ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-10815/18 от 26.07.2018 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-10815/2018

г. Нижний Новгород 02 августа 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 02 августа 2018 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мукабенова Игоря Юрьевича (шифр дела 16-234),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шутовой Н.С.,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 (доверенность в деле),

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

акционерного общества «Саровская генерирующая компания», г. Саров Нижегородской области (ОГРН <***> ИНН <***>), о признании недействительным предписания №пр-2620/17/П от 22.12.2017, вынесенного Волжско-Окским управлением Ростехнадзора.

Управление, надлежащим образом уведомленное о времени и месте проведения судебного разбирательства, своего представителя не направило. В связи с этим и на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проведено в отсутствие указанного участника процесса по имеющимся в деле документам.

В ходе судебного разбирательства заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Управление отзывом на заявление не признает заявленные требования, считает оспариваемое предписание законным и обоснованным, в связи с чем, просит суд оставить заявление общества без удовлетворения.

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленного требования в связи со следующим.

На основании распоряжения руководителя Управления от 13.11.2017 №пр-2620/17 в период с 27.11.2017 по 22.12.2017 в отношении Общества проведена проверка.

В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований, а также требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно:

- акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы газорегуляторный пункт №1 от 21.11.2014 подписан не всеми членами приемочной комиссии, что является нарушением пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределение и газопотребление», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 №542; пункт 98 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 №870.

Результаты проверки отражены в акте проверки органом государственного контроля (надзора), №пр-2620/17/А от 22.12.2017.

В связи с выявленными нарушениями 22.12.2017Управлением было выдано Обществу предписание №пр-2620/17/П, согласно которому Общество обязано в срок до 01.12.2018 принять меры по устранению выявленных нарушений.

Считая оспариваемое предписание Управления незаконным и нарушающим права в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым требованием.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 3 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

В части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ определено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным на то должностным лицом в пределах предоставленных полномочий.

Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ).

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ содержит требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, в том числе, соблюдение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности организацией, эксплуатирующая опасный производственный объект.

Приказ Ростехнадзора от 15.11.2013 №542 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления".

Требования настоящих Правил распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления.

Эксплуатация, техническое перевооружение, ремонт, консервация и ликвидация сетей газораспределения и газопотребления должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления и настоящих Правил (пункт 4 Правил).

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №870 утвержден технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления.

В силу пункта 93 Технического регламента, приемка сетей газораспределения и газопотребления осуществляется приемочной комиссией, создаваемой застройщиком или инвестором (далее - приемочная комиссия), в состав которой входят представители: а) застройщика;б) строительной организации; в) проектной организации; г) эксплуатационной организации;д) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды (в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации);е) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора;ж) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности.

В процессе приемки построенных или реконструированных сети газораспределения и сети газопотребления приемочная комиссия проверяет соответствие построенного или реконструированного объекта требованиям, установленным пунктами 15 - 17 раздела III и разделом V настоящего технического регламента, а также требованиям, установленным иными техническими регламентами, к объектам технического регулирования настоящего технического регламента (пункт 96 Технического регламента).

Согласно пункту 98 Технического регламента, документальным подтверждением соответствия построенных или реконструированных сетей газораспределения и газопотребления требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами, является акт приемки, который подписывается всеми членами приемочной комиссии.

В оспариваемом предписании отражено, что акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы газорегуляторный пункт №1 (ГРП-1) от 21.11.2014 подписан не всеми членами приемочной комиссии, тем самым нарушены вышеизложенные правоположения.

По согласованию с Ростехнадзором в комиссию по приемке ГРП-1 был включен государственный инспектор отдела магистрального трубопроводного транспорта и газового надзора ФИО2, который в свою очередь не подписал акт о приемке от 21.11.2014 ГРП-1 в связи с отсутствием заключения экспертизы проектной документации.

Аналогичная причина отказа от подписи Акта приемки была отражена в письме Управления Ростехнадзора от 25.10.2017 №КД-844/17 (л.д. 66).

В силу пункта 95 Технического регламента,при приемке сетей газораспределения и газопотребления, осуществляемой приемочной комиссией, строительная организация предоставляет следующие документы и материалы:а) проектная документация (исполнительная документация);б) положительное заключение экспертизы на проектную документацию;в) журналы:надзора за строительством со стороны организации, разработавшей проектную документацию (при наличии договора на его проведение);технического надзора со стороны эксплуатационной организации;контроля производства строительных работ;г) протоколы:проведения испытаний на герметичность сетей газораспределения и газопотребления; проверки сварных соединений и защитных покрытий;д) строительные паспорта газопроводов, газоиспользующего оборудования и технологических устройств;е) документы, подтверждающие соответствие используемых технических устройств, труб, фасонных частей, сварочных и изоляционных материалов;ж) технико-эксплуатационная документация изготовителей технических и технологических устройств (паспорта, инструкции по эксплуатации и монтажу);з) акты о:разбивке и передаче трассы;приемке скрытых работ;приемке специальных работ;приемке внутренней полости газопровода;приемке изоляционного покрытия; приемке установок электрохимической защиты; проверке состояния промышленных дымоотводящих и вентиляционных систем; о результатах пусконаладочных работ и комплексном опробовании газоиспользующего оборудования;и) копия приказа о назначении лица, ответственного за безопасность эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления;к) положение о газовой службе или договор с организацией, имеющей опыт проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления; л) план локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

Из содержания указанного пункта усматривается, что одним из документов, необходимых при приемке сетей газораспределения и газопотребления, является заключение экспертизы проектной документации.

Вместе с тем, как следует из пункта 88 Технического регламента, оценка соответствия сети газораспределения и сети газопотребления требованиям настоящего технического регламента осуществляется при проектировании (включая инженерные изыскания) сетей газораспределения и газопотребления - экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (подпункт «а»).

Как следует из части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.

Экспертиза не проводится в отношении проектной документации в отношении отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (пункт 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерациик особо опасным и технически сложным объектам относятся: 1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов); 2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений; 3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи; 4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более; 5) объекты космической инфраструктуры; 6) объекты авиационной инфраструктуры;7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;8) метрополитены; 9) морские порты, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов; 10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше; 10.2) подвесные канатные дороги; 11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества; б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более; в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик: 1) высота более чем 100 метров; 2) пролеты более чем 100 метров; 3) наличие консоли более чем 20 метров; 4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров (часть 2 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из толкования вышеуказанных правоположений следует, что ГРП-1 к опасным, технически сложным, а также уникальным не относится.

Из материалов дела усматривается, ГРП-1 с наружными газопроводами строился на основании разрешения на строительство №ru52304000-01-22/326 от 24.10.2013, выданного Администрацией города Саров (л.д. 93).

19.11.2014 Главой Администрации города Сарова Нижегородской области, руководствуясь статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вынесено постановление №4678 о вводе в эксплуатацию ГРП-1, расположенного по адресу: <...> (л.д. 88).

Администрацией города Саров Обществу выдано разрешение на ввод вышеуказанного объекта в эксплуатацию №ru52304000-01-23/363 от 19.11.2014 (л.д. 85).

В силу пункта 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской ФедерацииРазрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Пункт 3 указанной статьи содержит перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Отсутствие какого-либо из перечисленного в пункте 3 документа влечет за собой отказ административного органа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Поскольку, как следует из материалов дела, Администрацией было выдано Обществу разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, следовательно, последним был представлен полный пакет документов для получения соответствующего разрешения.

Доказательств обратного Управлением не представлено.

Судом также установлено, что на объект ГРП-1, расположенный по адресу: <...>, зарегистрировано право собственности, что следует из свидетельства о государственной регистрации права.

Доказательства оспаривания права собственности на объект в судебном порядке в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, с учетом изложенных правоположений, суд пришел к выводу об отсутствии у Общества обязанности проведения экспертизы проектной документации в отношении вышеуказанного объекта, в связи с чем, отсутствует совокупность оснований для признания оспариваемого предписания законным и обоснованным, на основании чего, заявленные требования общества подлежат удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлине в сумме 3000 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167 — 170, 180 — 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

заявленные требования акционерного общества «Саровская генерирующая компания», г. Саров Нижегородской области (ОГРН <***> ИНН <***>), удовлетворить.

Признать недействительным предписание №пр-2620/17/П от 22.12.2017, вынесенного Волжско-Окским управлением Ростехнадзора.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.

Судья И.Ю. Мукабенов