ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-14250/20 от 21.10.2020 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-14250/2020

г.Нижний Новгород 06 ноября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 октября 2020 года

Полный текст решения составлен 06 ноября 2020 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Бычихиной С. А. (шифр 31-436),

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО2

(ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к ГУ - Нижегородскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ

(ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Филиала № 27

о признании недействительным решения от 12.02.2020,

при участии:

представителя ответчика – ФИО3, по доверенности от 03.08.2020,

в отсутствие представителя истца,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – заявитель, ИП ФИО2, страхователь) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к ГУ - Нижегородскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ в лице Филиала №27 (далее – ответчик, Фонд) о признании недействительным решения от 12.02.2020.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что выводы и позиция Фонда не соответствуют действительности и нарушают ее права.

Ответчик предъявленные требования не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве на заявления, полагает оспариваемое решение законным и обоснованным.

Из материалов дела следует, что 12.02.2020 директором филиала №27 принято решение №386 ПДС о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные ИП ФИО2 с нарушением законодательства РФ, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, в сумме 59 087 рублей.

Считая решение №386 ПДС от 12.02.2020 не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона №165-ФЗ). При этом обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице (статья 10 Закона №165-ФЗ).

Статьей 8 Закона №81-ФЗ и пунктом 1 статьи 14 Закона №255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам устанавливается женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, в размере среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.

В силу части 1.1 статьи 14 Закона №255-ФЗ, в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц 4 ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Из материалов дела следует, что страхователем произведены расходы за период с 22.05.2018 по 08.10.2018 в сумме 59 087 руб. на выплаты пособия по беременности и родам ФИО4 и за период с 20.08.2018 по 06.01.2019 в сумме 59 087 руб. на выплаты пособия по беременности и родам ФИО5;

ФИО4 и ФИО5 длительное время - с начала трудовой деятельности у ИП ФИО2 до месяца наступления страхового случая -работали на условиях неполного рабочего времени (по 4 часа в день, т.е. 0,5 ставки). При этом их заработная плата с учетом районного коэффициента была менее минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).

С первого числа месяца, в котором наступал страховой случай (отпуск по беременности и родам), ИП ФИО2 устанавливал ФИО4 и ФИО5 режим полного рабочего времени. В указанных месяцах (май 2018 г. и август 2018 г. соответственно) ФИО4 и ФИО5 отработали 7 и 6 рабочих дней.

Для назначения и выплаты ФИО4 и ФИО5 пособий по беременности и родам ИП ФИО2 в филиал № 27 ГУ-НРО ФСС РФ направлены реестры сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в которых в графе 41 «Сведения о неполном рабочем времени (размер ставки)» информация отсутствовала, что указывало на работу застрахованных лиц на условиях полного рабочего времени.

Средняя заработная плата ФИО4 за месяц составила 5 362,82 руб., включая районный коэффициент, в то время как МРОТ с 1 мая 2018 г. составил 11 163 руб., с учетом районного коэффициента - 12 837,45 руб.

Средняя заработная плата ФИО5 за месяц составила 8 411,61 руб., включая районный коэффициент, в то время как МРОТ с 1 мая 2018 г. составил 11 163 руб., с учетом районного коэффициента - 12 837,45 руб.

Между тем, ФИО4 и ФИО5 длительный период до наступления страхового случая работали на условиях неполного рабочего дня.

Последующий перевод на полный рабочий день (на 6 и 7 рабочих дней до момента ухода в отпуск по беременности и родам) суд оценивает критически. Перевод был бы экономически обоснован в том случае, если для этого имелась действительная производственная необходимость работодателя (изменение штатов сотрудников, структуры производства, графиков работы магазина и иные экономические причины). В данном же случае доказательства наличия таких причин в материалах дела отсутствуют.

Более того, в исковом заявлении (стр. 3) сам страхователь подтверждает, что не произошло изменение факторов производственной среды.

Из дополнительных соглашений к трудовым договорам, приказов о переводе на другую работы, иных документов, имеющихся в материалах дела, не усматривается изменение производственных факторов; графики сменности в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, судом не усматривается наличие действительных экономических (производственных) оснований для перевода указанных работников на полную ставку за несколько дней до их ухода в отпуск по беременности и родам.

Следовательно, Фонд при расчете пособия правомерно исходил из ранее установленного данным работникам неполного рабочего времени.

В соответствии с п. 1.1 ст. 14 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 г. №343-ФЗ) в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Таким образом, при расчете пособия по беременности и родам ФИО4 и ФИО5 страхователю необходимо было учесть этот факт и произвести расчет пособия по беременности и родам пропорционально продолжительности рабочего времени работника.

Из представленных ИП ФИО2 документов Фондом установлено, что ФИО4 в период с 1 мая 2017 г. по 4 мая 2018 г. (т.е. в течение 12 месяцев до месяца наступления страхового случая), а ФИО5 в период с 1 сентября 2017 г. по 1 августа 2018 г. (т.е. в течение 11 месяцев до месяца наступления страхового случая) работали по 4 часа в день (0,5 ставки), поэтому в соответствии с ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ пособия по беременности и родам должны быть исчислены из МРОТ с учетом 0,5 ставки и должны составлять:

-для ФИО4 за период с 22 мая 2018 г. по 8 октября 2018 г. -29 543,50 руб. (367 руб. * 0,5 * 1,15 * 140 календарных дней);

-для ФИО5 за период с 20 августа 2018 г. по 6 января 2019 г. -29 543,50 руб. (367 руб. * 0,5 * 1,15 * 140 календарных дней).

Указанный расчет Фонда произведен исходя из фактически сложившихся трудовых правоотношений, а не из их документального оформления за несколько дней до ухода в отпуск и соответствует требованиям вышеназванных нормативных документов: исчислен исходя из МРОТ пропорционально отработанному времени с учетом районного коэффициента, как требуется согласно ч. 1.1 статьи 14 Федерального закона № 255. При этом порядок исчисления Фондом пособия соответствует и позиции самой ИП ФИО2, изложенной в возражениях на дополнение к отзыву, где ИП ФИО2 обращает внимание, что пособие должно исчисляться исходя из МРОТ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение № 375).

Пунктом 11(1) Положения № 375 предусмотрено, что в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

Согласно п. 15 Положения № 375 во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с п. 23 настоящего Положения.

В пунктах 15(1)-15(3) Положения № 375 установлен порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В соответствии с п. 15(3) Положения № 375 в случаях, указанных в п. 11(1) настоящего Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.

Согласно п. 16 Положения № 375 в случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 15(1)-15(3) настоящего Положения.

В случае если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в таком же порядке, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.

Таким образом, расчет Фонда соответствует требованиям изложенных нормативных документов и фактическим обстоятельствам рассматриваемой ситуации. Ошибок в расчете судом не установлено.

На основании изложенного, расходы, излишне понесенные филиалом № 27 ГУ-НРО ФСС РФ в связи с недостоверностью представленных ИП ФИО2 сведений, подлежат возмещению страхователем в общей сумме 59 087,00 руб.

Следовательно, правовые основания для удовлетворения заявления ИП ФИО2 о признании недействительным решения Фонда № 386 ПДС отсутствуют.

Судебные расходы, понесенные заявителем и состоящие из государственной пошлины, относятся на заявителя.

Учитывая выше изложенное и, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО2 отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) в течение месяца со дня его принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 АПК РФ.

Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 АПК РФ при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы (в том числе и в электронном виде) подаются через Арбитражный суд Нижегородской области.

Судья С.А. Бычихина