ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-15368 от 03.10.2011 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-15368/2011

г. Нижний Новгород                                                     3 октября 2011 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Иванова А.В. (шифр 10-291),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цигулевой Э.В.,

при участии представителей сторон:

от заявителя — заведующей Ховриной Т.А. (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 9 сентября 2010 года),

от административного органа (ответчика) — специалиста-эксперта отдела юридического обеспечения Скворцовой А.В. (доверенность № 3 от 13 января 2010 года),

рассмотрев 26 сентября 2011 года в открытом судебном заседании с объявлением резолютивной части судебного решения заявление

муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка», д. Лазазей Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области об оспаривании постановления должностного лица Территориального отдела в Кстовском, Большемурашкинском, Бутурлинском, Дальнеконстантиновском, Перевозском районах по делу об административном правонарушении от 28 июня 2011 года № 184-20,

установил:

заявитель просит признать незаконным и отменить постановление от 28 июня 2011 года № 184-20 по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка» заместителем начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека (Роспотребнадзора) по Нижегородской области в Кстовском, Большемурашкинском, Бутурлинском, Дальнеконстантиновском, Перевозском районах — заместителем главного государственного санитарного врача указанного Территориального отдела.

Оспариваемым постановлением муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» привлечено к административной ответственности по статье 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 20000 рублей за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей.

Сам заявитель полагает, что оспариваемое постановление вынесено в отсутствие законного представителя, не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. При этом само постановление составлено с нарушением требований статьей 28.2, 28.5 КоАП. Проверка деятельности заявителя также проведена с нарушением прав юридического лица, чем объясняются некоторые неправильно установленные обстоятельства дела.

В представленном отзыве, ответчик требования заявителя не признает, а доводы полагает необоснованными и подлежащими отклонению.

При этом ответчик полагает, что при производстве по делу об административном правонарушении событие оконченного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.7 КоАП, и вина муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка» в его совершении установлены правильно, надлежащими средствами доказывания.

Представитель ответчика также считает, что при производстве по делу об административном правонарушении требования законности со стороны должностных лиц административного органа были соблюдены в полном объеме. Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 28 июня 2011 года вынесено прокурором Дальнеконстантиновского района Нижегородской области в присутствии законного представителя заявителя, который в соответствии с частью 4 статьи 28.2 КоАП был ознакомлен с его содержанием и получил копию постановления.

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении по существу заявитель был также уведомлен.

К материалам настоящего дела приобщены копии материалов дела об административном правонарушении.

По ходатайству заявителя определением от 5 сентября 2011 года рассмотрение дела откладывалось.

В судебном заседании 26 сентября 2011 года представитель заявителя поддержал заявленные требования и представил дополнительные доказательства в обоснование своей позиции.

Проверив обстоятельства привлечения муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка» к административной ответственности, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими отклонению, а само постановление – изменению в части назначения административного наказания исходя из следующего.

Как видно из представленных суду материалов, прокуратурой Дальнеконстантиновского района с привлечением специалиста территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Кстовском, Большемурашкинском, Бутурлинском, Дальнеконстантиновском, Перевозском районах 19 мая 2011 года проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства во всех филиалах муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка», расположенных на территории Дальнеконстантиновского района Нижегородской области.

Поскольку названная проверка осуществлялась органом прокуратуры в рамках полномочий общего надзора за соблюдением действующего законодательства, к указанному мероприятию правила Федерального закона от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применяются.

В ходе проверки проверяющими было установлено следующее:

- в М-Пицком филиале муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка», расположенном по адресу: Дальнеконстантиновский район, с. М-Пица, ул. Зеленая, д. 18, у двух сотрудников (воспитателей) нарушена кратность прохождения медицинских осмотров (последний медицинский осмотр пройден 16 августа 2010 года); отсутствует горячее водоснабжение на пищеблоке (не исправен водонагреватель); отсутствует маркировка белья в старшей садиковой группе; не изолирована младшая ясельная группа (имеет общий со старшей группой вход);

- в Помринском филиале муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка», расположенном по адресу: Дальнеконстантиновский район, с. Помра, ул. Молодежная, д. 22, не представлены для проверки личные медицинские книжки сотрудников детского сада (отсутствуют на рабочем месте); на пищеблоке не в полном объеме проведена маркировка разделочного инвентаря (отсутствует маркировка на ноже для хлеба);

Не созданы условия для соблюдения сотрудниками правил личной гигиены (отсутствует умывальная раковина в санитарном узле для сотрудников); санитарно-техническое состояние помещений детского сада неудовлетворительное, требуется проведение капитального ремонта в хозяйственном блоке, прачечной, на пищеблоке, санитарном узле для персонала;

- в Белозерском филиале муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка», расположенном по адресу: Дальнеконстантиновский район, с. Белозерово, ул. Центральная,        д. 50, не представлены для проверки личные медицинские книжки сотрудников детского сада (отсутствуют на рабочем месте); на пищеблоке не оставлены суточные пробы готовой продукции;

- в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Сказка», расположенном по адресу: Дальнеконстантиновский район,    д. Лазазей, ул. Молодежная, д. 13, не представлены для проверки личные медицинские книжки сотрудников детского сада (отсутствуют на рабочем месте).

Кроме того, во всех указанных филиалах муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка» песочницы, расположенные на территориях, не закрыты крышками.

Указанное отражено в акте проверки от 19 мая 2011 года.

По результатам рассмотрения материалов проверки прокурором              Дальнеконстантиновского района Нижегородской области 24 мая 2011 года вынесено постановление о возбуждении в отношении муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка» производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.7 КоАП.

Как следует из содержания постановления от 24 мая 2011 года, законный представитель заявителя – заведующая Ховрина Т.А. при вынесении данного постановления присутствовала, с его содержанием согласилась.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении было направлено прокурором в территориальный отдел ответчика в Кстовском, Большемурашкинском, Бутурлинском, Дальнеконстантиновском, Перевозском районах для рассмотрения по существу.

Получив постановление прокурора Дальнеконстантиновского района и другие материалы, должностное лицо ответчика приняло их к своему производству и определением от 16 июня 2011 года назначило время и место рассмотрения дела об административном правонарушении. Названным определением должностное лицо ответчика предложило законному представителю заявителя явиться в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Кстовском, Большемурашкинском, Бутурлинском, Дальнеконстантиновском, Перевозском районах 28 июня 2011 года в 9 час. 10 мин. для участия в защите интересов муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка» при рассмотрении дела об административном правонарушении. Названное определение направлено по почте заказным почтовым отправлением и получено адресатом 20 июня 2011 года.

В указанное время в присутствии законного представителя заявителя – заведующей Ховриной Т.А., заместителем начальника территориального отдела ответчика в Кстовском, Большемурашкинском, Бутурлинском, Дальнеконстантиновском, Перевозском районах вынесено оспариваемое постановление № 184-20, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.7 КоАП, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Таким образом, права муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка» на защиту и непосредственное участие в деле, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления  не нарушены.

Разрешая вопрос о законности оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении по существу, суд пришел к выводу о том, что материально-правовых оснований к его отмене не имеется.

Выводы ответчика, содержащиеся в оспариваемом постановлении, о событии в деяниях муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка» административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.7 КоАП, являются правильными и подтверждаются имеющимися в материалах дела об административном правонарушении доказательствами.

В то же время суд отмечает, что ряд обстоятельств вмененного заявителю административного правонарушения не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Так, личные медицинские книжки у всех работников заявителя имелись в распоряжении заявителя. Именно в период проверки законный представитель заявителя представлял их должностным лицам ответчика. Данное обстоятельство было подтверждено оригиналами личных медицинских книжек, представленных суду на обозрение. Вопрос о событии таких нарушений как отсутствие отдельного входа в младшую ясельную группу в М-Пицком филиале и отсутствие маркировки на ноже для хлеба в Помринском филиале вызывает неустранимые сомнения, что влечет признания данных фактов неустановленными (применительно к правилам части 4 статьи 1.5 КоАП). Так как, согласно инвентаризационному плану помещений детского сада М-Пицкого филиала обособленный вход в помещения ясельной группы существует, а доказательств осуществления заявителем перепланировки и реконструкции указанных помещений в материалах дела нет. При этом сама возможность перепланировки и реконструкции при незначительности финансирования заявителя вызывает у суда сомнения. Аналогично, по ножу для разделки хлеба. Законный представитель заявителя утверждает, что соответствующая маркировка на ноже имеется, однако за давностью истерлась. Однако во всяком случае, при наличии надлежащей маркировки на иных столовых приборах явствует вывод о том, что идентифицировать спорный нож как нож для разделки хлеба можно методом исключения. Что также вызывает сомнения суда в наличии вмененного заявителю нарушения.

Тем не менее, иные установленные проверяющими и ответчиком нарушения санитарных норм и правил признаются судом установленными правильно и подтвержденными надлежащими доказательствами.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулирует Федеральный закон от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии с требованиями статьи 28 названного Закона, в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 названного Закона).

Применительно к дошкольным организациям такие требования установлены СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (далее по тексту - СП 2.4.1.2660-10).

Согласно пункту 3.13. СанПиН 2.4.1.2660-10, ежегодно, весной, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. Песочницы в отсутствии детей необходимо закрывать во избежание загрязнения песка (крышками или полимерными пленками, тентами или другими защитными приспособлениями). При обнаружении возбудителей паразитарных болезней, кишечных инфекций и других примесей, опасных для здоровья детей (химических, механических, радиологических), проводят смену песка.

Проверяющими установлено, что вышеназванное правило заявителем не выполнялось.

Согласно пунктам 5.1, 5.2, 5.5 СанПиН 2.4.1.2660-10 стены помещений должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья детей. Стены помещений пищеблока, буфетных, кладовой для овощей, охлаждаемых камер, моечной в помещении с ванной-бассейном, постирочной, гладильной и туалетных следует облицовывать глазурованной плиткой или аналогичным материалом, безвредным для здоровья детей, на высоту 1,5 м; в заготовочной пищеблока и залах с ваннами бассейна - на высоту 1,8 м для проведения влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств. Полы помещений должны быть гладкими, нескользкими, плотно пригнанными, без щелей и дефектов, плинтуса - плотно пригнанным к стенам и полу, предусматривающими влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств. Полы в помещениях групповых, размещаемых на первом этаже, следует делать утепленными и (или) отапливаемыми, с регулируемым температурным режимом на поверхности пола. В основных помещениях в качестве материалов для пола используют дерево (дощатые полы, которые покрывают масляной краской, или паркетные). Допускается покрытие полов синтетическими полимерными материалами, безвредными для здоровья детей и допускающими обработку влажным способом и дезинфекцию. Полы в помещениях пищеблока, постирочной, гладильной, подсобных помещениях, туалетной выстилают керамической или мозаичной шлифованной метлахской плиткой или аналогичными материалами, безвредными для здоровья детей. В помещениях душевых и постирочных, моечных и заготовочном цеху пищеблока полы оборудуют сливными трапами с соответствующими уклонами полов к отверстиям трапов.

Проверяющими установлено неудовлетворительное состояние помещений заявителя применительно к вышеназванным правилам.

В соответствии с пунктами 14.5, 14.9. СанПиН 2.4.1.2660-10 моечные (производственные) ванны на пищеблоке должны быть обеспечены подводкой холодной и горячей воды через смесители. Температура горячей воды в точках разбора должна составлять не менее 65 °C.

Невыполнение указанного требования также было установлено проверяющими.

Согласно пункту 16.18. СанПиН 2.4.1.2660-10 непосредственно после приготовления пищи отбирается суточная проба готовой продукции. Суточная проба отбирается в объеме: порционные блюда - в полном объеме; холодные закуски, первые блюда, гарниры, третьи и прочие блюда - не менее 100 г. Пробу отбирают стерильными или прокипяченными ложками в стерильную или прокипяченную стеклянную посуду с плотно закрывающимися крышками (гарниры и салаты - в отдельную посуду) и сохраняют в течение не менее 48 часов при температуре +2 - +6 °C в отдельном холодильнике или в специально отведенном месте в холодильнике для молочных продуктов, гастрономии. Посуду с пробами маркируют с указанием приема пищи и датой отбора. Контроль за правильностью отбора и хранения суточной пробы осуществляет ответственное лицо, прошедшее инструктаж.

Невыполнение указанного требования также было установлено проверяющими.

В силу пункта 18.17. СанПиН 2.4.1.2660-10 смену постельного белья, полотенец проводят по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Все белье маркируют. Постельное белье, кроме наволочек, маркируют у ножного края. На каждого ребенка необходимо иметь три комплекта белья, включая полотенца для лица и ног, и две смены наматрасников. Чистое белье доставляют в мешках и хранят в шкафах.

Невыполнение указанного требования также было установлено проверяющими.

В соответствии с пунктами 20.1., 20.2., 20.4 СанПиН 2.4.1.2660-10 персонал дошкольных организаций проходит медицинские осмотры и обследования, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке. Перечень и кратность медицинских обследований, исследований и профессиональной гигиенической подготовки представлен в Приложении 15 названных санитарных правил. Персонал дошкольных организаций должен соблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви; оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды; коротко стричь ногти. У помощника воспитателя дополнительно должен быть фартук и косынка для раздачи пищи, фартук для мытья посуды и специальный (темный) халат для уборки помещений. Перед входом в туалетную комнату следует снимать халат и после выхода тщательно вымыть руки с мылом; работникам не допускается пользоваться детским туалетом.

Нарушения этих правил частично имели место у заявителя.

При этом в силу правила части 2 статьи 2.1 КоАП, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Возможность осуществлять контроль за сроками прохождения медицинских осмотров и обследования, санитарно-техническим состоянием помещений и территорий детского сада, суточными пробами готовой продукции находилась в сфере полного контроля заявителя.

Таким образом, вина муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка» в совершении вмененного административного правонарушения установлена ответчиком правильно.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что большинство выявленных у заявителя нарушений носило явно устранимый характер. При этом заявитель незамедлительно устранил их. Суду представлены доказательства установки защитных приспособлений для песочниц, водонагреватель на пищеблоке в  М-Пицком филиале приведен в исправное состояние, маркировка белья и разделочного инвентаря обновлена. В материалы дела представителем заявителя представлены акты проверки готовности образовательного учреждения, реализующего дошкольную образовательную программу, к 2011 – 2012 учебному году, составленные 29 июля 2011 года.

Вместе с тем, факт представления в материалы дела доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений, не влияет на законность оспариваемого постановления в целом, поскольку совершение заявителем вышеназванных нарушений на момент проверки, судом установлено, материалами дела подтверждено и является основанием для привлечения заявителя к административной ответственности по статье 6.7 КоАП.

Исключительных для данного дела обстоятельств для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным суд                  не усматривает.

Вместе с тем, согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкция статьи 6.7 КоАП помимо штрафа предполагает назначение правонарушителям такого административного наказания как предупреждение.

Применительно к данному делу при назначении административного наказания следует учитывать характер выявленных нарушений, последующее поведение правонарушителя по устранению выявленных нарушений, необходимость назначения наказания в виде денежного штрафа с учетом реального имущественного положения заявителя (находящегося на сметно-бюджетном финансировании и не имеющего возможности получения внебюджетных доходов от приносящей доходы экономической деятельности).

Таким образом, оснований для назначения наказания, выше низшего предела санкции конкретной статьи, устанавливающей административную ответственность, судом не усматривается.

В связи с чем, суд находит основание изменить меру административной ответственности муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка», заменив назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

В силу правил статьи 3.4 КоАП, предупреждение является мерой административного наказания, выраженной в официальном порицании. Предупреждение может назначаться и юридическим лицам.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 167 — 170, 176, 180 — 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования о признании незаконным и об отмене постановления заместителя главного государственного санитарного врача по Кстовскому, Большемурашкинскому, Бутурлинскому, Дальнеконстантиновскому, Перевозскому районам Нижегородской области от 28 июня 2011 года № 184-20 по делу об административном правонарушении, заявителю отказать.

Постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Кстовскому, Большемурашкинскому, Бутурлинскому, Дальнеконстантиновскому, Перевозскому районам Нижегородской области от 28 июня 2011 года № 184-20 по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка», д. Лазазей Дальнеконстантиновского района Нижегородской области (ОГРН 1105250002714), изменить в части назначения административного наказания, заменив назначенное этим постановлением наказание в виде административного штрафа на предупреждение.В остальной части указанное постановление оставить без изменения.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-ти дневного срока со дня принятия.

Судья                                                                              А.В. Иванов