АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-1252/2017
г. Нижний Новгород 17 мая 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 мая 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 17 мая 2017 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Чепурных Марии Григорьевны (вн. шифр 43-12), при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вершининой Е.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Теплоэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным и отмене предписания №515-04-2076-16 от 20.10.2016 об устранении выявленных нарушений, вынесенного Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области,
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 17.04.2017),
от Государственной жилищной инспекции Нижегородской области: ФИО2 (доверенность от 09.01.2017),
от ОАО «ДК Нижегородского района»: ФИО3 (доверенность от 25.01.2017),
от третьего лица ФИО4: ФИО4 (паспорт), ФИО5 (доверенность от 07.04.2017),
установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось открытое акционерное общество «Теплоэнерго» (далее – заявитель, общество) с заявлением о признании недействительным и отмене предписания №515-04-2076-16 от 20.10.2016 об устранении выявленных нарушений, вынесенного Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее – Инспекция).
Заявитель полагает оспариваемое предписание не соответствующим требованиям Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ), Федеральному закону от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №261-ФЗ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354), Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 (далее – Правила №307), Административного регламента исполнения Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области государственной функции «Осуществление регионального государственного жилищного надзора», утвержденного приказом Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 04.04.2014 №22 (далее – Административный регламент).
По мнению заявителя, Инспекция неправомерно вменяет ему в вину нарушения Правил №354, поскольку указанные правила на него не распространяются ввиду того, что общество является ресурсоснабжающей организацией жилого дома №2 по ул.ФИО7, коммунальные услуги жителям дома не предоставляет.
При этом выводы Инспекции о необходимости иного способа расчета платы заявитель считает основанными на неверном толковании действующего законодательства. Заявитель отмечает, что запрет на установку прибора учета более чем на одно здание отсутствует, а приоритетным способом определения фактического потребления ресурса энергоснабжения являются показания приборов учета, поскольку в соответствии с требованиями пункта 12 статьи 13 Закона №261-ФЗ, приказа Минрегиона России от 29.12.2011 №627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета», пункта 68 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1034, жилой дом №2 по ул.ФИО7 г.Нижнего Новгорода оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (далее – ОДПУ) с 01.07.2013, введенным в эксплуатацию. В связи с этим, как отмечает заявитель, требование предписания о расчете жителям дома платы за коммунальные ресурсы по нормативу при наличии установленного на жилом доме ОДПУ противоречит действующему законодательству.
Кроме того, заявитель считает, что выводы Инспекции о допущенном обществом нарушении не подтверждены достоверными доказательствами. Со своей стороны заявитель отмечает, что расчеты по дому производились, исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год на основании показаний прибора учета жилого дома, на основании имеющихся в распоряжении общества сведений о площади жилых помещений дома, не опровергнутых управляющей организацией дома, а также сведений о неосуществлении отопления нежилых помещений №П4 и №П3.
Требование оспариваемого предписания произвести расчет начислений по услуге отопления по жилым и нежилым помещениям дома с января 2014 года с учетом устранения выявленных нарушений, как считает заявитель, не соответствует принципам конкретности и исполнимости.
Также заявитель считает, что проверка проведена Инспекцией с нарушением установленной процедуры, а именно: при отсутствии правовых оснований для проведения проверки (обращения жителей дома таким основанием не является), несоставлении по результатам проверки актов в установленные Административным регламентом сроки, нарушении срока вручения обществу акта проверки, неуведомлении общества о проведении проверки.
Подробно позиция общества изложена в заявлении, письменных пояснениях и поддержана представителем в судебном заседании.
Инспекция не согласна с требованием заявителя, просит суд отказать заявителю в его удовлетворении, поскольку оспариваемое предписание является законным и обоснованным, вынесено в соответствии с требованиями Закона №294-ФЗ, Положением о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 №885, Правилами №354 и Правилами №307. При этом Инспекция отмечает, что согласно квитанциям на оплату жилищно-коммунальных услуг плату за коммунальные услуги общество получает от жителей дома напрямую. Расчет платы общество неправомерно производит на основании показания прибора учета, установленного для учета тепловой энергии, поступившей на многоквартирный дом, трубопровод, присоединенный к внутридомовым сетям дома, а также отдельно стоящее здание №2. Как отмечает Инспекция, показания такого прибора учета не могут являться основанием для расчета платы, поскольку в силу Правил №307 такой прибор учета не является коллективным прибором учета ввиду учета не только многоквартирного дома, но и отдельного административного здания. Ссылку заявителя на процессуальные нарушения Инспекция считает необоснованной, поскольку продление срока проведения проверки, издание нескольких приказов о проведении проверки, было вызвано непредставлением самим обществом истребованного у него подробного расчета начислений.
Подробно доводы Инспекции изложены в отзыве на заявление, дополнении к отзыву и поддержаны представителем в судебном заседании.
ОАО «ДК Нижегородского района», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не согласно с требованием заявителя, просит суд отказать заявителю в его удовлетворении, полагая оспариваемое обществом предписание обоснованным, вынесенным при наличии законных оснований.
При этом ОАО «ДК Нижегородского района» отмечает, что плату за коммунальные услуги общество получает напрямую. При этом расчет платы за тепловую энергию обществом необоснованно осуществляется на основании показания прибора учета, не являющегося с октября 2015 года расчетным. Ссылаясь на положения Правил №307 и Правил №354, ОАО «ДК Нижегородского района» отмечает, что спорный прибор учета не является коллективным прибором учета, поскольку учитывает не только объем коммунального ресурса жилого многоквартирного дома, но и объем коммунального ресурса трубопровода, присоединенного к внутридомовым сетям дома, а также административного здания, для отопления которого используется указанный трубопровод. На основании изложенного ОАО «ДК Нижегородского района» полагает, что расчет платы для жителей дома должен производиться по нормативу.
Подробно доводы ОАО «ДК Нижегородского района» изложены в возражении на заявление и поддержаны представителем в судебном заседании.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО4 и ее представитель в судебном заседании поддержали позицию Инспекции, пояснили, что считают оспариваемое предписание законным и обоснованным. Также отмечают, что производимый обществом расчет платы за теплоснабжение на основании показания прибора учета является неправомерным, поскольку такой прибор учета помимо показаний многоквартирного дома учитывает показания и отдельно стоящего административного здания, в связи с чем, коллективным прибором учета не является.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО6 и Приволжское Территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств не заявили. В соответствии со статьей 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц при их надлежащем извещении.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 06.06.2016 в адрес Инспекции поступило обращение председателя домового совета многоквартирного дома №2 по ул.ФИО7 г.Нижнего Новгорода ФИО6, а также жителя квартиры №14 указанного дома ФИО4 о проведении проверки правильности подключения общедомового счетчика и его исправности, а также правильности расчетов за услугу отопления (том 1, л.д.83).
В связи с поступившим обращением, на основании приказа от 12.10.2017 (том 1, л.д.76-77) Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества.
По результатам проведенной проверки Инспекцией установлены допущенные обществом нарушения требований Закона №261-ФЗ, Правил №307, которые выразились в следующем.
Многоквартирный дом №2 по ул. ФИО7 находится в управлении ОАО «Домоуправляющая компания Нижегородского района» на основании договора управления от 01.01.2011.
На основании договора купли-продажи тепловой энергии от 25.09.2006 года № 9530 поставщиком коммунального ресурса тепловая энергия на данный дом является ОАО «Теплоэнерго».
По соглашению об организации расчетов от 01.08.2013 ОАО «Теплоэнерго» обязуется организовать информационно-расчетное обслуживание ОАО «ДК Нижегородского района» в части расчетов за оказанные им коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению потребителям (гражданам), проживающим в многоквартирном домах, которым поставка соответствующих коммунальных ресурсов осуществляется ОАО «Теплоэнерго» на основании Договора и управление которыми осуществляется ОАО «ДК Нижегородского района» на основании заключенных с потребителями договоров управления. Организация информационно-расчетного обслуживания включает в себя обеспечение расчета и начисления платы, осуществления предусмотренных законом перерасчетов и корректировок размера платы, подготовки платежных документов, их доставки до потребителей, ведения базы данных. Ресурсоснабжаюшая организация вправе привлечь третье лицо для выполнения услуг. За действия третьего лица перед ОАО «ДК Нижегородского района» несет ответственность общество.
Согласно представленной в письме от 22.07.2016 года № 831-6780 информации расчет с потребителями (гражданами) производит ООО «Центр-СБК».
В ходе проведенной проверки правомерности производимых обществом начислений по услуге отопление потребителям данной услуги в многоквартирном доме № 2 по ул. ФИО7 (далее – здание №2а) установлено, что к внутридомовым сетям дома присоединен трубопровод, подающий тепловую энергию на отдельно стоящее здание №2а по ул. ФИО7, принадлежащее на праве собственности Приволжскому территориальному управлению Федерального агентства железнодорожного транспорта, имеющего площадь 253,5 м2 (приложение №1 к контракту теплоснабжения и горячего водоснабжения №40014, заключаемого ежегодно на каждый календарный год).
На внутридомовых сетях дома ОАО «Теплоэнерго» установлен прибор учета тепловой энергии №3040741 (акт допуска в эксплуатацию от 01.07.2013). Согласно плана расположения узла учета тепла 1 (лист 13 рабочего проекта) место присоединения трубопровода к внутридомовым тепловым сетям многоквартирного дома расположено после (из-под) прибора учета.
Прибор учета тепловой энергии, установленный на внутридомовых сетях многоквартирного дома, учитывает количество тепловой энергии поступившей на многоквартирный дом, трубопровод и здание № 2а.
Здание № 2а имеет прибор учета тепловой энергии здания, установленный на тепловых сетях здания, что подтверждается актом инспекционного обследования № 5I5-04-6/H-16 от 28.07.2016.
С октября 2015 года прибор учета здания № 2а является не расчетным. ОАО «Теплоэнерго» производит расчет потребленного количества тепловой энергии данного здания как встроенного нежилого помещения многоквартирного дома № 2, используя формулу (7) подпункта 2) пункта 2 Приложения № 2 Правил №307, с применением площади помещений дома, а также площади здания №2а в размере 5128,3 м?, что следует из объяснений по делу об административном правонарушении № 515-04-1506-16 ОАО «Теплоэнерго» от 13.10.2016.
В многоквартирном доме расположены четыре нежилых помещения: пом. П2, пом. П3, пом. П5 - имеющие отопительные приборы, включенные в общую систему отопления (обшей площадью 193,2 м?), пом. П4 не имеющее отопительных приборов (обшей площадью 169,3 м?), что подтверждается актом инспекционного обследования от 12.08.2016 №515-04-б/н-16.
Общество производит расчет потребленного количества тепловой энергии потребителям многоквартирного дома № 2 по ул. ФИО7 следующим образом:
а) рассчитывается потребление нежилых помещений дома согласно формуле (7) подпункта 2) пункта 2 Приложения № 2 Правил №307 с учетом площади помещений дома плюс площадь здания № 2а в размере 5128,3 м? с января 2014 года по текущий момент, при этом расчет производится только для пом.П2,
б) рассчитывается потребление здания № 2а с октября 2015 года согласно п.3 Приложения № 2 Правил №354 (до указанного периода учитывалось потребление согласно показаний прибора учета);
в) рассчитывается потери теплотрассы, соединяющей здание № 2а с многоквартирным домом № 2 по ул. ФИО7 согласно контракта теплоснабжения и горячего водоснабжения № 40014, расчет обществом не представлен;
г) из потребления, полученного на основании показания прибора учета №3040741 исключаются
- потребление, расходуемое на горячее водоснабжение помещений дома, фиксируемое прибором учета.
- потребление нежилого помещения пом. П2,
- потребление здания № 2а,
- потери теплотрассы;
д) оставшееся потребление передается в ООО «Центр-СБ К», которое распределяет данный объем на потребителей жилых помещений согласно формуле (7) подпункта 2) пункта 2 Приложения № 2 Правил № 307 с января по октябрь 2015 года с учетом площади помещений в размере 4638,6 м? с ноября по декабрь 2015 года с учетом площади помещений в размере 4677,0 м?. Подробный расчет произведенных потребителям начислений в 2014 году обществом не представлен.
Согласно данных, представленных управляющей компанией площадь жилых помещений дома в период с 01.01.2015 по 31.10.2015 составляет на 4784,5 м? в период с 01.11.2015 по 30.06.2016 – 4803,7 м?.
Согласно пункту 19 Правил №307 в 2014 голу начисления по услуге отопление производились по нормативу.
Согласно пункту 21 указанных Правил по итогам 2014 года потребителям жилых помещений многоквартирного дома № 2 по ул. ФИО7 произведена корректировка начислений по отоплению исходя из фактически потребленного ресурса тепловой энергии, определенного прибором учета № 3040741 и определено среднее ежемесячное потребление для произведения начислений в 2015 году в размере 71,37 Гкал/мес. (856,44 Гкал за год).
Согласно представленных ОАО «ДК Нижегородского района» ведомостей учета потребления прибора учета тепловой энергии № 3040741 за 2014 год потреблено 1350 Гкал, согласно представленных помесячных счетов-фактур ОАО «Теплоэнерго» выставлено к оплате 1345,69 Гкал, из них 200,06 Гкал на горячее водоснабжение, 78,01 Гкал на отопление здания № 2а, 15,43 Гкал потери теплотрассы, 10,45 Гкал отопление пом. П2. Итого к начислениям 1041,74 Гкал.
Согласно пункту 21 указанных Правил по итогам 2015 года потребителям жилых помещений многоквартирного дома № 2 по ул. ФИО7 произведена корректировка начислений по отоплению исходя из фактически потребленного ресурса тепловой энергии, определенного прибором учета № 3040741 и определено среднее ежемесячное потребление для произведения начислений в 2016 году в размере 100,81 Гкал/мес. (1209,72 Гкал за год).
Согласно представленных ОАО «ДК Нижегородского района» ведомостей учета потребления прибора учета тепловой энергии № 3040741 за 2015 год потреблено 1338,36 Гкал, согласно представленных помесячных счетов-фактур ОАО «Теплоэнерго» выставлено к оплате 1442,61 Гкал, из них 166,39 Гкал на горячее водоснабжение, 72,88 Гкал на отопление здания № 2а, 13,82 Гкал потери теплотрассы, 22,76 Гкал отопление пом. П2. Итого к начислениям 1166,76 Гкал.
Согласно существующей схеме внутридомовой тепловой системы, с подключением смежного объекта, отсутствует возможность учета объема тепловой энергии, фактически потребленного многоквартирным домом. В связи с чем, установленный обществом прибор учета тепловой энергии №3040741 не является коллективным, общедомовым по определению. Иные приборы учета тепловой энергии на доме отсутствуют.
Таким образом, произведение расчета начислений по услуге отопление на основании указанных ОАО «Теплоэнерго» пунктов 21, 23 Правил № 307 неправомерно.
Так же начисления производятся в нарушение методики указанной формулой (7) подпункта 2) пункта 2 Приложения N° 2 Правил № 307, а именно:
- с учетом в расчетах отдельно стоящего здания № 2а по ул. ФИО7 как встроенного нежилого помещения,
- применением в расчетах ОАО «Теплоэнерго» по нежилым помещениям н ООО «Центр-СБК» по жилым помещениям разных площадей помещений дома,
- обе организации при произведении расчета применяют заниженный размер площади помещений дома, что приводит к увеличению начислений,
- начисления производятся без учета нежилых помещений пом.П3. пом.П5,
- начисления производятся с учетом объемов потребленной тепловой энергии, не соответствующих правильным.
Применяемая методика расчета объема потребления, приходящегося на жилые помещения многоквартирного дома не предусмотрена действующим законодательством.
Таким образом, отсутствие возможности учета объема тепловой энергии, фактически потребленной многоквартирным домом № 2 по ул. ФИО7, привело к многочисленным нарушениям при произведении начислений по услуге отопление потребителям указанной услуги в доме.
Подробно допущенные обществом нарушения зафиксированы Инспекцией в акте проверки №515-04-2076-16 от 20.10.2017 (том 1, л.д.72-75).
В связи с выявленными нарушениями 20.10.2017 Инспекция выдала обществу предписание №515-04-2076-16, которым возложила на общество обязанность в срок до 20.01.2017 по адресу ул.ФИО7, д.2: 1) произвести расчет начислений по услуге отоплений по жилым и нежилым помещениям дома с января 2014 года с учетом устранения выявленных нарушений; 2) предоставить произведенный согласно пункту 1 расчет с приложением подтверждающих используемые для расчета данные документов; 3) впредь не допускать выявленных нарушений; 4) предоставить заверенную копию платежного документа, выданного потребителю жилого помещения №14, в котором отражены правильно начисленные суммы.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно подпункту «а» пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 №493, предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих факта: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (часть 16 статьи 10 Закона №294-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 11 Закона №294-ФЗ в процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора),
В силу части 4 статьи 11 Закона №294-ФЗ в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы (часть 5 часть 11 Закона №294-ФЗ).
Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней (часть 1 статьи 13 Закона №294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона №294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (часть 4 статьи 16 Закона №294-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона №294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Частью 2 статьи 20 Закона №294-ФЗ установлен перечень грубых нарушений, влекущих недействительность результатов проверки.
Приказом государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 04.04.2014 № 22 утвержден Административный регламент исполнения государственной жилищной инспекцией Нижегородской области государственной функции "Осуществление регионального государственного жилищного надзора».
В силу пункта 3.1 Административного регламента административная процедура включает в себя следующие административные действия: организация и проведение проверок, инспекционного обследования жилищного фонда.
Согласно пункту 3.2.2 Административного регламента основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки является: мотивированное представление должностного лица Инспекции по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Инспекцию обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей.
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 настоящего подпункта, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Инспекцией не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом,
Результатом административного действия является акт проверки и (или) акт инспекционного обследования жилищного фонда, а в случае выявления нарушений обязательных требований - выданное предписание об устранении выявленных нарушений (пункт 3.3.3 Административного регламента).
Основанием для составления акта проверки является окончание проверки (пункт 3.3.1 Административного регламента).
Материалами дела подтверждается, что нарушений указанных требований Инспекцией в ходе проведения проверки в отношении общества не допущено.
Доводы заявителя об обратном отклоняются судом по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 06.06.2016 в Инспекцию поступило обращение председателя домового совета многоквартирного дома №2 по ул.ФИО7 г.Нижнего Новгорода ФИО6 о проведении проверки правильности подключения общедомового счетчика и его исправности, а также правильности расчетов за услуг отопления.
30.06.2016 приказом заместителя руководителя Инспекции №515-04-1506-16 назначена внеплановая документарная проверка в отношении общества на основании обращений от 06.06.2016 (вх.№10113нн) потребителя данной услуги в многоквартирном доме №2 по ул.ФИО7 г.Н.Новгорода о проведении проверки правильности производимых начислений по услуге отопление в 2015 году в связи с большим доначислением по указанной услуге по итогам 2015 года и увеличением начислений по отоплению в 2016 году относительно 2015 года (том 2, л.д. 135-136).
Указанным приказом период проверки установлен с 07.07.2016 по 03.08.2016.
Ответом общества на указанный запрос от 22.07.2016 №831-0780 (том 2, л.д.24-26) подтверждается, что указанный приказ получен обществом вместе с запросом. К указанному ответу обществом приложены копии акта обследования нежилых помещении №2 по ул. ФИО7 от 22.10.2015 №3506-Н, акта допуска ОДПУ тепловой энергии 01.07.2013, контракта теплоснабжения здания № 2а по ул. ФИО7 № 40014 от 28.01.2015 здания № 2а по ул.ФИО7 (с приложением, содержащим нагрузку на отопление), письма в ООО «Центр-СБК» от 08.06.2015, от 11.03.2016, от 06.05.2016, договора теплоснабжения с собственником нежилого помещения от 18.04.2016 №40784, ведомости отпуска тепловой энергии по ОДПУ тепловой энергии за 2015 год.
Однако, необходимые для проведения проверки и указанные в запросе сведения и документы в установленный пунктом 5 статьи 11 Закона №294-ФЗ десятидневный срок (в течение десяти дней с момента получения запроса), то есть до 29.07.2016 г предоставлены не в полном объеме.
В связи с этим Инспекцией в отношении общества составлен протокол от 08.09.2016 № 515-04-1506-16 по части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ и материалы дел направлены мировому судье для рассмотрения (том 2, л.д.118-119).
Учитывая то, что срок для проведения проверки в рамках приказа от 30.06.2016 № 515-04-1506-16 истек, приказом заместителя руководителя Инспекции от 03.08.2016 № 515-04-1688-16 установлен новый срок проверки в отношении общества на основании вышеуказанного обращения от 06.06.2016 (том 2, л.д.112-113).
03.08.2017 Инспекция направила обществу запрос от 03.08.2017№ 515-04/к-318нн о предоставлении необходимых документов с приложением указанного приказа (том 2, л.д.111).
Ответом общества на указанный запрос от 24.08.2016 №832-7832 (том 2, л.д.96-97) подтверждается, что указанный приказ получен обществом вместе с запросом.
Однако истребованные Инспекцией сведения, необходимые для проведения данной проверки, указанные в запросе от 03.08.2016 № 515-04/к-318нн сведения и документы в установленный десятидневный срок (в течение десяти дней с момента получения запроса), то есть до 29.08.2016, не предоставлены обществом в полном объеме.
В связи с чем, Инспекцией в отношении общества составлен протокол от 13.10.2016 № 515-04-1688-16 по части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ и материалы дела направлены мировому судье для рассмотрения (том 2, л.д.84-85).
Приказом заместителя руководителя Инспекции от 13.09.2016 № 515-04-1953-16 в отношении общества вновь организована внеплановая документарная проверка в период с 28.09.2016 по 12.10.2016 (том 2, л.д.43-44).
Инспекция направила обществу 13.09.2016 запрос № 515-04/к-331нн о предоставлении необходимых документов (том 2, л.д.43-44).
Указанный запрос с приказом также были получены обществом, что подтверждается его ответом от 07.10.2016 №830-9422 (том 1, л.д.114). Однако, на момент окончания проверки общество вновь не предоставило подробный расчет начислений по услуге отопление по многоквартирному дому № 2 по ул.ФИО7 г.Н.Новгорода и зданию № 2а по ул.ФИО7 г.Н.Новгорода.
Указанный расчет общество представило в Инспекцию только 13.10.2016, приложив его к объяснениям по делу об административном правонарушении № 515-04-1506-16 (том 1, л.д.155-157).
Учитывая то, что срок для проведения проверки в рамках приказа Инспекции от 13.09.2016 № 515-04-1953-16 истек, приказом заместителя руководителя Инспекции от 12.10.2016 № 515-04-2076-16 вновь организованна внеплановая документарная проверка, срок проведения которой установлен с 13.10.2016 по 20.10.2016.
Актом проверки №515-04-2076-16 от 20.10.2016 подтверждается, что фактически в отношении общества была проведена проверка с соблюдением установленного частью 1 статьи 13 Законом №294-ФЗ срока (20.10. 2016 года с 14.00 час. до 17.00 час.).
При этом само по себе издание нескольких приказов о проведении внеплановой документарной проверки, учитывая идентичные основания для проведения проверки, единую цель проверки, не свидетельствует о проведении в отношении заявителя подряд нескольких проверок.
Их издание в рассматриваемом случае обусловлено необходимостью переноса сроков проведения проверки ввиду отсутствия в распоряжении должностного лица Инспекции всех необходимых документов для начала проверки, в том числе с целью направления дополнительного запроса проверяемому лицу.
Доказательств нарушения прав общества переносом срока проведения проверки заявителем в материалы дела не представлено.
Аналогичный вывод содержится в решении Арбитражного суда Нижегородской области от 07.07.2016 по делу №А43-9360/2016, оставленном без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016.
Факт получения обществом первоначального приказа о проведении внеплановой документарной проверки от 30.06.2016, а также запросов, подтверждается материалами дела и в нарушение требований статьи 9, части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнут заявителем.
Кроме того, суд отмечает, что поскольку основанием для проведении внеплановой документарной проверки в отношении общества явилось обращение жителей дома №2 по ул.ФИО7 г.Нижнего Новгорода – потребителей коммунальной услуги теплоснабжения, то есть предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона №294-ФЗ, в силу части 16 статьи 10 Закона №294-ФЗ уведомление общества о проведении проверки не требовалось.
Акт проверки в соответствии с требованиями статьи 16 Закона №294-ФЗ составлен непосредственно после проведения проверки и был предоставлен в распоряжение общества, которое предоставило его в арбитражный суд вместе с направленным заявлением.
Также материалами дела подтверждается соблюдение Инспекцией требований пункта 3.1 Административного регламента в части инспекционного обследования жилищного фонда, что подтверждается наличие соответствующих актов (том 2, л.д.125-127).
Таким образом, в силу указанных норм права внеплановая документарная проверка, по результатам которой выдано оспариваемое предписание, в отношении общества проведена уполномоченным лицом с соблюдением установленной действующим законодательством Российской Федерации компетенции при наличии законных оснований, предусмотренных частью 2 статьи 20 Закона №294-ФЗ, Инспекцией не допущено.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 12 статьи 13 Закона №261-ФЗ до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 №307 (далее – Правила №307), действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, «коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
Пунктом 7 Правил №307 установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Пунктом 19 Правил №307 установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам по следующей формуле:
, (1)
где: - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Аналогичные требования содержатся в пункте 42(1) Правил №354.
Пунктами 21, 23 Правил №307 установлен порядок начисления размера платы при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, а также при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений.
Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что расчет размера платы за коммунальную услугу отопление может осуществляться либо из объема потребленной коммунальной услуги, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии таких приборов учета, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, на основании заключенного 01.08.2013 между обществом и ОАО «ДК Нижегородского района» соглашения об организации расчетов, общество приняло на себя обязательство организовывать информационно-расчетное обслуживание ОАО «ДК Нижегородского района» в части расчетом за оказанные им коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению. Организация информационно-расчетного обслуживания включает в себя обеспечение расчета и начисления платы, осуществления предусмотренных законом перерасчетов и корректировок размера платы, подготовки платежных документов, их доставки до потребителей, ведения базы данных. Ресурсоснабжаюшая организация вправе привлечь третье лицо для выполнения услуг (том 1, л.д.64).
Имеющимися в материалах дела копиями квитанций на оплату коммунальных услуг (том 1, л.д.84-86) подтверждается, что общество получает плату за коммунальные услуги от собственников помещений многоквартирного дома №2 по ул.ФИО7 г.Н.Новгорода напрямую.
Таким образом, обязанность производить расчет начислений по услуге отопления в силу приведенного соглашения осуществляет именно общество, в связи с чем, не имеет правового значения довод заявителя со ссылкой на положения Правил №354 о том, что общество исполнителем коммунальной услуги не является.
Рассмотрев доводы общества о правомерности начислений размера платы за отопление исходя из показаний установленного на жилом доме №2 по ул.ФИО7 г.Н.Новгорода прибора учета, суд отклоняет их как необоснованные по следующим основаниям.
В результате проведенной Инспекций проверки установлено, подтверждается материалами проверки и по существу обществом не оспаривается, что к внутридомовым сетям дома №2 по ул.ФИО7 г.Н.Новгорода присоединен трубопровод, подающий тепловую энергию на отдельно стоящее здание №2а (схема - том 1, л.д.100).
На внутридомовых сетях дома №2 по ул.ФИО7 г.Н.Новгорода установлен прибор учета тепловой энергии №3040741, который учитывает количество тепловой энергии, поступившей на многоквартирный дом, трубопровод и здание №2а (контракт теплоснабжения с приложением – том 1, л.д. 143-149, акт допуска в эксплуатацию от 01.07.2013– том 1, л.д.101).
Данное обстоятельство также подтверждается письмами самого общества от 22.07.2017 №831-0780, от 15.08.2016 №831-7525, объяснениями от 13.10.2016 по делу об административном правонарушении №515-04-1506-16.
В здании №2а по ул.ФИО7 также установлен прибор учета тепловой энергии, который с октября 2015 года является не расчетным. Общество осуществляет расчет потребленного количества тепловой энергии данного здания как строенного нежилого помещений многоквартирного дома №2 с применением площади помещений многоквартирного дома №2 по ул.ФИО7 плюс площадь здания №2а в размере 5 128,3 кв.м, что подтверждается объяснениями общества от 13.10.2016.
Однако здание №2 по ул.ФИО7 является отдельно стоящим зданием.
Согласно пункту 3 Правил №307, а также пункту 2 Правил №354, «коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
Таким образом, исходя из самого понятия коллективного (общедомового) прибора учета его использование допустимо исключительно для определения объема потребленного коммунального ресурса, поданного непосредственно в многоквартирный дом.
В связи с этим, установленный в доме №2 по ул.ФИО7 г.Н.Новгорода прибор учета коллективным (общедомовым) прибором учета не является, поскольку используется для измерения объемов коммунальных ресурсов не только на сам многоквартирный дом, но и трубопровода, а также отдельно стоящего административного здания №2а по ул.ФИО7.
Следовательно, показания такого прибора учета не могут использоваться для расчета платы за коммунальную услугу отопления для жителей дома.
Довод заявителя о том, что объем потребленной административным зданием коммунальной услуги вычитается из общего объема потребленной услуги при расчете платы для жителей, является необоснованным, поскольку такой порядок расчета платы в силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил №307 не предусмотрен.
Кроме того, составленным управляющей организацией дома актом обследования коллективного прибора учета тепловой энергии, установленного в подвале дома №2 по ул.ФИО7 от 20.10.2016, подтверждается, что при существующей схеме внутридомовой тепловой системы, с подключением смежного объекта, отсутствует возможность учета объема тепловой энергии, фактически потребленного каждым зданием в отдельности (том 2, л.д.131).
Доказательств обратного заявителем в нарушение требований статьи 9, части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено в материалы дела.
Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в многоквартирном доме №2 по ул. ФИО7 г.Н.Новгорода общедомового прибора учета, в связи с чем, в силу пункта 19 Правил №307 расчет размера платы за рассматриваемый период надлежит осуществлять по нормативу.
Ссылку заявителя о неправомерности вменения ему в вину применение при расчетах различных площадей многоквартирного дома, а также о начислениях без учета помещений П3 и П5, суд отклоняет как необоснованную и опровергающуюся материалами дела, согласно которым указанные факты не оспаривались самим обществом в ходе проведения проверки, подтверждаются представленными обществом объяснениями, согласно которым общество осуществляет расчет потребленного количества тепловой энергии данного здания как строенного нежилого помещений многоквартирного дома №2 с применением площади помещений многоквартирного дома №2 по ул.ФИО7 плюс площадь здания №2а в размере 5 128,3 кв.м.
Кроме того, согласно письму общества от 12.10.2016 №831-9595, документы, полученные в результате проверки о наличии отапливаемых нежилых помещений П3 и П5, будут им учтены при определении фактического потребления дома №2 по ул.ФИО7 г.Н.Новгорода для проведения корректировки по итогам 2016 года.
Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое предписание Инспекции вынесено в соответствии с требованиями статьи 17 Закона №294-ФЗ, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами №307.
Довод заявителя о неисполнимости предписания вследствие отсутствия четкой формулировки относительно конкретных действий, которые ему необходимо совершить в целях устранения нарушения, судом отклоняется как необоснованный, поскольку оспариваемое предписание содержит описание выявленного нарушения. Кроме того, каким способом общество будет исполнять выданное предписание, оно должно определить само; проверяющий орган должен указать в предписании только свое требование, подлежащее выполнению в целях устранения допущенного нарушения законодательства, но не способ его исполнения.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд удовлетворяет заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц при одновременном наличии двух обстоятельств: нарушения норм права и нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В рассматриваемом случае наличие совокупности двух условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, не имеется, в связи с чем, требование заявителя в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленного требования о признании недействительным и отмене предписания №515-04-2076-16 от 20.10.2016 об устранении выявленных нарушений, вынесенного Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области, заявителю - открытому акционерному обществу «Теплоэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000рублей отнести на заявителя.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.
Судья М.Г.Чепурных