ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-14015/2011 от 28.10.2011 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-14015/2011

г. Нижний Новгород 23 декабря 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2011 года

Решение изготовлено в полном объеме 23 декабря 2011 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи  Кабанова Владимира Петровича (шифр 42-342),

при ведении протокола судебного заседания секретарем Солдатовой О.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Нижегородская аптечная сеть» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Нижний Новгород, о признании незаконным решения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области № 311-05-17-6610/11 от 31.03.2011 года,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя:   ФИО1, по доверенности № 78/11 от 28.06.2011 года;

от ответчика:   ФИО2, по доверенности № 07-172 от 22.12.2010 года;

Установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Нижегородская аптечная сеть» (далее – ОАО «НАС», заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным решения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее – ответчик, Министерство) № 311-05-17-6610/11 от 31.03.2011 года, указав, что 23.03.2011 года ОАО «Нижегородская аптечная сеть» обратилось в Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены, здания строения сооружения, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Нижегородский район, курортный <...>, Санаторий «Зеленый Город».

Письмом № 311-05-17-6610/11 от 31.03.2011 года Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области на заявление ОАО «НАС» о предоставлении земельного участка в собственность было отказано. Общество считает данный отказ незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

ОАО «Нижегородская аптечная сеть» на праве собственности принадлежит: помещение, назначение: нежилое, общая площадь 331,1 кв.м., этаж 1, адрес: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, курортный поселок Зеленый город, д.15, пом.П1, Санаторий Зеленый город.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В указанном письме в качестве оснований отказа предоставления в собственность запрашиваемого земельного участка указывалось на то, что в соответствии со ст.27,95 ФЗ РФ от 14.03.1995 года № 22-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Нижегородской области» земельные участки, отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий, не предоставляются в частную собственность.

Также было указано на то, что в соответствии с п.8 ст.   28Федерального закона от 21.12.2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Однако в соответствии с п.1 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2)земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, «земли населенных пунктов» и «земли особо охраняемых территорий и объектов», это две совершенно разные категории земель с разным правовым режимом.

В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 15.08.2007 года № 1181-р редакция пункта 4 распоряжения Правительства Нижегородской области от 23.03.2006 года №191-р «Об утверждении площади, границ и Паспорта памятника природы регионального (областного) значения «Зеленый Город» изменена: «Пункт 4 распоряжения изложить в следующей редакции: «4. Отнести земли, на которых расположен памятник природы, к категории «земли населенных пунктов».

Следовательно, по мнению представителя общества, земли, на которых расположен указанный памятник природы, отнесены не к категории «земли особо охраняемых территорий и объектов», а к категории «земли населенных пунктов». Таким образом, всоответствии с указанным распоряжением правительства Нижегородской области №1181-  р земли к.п. Зеленый город утратили статус земель особо охраняемых территорий и объектов, а, следовательно, правовой режим, а также все соответствующие ограничения земель особо охраняемых территорий и объектов не распространяется на запрашиваемый земельный участок.

В отказе Министерства имущества и земельных ресурсов Нижегородской области
 также было указано на то, что в соответствии с распоряжением Правительства
 Нижегородской области от 23.03.2006 года №191-р территория санатория «Зеленый город» входит в состав памятника природы регионального (областного) значения, на территории государственного памятника природы запрещается приватизация и продажа земель.

Однако, территория указанного в ответе исх. № 311-05-17-6610/11 от 31.03.2011 года санатория «Зеленый город» согласно кадастровому паспорту №К-В(ГКУ)/11-58768 от 11 апреля 2011 года сформирована, границы этой территории определены и поставлены на государственный кадастровый учет, именно как «земли населенных пунктов», а не как земли «особо охраняемых территорий». Следовательно, информация о категории земель, на которых расположен курортный поселок «Зеленый город» содержится в государственном кадастре недвижимости.

Кроме того, в соответствии с утвержденными границами земельного участка санатория «Зеленый город» (земельного участка с кадастровым номером 52:18:0100021:19) помещения принадлежащее на праве собственности ОАО «НАС», а также запрашиваемый ОАО «НАС» всобственность земельный участок находится за пределами (не в границах) территории земельного участка предоставленного санаторию «Зеленый город» впостоянное бессрочное пользование.

В список хозяйствующих объектов, расположенных на территории памятника
 природы регионального (областного) значения «Зеленый Город» (приложение №2 к Паспорту памятника природы регионального (областного значения) «Зеленый город») утвержденном распоряжением Правительства Нижегородской области от 23.03.2006 года №191-р, помещение, принадлежащее на праве собственности ОАО «НАС», а также здание, в котором оно расположено, не входят.

Таким образом, отдельным охраняемым объектом памятника природы, помещение, принадлежащее ОАО «НАС»  не является и расположено не в границах памятника природы регионального (областного значения) «Зеленый город», поскольку не включено в вышеуказанный список хозяйствующих объектов.

В отказе Министерства имущества и земельных ресурсов Нижегородской области также было указано на то, что ОАО «НАС» является собственником только части (331,1 кв.м.) здания, общая площадь которого составляет 376,6 кв.м. Следовательно, в силу ст.36 ЗК РФ, а также в силу п.4 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 №178-ФЗ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность, с учетом долей в праве собственности на здание.

Указанные правовые нормы регулируют отношения по формированию и приобретению в собственность или аренду только неделимых земельных участков.

Однако, запрашиваемый ОАО «НАС» земельный участок не сформирован, границы его не утверждены, на кадастровый учет он не поставлен, следовательно, статус запрашиваемого земельного участка как неделимого в установленном законом порядке не определен и документально не подтвержден. Следовательно, нормы права, регулирующие отношения гражданского оборота неделимых земельных участков, в отношении запрашиваемого земельного участка не применяются.

Кроме того, запрашиваемый земельный участок, какими-либо признаками неделимости не обладает.

Указанное здание со встроенным жилым помещением является одноэтажным, прямоугольной формы, подвала не имеет. Застроенная часть под жилым помещением (площадью 45,5 кв.м.) и прилегающая к нему территория может быть выделена в отдельный участок при межевании и формировании границ, так как никаких помещений других собственников ни над жилым помещением, ни под ним не имеется.

ОАО «НАС» просит признать незаконным решение №311-05-17-6610/11 от 31 марта 2011 года Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования и в соответствии с п.5 ст. 201 АПК РФ дополнительно просил обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления в собственность ОАО «Нижегородская аптечная сеть» земельного участка ориентировочной площадью 2 500 кв.м., расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Нижегородский район, к.п. Зеленый город, санаторий «Зеленый город», 15 в заявленных ОАО «НАС» границах, которые будут уточнены при проведении межевых работ.

Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в отзыве на заявление и в судебном заседании требование заявителя отклонило, полагая отказ в государственной регистрации права законным и обоснованным.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв. После перерыва рассмотрение дела было продолжено.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле и изучив представленные в материалы дела документы, суд установил следующие обстоятельства необходимые для разрешения спора.

В собственности ОАО «Нижегородская аптечная сеть» находится нежилое здание общей площадью 331,1 кв.м., этаж 1, расположенное по адресу: город Нижний Новгород, курортный поселок Зеленый город, д.15, пом.П1, санаторий Зеленый город. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 52 АГ №580868 от 15.10.2010 года, выданного взамен свидетельства серия АВ №284015 от 17.12.2007 года.

23.03.2011 года ОАО «Нижегородская аптечная сеть» обратилось в Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены здания, строения, сооружения, кадастровый номер отсутствует, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, курортный поселок Зеленый город, д.15, санаторий Зеленый город.

31.03.2011 года Министерство письмом №311-05-17-6610/11 отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на указанный выше земельный участок. Согласно позиции регистрирующего органа, изложенной в письме, испрашиваемый земельный участок входит в состав территории памятника природы регионального (областного) значения, что следует из распоряжения Правительства Нижегородской области от 23.03.2006г. №191-р, и не может быть представлено в частную собственность.

Посчитав данный отказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно ч. 1, 3 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок находится на территории памятника природы регионального (областного) значения «Зеленый город».

Вышеназванному памятнику природы согласно Паспорту, утвержденному распоряжением Правительства Нижегородской области от 23.03.2006 г. № 191-р, присвоен статус памятника решениями Горьковского облисполкома от 20.10.1965 года № 915, Нижегородского областного Совета Народных депутатов от 22.03.1994 года № 57-м.

В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Во исполнение данной нормы права площадь памятника природы, его границы, а также особый режим охраны памятника установлены паспортом на памятник природы регионального (областного) значения «Зеленый город», утвержденным распоряжением Правительства Нижегородской области от 23.03.2006 года № 191-р.

Согласно вышеназванному паспорту на территории памятника природы запрещается приватизация земель.

В соответствии с п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) предусмотрено ограничение в обороте земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанных в п. 4 ст. 27 Кодекса.

В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона РФ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Утвержденным паспортом на памятник природы регионального (областного) значения «Зеленый город» также установлен запрет на приватизацию земель.

Согласно п. 2 ст. 95 Кодекса земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

Согласно п. 1, 3, 4, 6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон) с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

3. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

4. Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.

6. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Учитывая вышеизложенное, право собственности Нижегородской области на земельный участок, занятый памятником природы регионального (областного) значения «Зеленый город», возникло в силу закона и не зависит от наличия государственной регистрации права, что подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 20.01.2010 г. № 18-Впр09-94.

В данном определении Верховный Суд РФ делает вывод о том, что не имеет правового значения то, что до настоящего времени не произведена государственная регистрация права собственности (в данном случае право собственности Нижегородской области) на спорный земельный участок, поскольку он относится к особо охраняемым природным территориям, имеющим региональное значение.

Таким образом, испрашиваемый земельный участок уже имеет собственника.

Согласно Распоряжению Правительства Нижегородской области от 23.03.2006 N191-Р «Об утверждении площади границ и паспорта памятника природы регионального (областного) значения «Зеленый город» (в редакции распоряжения Правительства Нижегородской области от 15.08.2007 N 1181-р), на территории государственного памятника природы запрещается в том числе:

- передача земель другим юридическим и физическим лицам с изменением установленного режима использования земель;

- приватизация и продажа земель;

- предоставление земельных участков для садоводства и огородничества.

В соответствии с п.2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Рассматривая довод заявителя о том, что испрашиваемый земельный участок согласно выписке из кадастрового паспорта относится к категории земель «земли населенных пунктов» и не может относиться к категории «земли особо охраняемых территорий и объектов» арбитражный суд установил следующее.

Согласно пункту 1 статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.

В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение (п. 10 ст. 85 ЗК РФ).

Пунктом 12 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Учитывая изложенное, отнесение в черте поселения (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории земли поселений (населенных пунктов) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в п. 1 ст. 7 ЗК РФ.

Довод заявителя, о том, что объект, находящийся в его собственности, не находится на территории санатория «Зеленый город», и заявитель не поименован в Приложении № 2 к Паспорту на памятник природы регионального (областного) значения «Зеленый город» как хозяйствующий объект суд считает несостоятельным в силу следующего.

Обращаясь в министерство с заявлением о выкупе земельного участка, заявитель указал адрес земельного участка, и объекта недвижимости город Нижний Новгород, Нижегородский район, курортный поселок Зеленый город, д. 15, санаторий «Зеленый город». Такой же адрес указан в техническом паспорте на помещение. Учитывая, что «Санаторий «Зеленый город» поименован в указанном приложении как хозяйствующий объект, то необходимости указывать заявителя в качестве хозяйствующего объекта не имелось.

Установлено, что заявитель обладает правом собственности на помещение 1, общей площадью 331,1 кв.м., этаж 1, расположенного по адресу: Нижегородская область,  г. Нижний Новгород, курортный поселок Зеленый город, д. 15, санаторий Зеленый город, следовательно является собственником только части объекта.

В соответствии с п. 3 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Между тем, в нарушение данной нормы права ОАО «Нижегородская аптечная сеть» обратилось единолично без совместного обращения сособственника объекта недвижимости.

Учитывая вышеизложенное, суд считает решение министерства № 311-05-17-6610/11 от 31.03.2011 года законным и обоснованным, следовательно, заявление ОАО «Нижегородская аптечная сеть» удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 180-181, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Нижегородская аптечная сеть» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Нижний Новгород, о признании незаконным решения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области № 311-05-17-6610/11 от 31.03.2011 года - отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья В.П. Кабанов