ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-11751/16 от 07.09.2016 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-11751/2016

г. Нижний Новгород                                                                                  08 сентября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена                                                 07 сентября 2016 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Волчанской Ирины Сергеевны (шифр 54 - 359),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гильмияровой Т.Ф, рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центрстрой» (ОГРН 1085257001235, ИНН 5257098519)

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Канавинском районе города Нижнего Новгорода

о признании недействительным решения от 05.02.2016 №159 

при участии представителей:

от заявителя: Кречетов Д.В. (доверенность от 12.07.2016);

от заинтересованного лица: Чечевина Е.М. (доверенность от 13.01.2016 №02-10/09),

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Центрстрой" (далее – заявитель, Общество) с заявлением о признании частично недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Канавинском районе города Нижнего Новгорода (далее – Управление, Фонд) от 05.02.2016 №159  о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В обоснование заявленных требований Общество указывает, что необоснованно привлечено к ответственности за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, поскольку Общество правомерно не  включило в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу выплаты, произведенные в пользу работников Общества занимающих должности производителя работ, поскольку хоть указанная профессия и включена в утвержденный Постановлением Кабинена Министров СССР от 26.01.19912 №10 список профессий и должностей дающих право на льготное пенсионное обеспечение, по результатам проведенной в 2015 году оценки условий труда на предприятии класс условий труда в Обществе признан допустимым, в связи с чем, указанные работники предприятия права на досрочное назначение пенсии не имеют и оснований для начисления на произведенные в их пользу выплат взносов по дополнительному тарифу не имеется.

Управление считает, что оспариваемое решение вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства и не подлежит отмене, подробная позиция Управления изложена в представленном в дело отзыве на заявление.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Канавинскому району города Нижнего Новгорода проведена выездная проверка Обществана предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.

Проверкой установлено, что в проверяемом периоде Обществом не начислялись страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты и иные вознаграждения, произведенные в пользу работников, принятых на должности производителей работ прорабов), поименованные в списке льготных профессий №2 утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

По результатам проверки составлен акт от 28.12.2015 №159 и вынесено решение от 05.02.2016 №159 которым Обществу по спорному эпизоду доначислены страховые взносы за 2013-2014 годы в сумме 133 573,33 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафы по  части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фон Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).

Не согласившись с оспариваемым решением, общество обратилось в суд с требованием о признании его недействительным.

Суд, рассмотрев заявленные требования, пришел к выводу, что они не подлежат  удовлетворению, в силу следующих обстоятельств.

Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 5, статье 18 Закона N212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.

Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" Закон N 212-ФЗ дополнен статьей 58.3 согласно которой для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: 2013 год - 2,0 процента, 2014 год - 4,0 процента, 2015 год и последующие годы - 6,0 процента (часть 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закона N 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно пункту 2 статьи 27 Закона N173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Частью 4 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) предусмотрено, что плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным частями. 1, 2 названной статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ).

В силу части 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация, специальная оценка условий труда на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.

С 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Закона N 426-ФЗ).

Постановлением Правительства от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона N 173-ФЗ применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N 10) утвержден, в том числе, Список N1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее - Список N 1) и Список N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях) (далее - Список N 2).

В соответствии со Списком N2 раздела XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов правом на досрочную трудовую пенсию пользуются производители работ (код позиции 2290000б-24441).

Судом установлено, что в соответствии со сведениями о юридическом лице, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц основным видом деятельности Общества является деятельность в области строительств жилых и нежилых зданий (код по ОКВЭД 41.2) Указанный вид деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности относится к строительству, а должности производителей работ предусмотрены штатным расписанием..

При этом пунктом 2 Постановления N 10 предусмотрено, что применение Списков N 1 и 2 производится с учетом аттестации рабочих мест.

В целях реализации статьи 58.3 Закона №212-ФЗ Минтруда России в письме от 05.06.2013 N 17-3/10/2-3105 разъяснило (направлено Пенсионным фондом Российской Федерации для сведения и использования в работе письмом от 28.06.2013 N ТМ-30-26/9649), что порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений в пользу работников обусловлен тем, был ли работник занят на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в месяце, в котором начислены выплаты. Данное правило применяется независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются.

В случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 1, 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, организация исчисляет страховые взносы по дополнительным тарифам со всех начисленных ему в этом месяце выплат и вознаграждений, в том числе за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (например, с премий за прошлые периоды и др.). В случае частичной занятости работника в течение месяца на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда дополнительные тарифы страховых взносов применяются пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на соответствующих видах работ.

В пунктах 5, 7 разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 N5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", установлено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования.

Таким образом, действующее законодательство связывает обязанность страхователя исчислять страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, произведенные в пользу  работников с применением дополнительного тарифа при наличии совокупности следующих признаков: профессиональная деятельность организации, в которой трудятся работники, должна относиться к установленному виду производств с вредными и тяжелыми условиями труда; должности работников должны входить в установленный перечень профессий и должностей, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение; класс условий труда на рабочих местах должен соответствовать вредному и (или) опасному классу условий труда, при этом занятость работников в тяжелых, вредных условиях труда должна  составлять не менее 80% процентов рабочего времени.

Судом установлено и не оспаривается заявителем, что вид деятельности общества относится к виду производств с опасными условиями труда, должности производителей работ, поименованные в списке №2 вышеназванного Постановления присутствуют в штатном расписании общества. Однако как пояснил сам заявитель, аттестация рабочих мест Обществом в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н не проводилась. Специальная оценка условий труда, по результатам которой подкласс условий труда на предприятии признан допустимым, проведена Обществом только в 2015 году. При этом в материалы дела представлены табели учета рабочего времени работников, занимающих должности производителей работ, свидетельствующие о том, что в проверяемом периоде работники (производители работ) работали полный рабочий день.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что в проверяемом периоде совокупность обстоятельств позволяющих Обществу не начислять взносы по дополнительному тарифу с сумм произведенных производителям работ выплат отсутствовала. Следовательно, Фонд  правомерно на основании оспариваемого решения произвел доначисление обществу взносов по дополнительному тарифу.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Управления не усматривается.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья                                                                                                         И.С.Волчанская