ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-13156/20 от 18.08.2020 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-13156/2020

г. Нижний Новгород                                                                  26 августа 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 26 августа 2020 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе Вершининой Екатерины Игоревны (вн. шифр 56 - 264), при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жуковой А.Д., при рассмотрении в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии дела по заявлению публичного акционерного общества "Мегафон", г. Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным предписания главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в городе Выкса, Вознесенском районе, городском округе города Кулебаки, городском округе Навашинский, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о прекращении нарушения прав потребителей №19176887 от 05.02.2020,

при участии представителей сторон:

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 16.04.2019),

от ответчиков: ФИО2 (доверенность от 08.02.2019),

от третьего лица: не явился, извещен.

установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось публичное акционерное общество "Мегафон" (далее – заявитель, общество) с заявлением, содержащим указанное выше требование.

В обоснование заявленного требования заявитель отмечает отсутствие нарушений пункта 24 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 №1342 (далее – Правил №1342), поскольку потребитель (ФИО3) извещалась об изменении условий тарифного плана путем направления 24.06.2019 текстового СМС-сообщения с указанием гиперссылки для перехода на сайт, содержащий необходимую информацию.

Кроме того, заявитель указывает на нарушения административным органом пунктов 26, 58, 59, 67, 68 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 (далее - Административный регламент), выразившегося в распространении действия предписания на неопределенный круг лиц, а также нарушения требований статьи 17 Федерального закона от 06.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ), пункта 70 Административного регламента, выразившиеся в отсутствии конкретного срока устранения нарушений.

Подробно позиция общества изложена в заявлении, дополнительных пояснениях к заявлению и поддержана представителем в судебном заседании.

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городе Выкса, Вознесенском районе, городском округе города Кулебаки, городском округе Навашинский (далее – ответчик, административный орган, Роспотребнадзор) не согласен с требованием заявителя, просит суд отказать в его удовлетворении, поскольку оспариваемое предписание является законным и обоснованным. Полагает, что позиция заявителя относительно направления потребителю смс-сообщения содержащего персонифицированную ссылку для ознакомления с условиями нового тарифного плана противоречит требованиям подпункта "е" пункта 24 Правил №1342. Отмечает, что в результате проверки содержания сайта общества не удалось установить наличие доступных сведений о смене тарифов. Административный орган считает, что в ходе проведения проверки не допущено нарушений требований Закона №294-ФЗ, Административного регламента: основания для истребований дополнительных сведений у заявителя отсутствовали ввиду достаточности представленных по запросу документов, установленный срок исполнения предписания требованиям законодательства не противоречит.

Подробно доводы ответчика изложены в отзыве на заявление и поддержаны представителем в судебном заседании.

ФИО3, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, ходатайств не заявила. В соответствии со статьей 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанного лица при его надлежащем извещении.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в связи с поступившим в адрес Роспотребнадзора обращением ФИО3 (вх.№14675ж-2019 от 18.12.2019) на основании распоряжения от 25.12.2019 №19176887 административным органом в период с 09.01.2020 по 05.02.2020 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка.

В результате проверки установлено, что 25.08.2018 между ПАО «МегаФон» и потребителем (ФИО3) заключен договор № GF0042741965 о предоставлении услуг сети сотовой подвижной радиотелефонной связи по номеру +7920042****.

Неотъемлемой частью заключенного договора являются Условия оказания услуг подвижной связи "МегаФон" и выбранный абонентом тарифный план «Включайся! Говори», ежемесячная плата составляла 250 рублей, за ежемесячную абонентскую плату включено: 1000 минут, интернет на месенджеры, интернет на любые сервисы - 5 ГБ, звонки на номера МагаФона России - 0,00 руб., входящее звонки – 0,00 руб.

Из объяснения представителя общества следует, что об изменении условий тарифа «Мегафон Все Включено М» Абонент был уведомлен надлежащим образом: за 18 дней до изменений на официальном сайте компании www.megafon.ru в разделе «Новости» -«Федеральные новости» ссылка на новость: www.megafon.ru/go/s_nkt_info, была опубликована информация об изменении условий и название тарифного плана. Также абоненту оператором 24.06.2019 отправлено и доставлено SMS-сообщение на номер +7920042****, с текстом: «После 8 июля общаться с близкими будет еще удобнее! За 250 руб./мес. у Вас будет: Безлимит на соцсети и мессенджеры. 500 минут на другие мобильные номера России, Безлимитные звонки на номера МегаФона - они не расходуют пакет минут, 30 ГБ интернета. Новое название - «Включайся! Для тебя». Когда условия изменятся, мы Вас оповестим, а остаток текущей ежемесячной платы вернется на Ваш счет. Подробнее: www.megafon.ru/go/s_nkt_info Управление номером: mik.mgfii.ru». Так как ни каких действий, указанных в смс оповещении об Абонента, не поступало, переход на тарифный план «Включайся! Для тебя» на номере +7920042**** было осуществлено 12.07.2019, т.е. изменение тарифного плана было произведено по истечении 17 дневного срока.

Информация о действующих тарифных планах размещена на официальном Интернет-сайте компании МегаФон: «www.megafon.ru» в разделе "Новости" - "Федеральные новости". Имеется информационное сообщение для клиентов ПАО «Мегафон» от 08.07.2019 «Переименование тарифных планов линейки «Включайся!». Из представленного текстового содержания следует: с 18.07.2019 тарифные планы «Включайся! Пиши», «Включайся! Говори», «Включайся! Слушай!», «Включайся! Общайся». «Включайся! Выбирай», «Включайся! Смотри», «Включайся! Премиум» будут переименованы следующим образом: «Включайся! Пиши 07.19», «Включайся! Говори 07.19», «Включайся! Слушай 07.19», «Включайся! Общайся 07.19», «Включайся! Выбирай 07.19». «Включайся! Смотри 07.19», «Включайся! Премиум 07.19». Условия тарифных планов при этом не изменятся.

Информация на официальном сайте ПАО «Мегафон» об изменении тарифного плана с «Включайся! Говори!» на «Включайся! Для тебя» с 12.07.2019 отсутствует. Какие-либо сведения о тарифе «Включайся! Для тебя», на официальном сайте также отсутствуют.

Подробно выявленные нарушения зафиксированы административным органом в акте проверки №19176887 от 05.02.2020 (л.д. 119-121, том 1).

В связи с выявленным нарушением, административный орган 05.02.2020 выдал обществу предписание №19176887, которым возложил на общество обязанность соблюдать порядок (правила) по информированию абонентов об изменении тарифа через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в соответствии с требованиями установленными Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 №1342 (ред. от 27.05.2019) "О порядке оказания услуг телефонной связи" (вместе с "Правилами оказания услуг телефонной связи"), статьей 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей", срок исполнения с 13 июля 2020 года и постоянно.

Кроме того, по результатам проведенной проверки постановлением от 24.03.2020 №20170065 общество привлечено административным органом к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) лежит на органе, принявшем решение.

Вместе с тем в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 (далее - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу (пункты 5.1.2, 5.9 Положения).

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 40 Закона №2300-1 федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя: организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее - обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора; применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.

Согласно пункту 4 части 4 статьи 40 Закона №2300-1 должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам, владельцам агрегаторов) предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде.

Кроме того, в силу части 3 статьи 40 Закона №2300-1 к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров, владельцев агрегаторов), применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон №294-ФЗ).

Согласно подпункту «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона №294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона №294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров (далее - Административный регламент).

Согласно подпункту 2 пункта 26 Административного регламента основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в Роспотребнадзор или его территориальный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, в том числе о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Административная процедура "Оформление результатов проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров" включает следующие административные действия: составление акта проверки; вручение или направление акта проверки лицам, подлежащим проверке; направление в орган прокуратуры копии акта проверки в случае, если для проведения выездной проверки требовалось согласование ее проведения органом прокуратуры (пункт 58 Административного регламента).

Составление акта проверки осуществляется должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным на ее проведение. В акт проверки вносятся сведения, полученные в ходе ее проведения, в том числе о фактах выявленных нарушений обязательных требований, нарушений требований к проведению проверки (пункт 59 Административного регламента).

В соответствии с пунктом 67 Административного регламента в случаях обнаружения в ходе проверки нарушений обязательных требований должностное лицо Роспотребнадзора, уполномоченное провести проверку, принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции.

Согласно пункту 68 Административного регламента  административная процедура "Принятие мер по результатам проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров" включает следующие действия:

1) выдача предписания лицу, подлежащему проверке, об устранении выявленных нарушений;

2) принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) принятие мер по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Закон №294-ФЗ устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных названным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Перечень грубых нарушений, влекущих признание результатов проверки недействительными, установлен частью 2 статьи 20 Закона №294-ФЗ.

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").

При этом в силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о защите прав потребителей необходимая и достоверная информации о реализуемых товарах (услугах) должна доводиться до сведения  потребителя в наглядной и доступной форме.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон №126-ФЗ) защита прав пользователей услугами связи при оказании услуг электросвязи и почтовой связи, гарантии получения этих услуг связи надлежащего качества, право на получение необходимой и достоверной информации об услугах связи и об операторах связи, основания, размер и порядок возмещения ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, возникающих из договора об оказании услуг связи, а также механизм реализации прав пользователей услугами связи определяется настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 28 Закона №126-ФЗ тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Согласно статье 44 Закона №126-ФЗ на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи, утвержденным Правительством Российской Федерации (статья 45 Закона №126-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 №1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи" утверждены Правила оказания услуг телефонной связи (далее - Правила N 1342), которые регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услуг телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, а также при оказании услуг подвижной радиосвязи, услуг подвижной радиотелефонной связи и услуг подвижной спутниковой радиосвязи (далее - подвижная связь) в сети связи общего пользования (далее - услуги телефонной связи).

В соответствии с пунктом 21 Правил N 1342 договор заключается в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий, позволяющих достоверно установить волеизъявление абонента в отношении заключения договора.

Изменение договора осуществляется в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий, перечень и порядок осуществления которых определяются договором (пункт 47 Правил N 1342).

В соответствии с пунктом 29 Правил N 1342 тарифы на услуги телефонной связи, в том числе тариф, используемый для оплаты неполной единицы тарификации, устанавливаются, в том числе изменяются, оператором связи самостоятельно, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту "е" пункта 24 Правил N 1342 оператор связи обязан не менее чем за 10 дней до изменения действующих тарифов на услуги телефонной связи извещать об этом абонентов через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Абонентам подвижной связи, в отношении которых применяется изменяемый тариф, дополнительно направляются короткие текстовые сообщения с информацией об изменении действующих тарифов на услуги подвижной связи, если иное не предусмотрено настоящими Правилами. В договоре с абонентом - юридическим лицом может быть определен иной способ информирования об изменении тарифов. Абонент - физическое лицо вправе отказаться от получения информации об изменении тарифов в виде короткого текстового сообщения и посредством совершения им действий, позволяющих достоверно установить его волеизъявление, выбрать иной способ извещения.

При таких обстоятельствах оператор связи вправе устанавливать тариф и менять его стоимость при соблюдении требований, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Верховного Суда РФ от 30.11.2015 N 302-АД15-14854 по делу N А33-2721/2015 установлено, что внесение оператором связи изменений в ценовую составляющую тарифного плана не противоречит действующему нормативно-правовому регулированию (предусматривающему право оператора связи изменять в одностороннем порядке тарифы (тарифные планы) при условии предварительного извещения абонентов и (или) пользователей через средства массовой информации и в местах работы с абонентами и (или) пользователями).

Аналогичные выводы содержатся в постановлении Верховного Суда РФ от 30.09.2016 N 302-АД15-8803.

Таким образом, ПАО "МегаФон" вправе изменять стоимость услуг связи, входящих в тарифный план, с соблюдением условий предварительного извещения абонентов.

Как следует из материалов дела, 25.08.2018 между ПАО «МегаФон» и потребителем (ФИО3) заключен договор № GF0042741965 о предоставлении услуг сети сотовой подвижной радиотелефонной связи по номеру +7920042****.

С 25.08.2018 ФИО3 (Абонент) пользовалась тарифным планом "Включайся! Говори 11.18".

При заключении вышеуказанного договора в разделе "Согласие с условиями Договора" ФИО3 выразила свое согласие на условие договора, предусматривающего отказ от получения SMS-сообщений об изменении тарифов, выбрала иной способ уведомления - размещение информации на официальном сайте Оператора (л.д.129, том 1).

Таким образом, исходя из буквального толкования подпункта "е" пункта 24 Правил №1342 оператор связи обязан не менее чем за 10 дней до изменения действующих тарифов на услуги телефонной связи в доступной форме извещать об этом абонентов через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Из объяснения представителя общества следует, что об изменении условий тарифа «Мегафон Все Включено М» Абонент был уведомлен надлежащим образом: за 18 дней до изменений на официальном сайте компании www/megafon.ru в разделе «Новости» -«Федеральные новости» ссылка на новость: www.megafon.ru/go/s_nkt_info, была опубликована информация об изменении условий и название тарифного плана.

24.06.2019 дополнительно абоненту на номер +7920042**** было отправлено и доставлено SMS-сообщение с текстом: «После 8 июля общаться с близкими будет еще удобнее! За 250 руб./мес. у Вас будет: Безлимит на соцсети и мессенджеры. 500 минут на другие мобильные номера России, Безлимитные звонки на номера МегаФона - они не расходуют пакет минут, 30 ГБ интернета. Новое название - «Включайся! Для тебя». Когда условия изменятся, мы Вас оповестим, а остаток текущей ежемесячной платы вернется на Ваш счет. Подробнее: www.megafon.ru/go/s_nkt_info Управление номером: mik.mgfii.ru» (л.д. 137-141, том 1).

Однако указанные заявителем обстоятельства о надлежащем выполнении требований подпункта «е» пункта 24 Правил №1342 не свидетельствуют в силу следующего.

В разделе "Федеральные новости" имеется информационное сообщение для клиентов ПАО «Мегафон» от 08.07.2019 «Переименование тарифных планов линейки «Включайся!».

Из представленного текстового содержания следует: с 18.07.2019 г. тарифные планы «Включайся! Пиши», «Включайся! Говори», «Включайся! Слушай!», «Включайся! Общайся». «Включайся! Выбирай», «Включайся! Смотри», «Включайся! Премиум» будут переименованы следующим образом: «Включайся! Пиши 07.19», «Включайся! Говори 07.19», «Включайся! Слушай 07.19», «Включайся! Общайся 07.19», «Включайся! Выбирай 07.19». «Включайся! Смотри 07.19», «Включайся! Премиум 07.19». Условия тарифных планов при этом не изменятся (л.д.40, том 2).

Таким образом, в размещенном сообщении указано на переименование тарифного плана.

Однако информация об изменении самих тарифов отсутствует. Более того, согласно размещенному уведомлению условия тарифных планов не изменятся.

Ссылка заявителя о надлежащем размещении информации 24.06.2019 путем опубликования на официальном сайте оператора связи сообщения: "С 08 июля условия и название вашего тарифного плана изменятся. Теперь он будет называться "Включайся! Для тебя"... Индивидуальное предложение и новые условия сотрудничества вы можете посмотреть "здесь".", расположенного по адресу:

http://corp.megafon.ru/press/news/federalnye_novosti/20190624-1030.html?utm_source=mf-abonent&utm_campaign=support_flight_corp_/go/s_nkt_info/&utm_medium=megafon_sms_info (л.д.145, том 1), является несостоятельной в силу следующего.

Согласно скриншоту страницы официального сайта оператора связи информационное сообщение «с 8 июля 2019 года условия и названия вашего тарифного плана изменятся. Теперь он будет называться «Включайся! Для тебя»…» размещено на сайте оператора связи в разделе "Инвесторам и прессе" - "Прессе" (л.д.145, том 1), в связи с чем, у абонента, являющегося частным клиентом, отнесенным в силу разработанных разделов сайта к иной категории получателя информации, отсутствует возможность с достоверностью определить местонахождение актуальной для него информации на сайте общества и ознакомиться с содержанием вышеуказанного сообщения.

Довод заявителя об отсутствии установленных требований к порядку размещения информации об изменении тарифа на сайте (в том числе, относительно указания конкретного раздела сайта оператора) не свидетельствует о выполнении в рассматриваемом случае обществом требований статей 8, 10 Закона о защите прав потребителей, подпункта «е» пункта 24 Правил №1342 ввиду несоответствия размещенного сообщения установленным законом требованиям о доступности информации.

Кроме того, согласно пояснениям заявителя по указанной выше ссылка потребитель имела возможность перейти путем ознакомления с содержанием СМС-сообщения и перехода по указанной в СМС-сообщении ссылки.

Однако, как следует из материалов дела, при заключении договора оказания услуг потребитель отказать от получения SMS-сообщений об изменении тарифов. В связи с чем, в рассматриваемом случае направление SMS-сообщения об изменении тарифа является ненадлежащим способом уведомления.

Позиция заявителя относительно отказа ФИО3 при заключении договора от получения SMS-сообщений, которые носят рекламный характер, противоречит тексту договора об оказании услуг от 25.08.2018.

При этом, исходя из подпункта «е» пункта 24 Правил №1342, направление коротких текстовых сообщений с информацией об изменении действующих тарифов на услуги подвижной связи отнесено к дополнительному способу извещения, от которого потребитель имеет право отказаться. В рассматриваемом случае потребитель таким правом воспользовался.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют и заявителем ни при проведении проверки, ни при рассмотрении настоящего дела не представлены доказательства направления 24.06.2019 в адрес потребителя указанного обществом СМС-сообщения об изменении тарифа на «Включайся! Для тебя».

Ссылка общества об индивидуальном характере условий измененного тарифа в силу содержания пункта 24 Правил №1342 не относится к обстоятельствам, освобождающим общество от исполнения предусмотренной подпунктом «е» обязанности по размещению информации о смене действующих тарифов через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Как следует из материалов дела, подтверждается обращениями потребителя в адрес административного органа, а также претензиями потребителя в адрес оператора связи, сообщение оператора связи получено потребителем только 12.07.2019, после изменения действующего тарифа, с условиями которого потребитель не согласен.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что потребитель о смене тарифа уведомлена не была, с условиями нового тарифа своевременно ознакомиться также не имела возможности.

В связи с чем, у Роспотребнадзора имелись правовые основания для вынесения оспариваемого предписания и возложения на общество обязанности соблюдать порядок по информированию абонентов об изменении тарифа через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в соответствии с требованиями установленными Правил №1342, статьей 10 Закона о защите прав потребителей.

Довод заявителя о нарушении административным органом пунктов 26, 58, 59, 67, 68 Административного регламента, ввиду распространения требования оспариваемого предписания в отношении неопределенного круга лиц, судом не принимается, поскольку оспариваемое обществом предписание вынесено Роспотребнадзором с целью защиты прав потребителей по информированию об изменении тарифа через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в соответствии с требованиями установленными Правилами №1342, статьей 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" и не возлагает на общество незаконных обязанностей.

Довод общества об отсутствии в оспариваемом предписании конкретного срока устранения нарушений, судом также не принимается, поскольку из указанного предписания следует, что общество обязано в срок до 13.07.2020 известить Роспотребнадзор о выполнении предписания. Таким образом, срок исполнения предписания административным органом определен.

Указание в оспариваемом предписании о выполнении требования по информированию об изменении тарифа через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "с 13.07.2020 и постоянно" не противоречит требованиям подпункта "е" пункта 24 Правил №1342, положениям Закона о защите прав потребителей.

Установленных частью 2 статьи 20 Закона №294-ФЗ грубых нарушений при проведении проверки административным органом не допущено. Доводы заявителя об обратном со ссылкой на неистребование административным органом дополнительных пояснений, а также одновременное вручение запроса от 09.01.2020 и уведомления от 09.01.2020 о дате и времени составления акта проверки отклоняются судом, поскольку нарушение требований частей 4, 8 статьи 11 Закона №294-ФЗ к грубым нарушениям не относится. При этом из пояснений административного органа следует, что противоречий в представленных документах установлено не было.

Запрет на одновременное направление запроса и уведомления о составлении акта проверки Законом №294-ФЗ не установлен. При этом, как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае запрос был направлен при наличии вынесенного 25.12.2019 распоряжения о проведении проверки, ответ на запрос административного органа заявитель предоставил 29.01.2020, тогда как акт проверки составлен 05.02.2020, в том числе, с учетом представленных заявителем документов.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание соответствует требованиям Закона №2300-1, Закона №294-ФЗ, Правил №1342, Административного регламента и не нарушает права и законные интересы общества, поскольку незаконных обязанностей на него не возлагает. Указанное обстоятельство в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

В силу части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятая определением Арбитражного суда Нижегородской области от 30.06.2020 по делу №А43-13156/2020 обеспечительная мера в виде приостановления действия оспариваемого предписания №19176887 от 05.02.2020 сохраняет свое действие до вступления в законную силу настоящего решения и подлежит отмене со дня вступления настоящего решения в законную силу.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000рублей относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 96, 110, 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленного требования заявителю отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000рублей отнести на заявителя.

Со дня вступления настоящего решения в законную силу отменить обеспечительную меру, принятую определение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.06.2020 по делу №А43-13156/2020, в виде приостановления действия предписания территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в городе Выкса, Вознесенском районе, городском округе города Кулебаки, городском округе Навашинский №19176887 от 05.02.2020.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.

Судья                                                                                                  Е.И.Вершинина