ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-1390/19 от 12.04.2019 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-1390/2019

г. Нижний Новгород     

Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено12 апреля 2019 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-60),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фёдоровым М.С.,

при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:

представителя заявителя: Антонова О.В. (по доверенности от 27.06.2018)

представителя заинтересованного лица: Шахина И.В. (по доверенности от 26.02.2019); Чемизова А.Г. (по доверенности от 14.12.2018)

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Татарстан заявление ООО «Промресурс», г.Казань, к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», г.Н.Новгород, о признании незаконным решение от 25.12.2018 об отказе в согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации; о признании незаконными действий, заключающиеся в том, что в обоснование отказа указываются ссылки на общие положения КВВТ РФ; о признании незаконными действий, заключающиеся в требовании представить для рассмотрению вопроса о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях в соответствии с Приказом Минтранса России №55 от 09.02.2018 план русловой съемки части внутреннего водного пути, составленного исключительно Федеральным бюджетным учреждением «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей»,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Промресурс» (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», г.Н.Новгород.

В своем заявлении общество, ссылаясь на КВВТ РФ, Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральный закон №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции», Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ №623 от 12.08.2010, Приказ Минтранса РФ №55 от 09.02.2018 «об утверждении Порядка согласования добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации», указывает на невозможность устранения нарушений по причине неопределенности отказа.

С позиции заявителя, со ссылками на письма Министерства транспорта РФ от 30.08.2018, Федерального агентства морского речного транспорта от 22.10.2018, законодательством не установлена обязанность выполнения плана русловой съемки части внутреннего пути силами и средствами только Администрации бассейна внутреннего водного пути.

Также с позиции заявителя, администрацией, располагающей информацией о судовом ходе, которая необходима и подлежит указанию в плане русловой съемки, умышленно не предоставляется данная информация, тем самым навязывается услуга, не являющаяся необходимой и обязательной, а именно: составление плана русловой съемки Федеральным бюджетным учреждением «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей».

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование.

Представители Администрации требование отклонили по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Как указывают представители Администрации, со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации №257 от 28.03.2012 «О лицензировании производства маркшейдерских работ», Постановление Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 №73 «Об утверждении Инструкции по производству маркшейдерских работ», установленный перечень маркшейдерских работ не включает такой вид работ, как выполнение русловых изысканий на внутренних водных путях, безопасность судоходства, вышеназванными законодательными актами не рассматривается.

По мнению представителей Администрации выполнять план русловой съемки части внутреннего водного пути имеют только уполномоченные организации, в том числе и ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей»..

Подробно позиция Администрации, изложена в письменно отзыве, дополнении к отзыву.

Заслушав представителей лиц, участвующий в деле, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим отклонению, в силу следующего.

ООО «Промресурс» обратилось в федеральное бюджетное учреждение "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" (далее - Учреждение, Администрация) с заявлением о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации на месторождении "Усть-Камское", расположенном на 1385,0-1395,0 км по судовому ходу реки Кама.

Учреждением 25.12.2018 на основании подпункта «а» пункта 11 Порядка согласования добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.02.2018 N 55 (далее - Приказ N 55), принято решение об отказе в согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации, поскольку представленный пакет документов не соответствует требованиям пункта 4 указанного Порядка.

В листе оценки комплектности документов указано, что план русловой съемки части внутреннего водного пути представлен Обществом с нарушением требований Приказа N 55 и выполнен с нарушением статей 3, 7, 8, 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Общество, посчитав решение об отказе в согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации нарушающим его права и законные интересы, а также посчитав незаконными действия Учреждения, заключающиеся в требовании представить для рассмотрения вопроса о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях в соответствии с Приказом Минтранса России №55 от 09.02.2018 план русловой съемки части внутреннего водного пути, составленный исключительно Федеральным бюджетным учреждением «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными  решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение  и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них  какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления, иных  органов,  должностных  лиц  арбитражный суд в  судебном  заседании осуществляет  проверку  оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает  наличие  полномочий у органа  или  лица,  которые  приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение  и  действия  (бездействие)  права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или  иному нормативному  правовому  акту и  нарушение  прав  и  законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих  полномочий  на принятие оспариваемого  акта, решения, совершение  оспариваемых  действий  (бездействия), а  также  обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу преамбулы Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» недрами является часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, а также право разработки полезных ископаемых.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях, а также добыча нерудных строительных материалов осуществляется по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте и государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

Процедура согласования администрацией бассейна внутренних водных путей добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации, планируемой к проведению в границах соответствующего бассейна внутренних водных путей установлена Порядком согласования добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденным Приказом N 55 и зарегистрированным в Минюсте России 20.03.2018 N 50414 (далее - Порядок).

Для получения решения о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации пользователь недр подает в администрацию в электронной форме или на бумажном носителе заявление о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации (пункт 2 Порядка).

В силу пункта 4 Порядка к заявлению прилагаются копии следующих документов:

а) учредительные документы (для юридического лица);

б) документ, удостоверяющий личность заявителя (для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя);

в) свидетельство о постановке на учет заявителя в налоговых органах;

г) технический проект разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых, согласованный и утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в части: мероприятий по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами; мероприятий по рациональному использованию и охране недр; мероприятий по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при пользовании недрами; информации о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель; объемов работ, сроков начала и завершения работ; порядка ввода эксплуатационных объектов в разработку; технико-экономических показателей разработки месторождения полезных ископаемых, в том числе уровней годовой добычи полезных ископаемых, степени извлечения основных и попутных полезных ископаемых из недр; срока выхода на проектную мощность; порядка и условий осуществления первичной переработки (обогащения) полезных ископаемых;

д) план русловой съемки части внутреннего водного пути с указанием на нем контура подсчета запасов, границ горного отвода и блоков разработки, судового хода и подходов к месторождению;

е) предыдущее решение о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации администрации бассейна внутренних водных путей (предоставляется в случае повторного рассмотрения документов).

Заявление и прилагаемые документы на бумажном носителе направляются в администрацию почтовым отправлением с описью вложения или представляются заявителем лично. Заявление и прилагаемые документы могут быть направлены в электронном виде по адресу электронной почты администрации. Заявление должно быть скреплено печатью заявителя (при наличии) и подписано заявителем, а случае его подачи в электронном виде подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (пункт 5 Порядка).

Заявление рассматривается в срок не более тридцати рабочих дней со дня его регистрации администрацией (пункт 7 Порядка).

В соответствии с пунктом 8 Порядка в рамках рассмотрения заявления администрация осуществляет оценку представленных заявителем документов, указанных в подпунктах "г" - "е" пункта 4 настоящего Порядка, на соответствие добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации требованиям нормативных правовых актов в области безопасности судоходства.

Решение о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации подписывается руководителем администрации или лицом, его замещающим, скрепляется печатью администрации и выдается лично или направляется заявителю на адрес электронной почты (при наличии) с последующей досылкой оригинала почтовым отправлением с уведомлением о вручении на почтовый адрес, указанный в заявлении, в день подписания (пункт 9 Порядка).

В силу пункта 11 Порядка основаниями для принятия администрацией решения об отказе в согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации являются:

а) подача заявления с нарушением пунктов 3 и 4 настоящего Порядка;

б) наличие в заявлении и (или) прилагаемых документах недостоверных сведений;

в) несоответствие добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях требованиям нормативных правовых актов в области безопасности судоходства при добыче общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации, в том числе в части обеспечения сохранности и видимости средств навигационного оборудования, установленных габаритов судовых ходов и навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов, обеспечения беспрепятственного прохода судов по внутренним водным путям Российской Федерации, отсутствия условий для временного изменения габаритов судового хода и его местоположения и (или) изменения организации движения судов за счет заявителя.

Решение об отказе в согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации подписывается руководителем администрации или лицом, его замещающим, скрепляется печатью администрации и выдается лично или направляется заявителю на адрес электронной почты (при наличии) с последующей досылкой оригинала почтовым отправлением с уведомлением о вручении на почтовый адрес, указанный в заявлении, в день подписания (пункт 12 Порядка).

Согласно материалам дела, в рассматриваемом случае участок добычи месторождении "Усть-Камское" на 1385,0-1395,0 км по судовому ходу реки Кама расположен в Волжском бассейне - ФБУ "Администрация Волжского бассейна".

Следовательно, решение принято уполномоченным органом, в соответствии с требованием пункта 12 Порядка, подписано руководителем и скреплено печатью Учреждения.

В качестве основания отказа в согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации на месторождении "Усть-Камское", расположенном на 1385,0-1395,0 км по судовому ходу реки Кама, в решении от 25.12.2018 указано на то, что представленный пакет документов не соответствует требованиям пункта 4 указанного Порядка.

В листе оценки комплектности документов указано, что план русловой съемки части внутреннего водного пути представлен Обществом с нарушением требований Приказа N 55 и выполнен с нарушением статей 3, 7, 8, 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Указанные статьи Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации регламентируют основные понятия, включая понятия администрации бассейна внутренних водных путей, судового хода, раскрывают понятие содержания внутренних водных путей, определяют функций администраций бассейнов внутренних водных путей. Сами по себе эти статьи не определяют комплектность и содержание документов, подаваемых в целях согласования добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации.

Как следует из пояснений представителей Учреждения, при рассмотрении материалов заявки ООО «Промресурс» решение об отказе в согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях РФ, принято на основании требований подпункта «а» пункта 11 и пункта 3, 4 порядка, требование которых основано только на оценке комплектности предоставленных материалов, установленным требованиям.

Некомплектность материалов заявки не предусматривает действий по рассмотрению остальных материалов заявки их оценки на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области безопасности судоходства.

Также представители Учреждения пояснили, что некомплектность связана с не принятием представленного обществом плана русловой съемки части внутреннего водного пути.

По мнению администрации, план русловой съемки части внутреннего водного пути, представленный обществом, составлен органом (организацией), не уполномоченной на проведение работ в части русловых изысканий на внутренних водных путях.

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Порядок согласования добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации не определяют организацию, которая составляет план русловой съемки части водного пути.

Вместе с тем в силу требований Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Аналогичные разъяснения даны в письме Федерального агентства морского и речного транспорта от 22.10.2018 N АП-28/11736.

Как следует из материалов дела, на основании плана месторождения "Усть-Камское", выполненного обществом с ограниченной ответственностью "ГеоМаркСервис" в 2017 году (л.д. 124,125), ООО «Промресурс» самостоятельно (что подтверждается штампом на плане русловой съемки, в отсутствие лицензии на производство указанных работ (доказательств обратного материалы дела не содержат), в отсутствии полномочий на подтверждение безопасности обеспечения судоходства и не обладая информацией по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов, составило план русловой съемки месторождения "Усть-Камское".

Более того, представленный план русловой съемки в нарушение подпункта "д" пункта 4 Порядка не содержит указаний судового хода.

В соответствии с абзацем 21 статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судовой ход - часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом.

Между тем, на представленном обществом плане судовой ход не содержит соответствующих актуальных навигационных знаков.

Поскольку представленный Обществом план не соответствует требованиям подпункта "д" пункта 4 Порядка (не содержит указаний судового хода, навигационных знаков ), Учреждение правомерно пришло к выводу о том, что представленный пакет документов не соответствует требованиям пункта 4 Порядка и на основании подпункта "а" пункта 11 Порядка приняло решение от 25.12.2018.

Более того, необходимо отметить, что ранее, общество обращалось в Учреждение с соответствующим заявлением, приложив аналогичный план русловой съемки месторождения "Усть-Камское". Решением от 04.06.2018 Учреждение отказало, со ссылкой на пункт 4 Порядка, статьи 3, 7, 8, 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации не имеет существенного значения для дела.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 01.10.2018 по делу №А43-25704/2018, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 25.12.2018, решение Учреждения признано законным.

Довод заявителя, со ссылками на статью 10 Гражданского кодекса РФ о неправомерности предъявления к заявителю при согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях требования о предоставлении русловой съемки месторождения, выполненной исключительно администрацией внутренних водных путей, судом рассмотрен и подлежит отклонению, как бездоказательный.

Согласно ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ РФ) администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 8 КВВТ РФ содержание внутренних водных путей, заключающееся в содержании судовых ходов  (в том числе проведение путевых работ и осуществление навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов), проведении работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к  причалам общего пользования, содержании судов технического флота (судов, предназначенных для выполнения путевых, навигационно-гидрографических,  вспомогательных работ и других связанных с содержанием  судовых ходов работ), содержании инфраструктуры внутренних водных путей, организация технологической  связи  организаций  внутреннего водного транспорта осуществляются за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной  деятельности, а также из других не запрещенных законом источников.

Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 года №623 утвержден Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (далее – Технический регламент), который устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности  объектов технического регулирования,  направленные  на  достижение  предусмотренных настоящим техническим регламентом  целей,  требования  к  маркировке  и правила ее нанесения, а также правила идентификации объектов регулирования.

К объектам технического регулирования в соответствии с подп. "в" п. 5 Технического регламента относятся объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включающие, в том числе судовые ходы, обозначенные навигационными знаками судоходной обстановки или иным способом; средства навигационного оборудования, а также согласно подп. "г" п. 5 Технического регламента - процессы эксплуатации и вывода из эксплуатации, связанные с объектами инфраструктуры внутреннего водного транспорта.

В соответствии с пунктом 418 Технического регламента (глубина, ширина и радиус закругления его оси) и судоходной обстановки устанавливаются Федеральным агентством морского и речного транспорта. Гарантированные габариты судового хода и выставление знаков судоходной обстановки обеспечивают организации, находящиеся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта.

Данные о границах участка водного пути, результатах промеров габаритов судового хода, выполненных тральных, дноуглубительных и дноочистительных работах, транспортных происшествиях,  установленных габаритах пути, а также схема расстановки  знаков судоходной  обстановки доводятся до сведения судовладельцев организациями, находящимися в ведении Федерального агентства морского и речного  транспорта (пункт 442 Технического регламента).

Согласно п. 4 ст. 7 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по внутренним водным путям, за исключением участков пограничных зон Российской Федерации, осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации Администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей: 1) навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов; путевые работы на внутренних водных путях; 3) содержание судоходных гидротехнических сооружений; 4) пропуск судов и иных плавучих объектов через судоходные гидротехнические сооружения; 5) диспетчерское регулирование движения судов и управление движением судов на участках внутренних водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания, и мониторинг движения судов на остальных участках внутренних водных путей; 6) организацию технологической связи на внутреннем водном транспорте; 7) государственный портовый контроль; 8) государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре, реестре арендованных иностранных судов, реестре строящихся судов; 9) дипломирование лиц командного состава судов и членов экипажей спортивных парусных судов; 10) выдачу удостоверений личности моряка в установленных случаях; 11) выдачу лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов в бассейне внутренних водных путей (далее - лоцманское удостоверение).

Ответственность за содержание внутренних водных путей, заключающееся в содержании судовых ходов (в том числе проведение путевых работ, промеров глубин, осуществление навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов) на 1385,0-1395,0 км по судовому ходу реки Кама на участке внутреннего водного пути возлагается на ФБУ "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей", что не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Согласно материалам дела, спорный план русловой съемки, представленный заявителем, на основании плана месторождения "Усть-Камское", выполнен обществом с ограниченной ответственностью "ГеоМаркСервис" (л.д. 124,125).

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что ООО «Промресурс» самостоятельно на вышеназванный план нанесен судовой ход и навигационные знаки.

В подтверждение полномочий на проведение работ по выполнению соответствующей съемки, по нанесению судового хода и навигационных знаков обществом представлены в материалы дела лицензии, выданные ООО «ГеоМаркСервис» от 30.09.2011 ПМ 432-004886 и ООО «Промресурс» от 23.07.2018 №ПМ 43-006264 на осуществление производство маркшейдерских работ.

Согласно названным лицензиям ООО «ГеоМаркСервис» и ООО «Промресурс» выполняют следующие виды работ в составе производство маркшейдерских работ:

            - пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации:

            - наблюдение за состоянием горных отводов и обоснование их границ;

            - ведение горной графической документации;

            - учет и обоснование объемов горных разработок;

            -  определение опасных зон горных разработок, а также мер по охране горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами, проектирование маркшейдерских работ.

При этом, ни ООО «ГеоМаркСервис», ни ООО «Промресурс» не имеют соответствующего разрешения на проведения работ в области геодезической и картографической деятельности (доказательств такового в материалы дела не представлено), предусмотренной Федеральным законом №431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 N 73 утверждена «Инструкции по производству маркшейдерских работ», пунктом 2 которой предусмотрено, что ее требования являются обязательными для всех организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию объектов по добыче и переработке полезных ископаемых, а также объектов пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

В соответствии со статьей 24 Закона о недрах одним из основных требований по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, является проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон.

Безопасность судоходства, вышеуказанными нормативными актами не рассматривается.

Таким образом, составленный ООО «ГеоМаркСервис» и ООО «Промресурс» план русловой съемки, в отсутствии соответствующего разрешения на проведение работ в области геодезической и картографической деятельности, а также в отсутствии у обществ полномочий на подтверждение безопасности судоходства месторождения "Усть-Камское" при проведении работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях РФ, правомерно не принят уполномоченным органом.

В ответе от 17.12.2018 №22-05/52 на обращение ООО «Промресурс» от 14.11.2018, Учреждение сообщило, что выполнять планы русловых съемок могут организации, имеющие соответствующие квалификации и уполномоченные на проведение работ в соответствии с законодательством РФ, в том числе и Администрация бассейна внутренних водных путей.

ФБУ «Администрация Волжского бассейна» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года №1748-р является подведомственным Федеральному агентству морского и речного транспорта федеральным бюджетным учреждением и осуществляет функции администрации Волжского бассейна внутренних водных путей по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта в соответствии с КВВТ РФ и законодательством Российской Федерации в области внутреннего водного транспорта.

 ФБУ «Администрация Волжского бассейна» осуществляет свои полномочия в Волжском бассейне внутренних водных путей.

Целями деятельности ФБУ «Администрация Волжского бассейна» являются:

1) эксплуатация и развитие внутренних водных путей и гидротехнических сооружений;

2) обеспечение судоходства на внутренних  водных путях, безопасности судоходных гидротехнических сооружений.

Администрация осуществляет основные виды деятельности, предусмотренные настоящим Уставом, имеет право осуществлять определенную настоящим Уставом приносящую доход деятельность, служащую достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям (п.2.1).

Виды деятельности, установленными целями деятельности и/или утвержденными Федеральным агентством морского и речного транспорта государственными заданиями ФБУ  «Администрация  Волжского  бассейна» перечислены в пункте 3.2.1. Устава.

При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 3.4 Устава проведение изыскательских работ на внутренних водных путях РФ, осуществляемых сверх параметров, установленных Госзаданием, относится к видам деятельности, осуществляемым ФБУ «Администрация Волжского бассейна» на возмездной основе.

В силу вышеизложенного довод заявителя об умышленном не представлении Администрацией информации о судовом ходе, о нарушении Федерального закона №210-ФЗ при рассмотрении вопроса о предоставлении информации о судовом ходе на безвозмездной основе судом также подлежит отклонению.

Утверждения заявителя со ссылкой на статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что Администрацией умышленно создаются препятствия для осуществления Обществом своих гражданских прав, суд находит также бездоказательными.

Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.

Планы русловых съемок части внутреннего водного пути – это конечный материал камеральной обработки данных русловых изысканий, которые необходимо выполнить.

Указанный Порядок №55 устанавливает процедуру согласования администрацией бассейна внутренних водных путей добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации, планируемой к проведению в границах соответствующего бассейна внутренних водных путей.

Проведение русловой съемки возможно только на договорной основе за определенную плату.

С учетом указанных норм действующего законодательства суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решение Администрации об отказе в согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации, для признания незаконными действий выраженных в исключении определенности в вопросе о причине отказа и способе устранения, для признания незаконными действий, заключающихся в требовании представить план русловой съемки, составленный исключительно ФБУ «Администрация волжского бассейна внутренних водных путей».

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В силу вышеизложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей  110  Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, поскольку заявленные требования удовлетворению не подлежат, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 000 руб. относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110,  67-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

обществу с ограниченной ответственностью «Промресурс», г.Казань Республика Татарстан (ИНН 1659172564), в удовлетворении заявления отказать.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента его принятия.

Судья                                                                                                   Л.В. Соколова