АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-10866/2019
г. Нижний Новгород 21 июня 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 21 июня 2019 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Вершининой Екатерины Игоревны (вн. шифр 56-315), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шлюндиной Ю.Е., рассмотрел в судебном заседании дело по уточненному заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Центр социального обслуживания населения", г.Саров, Нижегородская область (ОГРН <***>, ИНН <***>), в соответствии с которым заявитель просит:
1) признать незаконным и отменить требование Министерства социальной политики Нижегородской области по возврату субсидии, изложенное в письме от 01.02.2019 №318-20657/19;
2) признать незаконным и отменить распоряжение Министерства социальной политики Нижегородской области от 02.04.2019 №181 «О приостановлении предоставления субсидии поставщику социальных услуг ООО "Центр социального обслуживания населения"»;
3) взыскать с Министерства социальной политики Нижегородской области убытки, понесенные ООО "ЦСОН" за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года в размере 2 709 103 рублей (два миллиона семьсот десять тысяч сто три рубля);
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 14.05.2019), ФИО2 (доверенность от 14.05.2019), ФИО3 (доверенность от 14.05.2019),
от ответчика: ФИО4 (доверенность от 14.06.2019),
установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Центр социального обслуживания населения" (далее – заявитель, общество) с заявлением, содержащим указанные выше требования.
Оспариваемое требование и распоряжение заявитель полагает несоответствующими положениям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 33 Федерального кодекса Российской Федерации от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закона №442-ФЗ), Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ), Порядка предоставления субсидий на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 09.12.2015 №807 (далее – Порядок №807), а также нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, повлекшими возникновение убытков в размере 2 709 103 рублей.
Заявитель полагает, что у Министерства социальной политики Нижегородской области (далее – Министерство) отсутствовали основания для вынесения оспариваемого требования и распоряжения, поскольку при направлении заявок на предоставление субсидии все необходимые документы, подтверждающие соблюдение условий ее предоставления, были предоставлены, при предоставлении субсидии применяемые общество тарифы на соответствие условиям предоставления были проверены. Также, по мнению заявителя, у Министерства отсутствуют полномочия по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере.
Подробно доводы заявителя изложены в заявлении, уточнениях, пояснениях и поддержаны представителями в судебном заседании.
Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области (далее - Министерство) с заявленными требованиями не согласен, считает оспариваемые требование и распоряжение законными и обоснованными.
При этом Министерство отмечает, что требование о возврате денежных средств от 01.02.2019 не подлежит рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду его направления в рамках договора от 17.04.2018 №49.
Распоряжение от 02.04.2019 №181 «О приостановлении предоставления субсидии поставщику социальных услуг ООО "Центр социального обслуживания населения", по мнению Министерства, вынесено в соответствии с Порядком №807 и условиями пунктов 4.2.2, 4.3.5, 4.16, 4.17 договора о предоставлении субсидии от 19.03.2019 №30 ввиду выявленных в рамках проведения проверочных мероприятий нарушений обществом Порядка №807 при предоставлении заявителю субсидии по договору от 17.04.2018.
В силу пункта 2.4 Порядка №807 Министерство полагает убытки не возникшими, поскольку субсидия предоставляется на основании договора, который по заявкам за октябрь, ноябрь и декабрь 2018 года заключен только 19.03.2019, а уже 02.04.2019 вынесено распоряжение о приостановлении предоставлении субсидии по названному договору.
Подробно доводы ответчика изложены в отзыве на заявлении, дополнениях к отзыву и поддержаны представителем в судебном заседании.
В ходе судебного заседания представителем Министерства заявлено ходатайство об истребовании из прокуратуры Нижегородской области копий материалов проведенной на основании решения от 13.05.2019 №07-2244-19 проверки соблюдения Министерством законодательства о предоставлении поставщикам социальных услуг, не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), соответствующих компенсационных выплат за оказанные социальные услуги гражданам.
Представители Общества возражали против удовлетворения ходатайства.
Рассмотрев ходатайство ответчика об истребовании из прокуратуры Нижегородской области копий материалов проведенной на основании решения от 13.05.2019 №07-2244-19 проверки, заслушав позицию представителей заявителя, суд находит данное ходатайство подлежащим отклонению в силу части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку Министерством не представлено доказательств невозможности получения таких материалов в самостоятельном порядке.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Центр социального обслуживания населения" является поставщиком социальных услуг (регистрационный номер учетной записи в Реестре поставщиков социальных услуг Нижегородской области №204).
С января 2018 года Общество осуществляет деятельность по предоставлению социальных услуг в форме социального обслуживания на дому гражданам, утратившим частично или полностью способность к самостоятельному обслуживанию в городах Саров, Арзамас, в рабочем поселке Вознесенское, Арзамасском районе Нижегородской области.
17 апреля 2018 года между Обществом и Министерством социальной политики Нижегородской области заключен договор №49 "О предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг".
На основании данного Договора и заключенных дополнительных соглашений к нему Министерством выплачены Обществу субсидии на компенсацию затрат, связанных с оказанием социальных услуг в период с января по сентябрь 2018 года, на общую сумму 4 598 392,37 руб.
В период с 14.01.2019 по 18.01.2019 на основании приказа от 17.12.2018 №СЛ-318-51368/18 Министерством в отношении общества проведена проверка по вопросу соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий в 2018 году.
Результаты проверки изложены в справке от 24.01.2019.
В рамках проверки Министерством произведен расчет суммы, которая, по мнению Министерства, излишне выплачена обществу по договору от 17.04.2018 №49 за предоставление социальных услуг в 2018 году. Указанная сумма составила 1 749 767 руб. 99 коп.
01.02.2019 Министерство направило обществу письмо №318-20657/19 «О возврате выплаченной в нарушение условий субсидии», которым потребовало у общества вернуть в добровольном порядке выплаченную последнему в нарушение Порядка №807 сумму субсидии в размере 1 749 767,88 руб., ввиду выявленного Министерством в рамках проведенной проверки нарушения соблюдения Обществом условий, целей и порядка предоставления субсидии на компенсацию затрат, связанных с предоставлением социальных услуг в 2018 году (несоответствия фактических затрат поставщика действующему тарифу Общества на 2018 год).
В 2019 году на основании заявок общества на получение субсидии на выплату компенсаций расходов за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года Комиссией Министерства приняты решения о предоставлении обществу субсидий за октябрь 2018 года в размере 832 671,06 руб. (протокол от 06.03.2019 №7), за ноябрь 2018 года в размере 896 826,74 руб. (за протокол от 11.03.2019 №9), за декабрь 2018 года в размере 979 605,00 руб. (протокол от 11.03.2019 №10), всего на сумму 2 709 103 руб.
Письмом от 20.03.2019 исх.№318-61287/19 Министерство сообщило обществу о принятом решение.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка №807 на основании принятого решения о предоставлении субсидии между Министерством и Обществом заключен договор о предоставлении из областного бюджета субсидии от 19.03.2019 №30, дополнительные соглашения от 25.03.2019 №№ 30/1, 30/2 на предоставление Обществу субсидии в общем размере 2 709 103 руб.
Вместе с тем 02.04.2019 Министерством вынесено распоряжение №181 «О приостановлении предоставления субсидии поставщику социальных услуг ООО «Центр социального обслуживания населения»», в соответствии с которым в связи с установлением Министерством нарушений обществом пункта 2.2 Порядка №807, на основании пункта 4.2.2 договора от 19.03.2019 №30, предоставление субсидии обществу приостановлено до устранения выявленных нарушений.
Не согласившись с вышеуказанными требованием и распоряжением Министерства, повлекшими, по мнению общества, возникновение убытков, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершении действия (бездействие).
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено,что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с Положением о Министерстве социальной политики Нижегородской области, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 25.03.2009 N 148 (далее – Положение №148), Министерство является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики и осуществлению управления в том числе в сфере социальной поддержки и социального обслуживания.
В силу пункта 3.2¹.3 Положения №148 Министерство осуществляет за счет средств областного бюджета финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющим социальные услуги социально ориентированным некоммерческим организациям, путем предоставления субсидий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату, или в форме компенсаций.
Согласно пунктам 5.5, 5.5.2 Положения №148 Министр подписывает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 09.12.2015 N 807 утвержден Порядок компенсации затрат, связанных с предоставлением социальных услуг поставщиками социальных услуг, включенными в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующими в выполнении государственного задания (заказа).
В силу пунктов 2.2, 2.4 Порядка №807 (здесь и далее – в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) субсидия предоставляется в целях компенсации затрат, связанных с предоставлением социальных услуг поставщиками.
Субсидии предоставляются на основании договора о предоставлении из областного бюджета субсидии, заключенного на текущий финансовый год между Министерством и поставщиком в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом министерства финансов Нижегородской области от 4 октября 2017 года N 181 (далее - договор).
Договор заключается при первичном обращении поставщика в текущем финансовом году в Министерство с заявкой о предоставлении субсидии в порядке, установленном пунктами 3.2, 3.3 настоящего Порядка.
При последующих обращениях (в период действия договора) поставщика в Министерство с заявкой о предоставлении субсидии заключаются дополнительные соглашения к договору в порядке, установленном пунктом 3.2 настоящего Порядка.
В силу пункта 3.1. Порядка №807 предоставление субсидии носит заявительный характер.
Согласно пункту 3.2. Порядка №807 поставщик, претендующий на получение субсидии, лично или через уполномоченного представителя, действующего на основании доверенности, не чаще 1 раза в месяц, следующий за месяцем, в котором получателю социальных услуг были оказаны социальные услуги, и не реже 1 раза в квартал представляет в Министерство непосредственно или почтовым отправлением заявку на получение субсидии на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - Заявка), с приложение документов, перечень которых установлен названным пунктом, а также пунктом 3.3 Порядка №807.
Министерство регистрирует Заявку с комплектом документов, представленных в соответствии с пунктами 3.2, 3.3 настоящего Порядка, в день их поступления в Министерство и в течение 15 рабочих дней со дня регистрации Заявки и прилагаемых к ней документов Министерство: осуществляет проверку их комплектности в соответствии с пунктами 3.2, 3.3 настоящего Порядка; в случае непредставления поставщиком документа, указанного в абзаце четвертом пункта 3.2 настоящего Порядка, запрашивает в порядке межведомственного электронного взаимодействия информацию, содержащуюся в индивидуальной программе (пункты 3.7, 3.8 Порядка №807).
Пунктом 3.10 Порядка №807 установлено, что заявка и документы, поступившие в Министерство, рассматриваются на заседании комиссии по рассмотрению заявок на получение субсидии на выплату компенсаций расходов поставщикам, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа) (далее - Комиссия).
Заседания Комиссии проводятся не позднее 5 рабочих дней, начиная со дня, следующего за днем окончания проверки соответствия документов требованиям, установленным настоящим Порядком.
В случае поступления Заявки позднее 5 декабря текущего финансового года ее рассмотрение осуществляется в течение первых 15 рабочих дней следующего финансового года.
В случае, если на момент рассмотрения Заявки надзорными либо правоохранительными органами проводится проверка деятельности поставщика, рассмотрение Заявки приостанавливается до получения результатов проверки, о чем в течение 3 рабочих дней сообщается поставщику.
В течение 5 рабочих дней после получения Министерством информации о результатах проверки Комиссия возобновляет рассмотрение Заявки в соответствии с настоящим Порядком.
По результатам рассмотрения Заявки Комиссия принимает одно из следующих решений: о предоставлении субсидии; об отказе в предоставлении субсидии (пункт 3.11 Порядка №807).
В случае принятия Комиссией решения о предоставлении поставщику субсидии Комиссия принимает решение о размере субсидии (пункт 3.12 Порядка №807).
Решение Комиссии оформляется протоколом и подписывается председателем, а в случае его отсутствия - заместителем председателя Комиссии в течение 2 рабочих дней, следующих после заседания Комиссии (пункт 3.13 Порядка №807).
Согласно пункту 3.14 Порядка №807 в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения поставщику почтовым отправлением направляются письменное уведомление о принятом Комиссией решении о предоставлении субсидии с обоснованием размера предоставляемой субсидии и проект договора (дополнительного соглашения к договору) для подписания либо уведомление об отказе в предоставлении субсидии с обоснованием отказа. В случае согласования проекта договора (дополнительного соглашения к договору) поставщик в течение 3 рабочих дней со дня его получения направляет в Министерство почтовым отправлением подписанный проект договора (дополнительного соглашения к договору). Поставщик вправе обжаловать решение комиссии в судебном порядке. В течение 3 рабочих дней с даты поступления в Министерство проекта договора (дополнительного соглашения к договору), подписанного поставщиком, проект договора (дополнительного соглашения к договору) подписывается уполномоченным лицом Министерства и регистрируется в Министерстве (пункт 3.16 Порядка №807). Перечисление субсидии осуществляется Министерством в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству на выплату субсидии, в течение 5 банковских дней со дня регистрации договора (дополнительного соглашения к договору) на расчетный или корреспондентские счета, открытые поставщиками в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях (пункт 3.17 Порядка №807). Аналогичные положения содержатся в редакции Порядка №807, действующей с 01.01.2019. Из содержания приведенных положений Порядка №807 следует, что принятие Комиссией Министерства решения по заявке поставщика социальных услуг о предоставлении субсидии влечет за собой исполнение императивно установленного требования о перечислении субсидии на счет поставщика. Порядок №807 не содержит положений о возможности приостановления предоставления субсидии, решение о которой уже принято, оформлено протоколом и повлекло за собой заключение с поставщиком социальных услуг соответствующего договора. Порядок №807 и в редакции, действовавшей до 01.01.2019, и в последующей редакции допускает исключительно приостановление рассмотрение заявки о предоставлении субсидии и приложенного к ней комплекта документов в случае проведения проверки деятельности поставщика надзорными или правоохранительными органами на момент рассмотрения заявки. Получение результатов проверки является основанием для возобновления рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии.
Из положений Порядка №807 следует, что решение о предоставлении субсидии принимается Комиссией Министерства в случае отсутствия оснований для отказа в ее предоставлении. При этом принятию такого решения предшествует определение размера субсидии, подлежащей выплате поставщику, в рамках которого осуществляется проверки предложенных поставщиком тарифов (пункт 3.12 Порядка №807 в редакции до 01.01.2019, пункт 3.17 Порядка №807 в редакции после 01.01.2019).
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае по результатам рассмотрения заявок общества о предоставлении субсидии на выплату компенсации расходов за октябрь, ноябрь и декабрь 2018 года, Министерство принято решение о предоставлении такой субсидии:
- за октябрь 2018 года в размере 832 671,06 руб. (протокол от 06.03.2019 №7),
- за ноябрь 2018 года в размере 896 826,74 руб. (за протокол от 11.03.2019 №9),
- за декабрь 2018 года в размере 979 605,00 руб. (протокол от 11.03.2019 №10),
всего на сумму 2 709 103 руб.
В соответствии с требованиями Порядка №807 о принятом решении Министерство уведомило общество письмом от 20.03.2019 №318-61287/19, направленным в адрес общества с приложением договора №30 от 19.03.2019, а также письмом от 22.03.2019 исх.№318-64463/19 с приложением дополнительных соглашений от 25.03.2019 №3011 и от 27.03.2019 №3012.
Размер субсидии 2 709 103руб., решение о предоставлении которой принято Министерством протоколами от 06.03.2019 и от 11.03.2019, обществом не оспаривается.
И договор от 19.03.2019, и дополнительные соглашения к нему сторонами подписаны, Министерством зарегистрированы с присвоением соответствующих номеров.
Следовательно, в силу требований пунктов 3.16, 3.17 Порядка №807, действовавшего до 01.01.2019, пунктов 3.20, 3.21 Порядка №807 в редакции, действующей после 01.01.2019, у Министерства возникла обязанность по перечислению субсидии обществу.
Однако в нарушение требований Порядка №807 такое перечисление Министерством не осуществлено ввиду принятия распоряжения от 02.04.2019 №181 «О приостановлении предоставления субсидии поставщику социальных услуг ООО «Центр социального обслуживания населения».
Вместе с тем принятие такого распоряжения в силу положений Порядка №807 не предусмотрено, что не оспаривалось представителем Министерства при рассмотрении настоящего дела (аудиозапись судебного заседания от 20.06.2019).
Ссылку Министерства на положения пункта 4.2.2 договора №30 от 19.03.2019 в подтверждение правомерности принятия оспариваемого обществом распоряжения суд не принимает в силу следующих обстоятельств.
Согласно названному пункту договора Главный распорядитель (Министерство) вправе приостанавливать предоставление Субсидии в случае установления Главным распорядителем или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления Субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и настоящим договором, в том числе указания в документам, представленных Получателем в соответствии с настоящим договором, недостоверных сведений, до устранения указанных нарушений с обязательным уведомлением получателя не позднее третьего рабочего дня с даты принятия решения о приостановлении предоставления субсидии.
Таким образом, из содержания рассматриваемого пункта договора следует, что приостановление предоставления субсидии возможно только при наличии совокупности условий в виде наличия информации о фактах нарушения Получателем субсидии порядка, целей и условий предоставления Субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и настоящим договором (от 19.03.2019 №30).
Следовательно, без установленных фактов нарушения обществом условий договора №30 от 19.03.2019 приостановление предоставления субсидии является неправомерным.
Вместе с тем в рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют и Министерством не представлены доказательства наличия таких нарушений.
Согласно письму Министерства от 20.03.2019 исх.№318-61287/19, размер субсидии по договору №30 от 19.03.2019 рассчитан с учетом подушевых нормативов, утвержденных приказом Министерства от 05.03.2018 №93 «Об утверждении подушевых нормативов финансирования отдельных видов социальных услуг за счет средств областного бюджета на 2018 год» (в редакции приказа от 23.08.2018 №453).
В связи с чем, необоснованной является ссылка Министерства на неправомерно установленные обществом тарифы, поскольку при заключении договора №30 от 19.03.2019 тарифы общества при определении размера субсидии не использовались Министерством.
Довод Министерства о наличии информации о фактах нарушения обществом порядка, целей и условий предоставления субсидии, является необоснованным, поскольку, как следует из справки по результатам проверки от 24.01.2019, требования о возврате денежной суммы, выплаченной в нарушение условий субсидии от 01.02.2019 исх.№318-20657/2019, к выводу о наличии таких нарушений Министерство пришло на основании проверки тарифа, примененного при расчете субсидии из областного бюджета в 2018 году, предоставленной обществу по иному договору от 17.04.2018 №49.
При этом суд отмечает, что на момент принятия решения о предоставлении субсидии из областного бюджета в 2019 году (06.03.2019), результаты проведенной проверки в распоряжении Министерства имелись, однако, исходя из положений Порядка №807, оснований для отказа в предоставлении субсидии Министерством не было установлено, вследствие чего указанное решение было принято.
Также судом не принимается ссылка Министерства на пункты 4.3.5, 4.1.6, 4.1.7 договора №30 от 19.03.2019, поскольку и в силу содержания названных пунктов и в силу пункта 1.1. данного договора действие данных пунктов договора распространяется исключительно на правоотношения по предоставлению обществу из областного бюджета в 2019 году субсидии на компенсацию затрат, связанных с предоставлением социальных услуг.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у Министерства оснований для распространения возникших с обществом правоотношений по договору от 17.04.2018 №49 на предоставлении субсидии в 2018 году на правоотношения, возникшие по договору от 19.03.2019 №30 на предоставление субсидии в 2019 году, в том числе, в части результатов осуществленного по договору от 17.04.2018 финансового контроля.
Таким образом, оспариваемое обществом распоряжение от 02.04.2019 №181 «О приостановлении предоставления субсидии поставщику социальных услуг ООО «Центр социального обслуживания населения» не соответствует требованиям Порядка №807 и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, препятствуя последнему своевременно получить компенсацию понесенных в связи с осуществлением деятельности затрат.
На основании изложенного в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование заявителя о признании недействительным распоряжения от 02.04.2019 №181 подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, арбитражный суд в рамках дела об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, помимо рассмотрения вопроса о признании действий (бездействия) уполномоченного органа незаконными, также рассматривает вопрос о возможности принятия каких-либо мер к устранению допущенных обжалуемыми действиями (бездействиями) нарушений прав и законных интересов заявителя. При выборе правовосстановительной меры арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
В силу пункта 1 статьи 133, пункта 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений.
В рамках настоящего дела заявителем заявлено требование о взыскании убытков в размере 2 709 103 руб. вследствие неосуществления предоставления субсидии по заявкам за октябрь, ноябрь и декабрь 2018 года по договору №30 от 19.03.2019 и дополнительным соглашениям к нему.
Вместе с тем, в силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подлежит возмещению вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Условиями наступления ответственности, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, являются наличие вреда, размер вреда, противоправное поведение причинителя вреда, а также причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом.
В силу положений частей 1, 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется бюджетным законодательством. Субсидии не являются результатом экономической деятельности заявителя, не являются доходом в смысле гражданского законодательства при осуществлении нормального гражданского оборота и регулируются специальными нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, требование Общества о взыскании с Министерства убытков обосновывается тем, что Министерством обществу не выплачена субсидия на компенсацию затрат, связанных с предоставлением социальных услуг в октябре, ноябре и декабре 2018 года.
При этом материалами дела подтверждается факт принятия Министерством решений о предоставлении обществу субсидий за октябрь 2018 года в размере 832 671,06 руб. (протокол от 06.03.2019 №7), за ноябрь 2018 года в размере 896 826,74 руб. (протокол от 11.03.2019 №9), за декабрь 2018 года в размере 979 605,00 руб. (протокол от 11.03.2019 №10), в общей сумме 2 709 103 руб.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка №807 на основании указанных решений между Министерством и Обществом заключен договор о предоставлении из областного бюджета субсидии от 19.03.2019 №30, дополнительные соглашения от 25.03.2019 №№ 30/1, 30/2 на предоставление Обществу субсидии в общем размере 2 709 103 руб.
Указанный размер субсидии сторонами не оспаривается.
В силу действующего пункта 3.21 Порядка №807 перечисление субсидии осуществляется Министерством в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству на выплату субсидии, в течение 5 банковских дней со дня регистрации договора (дополнительного соглашения к договору) на расчетный или корреспондентский счет, открытый поставщиком социальных услуг в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях.
Однако в рассматриваемом случае неперечислением данных денежных средств в адрес Общества обусловлено принятием Министерством распоряжения от 02.04.2019 №181 "О приостановлении предоставления субсидии поставщику социальных услуг ООО "Центр социального обслуживания населения", оспариваемого в рамках настоящего дела и признанного судом недействительным.
В связи с чем, применительно к рассматриваемым правоотношениям, суд полагает, что требование Общества о взыскании с Министерства убытков по сути представляет собой не самостоятельное требование, а меру правовосстановительного характера, направленную устранение нарушенных прав Общества в связи с принятием ответчиком распоряжения от 02.04.2019, указание которой в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц предусмотрено частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве правовосстановительной меры суд считает необходимым обязать Министерство устранить нарушение прав и законных интересов заявителя в порядке, установленном пунктом 3.21 Порядка N 807, путем перечисления на расчетный или корреспондентский счет Общества субсидии в размере 2 709 103 рублей в течение 5 банковских дней после вступления настоящего решения суда в законную силу.
При рассмотрении требования общества о признании незаконным и отмене требования Министерства от 01.02.2019 №318-20657/19 арбитражный суд руководствуется следующим. Частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным актом, который в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
В рассматриваемом случае оспариваемое обществом требование названным признакам не отвечает.
Согласно материалам дела, требование Министерства по возврату субсидии, изложенное в письме от 01.02.2019 №318-20657/19, вынесено в связи с выявленным, по мнению Министерства, нарушением Порядка №807, а именно несоответствия фактических затрат поставщика действующему тарифу Общества на 2018 год.
При этом фактически, указанные субсидии на компенсацию затрат, связанных с оказанием Обществом социальных услуг в период с января по сентябрь 2018 года, выплачивались обществу в соответствии с заключенными между Обществом и Министерством договором от 17.04.2018 №49 и дополнительными соглашениями к нему. Возможность направления такого требования предусмотрена пунктом 4.1.7 договора.
По своей правовой природе названное требование не устанавливает, не изменяет и не отменяет прав и обязанностей сторон и не носит властно-распорядительного характера, а представляет собой по сути досудебную претензию Министерства, что также следует из последнего абзаца требования, в котором указано на судебный порядок взыскания денежных средств в случае не исполнения Обществом требования в добровольном порядке.
Таким образом, требование Министерства от 17.04.2018 не содержат сведений о применении к заявителю конкретной меры ответственности, не имеет признаков предписания, не создает каких-либо препятствий для осуществления им предпринимательской деятельности и не относятся к числу властно-распорядительных документов, которыми нарушаются права либо охраняемые интересы заявителя в экономической либо предпринимательской деятельности.
При названных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленное Обществом требование о признании незаконным и отмене требования Министерства социальной политики Нижегородской области по возврату субсидии, изложенное в письме от 01.02.2019 №318-20657/19 не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В связи с чем, в данной части производство по настоящему делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит прекращению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 3 части 1 статьи 333.21, пунктами 1 и 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей относятся на Министерство и подлежат взысканию с Министерства в пользу заявителя, государственная пошлина в размере 39578 руб. 44 коп., излишне уплаченная по платежным поручениям №11 от 04.04.2019 и №71 от 09.06.2019, подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-182, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным распоряжение Министерства социальной политики Нижегородской области от 02.04.2019 №181 «О приостановлении предоставления субсидии поставщику социальных услуг ООО "Центр социального обслуживания населения"».
Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области устранить нарушение прав и законных интересов заявителя в порядке, установленном пунктом 3.21 Порядка предоставления субсидий на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 09.12.2015 N 807, путем перечисления на расчетный или корреспондентский счет Общества с ограниченной ответственностью "Центр социального обслуживания населения", г.Саров, Нижегородская область (ОГРН <***>, ИНН <***>) субсидии в размере 2 709 103 рублей в течение 5 банковских дней после вступления настоящего решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства социальной политики Нижегородской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Центр социального обслуживания населения", г.Саров, Нижегородская область (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000рублей.
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать после вступления решения суда в законную силу.
Прекратить производство по делу №А43-10866/2019 в части требования о признании незаконным и отмене требования Министерства социальной политики Нижегородской области по возврату субсидии, изложенного в письме от 01.02.2019 №318-20657/19.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Центр социального обслуживания населения", г.Саров, Нижегородская область (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 39578 руб. 44 коп., уплаченную по платежным поручениям №11 от 04.04.2019 и №71 от 09.06.2019, на основании настоящего решения суда.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.
Судья Е.И.Вершинина