АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-12307/2015
г. Нижний Новгород 15 июля 2015 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Леонова Андрея Владимировича (шифр 51-291)
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Искра» (ОГРН <***>, ИНН <***>), с.Алешино Богородского района Нижегородской области, о признании незаконным и отмене постановления Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 12.02.2015,
без вызова сторон
установил:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Искра» (далее – заявитель, Общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области (далее – заинтересованное лицо, административный орган) от 12.02.2015.
Определением от 26.05.2015 заявление было принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Сторонам было предоставлено время для направления доказательств и отзыва на исковое заявление, в соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От заявителя поступило дополнение к заявлению.
От административного органа поступили отзыв и материалы административного дела.
На основании статей 226, 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Обществом заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование оспариваемого постановления.
Суд удовлетворяет заявленное ходатайство и восстанавливает срок на обжалование постановления Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 12.02.2015.
Общество указывает, что оспариваемое постановление принято с нарушением норм действующего законодательства, Общество не было надлежащим образом извещено о дате и месте составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении.
В представленном отзыве административный орган указывает, что оспариваемое постановление законно и обосновано. Заявленное требование Общества удовлетворению не подлежит.
Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленного требования ввиду следующих обстоятельств.
В УГСЗН Нижегородской области поступила информация из Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Богородского района» о фактах нарушения ООО «Агрофирма» Искра» обязательных требований законодательства о занятости населения, о квотировании рабочих мест, выразившихся в непредоставлении установленных законом сведений о создании (выделении) рабочих мест в счет квоты для несовершеннолетних граждан, доказывающих факт создания (выделения) этих мест и дающие возможность на основании этой информации направить для трудоустройства несовершеннолетнего гражданина.
Общество было вызвано в УГСЗН Нижегородской области 12.02.2015 в 11 часов 00 минут по адресу: <...>, кб. 717, для дачи объяснений. Уведомление, направленное заказным письмом было получено заявителем 11.02.2015.
12.02.2015 в 11.00 представитель Общества не явился, не представив доказательств невозможности явки.
Определением от 12.02.2015 административный орган назначил время и место рассмотрения дела об административном правонарушении.
В ходе проведения проверки выявлено следующее. На основании статьи 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 «О квотировании рабочих мест» и Приказа УГСЗН Нижегородской области от 17.10.2014 № 224 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, на 2015 год», работодатель - ООО «Агрофирма» Искра» является организацией, которой установлена квота и количество граждан, принимаемых в счет квоты на 2015 год в количестве 3 рабочих мест, в том числе 2 рабочих места для инвалидов и 1 рабочего места для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Выполнением работодателем обязательной квоты для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, является создание (выделение) им рабочих мест. Создание рабочих мест производится работодателем путем создания, либо внесения изменений в штатное расписание организации или его структурного подразделения. Информация о выполнении обязательной квоты направляется по форме, установленной Порядком реализации Закона о квотировании, утвержденного приказом УГСЗН Нижегородской области от 02.12.2013 № 273 сведений о выделенных им вакансиях для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации в сроки, установленные п. п. 4,5,7 Порядка представляется в орган службы занятости населения по месту фактического нахождения организации, то есть, ГКУ ЦЗН Богородского района, расположенного по адресу: 607600, <...>.
12.02.2015 заместителем начальника отдела контрольно-правовой работы административного органа ФИО1 в пределах своих полномочий составила протокол об административном правонарушении. Прокол составлен в отсутствии законного представителя Общества.
По факту выявленных нарушений 12.02.2015 на основании протокола об административном правонарушении рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.15 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях в отношении ООО «Агрофирма» Искра». Постановлением от 12.02.2015 обществу назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.15 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 рублей. Постановление вынесено в отсутствии законного представителя общества.
Статьей 2.15 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях установлена ответственность за неисполнение или исполнение не в полном объеме работодателем обязанности по выделению (созданию) рабочих мест в соответствии с установленной квотой для работников моложе восемнадцати лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которая влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.
Между тем, в ходе производства по делу об административном правонарушении при составлении протокола об административном правонарушении административным и вынесении оспариваемого постановления органом были допущены существенные нарушения, повлекшие ущемление прав лица, привлеченного к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу изложенного установленный законом порядок реализации административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и назначающих административные наказания. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что административное наказание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.
В соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях любые процессуальные действия, совершаемые в рамках соответствующего административного производства, предполагают непременное участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав и обязанностей.
Согласно ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Часть 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, который должен отвечать требованиям, предъявляемым данной статьей. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (часть 6).
Из содержания приведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, либо в его отсутствие, если имеются данные о его надлежащем извещении.
Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно.
Как установлено судом, в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения законного представителя Общества о составлении протокола об административном правонарушении. Административный орган указывает на уведомление № 523-13-289/15-02 датированное 28.02.2015, которым представитель общества вызывается на 12.02.2015. Общество не отрицает тот факт, что получило данное уведомление 11.02.2015. При этом в названном извещении указано, что общество вызывается для дачи пояснений по имеющимся сведениям в административном органе, а не на составление протокола об административном правонарушении, либо на рассмотрение дела об административном правонарушении.
Так же, административным органом в материалы дела представлено уведомление о составлении протокола (телефонограмма) за подписью начальника отдела ФИО1, которым общество извещается о дате и месте составления протокола. Однако, представленное уведомление, суд не может расценить как надлежащее извещение заявителя о составлении протокола, так как не указано кто и когда принял данную телефонограмму, а так же дата и номер документа, не указан телефон, по которому направлялась телефонограмма, то есть отсутствуют доказательства ее направления.
Определением от 12.02.2015 административный орган назначил дату и время рассмотрения дела об административном правонарушении, однако, в материалах дела отсутствуют доказательства направления данного определения заявителю.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной им в Постановлении Пленума от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, в том числе и составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, и без извещения законного представителя этого лица, являются существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, так как лишает данное лицо процессуальных гарантий защиты и не позволяет всесторонне, полно, объективно рассмотреть дело.
В соответствии со статьей 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, не может быть признан доказательством по делу.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что нарушение положений статьи 28.2 КоАП РФ может являться основанием для отмены оспариваемого решения административного органа.
Неизвещение законного представителя Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении является существенным нарушением процессуальных норм, указанное обстоятельство является основанием для признания незаконным оспариваемого постановления.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Искра» (ОГРН <***>, ИНН <***>), с.Алешино Богородского района Нижегородской области, удовлетворить.
Постановление от 12.02.2015, вынесенное Управлением государственной службы занятости населения Нижегородской области по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности по ст.2.15 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей, признать незаконным и отменить полностью.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Данное решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Судья А.В. Леонов