АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № А43-15909/2021
г. Нижний Новгород 12 августа 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 августа 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 12 августа 2021 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Вершининой Екатерины Игоревны (шифр 56-560), при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жуковой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по уточненному заявлению Муниципального унитарного предприятия "Лысковское пассажирское автотранспортное предприятие", г.Лысково, Нижегородская область (ИНН <***>, ОГРН <***>), содержащему требования:
1) уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Муниципального унитарного предприятия "Лысковское пассажирское автотранспортное предприятие", в соответствии с постановлением от 03.02.2021 № 52009/21/35512 о взыскании исполнительского сбора, вынесенного судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Нижегородской области ФИО1 в рамках исполнительного производства №48294/20/52009-ИП от 29.10.2020 на одну четверть (т.е. на 2782,60 руб.) до 8347,79 руб.,
2) уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Муниципального унитарного предприятия "Лысковское пассажирское автотранспортное предприятие", в соответствии с постановлением от 03.02.2021 № 52009/21/35485 о взыскании исполнительского сбора, вынесенного судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Нижегородской области ФИО1 в рамках исполнительного производства №54373/20/52009-ИП от 17.11.2020 на одну четверть (т.е. на 2500 руб.) до 7500 руб.,
3) уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Муниципального унитарного предприятия "Лысковское пассажирское автотранспортное предприятие", в соответствии с постановлением от 27.04.2021 № 52009/21/169620 о взыскании исполнительского сбора, вынесенного судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Нижегородской области ФИО1 в рамках исполнительного производства №18401/21/52009-ИП от 24.02.2021 на одну четверть (т.е. на 4224,77 руб.) до 12674,30 руб.,
4) обязать Специализированный отдел по особым исполнительным производствам Управления ФССП по Нижегородской области возвратить 9507 руб. 37 коп.,
в отсутствие сторон при их надлежащем извещении,
установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось муниципальное унитарное предприятие "Лысковское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее – заявитель, предприятие, МУП "Лысковское ПАП") с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, содержащим указанные выше требования.
В обоснование требований предприятие ссылается на положения частей 6, 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также имевшие место объективные обстоятельства, не позволившие должнику в добровольном порядке в установленный срок исполнить требования исполнительных документов, тяжелое финансовое состояние, характеризуемое наличие задолженности по кредитам, по уплате налогов, убытками, наложением ареста на расчетный счет. Как отмечает заявитель, в целях снятия ограничений, наложенных на его имущество, исполнительский сбор был погашен.
Подробно позиция предприятия изложена в заявлении.
Представитель Специализированного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Нижегородской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направил материалы исполнительного производства.
Представитель УФССП России по Нижегородской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств не заявил.
Представители Межрайонной ИФНС №15 по Нижегородской области и Межрайонной ИФНС №18 по Нижегородской области, привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств не заявили.
В соответствии со статьей 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, при их надлежащем извещении.
Изучив материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 29.10.2020 на основании акта органа, осуществляющего контрольные функции, №522200660 от 22.10.2020, выданного Межрайонной ИФНС №15 по Нижегородской области, судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Нижегородской области возбуждено исполнительное производство №48294/20/52009-ИП в отношении должника МУП "Лысковское ПАП" в пользу взыскателя Межрайонной ИФНС №15 по Нижегородской области, предмет исполнения: налоги, сборы, штрафы включая пени в размере 159 005,51 руб., о чем вынесено соответствующее постановление. Копия постановления направлена должнику 25.11.2020.
17.11.2020 на основании акта органа, осуществляющего контрольные функции, №522200683 от 12.11.2020, выданного Межрайонной ИФНС №15 по Нижегородской области, судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Нижегородской области возбуждено исполнительное производство №54373/20/52009-ИП в отношении должника МУП "Лысковское ПАП" в пользу взыскателя Межрайонной ИФНС №15 по Нижегородской области, предмет исполнения: налоги, сборы, штрафы включая пени в размере 42 979,14 руб., о чем вынесено соответствующее постановление. Копия постановления направлена должнику.
24.02.2021 на основании акта органа, осуществляющего контрольные функции, №525000328 от 19.02.2021, выданного Межрайонной ИФНС №15 по Нижегородской области, судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Нижегородской области возбуждено исполнительное производство №18401/21/52009-ИП в отношении должника МУП "Лысковское ПАП" в пользу взыскателя Межрайонной ИФНС №15 по Нижегородской области, предмет исполнения: налоги, сборы, штрафы включая пени в размере 241 415,28 руб., о чем вынесено соответствующее постановление. Копия постановления направлена должнику.
Вышеуказанными постановлениями о возбуждении исполнительных производств должнику установлен пятидневный срок для добровольного погашения задолженности.
Ввиду неисполнения требований исполнительных документов в добровольном порядке судебный пристав-исполнитель по указанным исполнительным производствам вынес постановления о взыскании с предприятия исполнительского сбора, 03.02.2021 в размере 11 130,39 руб. по исполнительному производству №48294/20/52009-ИП, в размере 10 000,00 руб. по исполнительному производству №54373/20/52009-ИП, в размере 16 899,07 руб. по исполнительному производству №18401/21/52009-ИП.
Постановлением от 06.04.2021 вышеуказанные исполнительные производства объединены в сводное исполнительное производство с присвоением номера 54373/20/52009-СД.
Полагая, что имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон №229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Согласно части 2 статьи 112 Закона №229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 данного Закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Закона №229-ФЗ).
По смыслу статьи 112 Закона №229-ФЗ взыскиваемая в данной статье сумма относится, по сути, к мерам принуждения в связи с совершенным должником по исполнительному производству правонарушения в процессе исполнительного производства.
Согласно части 6 статьи 112 Закона №229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правилам части 2.1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания рассматривается арбитражным судом по правилам, установленным частью 2 этой статьи.
Частью 2 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что соответствующее заявление должника рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. По результатам рассмотрения заявления выносится определение.
Частью 7 статьи 112 Закона №229-ФЗ предусмотрено, что суд с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статья. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела и подтверждено заявителем, в установленный для добровольной уплаты срок, задолженность по исполнительным производствам №№ 48294/20/52009-ИП, 54373/20/52009-ИП, 18401/21/52009-ИП Обществом не погашена.
В связи с чем, судебным приставом-исполнителем правомерно вынесены постановления о взыскании с МУП "Лысковское ПАП" исполнительского сбора в рамках указанных исполнительных производств.
Между тем, согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, установленный в статье 112 Закона №229-ФЗ сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы представляет собой лишь допустимый максимум штрафа, который с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Данный вывод закреплен также в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Закона №119-ФЗ.
При этом законодатель не установил закрытый перечень обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, и отнес установление данных обстоятельств к компетенции суда.
В качестве оснований для снижения размера исполнительского сбора предприятие указывает на невозможность исполнения требований исполнительного документа в установленный срок в связи с неудовлетворительным финансовым положением должника, наличием большой кредиторской и налоговой задолженности, а также проведении в отношении должника процедуры банкротства.
Так, за период с 01.01.2020 по 26.05.2021 у Общества имелись ограничения по расчетному счету на общую сумму 11 172 818,34 руб. (справка ПАО Сбербанк от 26.05.2021).
Таким образом, представленными заявителем в материалы дела документами подтверждается, что исполнить требование исполнительных документов в установленный судебным приставом-исполнителем срок предприятие не имело возможности в связи с тяжелым финансовым положением.
На основании изложенного, оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая значительную общую сумму задолженности, финансовое состояние предприятия, суд считает, что взыскание назначенного судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в общем размере по рассматриваемым исполнительным производствам 38 029,46 рублей не отвечает принципу справедливости и соразмерности наказания в правовом государстве.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным воспользоваться полномочиями, представленными ему положениями части 7 статьи 112 Закона №229-ФЗ, и уменьшить размер подлежащего взысканию с заявителя исполнительского сбора на одну четверть по постановлениям от 03.02.2021 по исполнительному производству №48294/20/52009-ИП от 29.10.2020 на одну четверть (2782,60 руб.) с 11130,39 руб. до 8347,79 руб., по исполнительному производству №54373/20/52009-ИП от 17.11.2020 на одну четверть (2500,00 руб.) с 10000,00 руб. до 7500,00 руб., по исполнительному производству №18401/21/52009-ИП от 24.02.2021 на одну четверть (4224,77 руб.) с 16899,07 руб. до 12674,30 руб.
Согласно пункту 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве при уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.
Материалами дела подтверждается, что платежными поручениями от 04.06.2021 №16995, 16996, 16994 предприятием уплачена задолженность по исполнительскому сбору в полном объеме (л.д. 124-125).
Таким образом, ввиду уплаты предприятием исполнительского сбора в полном размере, излишне уплаченный исполнительский сбор в размере 9507 рублей 37 копеек подлежит возвращению Специализированным отделом по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Нижегородской области в адрес Муниципального унитарного предприятия "Лысковское пассажирское автотранспортное предприятие".
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Муниципального унитарного предприятия "Лысковское пассажирское автотранспортное предприятие", г.Лысково, Нижегородская область (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Муниципального унитарного предприятия "Лысковское пассажирское автотранспортное предприятие", в соответствии с постановлением от 03.02.2021 № 52009/21/35512 о взыскании исполнительского сбора, вынесенным судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Нижегородской области ФИО1 в рамках исполнительного производства №48294/20/52009-ИП от 29.10.2020 на одну четверть (на 2782,60 руб.) до 8347,79 руб.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Муниципального унитарного предприятия "Лысковское пассажирское автотранспортное предприятие", в соответствии с постановлением от 03.02.2021 № 52009/21/35485 о взыскании исполнительского сбора, вынесенным судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Нижегородской области ФИО1 в рамках исполнительного производства №54373/20/52009-ИП от 17.11.2020 на одну четверть (на 2500 руб.) до 7500 руб..
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Муниципального унитарного предприятия "Лысковское пассажирское автотранспортное предприятие", в соответствии с постановлением от 27.04.2021 № 52009/21/169620 о взыскании исполнительского сбора, вынесенным судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Нижегородской области ФИО1 в рамках исполнительного производства №18401/21/52009-ИП от 24.02.2021 на одну четверть (на 4224,77 руб.) до 12674,30 руб..
Специализированному отделу по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Нижегородской области возвратить Муниципальному унитарному предприятию "Лысковское пассажирское автотранспортное предприятие", г.Лысково, Нижегородская область (ИНН <***>, ОГРН <***>) излишне уплаченный исполнительский сбор в размере 9507 рублей 37 копеек.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.
Судья Е.И. Вершинина