ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-14374/13 от 28.01.2014 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-14374/2013

г. Нижний Новгород 04 февраля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2014 года

Решение изготовлено в полном объеме 04 февраля 2014 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Камановой Марии Николаевны (шифр 14-345),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковой К.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по иску   общества с ограниченной ответственностью «Дом Торговли» (ИНН<***>, ОГРН<***>), г.Н.Новгород,

к ответчику  : Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г.Москва, в лице филиала по Нижегородской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Н.Новгород,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора  :

1) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Н.Новгород,

2) Администрации г.Н.Новгорода, г.Н.Новгород,

об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной

при участии в заседании представителей:

от истца:   ФИО1 – доверенность от 27 ноября 2013 года,

от ответчика:   не явился,

от третьих лиц:   не явились,

установил:   общество с ограниченной ответственностью «Дом Торговли» (ИНН<***>, ОГРН<***>), г.Н.Новгород, обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г.Москва в лице филиала по Нижегородской области, г.Н.Новгород, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, г.Н.Новгород, Администрации г.Н.Новгорода, г.Н.Новгород, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030089:629 общей площадью 14616 кв.м., расположенного по адресу: <...> (литера В) в размере его рыночной стоимости в сумме 25217000 руб., на основании статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал.

Ответчик явку представителя в суд не обеспечил, письменного отзыва на иск не представил, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Третьи лица явку представителей в суд не обеспечили. Ранее Управление Росреестра по Нижегородской области в письменном отзыве на иск сообщило, что кадастровая стоимость земельного участка была определена методом массовой оценки в размере 139749130 руб. 08 коп. на основании Приложения № 2 к постановлению правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года № 358. По существу иск заявлен о замене кадастровой стоимости земельного участка на рыночную, поэтому основной предмет доказывания действительная рыночная стоимость участка. Органом, осуществляющим полномочия по определению кадастровой стоимости, является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Администрация г.Н.Новгорода письменного отзыва на иск по существу исковых требований не представила, в судебном заседании оспаривала представленный истцом отчет, в связи с чем на основании заявленного третьим лицом ходатайства по делу была назначена судебная экспертиза.

По правилам пунктов 1, 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор рассмотрен по представленным доказательствам без участия ответчика и третьих лиц.

Дело рассмотрено, и резолютивная часть решения суда объявлена 28 января 2014 года.

На основании пункта 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление решения суда в полном объеме откладывалось на 04 февраля 2014 года.

Как следует из представленных в дело документов, общество с ограниченной ответственностью «Дом Торговли» является собственником земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030089:629, общей площадью 14616 кв.м., расположенного по адресу: <...> (литера В), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 52 АД №610720 от 15 января 2013 года.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010г. № 358 были утверждены результаты государственный кадастровый оценки участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01.01.2007г.

Согласно кадастровой справке из государственного кадастра недвижимости от 17 сентября 2013 года кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 52:18:0030089:629 составляет 139749130 руб. 08 коп.

В силу статей 65, 66 Земельного Кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии со ст. 390 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется, как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 кодекса, следовательно, размер подлежащего уплате земельного налога напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка.

С целью оптимизации налогового бремени ООО «Дом Торговли» произвело определение рыночной стоимости спорного земельного участка.

Согласно отчету № 337/2013 от 25 сентября 2013 года, подготовленному оценщиком ФИО2 (членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков»), рыночная стоимость участка с кадастровым номером 52:18:0030089:629 на 01.01.2007г. составляла 25217000 руб., что менее кадастровой стоимости, внесенной в ГКН.

С целью установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости ООО «Дом Торговли» обратилось в суд с настоящим иском.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав представителя истца, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с п.1 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316 и определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (п.1 Правил). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п.10 Правил).

Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков устанавливает правовой характер этих результатов. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, полученные при проведении государственной кадастровой оценки земель и утвержденные администрацией субъекта, являются обязательными к применению для установленных законом целей.

Однако в силу п.3 ст.3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

При этом права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011г. №913/11).

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Заявленное истцом требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.

Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Следовательно, надлежащим ответчиком по делу в данном случае следует признать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Нижегородской области, осуществляющее ведение государственного кадастра недвижимости по спорному участку.

Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").

При этом то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010г. № 358 были утверждены результаты государственный кадастровый оценки участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01.01.2007г. На эту же дату истцом определена рыночная стоимость спорного земельного участка.

Третьим лицом Администрацией г.Н.Новгорода с целью подтверждения своих возражений на иск, по которым Администрация считала определенную обществом рыночную стоимость земельного участка заниженной, было заявлено ходатайство о назначении экспертизы.

По данному ходатайству по делу была назначена судебная оценочная экспертиза.

На разрешение эксперта был поставлен следующий вопрос:

- какова рыночная стоимость земельного участка, площадью 21000 кв.м., кадастровый номер 52:18:0030089:629, расположенного по адресу: <...> (литера В), на 01 января 2007 года?

Проведение экспертизы рыночной стоимости земельного участка поручалось эксперту ФБУ Приволжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции РФ ФИО3.

Согласно заключению эксперта рыночная стоимость исследуемого земельного участка на 01 января 2007 года составляла 24778578 руб.

Поскольку представленные доказательства подтверждают несоответствие кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, рыночной стоимости данного земельного участка, требование ООО «Дом Торговли» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости является правомерным и подлежит удовлетворению на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

Установленная судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости с момента вступления решения суда в законную силу.

Судебные расходы по делу в виде госпошлины в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на надлежащего ответчика – ФГБУ «ФКП Росреестра», и подлежат взысканию в пользу истца.

В рассматриваемом споре Администрация г.Н.Новгорода понесла расходы по оплате услуг эксперта на сумму 11680 руб. 00 коп.

Учитывая незначительное расхождение рыночной стоимости спорного земельного участка, установленной в представленном истцом расчете, с рыночной стоимостью, установленной в заключении экспертизы, суд приходит к выводу о несостоятельности заявленных третьим лицом возражений, и отсутствии оснований возложения расходов на оплату услуг эксперта, понесенных Администрацией, на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

иск общества с ограниченной ответственностью «Дом Торговли» (ИНН<***>, ОГРН<***>), г.Н.Новгород, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030089:629, общей площадью 14616 кв.м., расположенного по адресу: <...> (литера В), в размере 25217000 рублей.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г.Москва, в лице филиала по Нижегородской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Н.Новгород, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Дом Торговли» (ИНН<***>, ОГРН<***>), <...> руб. расходов по делу в виде государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца и может быть обжаловано в установленном законом порядке в Первый арбитражный апелляционный суд (г.Владимир) через Арбитражный суд Нижегородской области.

Судья М.Н. Каманова