.
Судья Г.И.Мустафаев