ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-13166/12 от 07.12.2012 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-13166/2012

г. Нижний Новгород 29 декабря 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2012 года.

Решение изготовлено в полном объеме 29 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Леонова Андрея Владимировича (шифр 51-331),
 при ведении протокола секретарем судебного заседания Ниязовой С.С.,
 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Продмонтаж» (ОГРН<***>, ИНН<***>), г.Нижний Новгород, о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, выразившихся в отказе в предоставлении в собственность заявителя земельного участка площадью 20000кв.м., с кадастровым номером 52:18:0060183:5, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, по адресу ориентира: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, Нижегородский район, ул.Деловая, 1, содержащемся в письме от 23.01.2012 № АБ-07/789, с обязанием заинтересованных лиц принять соответствующее решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка заявителю в собственность, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи вышеназванного земельного участка вместе с предложением о его заключении в месячный срок со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда, третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Нижегородской области,

при участии представителей:

от заявителя - ФИО1, доверенность от 20.04.2012;

от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области – ФИО2, доверенность от 05.05.2012;

от Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области – не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ОАО «Продмонтаж» (далее – заявитель, Общество) с заявлением о признании незаконными действий территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, содержащихся в письме от 23.01.2012 №АБ-07/789, о возврате ОАО «Продмонтаж» заявки о предоставлении в собственность земельного участка площадью 20 000 кв.м (кадастровый номер 52:18:0060183:5) по производственно-бытовым корпусом, литера А, автопрофилакторием (производственно-складское помещение), литера Б, зданием УИЗ (нежилое), литера В, мастерской РММ (производственно-складские помещения), литера Д, Д1, теплой стоянкой (складские помещения), литера Г, Г1, расположенного по адресу: <...>; об обязании территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении в собственность ОАО «Продмонтаж» вышеуказанного земельного участка и направить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 20 000 кв.м (кадастровый номер 52:18:0060183:5) по цене 2,5 от его кадастровой стоимости.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Нижегородской области.

От заявителя поступило уточнение заявленных требований, принятое судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: заявитель просит обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Нижегородской области в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, принять решение о предоставлении в собственность ОАО «Продмонтаж» вышеназванного участка по цене, равной 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка и направить в адрес ОАО «Продмонтаж» проект договора купли-продажи указанного земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал уточненные требования.

Представитель заинтересованного лица заявленные требования отклонил, считает, что в письме №АБ-07/789 от 23.01.2012 не содержалось отказа Обществу в предоставлении запрашиваемого участка в собственность, Обществу лишь был разъяснен порядок устранения замечаний, препятствующих предоставлению в собственность запрашиваемого земельного участка. Названные замечания заключаются в том, что Общество вместе с представленными документами не приложило необходимых доказательств принадлежности ему на праве собственности расположенных на земельном участке объектов недвижимости либо актов, свидетельствующих о прекращении существования этих объектов.

Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, не явился. По правилу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседания проведено в отсутствие указанного участника процесса.

Изучив материалы дела и заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок находится в федеральной собственности и на основании решения исполнительного комитета Горьковского городского совета депутатов трудящихся №19 «Об отводе земельных участков» от 13.01.1969 используется заявителем на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство №112 от 24.12.1992).

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструируемых зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности до 01 января 2012, осуществляется по льготной цене (2,5% кадастровой стоимости земельного участка).

Осуществляя реализацию своего исключительного права, ОАО «Продмонтаж» года обратилось в территориальное управление Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность названного земельного участка по льготной цене с приложением перечня необходимых документов.

Однако территориальное управление Росимущества письмом №АБ-07/789 от 23.01.2012 отказало в приватизации земельного участка и возвратило документы для доработки. В качестве причин отказа территориальное управление Росимущества указало на то, что на испрашиваемом земельном участке в результате обследования выявлены объекты недвижимости, не принадлежащие ОАО «Продмонтаж», и собственник которых не установлен. Управление в названном письме предложило Обществу предоставить документы, подтверждающие право заявителя на 30 объектов недвижимости, либо подтверждающие прекращение существование указанных объектов. Также управление указало на необходимость предоставить копию документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, а также документы, обосновывающие целесообразность предоставление земельного участка в запрашиваемых размерах.

Считая названное письмо незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества, ОАО «Продмонтаж» обратилось в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В рассматриваемом деле таким органом является территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 этого Федерального закона.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ переоформление юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобретение земельных участков в собственность осуществляется в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Из материалов данного дела усматривается, что заявитель при обращении к ответчикам выполнил требования статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представил полный комплект документов.

На запрашиваемом земельном участке расположено 5 объектов недвижимости, принадлежащих ОАО «Продмонтаж» на праве собственности, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права.

В результате проведенного комиссией, созданной на основании приказа территориального управления Росимущества в Нижегородской области, обследования было выявлено еще 30 сооружений, расположенных на данном земельном участке, собственник которых не установлен.

Из материалов дела усматривается, что названные 30 сооружений были списаны с баланса ОАО «Продмонтаж». Кроме того, из справки НижТехИнвентаризации от 31.12.2010 №АБ-07/21481 следует, что 5 объектов, которые принадлежат Обществу на праве собственности, являются объектами капитального строительства, остальные 30 являются временными и не имеют балансовые стоимости, были переданы ОАО «Продмонтаж» предыдущим пользователем земельного участка.

Ссылка территориального управления Росимущества о необходимости представления заявителем документов, обосновывающих целесообразность представления рассматриваемого земельного участка в испрашиваемых границах, судом не принимается, поскольку 24.12.1992 городской комитет по земельным ресурсам г.Н.Новгорода выдал обществу свидетельство №112 на право бессрочного (постоянного) пользования землей в размере 2,00 га для использования производственной базы, что подтверждается выданным уполномоченным органом кадастровым паспортом земельного участка.

Таким образом, уже на стадии передачи органами исполнительной власти в бессрочное пользование земельного участка было установлено, что испрашиваемая площадь необходима для производственной деятельности. В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Исходя из смысла пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ, положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации необходимо учитывать только в части порядка предоставления земельных участков в собственность, но не в части установления границ фактического землепользования, поскольку в данном случае Общество уже имеет во владении на основании права бессрочного пользования участок в том виде, в котором он был передан ему в бессрочное пользование и данное право Общество подтверждено необходимыми документами.

В соответствии с кадастровым паспортом разрешенное использование земельного участка: участок для производственной базы, какие-либо ограничения использования и обременения земельного участка отсутствуют.

Доказательств обратного ответчиками, в нарушение статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.

Таким образом, законных оснований для отказа в предоставлении запрашиваемого земельного участка в собственность и возврата документов заявителю у ответчика не имелось.

Поскольку площадь испрашиваемого земельного участка превышает один гектар, управление Росимущества не вправе самостоятельно принимать решение о продаже испрашиваемого земельного участка (Положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 №374 с учетом внесенных изменений в Положение Приказом Росимущества от 31.01.2012 №16), в связи с чем суд в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в месячный срок со дня вступления решения по делу в законную силу издать соответствующий распорядительный акт и подготовить соответствующий проект договора купли-продажи земельного участка ОАО «Продмонтаж» по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей подлежат взысканию с ответчиков в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167 - 170, 176, 180 - 182, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

признать незаконными действия территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность открытого акционерного общества «Продмонтаж» (ОГРН<***>, ИНН<***>), г.Нижний Новгород, земельного участка площадью 20000кв.м., с кадастровым номером 52:18:0060183:5, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, по адресу ориентира: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, Нижегородский район, ул.Деловая, 1, содержащемся в письме территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области от 23.01.2012 № АБ-07/789, как несоответствующие положениям гражданского и земельного законодательства Российской Федерации.

Обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу, издать соответствующий распорядительный акт и подготовить соответствующий проект договора купли-продажи земельного участка площадью 20000кв.м., с кадастровым номером 52:18:0060183:5, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, по адресу ориентира: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, Нижегородский район, ул.Деловая, 1, по цене из расчета двух с половиной процентов кадастровой стоимости указанного земельного участка, и направить такой проект договора в адрес открытого акционерного общества «Продмонтаж» (ОГРН<***>, ИНН<***>), г.Нижний Новгород, вместе с предложением о заключении договора.

Взыскать с территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области в пользу открытого акционерного общества «Продмонтаж» (ОГРН<***>, ИНН<***>), <...> рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья А.В.Леонов