ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-15259/20 от 28.02.2022 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-15259/2020

г. Нижний Новгород 04 марта 2022 года

Резолютивная часть решения оглашена 28 февраля 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 04 марта 2022 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Чепурных Марии Григорьевны (вн. шифр 43-304), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кудряшовой А.Г., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО "ГазЭнергоСтрой - Экологические технологии" (ОГРН 1157746575205, ИНН 7729465328) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 20.02.2020 №29-вн,

в присутствии представителей сторон:

от Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия: Белоусова И.А. (доверенность от 11.05.2021),

установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ООО "ГазЭнергоСтрой - Экологические технологии" (далее - заявитель, общество) с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - административный орган, Управление) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 20.02.2020 №29-вн.

По мнению заявителя, оспариваемое предписание не отвечает признаку исполнимости, не содержит выводов относительно конкретных действий, которые должно предпринять общество для исполнения указанного предписания или констатацию факта принятия обществом должных мер для исполнения предписания, невозможно установить факт исполнения предписания в рамках внеплановой документарной проверки, данное предписание содержит незаконные требования.

По существу вмененных правонарушений общество отмечает, что требования оспариваемого предписания возлагают на общество неисполнимые и не предусмотренные законодательством обязательства.

Обществом выполнены все условия, установленные законодательством (законом № 184-ФЗ, Заключением ГЭЭ № 5), по отнесению к продукции (сырью) минерального зольного остатка.Обществом приняты все зависящие от него меры, а также были полностью исполнены требования законодательства, в частности требования ст.18 Закона № 89-ФЗ в части разработки Обществом ПНООЛР и направления его в Управление для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В представленном Управлением приказе об отказе в утверждении отсутствует информация о каких-либо арифметических ошибках, допущенных Обществом при разработке ПНООЛР.Все представленные замечания в приказе об отказе в утверждении носят исключительно характер неточностей и (или) неполноты сведений (отсутствие отходов, образующихся в результате освещения (п. 1 предписания).

Относительно 2 пункта предписания общество отмечает, что отходы «синтетические моторные масла, отработанные» - Ш класса опасности» в процессе эксплуатации площадки №1 (Участок извлечения и подготовки отходов вблизи свалки «Черная дыра») и площадке № 2 (Участок термического обезвреживания отходов неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра» на территории ОАО «ДОС») не образовывались и не образуются, проектными решениями и разрешительными документами не предусматривалось в процессе эксплуатации указанных площадок использовать товары (продукцию, вещества), в последствие переходящие в статус «отхода».

При обжаловании пункта 3 предписания общество полагает, что нормы СанПиН 2.1.7.1322-03 к деятельности общества на площадке №1 по ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра» неприменимы, так как общество не осуществляет какого-либо централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления, а лишь осуществляет ликвидацию накопленного экологического вреда - неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра».

Подробно позиция заявителя отражена в заявлении.

Представитель Управления с требованием заявителя не согласен, считает оспариваемое предписание законным и обоснованным, требования предписания подлежащим исполнению со стороны общества.

В подтверждение своей позиции ссылается на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Нижегородской области по делу №А43-8098/2020 по оспариванию первого предписания, а также постановления мирового судьи судебного участка № 383 Мещанского района города Москвы о назначении административного наказания в виде штрафа: 24.04.2020 г. по делам № 5-587/2020, 5-580/2020, 5-581/2020, 27.04.2020 г. по делу № 5-586/2020, 08.05.2020 г. по делу № 746/2020 по ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ.

Возражения общества по п.1 предписания считает необоснованными, так как на момент вынесения предписания Межрегиональное управление обладало информацией об отсутствии у общества утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.Заключение ГЭЭ и ТУ 57 1270-001-96499122-2016предусматривает, что «золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов» (код ФККО 7 47 981 99 20 4) - это отход, который является составляющей частью Продукта (Зологрунта рекультивационного), наряду с Глиной строительной, и к данному отходу применяются требования законодательства в области обращения с отходами (наличие паспорта, а также документов, подтверждающих компонентный состав).В повторно представленном на рассмотрение ПНООЛР Общество включило информацию об отходе «золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов» (код ФККО 7 47 981 99 20 4). Также в адрес Межрегионального управления были представлены материалы по паспортизации данного отхода. Однако материалы признаны некомплектными, о чем Общество было уведомлено письмом Межрегионального управления.

В части п. 2 оспариваемого предписания Управление отмечает, что ООО «ГЭС-ЭТ» допустило организацию ведения Первичного учета образования отходов и их дальнейшего движения (экологический учет) с нарушением Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».

Исполнение п. 3 оспариваемого предписания обществом не подтверждено, согласно результатам внеплановой выездной проверки (Акт от 09.12.2019 г. № 35-вн.) отходы на данных площадках накапливаются валом. На представленных фотоснимках площадки находятся под снежным покровом.

По мнению представителя Управления доводы заявителя относительно неисполнимости предписания являются необоснованными, поскольку контролирующему органу не предоставлено право на ограничение предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, в том числе относительно способов, позволяющих устранить нарушение требований действующего законодательства,в связи с чем, субъект предпринимательской деятельности самостоятельно избирает приемлемый для него механизм исполнения предписания.

Подробно позиция Управления отражена в письменном отзыве и поддержана представителем в ходе судебного заседания.

Определением суда от 09.07.2020 производство по настоящему делу по ходатайству заявителя приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Нижегородской области по делу №А43-8098/2020, в рамках которого обществом оспаривалось первоначальное предписание.

Определением суда от 10.01.2022 производство по данному делу возобновлено, в связи с вступлением решения в законную силу.

Выслушав позиции сторон, рассмотрев материалы дела, требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО "ГЭС-Экотехнологии" имеет лицензию от 19.02.2019 № (52)-7307-СТОУБ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов II-IV классов опасности.

На основании государственного контракта от 25.07.2016 №25/16-ЕП ООО "ГЭС-Экотехнологии" является исполнителем работ по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба на территории Нижегородской области, в том числе работ по подготовке проектно-сметной, конструкторской, технологической документации, проведению требуемых в соответствии с действующим законодательством экспертиз проектной документации, а также подрядных работ непосредственно связанных с ликвидацией неорганизованной свалки "Черная Дыра" промышленных отходов бывшего производства ОАО "Оргстекло".

Работы по ликвидации свалки "Черная Дыра" производятся Обществом на основании проектной документации "Объект №1 Ликвидация неорганизованной свалки "Черная Дыра" промышленных отходов бывшего производства ОАО "Оргстекло" получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.01.2017 №5 и проектной документации "Проект технической документации на установки (оборудование) серии ГЭС-ЭТ и технологии обезвреживания (утилизации) отходов, рекультивации объектов размещения отходов и очистки сточных вод" получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31.03.2017 №168.

В состав обеих экспертиз включена техническая документация "Установка ГЭС-ЭТ", Технические условия ТУ 3647-001-96499122-2016.

Согласно проектной документации работы по ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов "Черная Дыра" включают в себя следующие этапы: строительный этап - организация площадок и монтаж оборудования; пусконаладочные работы и испытание оборудования; апробация комплекса оборудования на пробной партии обезвреживаемых отходов; термическое обезвреживание пастообразных и жидких отходов; рекультивация территории неорганизованной свалки "Черная Дыра"; организация системы экологического мониторинга.

Проектом предусмотрено, что при его реализации образуются отходы производства и потребления. Данные отходы образуются на этапе строительства установки обезвреживания отходов, пусконаладочных работ и испытания оборудования; на этапе термического обезвреживания отходов; на этапе проведения рекультивационных работ; на этапе демонтажа установки.

В целях проведения работ проектом предусмотрена организация двух площадок, поставленных на учет как объекты I категории негативного воздействия на окружающую среду (чрезвычайно опасные) со значительной (3) категорией риска.

На площадке №1 (объект 22-0152-002373-П - Участок извлечения и подготовки отходов вблизи свалки "Черная дыра") происходят процессы извлечения жидких и пастообразных отходов; смешивание отходов с инертным материалом (песком и, в дальнейшем золой от термической утилизации) в соотношении 1:0,4 с целью погрузки отходов в автотранспорт с последующей доставкой в место обезвреживания; разгрузка минерального песка и (или) минерального зольного минеральным остатка с автотранспорта; хранение минерального зольного остатка.

На площадке №2 (объект 22-0152-002374-П - Участок термического обезвреживания отходов неорганизованной свалки промышленных отходов "Черная дыра"), расположенной на территории ОАО "Дзержинское Оргстекло", находятся Установка для термического обезвреживания и термолизной диструкции ГЭС ЭТ 7500, мастерская и дизель-генератор мощностью до 250 КВт.

На данной площадке размещены следующие производственные участки: Участок разгрузки и приемки смеси отходов; Участок термолизного и термического обезвреживания отходов; Участок охлаждения, химической и механической очистки дымовых газов; Участок выгрузки в автотранспорт минерального зольного остатка.

На данной площадке производится разгрузка и приемка смеси отходов; термолизное и термическое обезвреживание отходов; охлаждение, химическая и механическая очистка дымовых газов; выгрузка в автотранспорт минерального зольного остатка.

Расстояние между площадками составляет около 800 м. Указанные площадки объединены частью автомобильной дороги с кадастровым номером 52:21:0000012:1616 общей длиной 3531,70 м, используемой обществом с целью проезда грузовых автомобилей между участком извлечения отходов и участком термического обезвреживания отходов. Доставка подготовленных к термическому обезвреживанию отходов от свалки до площадки переработки проводится специально оборудованным автотранспортом.

На площадке переработки производится разгрузка и приемка смеси отходов; термолизное и термическое обезвреживание отходов; охлаждение, химическая и механическая очистка дымовых газов; выгрузка в автотранспорт минерального зольного остатка.

При проведении работ по термическому обезвреживанию образуются вторичные материальные ресурсы (зольно-минеральный остаток) и отходы газоочистки, которые классифицируют как "золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов" (код ФККО 7 47 981 99 20 4) и применительно к производству зологрунта рекультивационного рассматриваются в качестве песчаного наполнителя.

Прокаленный минеральный зольный остаток - обезвоженная и очищенная от органических включений смесь горных пород IV-V классов опасности. Минеральный остаток используется в технологическом процессе в качестве заменителя песка и для рекультивации земель.

Отходы газоочистки и зольно-минеральный остаток временно накапливаются в передвижных бункерах, затем вывозятся транспортом для временного хранения на территории вокруг свалки "Черная Дыра" под укрытием из пленки.

В рамках реализации проекта осуществляется визуальный контроль за состоянием площадок временного хранения (накопления) отходов на территории свалки и комплекса по переработке отходов, который включает в себя контроль за соблюдением правил хранения отходов на территории предприятия, за соответствия места временного хранения отходов требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03.

В результате хозяйственной деятельности общества (эксплуатация оборудования извлечения и подготовки отходов вблизи свалки и осуществление эксплуатации установки ГЭС-ЭТ-7500 термолизного и термического обезвреживания отходов) образуются отходы производства и потребления.

Соответственно общество осуществляет лицензионные виды деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в части сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов I-IV классов опасности (Лицензия от 19.02.2019 №(52)-7307-СТОУБ бессрочная).

Межрегиональным управлением на основании приказа от 11.02.2020г. № 0179 с целью контроля исполнения пунктов 3, 6, 7 ранее выданного предписания от 09.12.2019 г. № 35-вн, со сроком исполнения 10.02.2020 г., в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 20.02.2020 г. № 29-вн.

Нарушения, выявленные в ходе вышеуказанной проверки, зафиксированы в акте проверки от 20.02.2020 г. № 29-вн.

Не согласившись с предписанием от 20.02.2020 г. № 29-вн, общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с рассматриваемым требованием.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Основные принципы государственной политики в области обращения с отходами установлены пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон №89-ФЗ), а направления государственной политики в области обращения с отходами - пунктом 2 названной статьи. К их числу относятся: максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Федеральный государственный экологический надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (пункт 9 Положения №426).

Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее -Закон № 294-ФЗ) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

В силу части 1 статьи 10 Закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основания для проведения внеплановых выездных проверок указаны в ч.2 статьи 10 Закона №294-ФЗ.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.5 статьи 10 Закона №294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона № 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе превышать установленные сроки проведения проверки (пункт 6 статьи 15 Закона № 294-ФЗ).

В силу пункта 6 части 2 статьи 16 Закона № 294-ФЗ дата, время, продолжительность и место проведения проверки указываются в акте проверки.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения (часть 4 статьи 16 Закона № 294-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Данная норма не содержит императивных указаний о форме и обязательных реквизитах предписания, в том числе необходимости указания конкретного способа его исполнения.

Контролирующему органу не предоставлено право на ограничение предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, в том числе относительно способов, позволяющих устранить нарушение требований действующего законодательства.

В данном случае предписание Межрегионального управления содержит подробное описание выявленного нарушения, нарушенные обществом нормы права. В связи с чем, субъект предпринимательской деятельности самостоятельно избирает приемлемый для него механизм исполнения предписания.

Учитывая изложенное, доводы общества в данной части являются несостоятельными и судом отклоняются.

В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" преюдициальное значение имеют факты, установленные решениями судов первой инстанции, а также постановлениями апелляционной и надзорной инстанций, которыми приняты решения по существу дела. Факты, установленные по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу №А43-8098/2020 ранее выданное обществу предписание в части пунктов 3, 6 и 7 (соответствуют пунктам 1, 2 и 3 оспариваемого в рамках настоящего дела предписания) оставлено без изменения и подлежало исполнению со стороны общества.

Как следует из материалов настоящего дела, пунктами 1 и 2 оспариваемого предписания обществу вменены следующие нарушения:

- отсутствует утвержденный Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещения (ПНООЛР) на данные объекты ООО «ГЭС - Экотехнологии» (п. 1);

- первичный учет образования отходов и их дальнейшего движения организован с нарушением Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 01.09.2011 №721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами»:в представленных Приложениях №3 и №4 для II и III кварталов 2019г. отсутствует отход: синтетические моторные масла отработанные (п.2).

Площадка №1 «Участок извлечения и подготовки отходов вблизи свалки «Черная дыра» и Площадка №2 «Участок термического обезвреживания отходов неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра» на территории ОАО «ДОС», деятельность на которых осуществляется ООО «ГЭС-ЭкоТехнологии», поставлены на государственный учет как объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относящиеся к 1 категории (Ms объектов 22 - 0152-002373-П и 22-0152-002374-П), а дата ввода объектов в эксплуатацию 20.06.2019 г.

Согласно положениям Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Закон № 219-ФЗ) с 01.01.2019 г. введена новая система нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 г. №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» к объектам I, II, III и IV категорий.

Пункт 2 статьи 3 Закона № 219-ФЗ внес изменения в статью 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

В частности, статьей 18 Закона № 89-ФЗ установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (часть 1 указанной статьи).

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (часть 2 указанной статьи).

В соответствии с ч.3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

При этом положениями подпункта «б» пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25.12.2018 г. № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Закон № 496-ФЗ) с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона № 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (часть 7 указанной статьи).

Требования к разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, установлены Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50 (далее - Порядок).

Пункт 5 данного Порядка устанавливает, что НООЛР утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, устанавливающие единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), утверждены приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. №349 (далее - Методические указания).

20.09.2019 г. общество, пользуясь правом, установленным положениями подпункта «б» пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25.12.2018 г. № 496-ФЗ, обратилось в адрес Межрегионального управления за получением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их утверждение.

По результатам рассмотрения заявления ООО «ГЭС-ЭТ» об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (вх. № 00305-ПНООЛР от 25.10.2019 г.), в соответствии с п. 11 Порядка, на основании приказа Межрегионального управления от 30.10.2019 г. № 0064 принято решение об отказе утверждения нормативов образованияотходов и лимитов на их размещение в связи с наличием недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных Методическими указаниями (далее -Приказ об отказе).

Таким образом, на момент вынесения оспариваемого предписания Межрегиональное управление обладало информацией об отсутствии у общества утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Кроме того, приложение к Приказу об отказе содержало в своем составе перечень оснований, явившихся причиной принятия решения об отказе в утверждении НООЛР. В частности, такое основание как отсутствие в составе ПНООЛР информации об отходе, образующемся в результате термического обезвреживания при сжигании промышленных отходов свалки «Черная дыра», который классифицируются как «золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов» (код ФККО 7 47 981 99 20 4). Однако данное основание не единственное.

В части отсутствия необходимости указания в составе проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) информации об отходе, образующемся в результате термического обезвреживания при сжигании промышленных отходов свалки «Черная дыра», который классифицируются как «золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов» (код ФККО 7 47 981 99 20 4) Межрегиональное управление сообщает следующее.

Как следует из материалов дела и не оспаривается обществом, ликвидация объекта «Черная дыра» осуществляется в рамках заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Объект № 1 Ликвидация неорганизованной свалки «Черная дыра» промышленных отходов бывшего производства ОАО «Оргстекло», утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 12.01.2017 г. № 5 (далее - Заключение).

Согласно стр.33 Заключения на ликвидацию отходы газоочистки и зольно-минеральный остаток от сжигания промышленных отходов свалки «Черная дыра» - являются вторичным материальным ресурсом, которые классифицируют как «золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов» (код ФККО 7 47 981 99 20 4) и применительно к производству зологрунта рекультивационного рассматриваются в качестве песчаного наполнителя.

Таким образом, «золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов» (код ФККО 7 47 981 99 20 4) должны использоваться для производства зологрунта рекультивационного.

Приложением к ПНООЛР общества, представленного на рассмотрение 20.09.2019 года, были представлены Технические условия «Зологрунт рекультивационный» ТУ 57 1270-001-96499122-2016 (далее - Продукт, ТУ соответственно).

В соответствии с п. 1.3.1 ТУ исходным сырьем для производства продукта являются вещества естественного минерального происхождения (Глина строительная) и инертные вторичные материальные ресурсы, не загрязненные опасными веществами - Отходы вскрышных пород и грунта.

При проведении работ по термическому обезвреживанию промышленных отходов неорганизованной свалки «Черная дыра» образуются вторичные материальные ресурсы - Зольно-минеральный остаток (2 278, 13 кг/ч) и Отходы газоочистки (139,32 кг/ч), которые классифицируют как «золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов» (код ФККО 7 47 981 99 20 4) и применительно к производству Зологрунта рекультивационного рассматриваются в качестве песчаного наполнителя (формулировка аналогичная - Заключению ГЭЭ).

Отходы грунта и вскрышных пород паспортизированы, относятся к 4-му и 5-му классам опасности для окружающей среды.

При этом п. 1.3.2 ТУ устанавливает, что соответствие исходного сырья, применяемого для производства Продукта, свойствам, отображённым в паспорте отхода, подтверждается протоколами испытательной лаборатории с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Класс опасности отходов подтверждается протоколами биотестирования аккредитованной на данный вид исследования лаборатории. Требования подтверждаются для каждой партии сырья, которой является объем отходов, достаточный для приготовления партии Зологрунта рекультивационного.

Таким образом, и Заключение ГЭЭ и ТУ предусматривает, что «золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов» (код ФККО 7 47 981 99 20 4) - это отход, который является составляющей частью Продукта (Зологрунта рекультивационного), наряду с Глиной строительной, и к данному отходу применяются требования законодательства в области обращения с отходами (наличие паспорта, а также документов, подтверждающих компонентный состав).

Пунктом 2 Методических указаний установлен единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению ПНООЛР, в котором обосновывается предлагаемое обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, путем их использования (утилизации), обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования (утилизации), обезвреживания, размещения. Таким образом, информация об указанном отходе подлежит включению в ПНООЛР.

Кроме того, в повторно представленном на рассмотрение ПНООЛР Общество включило информацию об отходе «золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов» (код ФККО 7 47 981 99 20 4). Также в адрес Межрегионального управления были представлены материалы по паспортизации данного отхода. Однако материалы признаны некомплектными, о чем общество уведомлено письмом Межрегионального управления.

Согласно ч.1, 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию сфедеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

ООО «ГЭС-ЭТ» допустило организацию ведения Первичного учета образования отходов и их дальнейшего движения (экологический учет) с нарушением Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 01.09.2011г. №721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами», а именно: не представлено Приложение № «Данные учета отходов, принятых для 2 и 3 кварталов 2019 года, в представленных Приложениях № и № для 2 и 3 кварталов 2019 года отсутствуют отходы: золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов (код по ФККО 7 47981 99 20 4) (минеральный зольный остаток), синтетические моторные масла отработанные; оборудование, содержащее ртуть, утратившее потребительские свойства.

Согласно письма от 17.02.2020 г. №85-20-ЭКТ исполнение пункта 6 Предписания об устранении выявленных нарушений от 09.12.2019 г. №35-вн ООО «ГЭС-ЭкоТехнологии» считает частично не возможным, так как у ООО «ГЭС-ЭкоТехнологии» не образуются отходы: синтетические моторные масла, отработанные - III класса опасности; - оборудование, содержащее ртуть, утратившие потребительские свойства - I класса опасности, соответственно ООО «ГЭС-ЭкоТехнологии» не может вести учет и контролировать количество образования и безопасное обращение с отходами «синтетические моторные масла, отработанные - III класса опасности» «оборудование, содержащее ртуть, утратившие потребительские свойства - I класса опасности».

В рамках данного письма направлено Приложение №2 «Данные учета отходов, принятых» для II и III кварталов 2019г. и актуализированные Приложения №3 и №4, в которые включен отход: золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов (код по ФККО 7 47 981 99 20 4) (минеральный зольный остаток). Согласно актуализированным Приложениям №3 и №4, отход: золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов (код по ФККО 7 47 981 99 20 4) (минеральный зольный остаток) во II и III кварталах не образовывался (значение «0»), что противоречит результатам внеплановой выездной проверки (Акт от 09.12.2019 г. № 35-вн).

С учетом изложенного доводы общества в данной части не могут быть признаны судом обоснованными и подлежат отклонению.

Следовательно, п.1 и п.2 оспариваемого предписания являются законным и обоснованным, подлежит исполнению со стороны общества, основания для его отмены отсутствуют.

Пунктом 3 оспариваемого предписания обществу вменено следующее нарушение: две площадки временного накопления отходов не соответствуют установленным экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Проверкой установлено, что две площадки временного накопления отходов не соответствуют установленным экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям, что является нарушением части 1 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и подпункта 4 пункта 3.2, пункта 3.7 части 3 СанПин 2.1.7.1322-03, соблюдение которого прямо предусмотрено проектом.

В соответствии с ч.1 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно п.3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

В силу пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Так в ходе первоначальной проверки в присутствии представителей общества произведен осмотр площадки №1 в результате которого установлено, что на данной площадке на песчаном слое положена геомембрана для складирования на ней зольного остатка, образовавшегося после обезвреживания отхода, при этом зола рассыпана за пределы геомембраны, отход размещен под открытым небом (не защищен укрытием). На данной площадке ведутся работы по смешиванию зольного остатка с песком, готовая продукция складируется навалом, без навеса и без геомембранной подложки (акты осмотра от 08.11.2019, 14.11.2019), что является нарушением требований СанПиН 2.1.7.1322-03 и соответственно проектной документации. На площадке №2 в загрузочном бункере хранится отход, загруженный до остановки работы установки. Отсутствует площадка для отходов ТКО.

В данной части судом установлено, что вопросы ненадлежащего содержания названных площадок также являлись предметом исследования и оценки при рассмотрении судом дела №А43-713/2020. При рассмотрении указанного дела суд пришел к выводу о нарушении обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при содержании указанных площадок.

Согласно письма от 17.02.2020 №85-20-ЭКТ ООО «ГЭС-ЭкоТехнологии» считает пункт 3 предписания выполненным, приложив 4 (четыре) фотоснимка.

Согласно результатам внеплановой выездной проверки (Акт от 09.12.2019 г. №35-вн.) отходы на данных площадках накапливаются валом. На представленных фотоснимках площадки находятся под снежным покровом, что не позволяет установить наличие следующих условий:

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Таким образом, пункт 3 оспариваемого предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 09.12.2019 г. №35-вн ООО «ГЭС-ЭкоТехнологии» в полной мере в срок не исполнен.

Соответственно оснований для признания предписания недействительным не имеется.

Доказательств исполнения требований оспариваемого предписания обществом в материалы настоящего дела, в нарушение требований ст. 9, 65 АПК РФ, не представлено.

Учитывая изложенное, поскольку обществом допущены выявленные в ходе проверки нарушения, то предписание выдано обоснованно и подлежит исполнению со стороны общества.

На основании вышеизложенного, оспариваемое предписание соответствующим нормам действующего законодательства и не нарушающим права и законные интересы общества, что в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного требования заявителю отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.

Судья М.Г.Чепурных