ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-11453/17 от 22.06.2017 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-11453/2017

г. Нижний Новгород 29 июня 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2017 года

Решение изготовлено в полном объеме 29 июня 2017 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мукабенова Игоря Юрьевича (шифр дела 16-190)

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шутовой Н.С.,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 (предприниматель, паспорт), ФИО2 (доверенность от 13.08.2015),

от Администрации: ФИО3 (доверенность от 27.12.2016);

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Нижний Новгород (ОГРН <***> ИНН <***>), о признании незаконным решения администрации г. Нижнего Новгорода об отказе заявителю в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) отдельностоящего нежилого здания с надстройкой 2-х этажей, расположенного по адресу: <...>, формализованного в письме от 23.01.2017 №12-01-18-243/17ис, а также об обязании устранить допущенное нарушение.

Представитель заявителя просит удовлетворить требование в полном объеме.

Представитель Администрации просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Рассмотрев имеющиеся в деле документы и заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения, рассматриваемого спора.

Как следует из материалов дела, 05.12.2016 Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) отдельного нежилого здания с надстройкой 2-х этажей, расположенного по адресу: <...>.

Администрация, рассмотрев заявление Предпринимателя, вынесла решение об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) отдельностоящего нежилого здания, формализованное в письме от 23.01.2017 №12-01-18-243/17ис.

Полагая, что отказ Администрации в выдаче разрешения не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, считая его незаконным и нарушающим права в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым требованием.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В рассматриваемом деле таким органом является Администрация.

Согласно части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;6) принятие решений о развитии застроенных территорий;7) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;8) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренногочастью 1.1настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В своем отказе Администрация ссылается на Постановление Администрации г. Нижнего Новгорода от 12.12.2014 №5148, согласно которому был утвержен проект планировки территории в границах улиц Июльских Дней, Фабричная, Тургайская в Ленинском районе города Нижнего Новгорода (не приводится), разработанный на основании постановления администрации города Нижнего Новгорода от 13.02.2014 N 348 "О разрешении ООО "НовМонолитСтрой" подготовки проекта планировки территории в границах улиц Июльских Дней, Фабричная, Тургайская и проекта межевания территории в границах улиц Июльских Дней, Фабричная в Ленинском районе города Нижнего Новгорода". И как указывает административный орган в своем решении предполагаемый к реконструкции объект в границах красных линий, то есть на территории общего пользования.

Кроме того, Администрация указывает, на то, что приложенный Предпринимателем к заявлению градостороительный план земельного участка выдан более чем за три года до дна представления заявления на получение разрешения на строительство (реконструкцию).

Изучив материалы дела, а также позицию участников процесса, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Как усматривается из материалов дела, Предпринимателем был подготовлен градостроительный план земельного участка №RU52303000-0000000000001193, который был утвержден Постановлением главы администрации г. Нижнего Новгорода от 12.05.2010 №2501.

Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 14.11.2016 №3780 были внесены изменения в градостроительный план земельного участка №RU52303000-0000000000001193. Изменения коснулись подпункта 3.5.2 пункта 3.5 плана «Требования к устройству парковок и автостоянок».

Постановлением городской Думы г. Нижнего Новгорода от 17.03.2010 №22 «О генеральном плане города Нижнего Новгорода» утвержден генеральный план г. Нижнего Новгорода.

Генеральный план, являющийся документом территориального планирования, выполнен на основании Государственного контракта на разработку документации по корректировке генерального плана города Нижнего Новгорода от 12.12.2006 № 18-06/1108, в соответствии со схемой территориального планирования Нижегородской области и с учетом схем территориального планирования, смежных с городом Нижним Новгородом территорий административных районов.

Генеральный план разработан в соответствии с требованиями действующего законодательства с расчетным сроком на 2030 год и выделением первой очереди реализации - 2020 год.

Основными целями генерального плана, документа территориального планирования являются обеспечение устойчивого развития территории города и определение функционального назначения территории города, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, направленных на обеспечение:

1. Повышения качества городской среды.

2. Сохранения и регенерации исторического и культурного наследия.

3. Развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

4. Учета интересов жителей города и взаимоувязанное развитие города с населенными пунктами городского округа.

Главные особенности настоящего генерального плана состоят в следующем:

1. В качестве стратегической задачи принят принцип конкурентоспособности города по всем составляющим градостроительного развития, с акцентом на экологические качества среды.

2. Графические материалы и расчеты в генеральном плане выполнены в электронном виде с использованием векторной графики, что позволяет говорить о первом электронном генплане г.Н.Новгорода и возможности создания информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в г.Н.Новгороде.

В соответствии с генеральным планом г. Нижнего Новгорода, земельный участок №RU52303000-0000000000001193 расположен в зоне, имеющей двойной индекс ПК-4/ОД, который означает, что требования по развитию зоны отсрочены по времени.

ПК-4 – зона производственно-коммунальных объектов V классов вредности, действующая с момента утверждения генерального плана города до 2020 года.

ОД – зона многофункциональной деловой коммерческой застройки, действующая сроком с 2020 по 2030 года.

Развитие территории должно осуществляться по пути поэтапной ликвидации объектов зоны ПК-4.

Согласно части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

Согласно части 12 этой же статьи территория общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Земельный участок №RU52303000-0000000000001193 находится в собственности Предпринимателя.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости сведения о резервировании или изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд отсутствуют, сведения об ограничении прав и об обременении объекта недвижимости также отсутствуют.

Красные линии в соответствии подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ являются обязательным элементом проекта планировки территории города.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 №18-30 утверждена «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», которая устанавливает требования к содержанию и оформлению плана красных линий и разбивчивого чертежа красных линий (далее – Инструкция).

В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территории; в земельном и градостроительном кадастрах.

В соответствии с ситуационной схемой земельный участок №RU52303000-0000000000001193 не находится внутри красных линий.

В соответствии с Генеральным планом г. Нижнего Новгорода и Правилами землепользования и застройки земельный участок №RU52303000-0000000000001193 находится в зоне ЦД-6.

В соответствии со статьей 46.10 Правил, территориальная зона Ц-6 соответствует функциональной зоне на Генеральном плане Осп-а.

При таких обстоятельствах, градостроительный план земельного участка соответствует Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки.

Вместе с этим, Предприниматель провел несколько экспертиз и получил положительные заключения: о соответствии проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, составленное Департаментом градостроительного развития и архитектуры администрации г. Нижнего Новгорода 317 от 23.01.2014; о соответствии проектной документации и результатов инженерных изысканий по спорному объекту требованиям технических регламентов и нормативным документам, составленное ООО «Центорм независимых экспертиз» от 30.06.2014.

В связи с этим, у Администрации отсутствовали бесспорные основания для отказа Предпринимателю в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) нежилого здания и является незаконным и нарушающим права заявителя.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленного Предпринимателем требования.

Подпункт 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, о б отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов,осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенныедействия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав изаконных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

По смыслу этой нормы суд самостоятельно определяет необходимые действия, которые нужно произвести с целью устранения нарушений прав лица, обратившегося с заявлением, и разумный срок для их выполнения.

Удовлетворяя рассматриваемое требование Предпринимателя, суд, учитывая наличие всех условий для выдачи заявителю разрешения на строительство (реконструкцию), считает необходимым в целях окончательного урегулирования спорной ситуации в качестве правовосстановительной меры обязать Администрацию в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, устранить нарушения прав и законных интересов Предпринимателя, допущенные в связи с решением об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, формализованное в письме от 23.01.2017 №12-01-18-243/17ис, и выдать Предпринимателю разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства - отдельностоящего нежилого здания с надстройкой 2-х этажей, расположенного по адресу: <...>.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

заявленные требования индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Нижний Новгород (ОГРН <***> ИНН <***>), удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации г. Нижнего Новгорода об отказе в выдаче разрешения на строительство, формализованное в письме от 23.01.2017 №12-01-18-243/17ис.

Обязать администрацию г. Нижнего Новгорода в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, устранить нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Нижний Новгород (ОГРН <***> ИНН <***>), допущенные в связи с решением, формализованным в письме от 23.01.2017 №12-01-18-243/17ис, и выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Нижний Новгород (ОГРН <***> ИНН <***>), разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства - отдельностоящего нежилого здания с надстройкой 2-х этажей, расположенного по адресу: <...>.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.

Судья И.Ю. Мукабенов