ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-13906/14 от 20.10.2014 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-13906/2014

г. Нижний Новгород                                                                                      20 октября 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2014 года

Решение в полном объеме изготовлено 20 октября 2014 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича (шифр 1-304),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куницыной А.В.,

при участии в судебном заседании представителя заявителя: Киселевой Н.Ю. (по доверенности от 09 января 2014 года);

представителей административного органа: Новиковой Е.А. (по доверенности от 02 июля 2014 года); Науменко Е.В. (по доверенности от 7 марта 2014 года); Белых Т.Ю. (по доверенности от 7 марта 2014 года);

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Фармкомплект» (ОГРН 1025203727691; ИНН 5262036363), г.Н.Новгород, о признании незаконным и отмене постановления Нижегородской таможни от 23 мая 2014 года по делу об административном правонарушении №1048000-289/2014,

установил:

заявитель просит признать незаконным и отменить постановление от 23 мая 2014 года по делу об административном правонарушении №1048000-289/2014, вынесенного в отношении ООО «Фармкомплект» г.Н.Новгород заместителем начальника Нижегородской таможни о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 КоАП в виде штрафа в размере 100000 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование, пояснил, что при декларировании лекарственного средства «Феназепам» требование о необходимости получения лицензии, закрепленное в пункте 6 Положения о ввозе в РФ и вывозе из РФ наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденного постановлением Правительства №181 от 21.03.2011,

 не распространяется на отношения при поставке товара из России в Таджикистан, так как Таджикистан является участником Евразийчского экономического сообщества согласно договору об учреждении Евразийского экономического сообщества (подписан в Астане 10.10.2000). Подробная позиция заявителя изложена в заявлении и пояснениях по делу.

Представители таможенного органа в судебном заседании возражали против удовлетворения требований заявителя, считают, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным. Подробная позиция изложена в отзыве.

Заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим отклонению в силу следующего.

Как следует из материалов дела, в рамках контракта от 22 ноября 2010 года №530, заключенного с ООО «ТИБ БАРОИ ШУМО» (Республика Таджикистан), ООО «Фармкомплект» вывезло с таможенной территории Таможенного союза и продекларировало по ДТ 10408020/050813/0005538 товар:

- «Феназепам 1мг №50 таблетки упаковки ячейковые контурные основное действующее вещество: бромдигидрохлорфенилбензодиазепин, не для ветеринарии, не наркотические, не ядовитые, не сильнодействующие, производитель: ОАО «Валента Фармацевтика», код ТН ВЭД 3004 900002.

05.08.2013г. был разрешен выпуск товара №109 по указанной ДТ.

По факту поступившей информации из ОТНПТ и ТО от 12.12.2013г. №04-03-35/1927 о том, что декларантом по ДТ 10408020/050813/0005538 (товар №109) был ввезен с таможенной территории Таможенного союза «Фензепама таблетки» возможным нарушением запретов и ограничений, установленных таможенным законодательством ТС, таможенным органом проведена камеральная проверка.

По результатам проведенной проверки был составлен акт от 12 мая 2014 года.

В ходе камеральной проверки таможенным органом было установлено, что вывезенный обществом по ДТ №10408020/050813/0005538 товар №109 поименован в разделе 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012г. №134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования», в связи с чем Обществу было выставлено требование о предоставлении разовой лицензии на вывоз товара, заявленного по указанной ДТ.

В ответ на запрос общество сообщило, что на товар «Феназепам – таблетки» разовой лицензии на вывоз товара не требуется.

С целью уточнения сведений таможенным органом в адрес изготовителя спорного товара - ОАО «Валента Фармацевтика» был направлен запрос. В ответ на запрос ОАО «Валента Фармацевтика» сообщило, что феназепам (бромдигидрохлорфеил-бензодиазепин) входит в перечень 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами таможенного союза, но не включен в Перечень наркотических, психотропных и их рекурсов, подлежащих контроля в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.1998г.

Посчитав, что до перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Таможенного союза и на момент выпуска товаров Общество не представило документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, тем самым нарушило требования статьей 152, 179, 181, 183, 188, 205 ТК ТС, Решение комиссии Таможенного союза №687 от 22.06.2011г., 12 мая 2014 года должностным лицом таможенного органа в пределах полномочий, предоставленных статьей 28.3 КоАП РФ, в отсутствии законного представителя, был составлен протокол об административном правонарушении №10408000-289/2014.

Извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении было направлено в адрес законного представителя общества посредством телеграфной связи с получено последним 24 апреля 2014 года, согласно ответу оператора связи (л.д.10-11 АД, 2 том).

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместителем начальника Нижегородской таможни, в отсутствии законного представителя, 23 мая 2014 года было вынесено постановление №10408000-289/2014, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 КоАП и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000,00 руб.

Определением от 13.05.2014г. полученным посредством почтовой связи 16.05.2014г., законный представитель общества был извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д.121, 122 АД, 2 том).

Считая постановление таможенного органа о привлечении к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 16.3 КоАП, несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с правилами пункта 1 статьи 152, пунктов 1, 2 статьи 176, подпунктов 8, 10, 11 пункта 2 статьи 181, пункта 1 статьи 183, пункта 1 статьи 195, статей 205, 210 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением установленных и действующих запретов и ограничений. При помещении товаров под таможенную процедуру декларант обязан представить таможенному органу документы и сведения, необходимые для выпуска товаров, включая и те, которые подтверждают соблюдение установленных и действующих запретов и ограничений. При помещении товаров под таможенную процедуру «выпуска для внутреннего потребления» соблюдение установленных и действующих запретов и ограничений обязательно. Выпуск товаров возможен лишь при условии представления декларантом лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение установленных и действующих запретов и ограничений.

Согласно статье 4 Таможенного кодекса Таможенного союза запреты и ограничения - это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза;

В свою очередь, меры нетарифного регулирования - это комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза (часть 17 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ) одним из полномочий федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности является установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними.

В статье 32 указанного Закона предусмотрено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе применения таможенного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Согласно части 1 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

В силу части 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

Под запретами и ограничениями понимается комплекс мер применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничен.

Аналогичное определение нетарифного регулирования содержится в пункте 17 статьи 2 Федерального закона N 164-ФЗ - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

Нетарифные ограничения устанавливаются только для защиты государственной экономики и не регулируют перемещение тех товаров, которые могут нанести вред жизни или здоровью граждан, обороне и безопасности государства.

Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20.12.1998г., стороной которой является и Россия как правопреемник СССР, наркотические средства и психотропные вещества представляют собой серьезную угрозу для здоровья и благополучия людей и оказывают отрицательное воздействие на экономические, культурные и политические основы общества, создают угрозу для стабильности, безопасности и суверенитета государств. В силу чего стороны считают, что необходимы меры контроля за некоторыми веществами, в том числе прекурсорами, химическими веществами и растворителями, используемыми при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ.

Таким образом, в соответствии с международным законодательством ввоз прекурсоров подпадает под действие статьи 32 Федерального закона N 164-ФЗ.

Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 132 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» установлено, что Правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с 01.01.2010 обязаны применять к торговле с третьими странами запреты и ограничения к товарам, включенным в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень товаров) в соответствии с Положениями о применении ограничений. Уполномоченные государственные органы исполнительной власти государств - участников таможенного союза с 01.01.2010 обязаны осуществлять выдачу лицензий и разрешений на экспорт и импорт товаров в соответствии с Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009 «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами» и Положениями о применении ограничений и обеспечить в срок не позднее 01.07.2010 оформление лицензий и разрешений на экспорт и импорт товаров.

В силу пункта 3 Положения ввоз и (или) вывоз юридическими лицами наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется на основании разовых лицензий.

Согласно пункту 7 статьи 3 Соглашения Правительств - государств членов ЕврАзЭс от 09.06.2009г. «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли» заявитель (участник внешнеторговой деятельности) до таможенного декларирования товаров представляет оригинал лицензии в соответствующий таможенный орган, который при постановке лицензии на контроль выдает заявителю ее копию с отметкой таможенного органа о постановке на контроль.

Как предусмотрено в пункте 1 статьи 3 Соглашения Правительств - государств членов ЕврАзЭс от 09.06.2009г., уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств Сторон выдаются разовые, генеральные, исключительные лицензии. Выдача уполномоченным органом генеральных и исключительных лицензий осуществляется в случаях, предусмотренных решением Комиссии таможенного союза.

В целях реализации решений Межгосударственного совета ЕврАзЭС, являющегося высшим органом Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, издано Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 181 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", которым определен порядок и основания ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в зависимости от осуществления внешнеторговой деятельности с государствами - участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Положение о ввозе (вывозе) в пределах Таможенного союза) и с государствами, не являющимися таковыми (далее - Положение о ввозе (вывозе) вне пределов Таможенного союза).

Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 19 утверждены Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень), и Положения о применении ограничений. Согласно решению Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 132 "О Едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" установлено, что с 1 января 2010 г. правительства союзных государств применяют в торговле с третьими странами запреты и ограничения к товарам, включенным в Единый перечень, в соответствии с Положениями о применении ограничений.

В соответствии с Положением о ввозе (вывозе) в пределах Таможенного союза прекурсоры перемещаются без получения разовой лицензии Минпромторга России на основании разрешения ФСКН России (далее - разрешение) и, если они являются лекарственными средствами, сертификата Росздравнадзора (далее - сертификат). Перемещение наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня, осуществляется только государственными унитарными предприятиями. Для получения разрешения и сертификата необходимо приобщить к соответствующему заявлению копию лицензии, полученной в соответствии с Федеральным законом N 128-ФЗ (с ноября 2011 г. - в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ), а также если наркотические средства, психотропные вещества или прекурсоры являются лекарственными средствами, в Росздравнадзор необходимо представить копию сертификата качества либо иного документа, подтверждающего качество наркотического средства, психотропного вещества или прекурсора.

При осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, порядок ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров качественно отличается.

Так, перемещение внесенных в Единый перечень наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров возможно лишь при наличии разовой лицензии Минпромторга России, полученной в порядке, установленном ст. 3 Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г., заключенного между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - разовая лицензия).

Для получения разовой лицензии на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, внесенных одновременно в Перечень и Единый перечень, заявителем должны быть получены разрешение ФСКН России и, если они являются лекарственными средствами, сертификат Росздравнадзора.

Ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, включенных в Единый перечень и на внесенных в Перечень, осуществляется не основании разовой лицензии на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров без получения разрешения и сертификата (п.6 Положения о ввозе (вывозе) вне пределов Таможенного союза).

Ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, внесенных в Перечень и не включенных в Единый перечень, осуществляется при наличии разрешения и сертификата без получения разовой лицензии.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации", товар "феназепам" не внесен в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и товары с наименованием «Феназепам» по наименованию соотносятся с товарами, включенными в раздел 2.12. «Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами», утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии №134 от 16 августа 2012 г.

Соответственно, ввоз и (или) вывоз юридическими лицами данных товаров на основании требований п.6 «Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС», утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.03.2011 N 181, осуществляется на основании разовых лицензий Минпромторга России, полученной в порядке, установленном ст. 3 Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г.

С учетом изложенного, ввоз таблеток «феназепама» на территорию Российской Федерации допускается только на основании разовой лицензии Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенного союза.

Как видно из материалов дела общество осуществило вывоз с таможенной территории Таможенного союза и продекларировало по ДТ 10408020/050813/0005538 товар «Феназепам 1мг №50 таблетки упаковки ячейковые контурные основное действующее вещество: бромдигидрохлорфенилбензодиазепин, не для ветеринарии, не наркотические, не ядовитые, не сильнодействующие, производитель: ОАО «Валента Фармацевтика», код ТН ВЭД 3004900002.

Данный товар «Феназепам» задекларированный по ДТ №10408020/050813/0005538 (товар №109) поименован в разделе 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.

Согласно письму министерства промышленности и торговли Российской Федерации Управление по Волго-Вятскому району ввоз и вывоз вышеуказанного товара осуществляется на основании лицензии Минпромторга России.

Общество письмом от 07.02.2014г. сообщило Нижегородской таможне об отсутствии разовой лицензии на момент декларирования указанного товара.

Таким образом, установлен и подтвержден документально факт вывоза Обществом с таможенной территории Российской Федерации товара, содержащего в своем составе вещество, включенное в перечень наркотических, при отсутствии соответствующей лицензии.

Эти действия образуют событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Следовательно, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения Обществом законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.

Суд считает, что в данном случае Общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для выполнения условий, предусмотренных лицензией, что свидетельствуют о виновности юридического лица.

Таким образом, событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены совокупностью собранных административным органом доказательств по делу.

Исключительных оснований для признания выявленного правонарушения малозначительным судом не усматриваются.

Общество является профессиональным участником соответствующего товарного рынка лекарственных средств, следовательно, должно было знать о наличии всех необходимых сведений о товаре при его перемещении через таможенную границу и соблюдать требования таможенного законодательства.

Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено. Размер административного штрафа, наложенного на заявителя, соответствует низшему пределу санкции, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 КоАП.

В силу части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Вместе с тем при разрешении вопроса о соразмерности назначенного заявителю административного наказания тяжести совершенных правонарушений, суд полагает необходимым отметить общие цели административной ответственности в правовом государстве, установленным статьями 1. 2, 3.1 КоАП. характеризующиеся не только своей карательной функцией, но и функцией стимулирования позитивного развития охраняемых отношений, раскрывающие социальную ценность административной ответственности как средства, обеспечивающего становление правопорядка и дисциплины.

В силу части 1 статьи 3.1 КоАП административное наказание как мера административной ответственности применяется в целях предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. В данном же деле, исполнение назначенного оспариваемым постановлением наказания не отвечает целям превенции в правовом государстве.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 1 пункта 21 Постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, предусматривающих ответственность за конкретное административное правонарушение, и суд не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи. При этом при назначении административного наказания суды должны учитывать характер совершенного правонарушения, личность виновного, его финансовое (имущественное) положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Однако, Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25 февраля 2014 года № 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" и "ВОЛМЕТ", открытых акционерных обществ "Завод "Реконд", "Эксплуатационно-технический узел связи" и "Электронкомплекс", закрытых акционерных обществ "ГЕОТЕХНИКА П" и "РАНГ" и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Детская городская больница N 3 "Нейрон" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" указано, что применение мер административной ответственности преследует цели предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция), а также стимулирования правомерного поведения хозяйствующих субъектов и иных лиц.

Конституционный Суд Российской Федерации придерживается позиции о том, что публично-правовая ответственность дифференцируется в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. При этом дифференциация такой ответственности предопределяется конституционными принципами соразмерности и справедливости, которые в равной мере относятся как к физическим, так и к юридическим лицам (абзац 6 пункта 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 года N 11-П).

В пункте 4.3 мотивировочной части Постановления N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что помимо административного штрафа юридическим лицам могут быть назначены административные наказания в виде предупреждения, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения и административного приостановления деятельности. Однако, как следует из Особенной части данного Кодекса, в качестве наиболее распространенной меры административной ответственности юридических лиц выступает именно административный штраф, причем преимущественно на безальтернативной основе, что ограничивает возможность обеспечения индивидуализации административной ответственности юридических лиц определением - в рамках установленных соответствующей санкцией пределов - конкретного размера административного штрафа.

Применение же в отношении юридического лица административного штрафа, без учета указанных правил и критериев не исключает превращения такого штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что противоречит общеправовому принципу справедливости.

При этом, в системе действующего правового регулирования освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не может использоваться для целей учета имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица (пункт 4.3 мотивировочной части Постановления N 4-П).

Соответственно, в действующей системе правового регулирования применение в отношении юридического лица значительного по размеру нижнего предела административного штрафа не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, недопустимо в силу статей 17, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости.

Учитывая вышеизложенное, суд по данному конкретному делу полагает возможным уменьшить (снизить) размер административного штрафа назначенного заявителю до 50 000,00 рублей, поскольку считает, что данное наказание будет отвечать принципам справедливости наказания.

Согласно пункту 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 18-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

заявление общества с ограниченной ответственностью «Фармкомплект» (ОГРН 1025203727691; ИНН 5262036363), г.Н.Новгород, удовлетворить частично.

Постановление Нижегородской таможни от 23 мая 2014 года по делу об административном правонарушении №1048000-289/2014 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Фармкомплект» (ОГРН 1025203727691; ИНН 5262036363), г.Н.Новгород, к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей признать незаконным и отменить, в остальной части наложения штрафа в сумме 50 000 рублей оставить в силе.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-ти дневного срока со дня принятия.

Судья                                                                                                                          Г.И. Мустафаев