АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-12068/2016
Нижний Новгород 12 декабря 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 12 декабря 2016 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Леонова Андрея Владимировича,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Башевой Е.С.,
при участии представителей заявителя – ФИО1, доверенность от 14.06.2016, и заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 25.02.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карьер Каминский" (ОГРН<***>, ИНН<***>), п.Каменка Вичугского района Ивановской области, о признании незаконным и отмене постановления начальника Нижегородского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 15.04.2016 №29 о назначении административного наказания,
установил:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ООО «Карьер Каминский» (далее – заявитель, Общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления начальника Нижегородского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – административный орган, Управление) от 15.04.2016 №29 о назначении административного наказания.
Определением от 17.06.2016 заявление было принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 30.08.2016 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства и назначил судебное заседание.
В ходе судебного заседания заявитель поддержал свои требования в полном объеме. В обоснование своей позиции заявитель указывает на неверную квалификацию правонарушения.
От Управления поступили отзыв и материалы административного дела. Административный орган возражает против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив обстоятельства привлечения заявителя к административной ответственности, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела, суд установил следующее.
В ходе проведения Ивановской транспортной прокуратурой проверки соблюдения федерального законодательства на объектах водного транспорта, с 01.02.2016 по 17.02.2016, при рассмотрении материалов проверки в помещении Ивановской транспортной прокуратуры 17.02.2016 в деятельности Общества были выявлены нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации в зимний период 2015-2016гг. ремонтно-отстойного пункта судов Общества, расположенного в г.Кинешме Ивановской области, на правом берегу реки Волга.
Постановлением от 17.02.2016 и.о. Ивановской транспортной прокуратурой в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении.
В ходе проверки было установлено, что Обществом нарушены требования предусмотренные подпунктом д) пункта 222, абзацем 14 подпункта а) пункта 223 и пунктом 380 Постановление Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта».
11.04.2016 заинтересованное лицо в отношении Общества составило протокол об административном правонарушении №4-с. Копия протокола была вручена представителю по доверенности 11.04.2016 ФИО1
Усматривая в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченным должностным лицом, административного органа 15.04.2016 вынесено постановление по делу об административном правонарушении №29 о привлечении Общества к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч.1 ст.14.43 КоАП РФ Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 5.1.2 и пунктом 5.1.3 главы II Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года №398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», определено одно из полномочий: осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров РФ о внутреннем водном транспорте Российской Федерации, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обеспечению безопасности судоходства.
В соответствии с пунктом 2.1. главы II Положение о Волжском управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденный приказом Минтранса Российской Федерации от 15 апреля 2016 года № АК-457фс, определено одна из основных задач Волжского управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а именно: осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о торговом мореплавании (включая морские порты), о внутреннем водном транспорте Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2, пунктом 525 главы VIII Постановление Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Технического регламента (разделы II-V настоящего технического регламента) в установленных сферах ведения в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется: Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, ее территориальными органами, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации, - в отношении объектов регулирования, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "а", подпункте "б", абзацах втором, третьем и пятом подпункта "в" пункта 5 настоящего технического регламента.
Заявитель считает, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения обусловленный частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривающая административное наказание за нарушение технических регламентов, за исключением случаев предусмотренные статьями .... в том числе 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, «нарушение требований пожарной безопасности».
Статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренные Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.
Положения рассматриваемой статьи устанавливают 3 общие цели Закона (защита жизни и здоровья граждан, а также имущества 4 видов) и сферу применения его правил - правовое поле регламентирования отношений в области технического регулирования пожарной безопасности, которое включает:
- основные правила технического регулирования в области пожарной безопасности;
- общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции) - 4 видам объектов (зданиям, сооружениям, промышленным объектам) и 2 видам продукции (пожарно-технической и продукции общего назначения);
- минимальные пределы действия норм иных федеральных законов о технических регламентах (запрет на действие любых требований пожарной безопасности к конкретной продукции, если они устанавливают более низкие, чем установленные настоящим Законом, требования пожарной безопасности);
Следует отметить, что требования Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не охватывают необходимые требования к безопасности объектов на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте
Иными словами требований пожарной безопасности, применяемые к судам внутреннего и смешанного (река - море) плавания, находящихся в эксплуатации, ремонте и отстое Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не оговорены.
Ст.11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание за нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте требований пожарной безопасности, предусмотренные применительно к внутреннему водному транспорту Приказом Минтранса РФ от 24 декабря 2002 г. №158 «Об утверждении Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации» объектом указанного в статье правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на транспорте
При этом за нарушение статьи 11.16 привлекаются к административной ответственности физические и должностные лица.
Ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов, предусмотренные применительно к внутреннему водному транспорту Постановление Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта». Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения по разработке, принятию, применению и исполнению обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В соответствии с пунктом 1, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» (далее - Технический регламент № 623), настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования (далее - объекты регулирования), направленные на достижение предусмотренных настоящим техническим регламентом целей, требования к маркировке и правила ее нанесения, а также правила идентификации объектов регулирования.
В соответствии с подпунктом е) пунктом 4, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта», выполнение требований настоящего технического регламента должно обеспечить пожарную безопасность объектов регулирования.
В соответствии с подпунктами а) и в) пункта 5, Технического регламента №623, к объектам регулирования относятся: объекты внутреннего водного транспорта, объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта.
В соответствии с пунктом 6, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» требования настоящего технического регламента обязательны для их выполнения физическими и юридическими лицами, осуществляющими проектирование (включая изыскания), строительство, эксплуатацию (включая вывод из эксплуатации и ремонт), ликвидацию и утилизацию объектов регулирования, и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента.
Юридическому лицу ООО «Карьер Каменский» вменяется нарушение требований предусмотренные подпунктом д) пункта 222, абзацем 14 подпункта а) пункта 223 и пунктом 380 Постановление Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта»:
- п.п. «д» п. 222 Технического регламента о безопасности объектов ВВТ - «на судне не допускается использование открытого огня (за исключением производства огневых работ согласно полученному разрешению капитана)...»;
- абз.14 п.п. «а» п. 223 Технического регламента о безопасности объектов ВВТ - «должны быть переданы администрации судоремонтной организации план пожаротушения, план расположения судовых помещений и выходов из них с указанием мест аварийных вырезов и откорректированных путей эвакуации, карта размещения оставшихся на судне в соответствии с положениями, указанными в абзацах втором, восьмом - десятом настоящего подпункта, горюче-смазочных материалов»;
- п. 380 Технического регламента о безопасности объектов ВВТ - «При выводе судна из эксплуатации на срок более межнавигационного периода для обеспечения сохранности судовых технических средств и судна в целом производится специальная консервация в соответствии с руководствами (инструкциями) по эксплуатации.
Таким образом, в действиях Общества присутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Административное правонарушение по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Административный орган доказал, что в действиях заявителя имеется состав вменяемого административного правонарушения.
При назначении административного наказания в виде административного штрафа административным органом учитывался характер совершенного заявителем административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, позволяющие считать его не создающим угрозу причинения вреда здоровью граждан и не наносящим материальный ущерб потребителям.
Заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ – 100 000 рублей.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Верховного суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценив конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения и роль правонарушителя, а также имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу том, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для признания его малозначительным.
Кроме того, суд не находит оснований для применения положений п.3.2 ч.3 ст.4.1 КоАП РФ. В материалах дела отсутствуют, документы, свидетельствующие о тяжелом имущественном или финансовом положении привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя административным органом не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 180 - 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Карьер Каминский" (ОГРН<***>, ИНН<***>), п.Каменка Вичугского района Ивановской области, отказать.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.
Судья А.В.Леонов