ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-12701/2021 от 29.09.2021 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-12701/2021

г.Нижний Новгород                                                                                   26 октября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена                                                 29 сентября 2021 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Волчанской  Ирины Сергеевны (шифр 54-500),

при ведении протокола судебного заседания секретарем Леонтьевой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению товарищества собственников недвижимости  "Наш дом 2013" (ОГРН 1135246002022,  ИНН 5246044487, зарегистрировано 13.12.2013)

к Администрации городского округа город Бор Нижегородской области (ОГРН 1105246001948, ИНН 5246039230, зарегистрирована 31.12.2010)

о признании незаконным бездействия Администрации городского округа город Бор Нижегородской области, выразившегося в не проведении мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры и об обязании Администрации городского округа город Бор Нижегородской области совершить действия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры в отношении следующих объектов: сети электроснабжения от ТП-1164 РУ 0,4 кВ I СШ и от ТП-1164 РУ 0,4 кВ II СШ, включая болтовые соединения наконечников жил КЛ 0,4 кВ с ошиновкой РУ 0,4 кВ ТП-1164  до внешней стены многоквартирного дома по адресу: Нижегородская область, г.Бор, ул.Фрунзе, д.21, корп.1

при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - публичного акционерного общества "ТНС энерго  Нижний Новгород", общества с ограниченной ответственностью "Специнвестпроект", Администрации города Нижнего Новгорода

при участии представителей:

от заявителя:  Сорокина Е.В.  (доверенность от 15.03.2021),

от заинтересованного лица: Гельфанова Ю.И. (доверенность от 29.12.2020 №146-Д),

от третьих лиц: от ООО "Специнвестпроект" - Майорова Е.В. (доверенность от 11.01.2021 №3); от иных третьих лиц - не явились, извещены,

установил:

товарищество собственников недвижимости  "Наш дом 2013"  (далее - заявитель, товарищество, ТСН "Наш дом 2013") обратилось в арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа город Бор Нижегородской области (далее - ответчик, администрация), выразившегося в не проведении мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры и об обязании Администрации городского округа город Бор Нижегородской области совершить действия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры в отношении следующих объектов: сети электроснабжения от ТП-1164 РУ 0,4 кВ I СШ и от ТП-1164 РУ 0,4 кВ II СШ, включая болтовые соединения наконечников жил КЛ 0,4 кВ с ошиновкой РУ 0,4 кВ ТП-1164  до внешней стены многоквартирного дома по адресу: Нижегородская область, г.Бор, ул.Фрунзе, д.21, корп.1

В обоснование заявленных требований товарищество указывает, что документов свидетельствующих о передаче спорных сетей в собственность ТСН "Наш дом 2013" не имеется, при этом члены ТСН "Наш дом 2013"  приняли решение об отказе в принятии в общую долевую собственность многоквартирного дома названных участков электрических сетей, однако администрация необоснованно отказала товариществу в проведении процедуры принятия спорных сетей в муниципальную собственность.

Заинтересованное лицо требования заявителя отклонило, полагает, что основания для проведения процедуры принятия спорных сетей в муниципальную собственность не имеется, поскольку товарищество не представило документы для постановки на учет спорного объекта как бесхозяйного, а именно - документы подтверждающие что объект относится к недвижимому имуществу.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Многоквартирный жилой дом №21 корп.1 по ул. Фрунзе, города Бор Нижегородской области находится под управлением ТСН "Наш дом 2013".

Между ОАО "Нижегородская сбытовая компания" (гарантирующий поставщик) и ТСН "Наш дом 2013" (исполнитель) заключен договор энергоснабжения от 01.01.2014 №1034000 в соответствии с условиями которого исполнитель приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения.

Приложением №9 к договору является Технический акт со схемой электроснабжения от 14.02.2014, а также акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 05.02.2014, подписанные между ООО "Специнвестпроект" (сетевая организация") и ТСН "Наш дом 2013" (владелец).

В соответствии с актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон определены границы разграничения ответственности за эксплуатацию и техническое состояние тепловых сетей - границей эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности электросетей устанавливается места соединений наконечников жил двух кабельных линий 0,4 кВ, отходящих в сторону жилого дома №21 корп.1 по ул.Фрунзе, с ошиновкой РУ 0,4 кВ ТП-1164.

Сетевой организации принадлежит и ей эксплуатируется электрооборудование расположенное за указанной границей в сторону РУ 0,4 кВ ТП-1164, в местах присоединения наконечников жил двух КЛ 0,4 кВ, отходящих к ВПУ здания жилого дома со встроенными помещениями административно-торгового назначения.

Владельцу принадлежит и им эксплуатируется электрооборудование, расположенное за указанное границей в сторону наконечников жил кабельных линий (КЛ) 0,4 КВ:

- ТП-1164 РУ 0,4 кВ I СШ - ввод №1 ВРУ здания жилого дома №21 корп.1 по ул.Фрунзе;

- ТП-1164 РУ 0,4 кВ II СШ - ввод №2 ВРУ здания жилого дома №21 корп.1 по ул.Фрунзе, включая болтовые соединения наконечников жил КЛ 0,4кВ с ошиновкой РУ 0,4 кВ ТП-1164.

В 2019-2020 годах по ТСН "Наш дом 2013" неоднократно обращалось в администрацию с заявлением о необходимости проведения процедуры признания права муниципальной собственности и принятия на учет бесхозяйных вещей - участков электросетей находящихся за внешней границей многоквартирного дома по адресу: Нижегородская область, г.Бор, ул.Фрунзе, д.21, корп.1.

Письмом от 04.12.2019 №6407 администрация в удовлетворении заявления товарищества отказала сославшись на то, что инженерные коммуникации как объект долевого строительства принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме а потому - не могут быть признаны бесхозяйными. Также администрация указала на необходимость представления технического плана на объект, исполнительно-технической документации и протокола общего собрания собственников имущества, содержащего решение об отказе от имущества и о передаче его в муниципальную собственность.

Впоследствии заявление общества от 30.12.2020 №67 аналогичного содержания было оставлено администрацией без ответа, что послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основании своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусматривает, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Федеральный закон от 30.12.2004 №214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в статье 2 определяет, что застройщик - хозяйственное общество, которое или основное общество которого либо любое из дочерних хозяйственных обществ основного общества имеет опыт (не менее трех лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов общей площадью не менее пяти тысяч квадратных метров в совокупности, при наличии полученных в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов в качестве застройщика, и (или) технического заказчика, и (или) генерального подрядчика в соответствии с договором строительного подряда; которое имеет в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 №161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекает денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство; которое имеет наименование которого содержит слова "специализированный застройщик"; объект долевого строительства - жилое или нежилое помещение, машино-место, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящее в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства; проект строительства - проект строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, строительство которых осуществляется в пределах одного разрешения на строительство.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (статья 236 Гражданского кодекса РФ).

Для осуществления процедуры по обращению в регистрирующий орган для принятия на учет бесхозяйного недвижимого имущества орган местного самоуправления должен определить, соответствует ли данный объект недвижимого имущества принципам бесхозяйности, установленным в части 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 №1150/13, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным; при наличии правопритязаний на объект недвижимого имущества, фактическом осуществлении правомочий собственника в отношении данного имущества каким-либо лицом недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным.

По смыслу приведенных положений для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.

Статьей 39 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества относится к сфере управления многоквартирным домом.

В соответствии с положениями статьи 36 Жилищного кодекса РФ и 290 Гражданского кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно части 1 статьи 290 Гражданского кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В силу подпункта "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила №491) в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В пунктах 5 и 6 Правил №491 конкретизирован состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Так, в состав такого имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил №491).

По смыслу приведенных норм права граница балансовой принадлежности по общему правилу устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности. Другое толкование названных норм права относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания имущества на лицо, которому это имущество не принадлежит (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2015 №305-ЭС15-11564).

В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности..." региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 №931 утвержден  Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем приема в порядке межведомственного информационного взаимодействия органом регистрации прав заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления, в том числе органа местного самоуправления городского округа,  в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости. На основании данного заявления и приложенных к нему документов осуществляется внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Таким образом, законодательство обязывает орган местного самоуправления заниматься судьбой бесхозяйных сетей инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы. Непринятие органами местного самоуправления мер по учету спорных объектов инженерной инфраструктуры в качестве бесхозяйных не лишает эти объекты признаков бесхозяйной вещи (Определение Верховного суда РФ от 22.07.2015 №305-ЭС15-513).

Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 17.01.2014 №105 утвержден Порядок проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, организации работ по их ремонту в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода и передаче бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих электро-, тепло-, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, в эксплуатацию в специализированные организации до признания права муниципальной собственности (далее - Порядок № 105).

При этом проведение мероприятий по признанию права муниципальной собственности на Объекты состоит в следующем:

Администрация района по месту нахождения объектов в случае выявления объектов в течение трех рабочих дней с даты их выявления направляет обращение в Комитет на предмет нахождения объектов в реестре муниципального имущества города Нижнего Новгорода (пункт 1.1 Порядка №105).

Комитет в течение трех рабочих дней после поступления обращения от администрации района идентифицирует объекты на предмет их нахождения в реестре муниципального имущества города Нижнего Новгорода, а также на наличие или отсутствие заявлений собственника объектов об отказе от права собственности на объекты и по результатам информирует администрацию района (пункт 1.2 Порядка №105).

В силу пункта 1.4 Порядка №105 в случае наличия заявления собственника объектов об отказе от права собственности на объекты Комитет в соответствии с действующим законодательством осуществляет необходимые действия для принятия на учет объектов.

В силу пункта 1.5 Порядка №105 Департамент жилья в течение пяти рабочих дней с даты получения от администрации района обращения, предусмотренного подпунктом 1.3.2.2 настоящего Порядка, в установленном порядке обеспечивает подготовку проекта постановления администрации города Нижнего Новгорода об определении электросетевой организации, электро сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства, в которую входят бесхозяйные объекты электроснабжения.

Пункт 1.6 Порядка №105 Комитету после получения от администрации района обращения, предусмотренного п. 1.3.2.1 настоящего Порядка, обеспечить:

1.6.1. Изготовление исполнительных съемок на объекты, технических планов и кадастровых паспортов на объекты, выступив муниципальным заказчиком при осуществлении закупки по определению подрядчика на выполнение работ по изготовлению исполнительных съемок, технических планов, постановке на государственный кадастровый учет и получению кадастровых паспортов на объекты.

1.6.2. Постановку объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как бесхозяйного имущества.

1.6.3. Выполнение мероприятий по признанию права муниципальной собственности в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса РФ (в том числе по истечении года со дня принятия объектов на учет бесхозяйного имущества обеспечить направление заявления в суд с требованием о признании права муниципальной собственности города Нижнего Новгорода).

1.6.4. Проведение государственной регистрации права муниципальной собственности города Нижнего Новгорода на объекты.

1.6.5. Включение объектов в реестр муниципального имущества города Нижнего Новгорода.

Между тем, на территории городского округа город Бор подобный порядок органом местного самоуправления не утвержден.

В то же время, Постановлением Администрации городского округа Бор Нижегородской области от 10.11.2016 №5283 "Об утверждении муниципальной программы "Имущественно-земельная политика городского округа г.Бор" утверждена соответствующая муниципальная программа "Имущественно-земельная политика городского округа г. Бор" которой отмечено наличие в настоящее время в сфере земельных и имущественных отношений на территории городского округа г. Бор несколько основных проблем, в том числе недостаточный уровень обеспечения объектов недвижимости муниципального имущества городского округа г. Бор актуальной технической документацией, правоустанавливающими документами и государственной регистрацией права на недвижимое имущество. Целью и задачами программы являются эффективное управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами городского округа г. Бор с учетом установленной действующим законодательством обязанности органа местного самоуправления выявлять бесхозяйное имущество, обеспечивать государственную регистрацию его и признание права муниципальной собственности на него в судебном порядке.

Таким образом, отсутствие на территории городского округа города Бор Нижегородской области утвержденного Порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры не снимает с органа местного самоуправления обязанности по осуществлению возложенных на него в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ и Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 №931 функций.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд считает, что вопреки приведенному требованию закона в данном случае администрация не доказала отсутствие со своей стороны незаконного бездействия как по процедуре, так и по существу.

Установлено по делу, что товарищество является обслуживающей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Бор, ул. ул.Фрунзе, д.21, корп.1

Согласно акту эксплуатационной ответственности границей ответственности товарищества является электрооборудование, расположенное за указанное границей эксплуатационной ответственности сторон в сторону наконечников жил кабельных линий (КЛ) 0,4 КВ: - ТП-1164 РУ 0,4 кВ I СШ - ввод №1 ВРУ здания жилого дома №21 корп.1 по ул.Фрунзе; - ТП-1164 РУ 0,4 кВ II СШ - ввод №2 ВРУ здания жилого дома №21 корп.1 по ул.Фрунзе, включая болтовые соединения наконечников жил КЛ 0,4кВ с ошиновкой РУ 0,4 кВ ТП-1164, то есть участки сетей расположенные за внешней стеной многоквартирного дома.

При этом какие-либо документы свидетельствующие о том, что застройщик ООО "Кварц" передал в собственность товарищества или отдельных его членов названные участки сетей отсутствуют.

При этом спорные объекты (электросети) не входят в состав общего имущества, решение о принятии сетей в состав общего имущества собственниками помещений указанного жилого дома не принималось, о чем свидетельствует протокол общего собрания собственников от 01.03.2020 №1 в том числе содержащий вопросы утверждения состава общего имущества многоквартирного дома, а также протокол общего собрания собственников от 23.02.2021 №2 в котором собственники многоквартирного дома   отказались принимать в собственность спорные участки сетей. Кроме того наружные сети электроснабжения не стоят на балансе у товарищества,  согласно материалам дела, какие-либо притязания на объекты, либо факты владения ими кем-либо отсутствуют.

При этом обращаясь к администрации с заявлениями от  19.11.2019 №43, от 30.12.2020 №67 товарищество указывало на отсутствие права собственности на спорные участки электросетей и прямо выражало свое желание на проведение мероприятий по признанию права муниципальной собственности на спорные объекты, что свидетельствует о том, что имеется вся совокупность предусмотренных статьей 225 Гражданского кодекса РФ условий для признания объектов бесхозяйными.

Довод администрации о невозможности проведения мероприятий по постановке участков электросетей на учет в качестве бесхозяйных по причине отсутствия технической документации на сети, а также ввиду того, что спорные сети не относятся к недвижимому имуществу суд признает несостоятельным и противоречащим нормам вышеназванного законодательства.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, применив нормы материального права, суд приходит к выводу, что у администрации имелись правовые основания для удовлетворения заявления товарищества, в связи с чем, отказ в принятии в муниципальную собственность бесхозяйных сетей электроснабжения  является незаконным. 

Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют и ответчиком в нарушение требований части 5 статьи 200 и статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлены.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленного товариществом требования. 

Подпункт 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ устанавливает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, о б отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

По смыслу этой нормы суд самостоятельно определяет необходимые действия, которые нужно произвести с целью устранения нарушений прав лица, обратившегося с заявлением, и разумный срок для их выполнения.

Удовлетворяя рассматриваемое требование, суд, учитывая наличие всех условий для рассмотрения по существу заявления товарищества, считает необходимым в целях окончательного урегулирования спорной ситуации в качестве правовосстановительной меры обязать администрацию городского округа город Бор Нижегородской области в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов товарищества, путем проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры в отношении следующих объектов: сети электроснабжения от ТП-1164 РУ 0,4 кВ I СШ и от ТП-1164 РУ 0,4 кВ II СШ, включая болтовые соединения наконечников жил КЛ 0,4 кВ с ошиновкой РУ 0,4 кВ ТП-1164  до внешней стены многоквартирного дома по адресу: Нижегородская область, г.Бор, ул.Фрунзе, д.21, корп.1.

В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по делу относятся на администрацию и подлежат взысканию в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р  Е  Ш  И  Л  :

требования заявителя удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа город Бор Нижегородской области, выразившееся в не проведении мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры.

Обязать администрацию городского округа город Бор Нижегородской области в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу  устранить нарушения прав и законных интересов товарищества собственников недвижимости "Наш дом 2013" путем проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры в отношении следующих объектов: сети электроснабжения от ТП-1164 РУ 0,4 кВ I СШ и от ТП-1164 РУ 0,4 кВ II СШ, включая болтовые соединения наконечников жил КЛ 0,4 кВ с ошиновкой РУ 0,4 кВ ТП-1164  до внешней стены многоквартирного дома по адресу: Нижегородская область, г.Бор, ул.Фрунзе, д.21, корп.1.

Взыскать с администрации городского округа город Бор Нижегородской области (ОГРН 1105246001948, ИНН 5246039230, зарегистрирована 31.12.2010) в пользу товарищества собственников недвижимости "Наш дом 2013" (ОГРН 1135246002022, ИНН 5246044487, зарегистрировано 13.12.2013) расходы по госпошлине в сумме 3000,00 руб.

Вернуть товариществу собственников недвижимости "Наш дом 2013" (ОГРН 1135246002022, ИНН 5246044487, зарегистрировано 13.12.2013) государственную пошлину в сумме 3000,00 руб. уплаченную платежным поручением от  19.04.2021 №40.

Настоящий судебный акт является основанием для возврата госпошлины.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. 

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.

Судья                                                                                                   И.С.Волчанская