ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-12294/2018 от 04.06.2018 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-12294/2018

г. Нижний Новгород 09 июня 2018 года Резолютивная часть решения объявлена 04 июня 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 09 июня 2018 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мукабенова Игоря Юрьевича (шифр дела 16-229),

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 (доверенность в деле), ФИО2 (доверенность в деле),

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

общества с ограниченной ответственностью "Растяпино", г. Дзержинск Нижегородской области (ОГРН <***> ИНН <***>), о признании незаконными и отмене постановления №11-16/9Ю/2018 от 29.03.2018 о назначении административного наказания, вынесенного заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу.

В судебном заседании 29.05.2018 судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 04.06.2018, после чего рассмотрение дела было продолжено.

Управление, надлежащим образом уведомленное о времени и месте проведения судебного разбирательства, явку своего представителя не обеспечило. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заседание проведено в отсутствие указанного участника процесса по имеющимся в деле материалам.

В ходе судебного разбирательства заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Управление отзывом на заявление несогласно с заявленными требованиями, считает оспариваемое постановление соответствующим действующему законодательству, не усматривает оснований для его отмены и просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении общества, полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований ввиду следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Управления от 22.01.2018 №112 в отношении общества была проведена плановая выездная проверка в рамках государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с целью проверки соответствия деятельности организации обязательным лицензионным требованиям в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В ходе проверки было установлено, что Общество имеет лицензию на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции от 17.03.2016 №52ЗАП0005291, со сроком действия до 16.10.2020.

При анализе информации, отраженной Обществом в ЕГАИС и сведений, отраженных в декларациях Общества об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период 01.07.2017 по 23.01.2018, Управлением установлено, что расхождение по данным ЕГАИС с данными деклараций №6 возникли в связи с допущенными Обществом нарушениями сроков фиксации ТТН в ЕГАИС за период с 01.07.2017 по 23.01.2018, нарушения сроков фиксации составили от 1 до 3 дней.

При таких обстоятельствах, Управление усмотрело в действиях Общества нарушение пункта 2 статьи 8, пункта 1 статьи 14 и пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части нарушения сроков фиксации информации в системе ЕГАИС и Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 №1459.

Также Управлением было установлено, что в исследуемый период Общество осуществляло поставки продукции в адрес контрагентов, фиксируя в ЕГАИС сведения об отгрузке. Продукция контрагентом – покупателем была получена, о чем свидетельствуют подписи ответственных лиц и оттиски печати контрагента. Общество по различным причинам отменяло заявки о фиксации сведений в ЕГАИС, связанные с получением контрагентами – получателями продукции, а через некоторое время повторно осуществляло фиксацию ранее отмененных сведений об отгрузке с нарушением установленных сроков, тем самым нарушив Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также Приложение №5 к приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 №149.

Результаты проверки отражены в акте проверки от 22.02.2018 №У4-а231/11-09, составленном в присутствии представителя Общества по доверенности.

Усмотрев в деянии общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Управления 15.03.2018 в присутствии представителя общества составило протокол об административном правонарушении №11-16/9Ю/2018.

29.03.2018 заместителем руководителя Управления, в присутствии представителя общества, вынесено постановление №11-16/9Ю/2018 о назначении административного наказания, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 16 статьи 2 Федеральным законом N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона №171-ФЗ оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.

Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила №1459).

В силу пункта 7 Правила №1459 организации и сельскохозяйственные товаропроизводители, зарегистрированные в качестве юридического лица, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации в единую информационную систему (далее - программно-аппаратные средства), информацию, указанную в подпунктах 1 - 3 пункта 6 настоящих Правил, а именно:

- наименование, местонахождение, идентификационный номер налогоплательщика - для организации или сельскохозяйственного товаропроизводителя, зарегистрированного в качестве юридического лица, а также код причины постановки на учет, местонахождение обособленных подразделений (при их наличии);

- наименование и вид продукции, указанный в статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";

- код вида продукции согласно классификатору видов продукции, использующийся при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В пункте 1 статьи 26 Федерального закона №171-ФЗ установлен прямой запрет на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 5.1.1 Приложения №5 к Приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов, заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции (далее - организации - поставщики продукции), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.

Ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Субъектами данного административного правонарушения являются должностные и юридические лица.

Как следует из материалов дела, Обществу вменяется нарушение сроков фиксации ТТН в ЕГАИС, при этом срок нарушения составляет от 1 до 3 дней.

Административный орган обращает внимание суда, что нарушение Обществом установленного порядка учета при фиксации сведений в ЕГАИС препятствует осуществлению надлежащего контроля со стороны административного органа за оборотом алкогольной продукции.

Между тем суд не согласен с позицией административного органа на основании следующего.

Из представленных в материалы дела документов следует, что нарушение сроков фиксации в системе ЕГАИС связано с объективными причинами, а именно:

- с выявленными изменениями кода ФСРАРИД и как следствие была осуществлена повторная фиксация накладной в системе ЕГАИС;

- со сменой КПП у контрагента – покупателя и как следствие была осуществлена повторная фиксация накладной в системе ЕГАИС;

- с отказом контрагента – покупателя от приема алкогольной продукции;

- с не отображением отправленной накладной в системе ЕГАИС у контрагента – покупателя и как следствие была осуществлена повторная фиксация накладной в системе ЕГАИС;

- с несвоевременным проведением контрагентом – покупателем фиксации накладной в системе ЕГАИС.

При этом дата ТТН (дата отгрузки товара) и номер ТТН в системе ЕГАИС не менялись.

Пояснения по вышеизложенным обстоятельствам были даны Обществом в ходе проведения проверки, о чем свидетельствуют возражения от 29.03.2018, однако, административным органом приняты не были.

При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что Управлением не доказан факт совершения Обществом вмененного правонарушения, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, уплаченная Обществом государственная пошлина в размере 3000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211, 227, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Растяпино", г. Дзержинск Нижегородской области (ОГРН <***> ИНН <***>), удовлетворить.

Постановление №11-16/9Ю/2018 от 29.03.2018 о назначении административного наказания, вынесенное заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу, о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Растяпино", г. Дзержинск Нижегородской области (ОГРН <***> ИНН <***>), к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей признать незаконным и отменить полностью.

В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Растяпино", г. Дзержинск Нижегородской области, пр. Свердлова, д.18 (ОГРН <***> ИНН <***>), из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению №917 от 05.04.2018, на основании настоящего решения (оригинал платежного поручения №917 от 05.04.2018 прилагается).

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.

Судья И.Ю. Мукабенов