ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-11017/12 от 18.09.2012 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-11017/2012

г. Нижний Новгород 25 сентября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2012 года

Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2012 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Цыгановой Татьяны Ивановны (Шифр 28-255),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусевой К.С.,

с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрел в судебном заседании дело

по иску общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний «МЕГА климат», г.Н.Новгород (ОГРН <***>, ИНН <***>),

к ответчикам: 1. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области «Городская поликлиника № 17 Московского района г.Нижнего Новгорода», г.Н.Новгород (ОГРН <***>, ИНН <***>),

2. Муниципальному образованию город Нижний Новгород в лице Администрации города Нижнего Новгорода, г.Н.Новгород,

третье лицо: Субъект Российской Федерации Нижегородскую область в лице Правительства Нижегородской области, г.Н.Новгород,

о взыскании 326 613 руб. 33 коп.,

при участии представителей сторон:

от истца:   ФИО1, доверенность от 29.03.12;

от ответчика:   ФИО2, доверенность от 24.05.12,

от субъекта РФ НО в лице Правительства НО:   ФИО3, доверенность от 10.01.2012;

от МО город Нижний Новгород в лице Администрации города Н.Новгорода:   ФИО4, доверенность от 23.12.11,

сущность спора:

заявлен иск о взыскании 326 613 руб. 33 коп., из них 320 000 руб. долга в рамках муниципального контракта №23/11 от 01.12.11 и 6 613 руб. 33 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. Истец также просит взыскать с ответчика 15 000 руб. расходов по оплате услуг представителя и расходы по государственной пошлине.

В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявил отказ от иска в части взыскания процентов. Отказ от иска в указанной части судом принят.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования с учетом уточнения. Полагает исковые требования подлежащими удовлетворению за счет Муниципального образования город Нижний Новгород в лице Администрации города Нижнего Новгорода.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Городская поликлиника № 17 Московского района г.Нижнего Новгорода» исковые требования не признает, поскольку полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет бюджета города Нижнего Новгорода. Пояснил, что в 2011 году Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Городская поликлиника № 17 Московского района г. Нижнего Новгорода» имело статус муниципального учреждения. Финансирование происходило за счет средств городского бюджета, а согласно смете расходов - путем выделения лимитов бюджетных обязательств на календарный год и предельных объёмов финансирования поквартально. Неисполненные лимиты бюджетных обязательств на следующий календарный год не переносились. С 2012 года Распоряжением Правительства Нижегородской области от 29.11.2011 г. № 2577-р «Об утверждении перечней муниципальных учреждений и муниципального имущества, передаваемых из собственности г. Нижнего Новгорода в государственную собственность Нижегородской области» МЛПУ «Городская поликлиника № 17» Московского района перешло в государственную собственность Нижегородской области и финансируется за счет средств областного бюджета. В финансовом плане за счет средств областного бюджета на 2012 год средств на оплату капитального ремонта не предусмотрено.

Муниципальное образование город Нижний Новгород в лице Администрации города Нижнего Новгорода исковые требования не признает по основаниям которые сводятся к следующему. В настоящее время МЛПУ «Городская поликлиника № 17» является государственным бюджетным учреждением. На момент заключения муниципального контракта МЛПУ «Городская поликлиника № 17» являлось муниципальным бюджетным учреждением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществлялось на основе бюджетной сметы. С учетом изменения положений статьи 120 Гражданского кодекса РФ муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам данного учреждения. В соответствии со статьей 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном финансовым органом с соблюдением требований бюджетного кодекса. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Спорный муниципальный контракт был заключен в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Финансирование данного контракта осуществлялось через лицевой счет, открытый поликлинике, как получателю бюджетных средств. Для оплаты денежного обязательства МЛПУ «Городская поликлиника № 17» предоставило в финансовое управление по Московскому району платежное поручение от 28.12.2011 года на сумму 320000 руб., а также документы, которые являются основанием платежа (муниципальный контракт, акт выполненных работ). Однако данная сумма была возвращена на счет плательщика по причине закрытия счета получателя (подрядчика). В связи с переходом с 01.01.2012 года в государственную собственность счет поликлинике был закрыт, денежные средства направлены в бюджет города Нижнего Новгорода.

Правительство Нижегородской области считает иск подлежащим удовлетворению за счет бюджета города Нижнего Новгорода. В финансовом плане за счет средств областного бюджета на 2012 год средств на оплату капитального ремонта больницы не предусмотрено.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон и третьего лица, суд

установил:

  01.12.2011 Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Городская поликлиника №17» Московского района города Нижнего Новгорода и ООО «ТехПромСервис» заключили муниципальный контракт №23/11, предметом которого является выполнение подрядчиком работ по капитальному ремонту (монтаж приточно -вытяжной вентиляции) в муниципальном, лечебно- профилактическом учреждении «Городская поликлиника № 17» Московского района города Нижнего Новгорода, расположенном по адресу: <...>, в установленные в контракте сроки, в соответствии с ведомостью объемов работ, локальным сметным расчетом и проектом (в электронном виде) (приложения № 1, № 2 к контракту).

Объем выполняемых работ отражен в локальном сметном расчете (приложение № 2 к контракту).

Контракт заключен по  результатам запроса котировок цен (протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 23.11.2011 № 0132300026311000140-1).

Цена контракта составляет 320 000 руб. (п.2.1 контракта).

Согласно п.2.2 контракта оплата за выполненные работы осуществляется за счет ассигнований муниципального заказчика на 2011 год, в пределах доведенных на эти цели лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования расходов. Авансирование не предусмотрено. Оплата за выполненные работы производится в форме безналичного расчета в течение 10-ти календарных дней с даты предоставления подрядчиком и подписания муниципальным заказчиком акта о  приемке выполненных работ по форме КС - 2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат, по форме КС -3, подписанных сторонами, а  так же представления счета - фактуры при условии, что работа выполнена надлежащим образом в установленный контрактом срок. Расчет за выполненные работы производится муниципальным заказчиком не позднее 25 декабря 2011 года, включая устранение выявленных дефектов и недостатков, на основании подписанного сторонами окончательного акта о  приемке выполненных работ.

Источник финансирования - средства городского бюджета на 2011 год. КБК 054 0909
 4859700 001 201 225 319 (п.2.5 контракта).

Работы по контракту должны быть выполнены с момента заключения контракта до 15 декабря 2011 года (раздел 3 контракта).

Во исполнение условий договора ООО «ТехПромСервис» выполнило, а МЛПУ «Городская поликлиника №17» Московского района приняло работы на сумму 320 000 руб., что подтверждается актом №1 от 15.12.2011, справкой о стоимости выполненных работ и затрат №1 от 15.12.2011, подписанными обеими сторонами (л.д. 31-38).

К оплате на указанную сумму МЛПУ «Городская поликлиника №17» Московского района выставлен счет-фактура №00000122 от 15.12.2011.

По заявлению Муниципального образования город Нижний Новгород в лице Администрации города Нижнего Новгорода для оплаты денежного обязательства МЛПУ «Городская поликлиника № 17» предоставило в финансовое управление по Московскому району платежное поручение от 28.12.2011 года на сумму 320000 руб., а также документы, которые являются основанием платежа (муниципальный контракт, акт выполненных работ). Однако данная сумма была возвращена на счет плательщика по причине закрытия счета получателя (подрядчика). В связи с переходом с 01.01.2012 года в государственную собственность счет поликлинике был закрыт, денежные средства направлены в бюджет города Нижнего Новгорода.

16.12.2011 между ООО «ТехПромСервис» и ООО ГК «МЕГА климат» заключен договор уступки права требования, согласно которому все права и обязанности по муниципальному контракту №23/11 от 01.12.11 перешли к ООО ГК «МЕГА климат».

Распоряжением Правительства Нижегородской области от 29.11.2011 г. № 2577-р «Об утверждении перечней муниципальных учреждений и муниципального имущества, передаваемых из собственности г. Нижнего Новгорода в государственную собственность Нижегородской области» МЛПУ «Городская поликлиника № 17» Московского района перешло в государственную собственность Нижегородской области.

По заявлению истца оплата долга не произведена, что послужило основанием для обращения с данным иском в суд.

В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Согласно ст. ст. 711, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить подрядчику выполненные работы в сроки и в порядке, установленные договором подряда.

Истец просит взыскать задолженность с Муниципального образования город Нижний Новгород в лице Администрации города Нижнего Новгорода за счет средств казны Муниципального образования.

Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 9 Закона N 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

В силу статьи 3 Закона N 94-ФЗ под государственными (муниципальными) нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами публичного образования за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности публичного образования в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функций, в том числе для реализации целевых программ, а также для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации на размещение заказов на выполнение подрядных работ для нужд субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 764 Гражданского кодекса).

По смыслу вышеназванных норм права при заключении государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд государственные заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования.

Из контракта следует, что источник финансирования - средства городского бюджета на 2011 год. КБК 054 09094859700 001 201 225 319 (п.2.5 контракта).

Таким образом, следует признать, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению за счет Муниципального образования город Нижний Новгород в лице Администрации города Нижнего Новгорода.

При изложенных обстоятельствах дела, учитывая, что доказательств оплаты долга в материалы дела не представлено, суд считает требование истца о взыскании задолженности заявленным обоснованно и подлежащим удовлетворению за счет казны Муниципального образования город Нижний Новгород в лице Администрации города Нижнего Новгорода на основании ст. ст. 309, 711, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу изложенного возражения Администрации судом во внимание не принимаются. Само по себе отсутствие финансирования и денежных средств у муниципального образования не является основанием для прекращения его функций как муниципального заказчика.

В судебном заседании истец заявил отказ от иска в части взыскания процентов.

Согласно ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта отказаться от иска полностью или частично. Арбитражный суд принимает отказ от иска, если это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

При изложенных обстоятельствах дела отказ истца от иска в части процентов не противоречит законам, иным нормативным правовым актам, не нарушает права и законные интересы третьих лиц, следовательно, судом принимается.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в этой части подлежит прекращению.

Истец просит отнести на ответчика расходы, связанные с оплатой услуг представителя в сумме 15 000 руб.

В обоснование произведенных расходов истец представил договор на оказание юридических услуг от 29.03.2012 и расходный кассовый ордер №21 от 29.03.2012.

В соответствии с частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Согласно сложившейся практике арбитражных судов Российской Федерации при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя принимаются во внимание: относимость расходов к делу; объем и сложность выполненной работы; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в данном регионе стоимость на сходные услуги; продолжительность рассмотрения дела; другие обстоятельства, свидетельствующие о разумности этих расходов.

Таким образом, с учетом сложности дела, объема выполненной представителем истца работы, суд считает возможным взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в заявленной сумме.

Расходы по государственной пошлине в порядке ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Муниципальное образование город Нижний Новгород в лице Администрации города Нижнего Новгорода и подлежат взысканию в пользу истца. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета (ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 150, 167-171, 176, 177, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Муниципального образования город Нижний Новгород в лице Администрации города Нижнего Новгорода, г.Н.Новгород, в пользу общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний «МЕГА климат», г.Н.Новгород (ОГРН <***>, ИНН <***>), за счет казны муниципального образования город Нижний Новгород 320 000 руб. долга, 15 000 руб. судебных расходов по оплате услуг представителя и 9 400 руб. расходов по государственной пошлине.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

В иске к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области «Городская поликлиника № 17 Московского района г.Нижнего Новгорода», г.Н.Новгород (ОГРН <***>, ИНН <***>), отказать.

Производство по делу в части взыскания процентов прекратить.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Группа Компаний «МЕГА климат», г.Н.Новгород (ОГРН <***>, ИНН <***>), из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 132 руб. 27 коп., уплаченную по платежному поручению №68 от 27.03.2012. Справку на возврат государственной пошлины выдать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области. Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда апелляционной инстанции или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья Т. И. Цыганова