АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Нижний Новгород 31 января 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2023 года
Арбитражный суд Нижегородской области
в составе судьи Волчанской Ирины Сергеевны (шифр 54-278),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Садековой Г.У.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению непубличного акционерного общества Научно-технологический центр "Нефтеотдача"(ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Департаменту по недропользованию по Приволжскому федеральному округу
о признании незаконными решений Комиссии Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу по принятию решения о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничении права пользования недрами, оформленны протоколами заседания данной Комиссии от 22.04.2022 №4-Д и от 27.06.2022 №17-д; об обязании Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу аннулировать в информационно-теллекоммуникационной сети "Интернет" запись о досрочном прекращении права пользования недрами внесенную на основании протокола заседания Комиссии Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу по принятию решения о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничении права пользования недрами от 22.04.2022 №4-Д и сообщить информацию об аннулировании данной записи налоговому органу,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области, Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия,Федерального агентства по недропользованию (Роснедра),
при участии представителей:
от заявителя: ФИО1 (генеральный директор - выписка из ЕГРЮЛ),
от заинтересованного лица: ФИО2 (по доверенности от 27.12.2022 №ПФО-01-07-15/2581), ФИО3 (по доверенности от 19.09.2022 №ПФО-01-07-15/1804),
от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области: ФИО4 (по доверенности от 08.08.2022 №56),
от иных лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
непубличное акционерное общество Научно-технологический центр "Нефтеотдача" (далее - заявитель, Общество, НАО НТЦ "Нефтеотдача") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконными решений Комиссии Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу по принятию решения о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничении права пользования недрами, оформленных протоколами заседания данной Комиссии от 22.04.2022 №4-Д и от 27.06.2022 №17-д; об обязании Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу аннулировать в информационно-теллекоммуникационной сети "Интернет" запись о досрочном прекращении права пользования недрами внесенную на основании протокола заседания Комиссии Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу по принятию решения о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничении права пользования недрами от 22.04.2022 №4-Д и сообщить информацию об аннулировании данной записи налоговому органу.
В обоснование заявленных требований НАО НТЦ "Нефтеотдача" указало, что лицензирующий орган при рассмотрении вопроса о прекращении права пользования недрами руководствовался формальным установлением факта нарушений лицензионного соглашения, не исследуя всех фактических обстоятельств совершения данного нарушения в совокупности и взаимосвязи, Комиссией не принято во внимание, что к моменту инициирования процедуры досрочного прекращения права пользования недрами НАО НТЦ "Нефтеотдача" выполнило достаточный объем работ, направленный на разработку и согласование проектной документации, а досрочное прекращение права пользования недрами лишает заявителя возможности вести хозяйственную деятельность.
При этом Комиссией не учтено, что Росприроднадзором продлены сроки исполнения предписаний от 27.09.2019 №190-вн/1н, от 19.05.2021 №82-вн. При этом актом проверки от 18.03.2021 №43-вн установлено исполнение требования предписания от 27.09.2019 №190-вн/1н, в связи с чем, оно не могло быть предметом рассмотрения Комиссии.
Кроме того заявитель указывает на размещение к ФГИС АСЛН недостоверной информации об аннулировании лицензии, поскольку данное понятие предусмотрено нормами Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности, в то время как положениями Закона о недрах предусмотрено прекращение права пользования недрами.
Также заявитель считает нарушенной процедуру принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами.
Так заявитель указал, что на заседании Комиссии присутствовало 9 членов комиссии, однако отраженный в протоколе заседания Комиссии от 22.04.2022 №4-д результат голосования (7 - за и 1 - против) свидетельствует о том, что не все члены комиссии принимали участие в голосовании. Также в протоколе не указано на отсутствие председателя Комиссии и причина его отсутствия. В состав Комиссии не включен и на заседании не присутствовал представитель Роснедр.
В извещении от 13.04.2022 №ПФО-01-06-06/557 о рассмотрении материалов по досрочному прекращению права пользования недрами не указана информация о возникновении случая предусмотренного пунктами 7-9 Порядка, что не позволило представителю Общества подготовиться к заседанию Комиссии представив полные письменные пояснения.
В протоколе заседания Комиссии от 22.04.2022 №4-д не указаны все представленные Обществом документы и не отражены объяснения присутствовавшего на заседании Комиссии руководителя Общества, что свидетельствует о том, что они фактически не были учтены.
Также заявитель указывает, что решение о досрочном прекращении права пользования недрами принято с нарушением срока установленного частью 4 статьи 21 Закона о недрах и пункта 34 Порядка (по истечение 12 месяцев). При этом в целях проверки информации об устранении нарушений указанных в уведомлении Приволжскнедра необходимо было провести внеплановое контрольное мероприятие в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Однако с учетом Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 №336 проведение подобных мероприятий в 2022 году запрещено.
Подробно доводы заявителя изложены в заявлении и дополнении к нему.
Представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области поддержал позицию заявителя в силу доводов, изложенных в отзыве на заявление.
Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, Приволжскнедра) возразил против удовлетворения заявленных требований, считает, что оспариваемое решение законно и обоснованно, позиция подробно изложена в отзыве.
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - Росприроднадзор),Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) представили письменные позиции по делу, в которых возразили против удовлетворения требования заявителя.
Росприроднадзор и Роснедра явку представителей в суд не обеспечили, о месте и времени проведения судебного разбирательства по делу извещены надлежащим образом.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
Исследовав представленные в дело материалы, и заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Из рассматриваемого заявления и материалов дела следует, чтозакрытому акционерному обществу Научно-Технологический Центр "Нефтеотдача" (в настоящее время - НАО НТЦ "Нефтеотдача") предоставлено право пользования недрами в соответствии с лицензией НЖГ 13855 ТЭ, зарегистрированной 01.12.2006, сроком действия до 10.11.2026, с целевым назначением лицензии - разведка и добыча кварцевых песков на Писаревском месторождении.
Условиями лицензионного соглашения предусмотрены следующие сроки выполнения работ:
- подготовка и утверждение проекта разведки месторождения кварцевых песков с получением положительного заключения государственной экспертизы о проведение работ по разведке и добыче кварцевых песков в срок до 10.05.2007 (абзац "а" пункта 4.1);
- начало разведочных работ в срок до 10.08.2007 (абзац "б" пункта 4.1);
- завершение разведки месторождения и представление изготовленного в установленном порядке геологического отчета с подсчетом запасов кварцевых песков на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых в срок до 10.02.2009 (аьзац "в" пункта 4.1);
- подготовка, согласование и утверждение в установленном порядке технического проекта промышленного освоения лицензионного участка с получением положительного заключения государственной экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности в срок до 10.09.2009 (абзац "г" пункта 4.1);
- начало строительства инфраструктуры горнодобывающего предприятия в срок до 10.11.2010 (абзац "д" пункта 4.1);
- начало промышленной добычи песков в срок до 10.05.2011 (абзац "е" пункта 4.1);
- выход горнодобывающего предприятия на проектную производительность в соответствии с техническим проектом, но не менее 200 тыс.т в год в срок до 10.11.2011 (абзац "ж" пункта 4.1);
- подготовка и согласование в установленном порядке не позднее, чем за шесть месяцев до планируемого срока завершения отработки месторождения проекта на ликвидацию горнорудного предприятия, объектов обустройства инфраструктуры, проекта мероприятий по приведению их в состояние, исключающее вредное влияние на недра и окружающую природную среду (абзац "з" пункта 4.1).
Пунктом 10.1 лицензионного соглашения установлено, что право пользования лицензионным участком может быть досрочно прекращено в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах" в случае невыполнения условий пользования участком недр, оговоренных в абзацах а, в, г, е, ж пункта 4.1, пунктах 5.2 и 5.4 лицензионного соглашения.
Пунктом 10.2 лицензионного соглашения установлено, что право пользования лицензионным участком может быть досрочно прекращено в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах" в случае невыполнения недропользователем условий пользования участком недр, оговоренных разделе 4 (кроме абзацев а, в, г, е, ж пункта 4.1, пунктах 5.2 и 5.4 лицензионного соглашения.
Во исполнение условий лицензии недропользователем выполнены разведочные работы, по результатам которых проведена экспертиза запасов полезных ископаемых (протокол от 01.10.2008 №1738).
Запасы кварцевых песков Писаревского месторождения, пригодные в качестве стекольного и формовочного сырья, утверждены в количестве 45760,0 тыс.т по категории В+С1 и 7130,0 тыс.т по категории С2, также утверждены забалансовые запасы в количестве 3886,0 тыс.т по категории С2 (протокол от 01.10.2008 №1738).
В 2012 году ООО "Нижегородский региональный горный центр" подготовлен технический проект разработки Писаревского месторождения стекольных и формовочных песков, утвержденный в ЦКР-ТПИ Роснедр (протокол от 13.11.2012 за №109/12-стп).
В 2019 году на основании приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу в отношении НАО НТЦ "Нефтеотдача" проведена внеплановая выездная проверка, оформленная актом от 27.09.2019 №190-вн.
Проверкой установлено, что недропользователь не обеспечил начало строительства объектов инфраструктуры горнодобывающего предприятия, работы по добыче кварцевых песков на Писаревском месторождении не ведутся, выход на проектную мощность не осуществлен, что является нарушением абзацев "д", "е", "ж" пункта 4.1 и абзаца "б" пункта 4.2 лицензионного соглашения.
По результатам проверки НАО НТЦ "Нефтеотдача" выдано предписание от 27.09.2019 №190-п/1н о необходимости устранения нарушений в следующие сроки: начать строительство объектов инфраструктуры горнодобывающего предприятия в срок до 10.09.2020 (пункт 1 предписания); начать промышленную добычу песков в срок до 10.05.2021 (пункт 2 предписания); осуществить выход горнодобывающего предприятия на проектную производительность в соответствии с техническим проектом, но не менее 200 тыс. т в год в срок до 10.05.2022 (пункт 3 предписания).
Впоследствии Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия письмом от 11.05.2022 №01-15/4325 уведомило НАО НТЦ "Нефтеотдача" о продлении исполнения пункта 3 предписания на 90 календарных дней.
Сопроводительным письмом от 24.04.2020 №СЖ-08-01-30/13050 вышеназванные акт проверки и предписание были направлены в адрес Приволжскнедр для разрешения вопроса об инициировании процедуры по досрочному прекращению права пользования недрами по лицензии НЖГ13855ТЭ.
В соответствии со статьей 21 Закона РФ "О недрах" в порядке, предусмотренном Административным порядком №315 Приволжскнедра направило в адрес НАО НТЦ "Нефтеотдача" уведомление от 18.09.2020 №НИ-ПФО-02-00-08/678 о необходимости устранения допущенных нарушений условий пользования недрами по лицензии НЖГ 13855 ТЭ в течение 6 (шести) месяцев с даты получения уведомления.
Уведомление получено адресатом 28.09.2020, соответственно окончание срока устранения выявленных нарушений, указанных в выданном пользователю недр уведомлении приходится на 28.03.2021.
Росприроднадзором проведена проверка на предмет исполнения пункта 1 предписания от 27.09.2019 №192-п/1н, оформленная актом проверки от 18.03.2021 №43-вн.
В ходе проверки НАО НТЦ "Нефтеотдача" был представлен План развития горных работ на Писаревском месторождении стекольных и формовочных песков на 2021 год, разработанный ООО "Нижегородский региональный горный центр", а также подготовлена производственная площадка для размещения административных бытовок, уложены бетонные плиты, организован въезд на месторождение для техники, приобретены бытовки для размещения персонала и организации работ, что послужило основанием считать, что требование пункта 1 предписания от 27.09.2019 №192-п/1н выполнено.
Росприроднадзором проведена проверка на предмет исполнения пункта 2 предписания от 27.09.2019 №192-п/1н, оформленная актом проверки от 19.05.2021 №82-вн.
В ходе проверки НАО НТЦ "Нефтеотдача" документы, подтверждающие выполнение пункта 2 предписания от 27.09.2019 № 190-п/1н представлены не были, что послужило основанием считать, что требование пункта 2 предписания от 27.09.2019 №190-п/1н не выполнено и нарушение требований пункта 10 части 2 статьи 22 Закона РФ "О недрах", абзаца "е" пункта 4.1 лицензионного соглашения не устранено.
Соответственно НАО НТЦ "Нефтеотдача" выдано предписание от 19.05.2021 №82-вн о необходимости устранения нарушений (начать промышленную добычу песков) в срок до 01.03.2022.
Впоследствии Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия письмом от 15.03.2022 №01-15/2266 уведомило НАО НТЦ "Нефтеотдача" о продлении исполнения данного предписания на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения.
В адрес Приволжскнедр для исполнения направлен приказ Роснедра от 05.04.2022 №167 "О рассмотрении вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами на твердые полезные ископаемые, в отношении которых выданы уведомления о допущенных нарушениях, сроки устранения которых истекли" с соответствии с которым надлежало в срок до 29.04.2022 завершить процедуру досрочного прекращения права пользования недрами по лицензиям на твердые полезные ископаемые в отношении которых выданы уведомления о допущенных нарушениях и сроки устранения которых истекли до 14.03.2022.
Соответственно Приволжскнедра в адрес НАО НТЦ "Нефтеотдача" направлено извещение от 13.04.2022 №ПФО-01-06-06/557 о рассмотрении материалов о досрочном прекращении права пользования недрами в связи с неисполнением уведомления Приволжскнедра от 18.09.2020 №НИ-ПФО-02-00-08/678.
На заседании Комиссии по принятию решений о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановлении осуществления права пользования недрами и ограничении права пользования недрами Приволжскнедра, состоявшемся 22.04.2022 большинством голосов членов Комиссии принято решение досрочно прекратить право пользования недрами, предоставленное НАО НТЦ "Нефтеотдача" по лицензии НЖГ13855 ТЭ (Протокол от 22.04.2022 №4-д).
Выписка из протокола заседания Комиссии от 22.04.2022 №4-д направлена в адрес недропользователя с сопроводительным письмом от 29.04.2022 №№НИ-ПФО-02-00-08/271, информация о результатах рассмотрения вышеназванного вопроса размещена в ФГИС АСЛН.
Не согласившись с вышеназванным решением Комиссии, НАО НТЦ "Нефтеотдача" обратилось с жалобой в Роснедра в обоснование которой указала на неполное рассмотрение представленных к заседанию Комиссии документов.
В связи с поступившей жалобой, Роснедра направило в адрес Приволжскнедра поручение от 14.06.2022 №ОК-04-30/11369 о необходимости повторного рассмотрения материалов по досрочному прекращению права пользования недрами по лицензии НЖГ 13855 ТЭ с учетом представленных Обществом документов.
Комиссия Приволжскнедра, принимая во внимание письменные возражения НАО НТЦ "Нефтеотдача" по вопросу досрочного прекращения права пользования недрами, вынесла на повестку заседания Комиссии вопрос о повторном рассмотрении документов по досрочному прекращению, приостановлению или ограничению права пользования недрами, предоставленного НАО НТЦ "Нефтеотдача" по лицензии НЖГ 13855 ТЭ.
Недропользователь был извещен о заседании Комиссии путем направления соответствующего извещения от 16.06.2022 №ПФО-01-06-06/1053 и на заседании Комиссии присутствовал.
При повторном рассмотрении вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии НЖГ13855ТЭ Комиссией Приволжскнедра оценены представленные заявителем к первому заседанию комиссии документы и принято решение оставить без изменения ранее принятое решение Комиссии, оформленное протоколом от 22.04.2022 №4-д и досрочно прекратить право пользования недрами НАО НТЦ "Нефтеотдача", поскольку информация об устранении нарушений, указанных в уведомлении Приволскнедра от 18.09.2020 №НИ-ПФО-02-00-08/678 НАО НТЦ "Нефтеотдача" фактически не представлена.
Данное решение Комиссии оформлено протоколом заседания Комиссии от 27.06.2022 №17-д. Выписка из протокола заседания Комиссии от 27.06.2022 №17-д направлена в адрес НАО НТЦ "Нефтеотдача" письмом от 08.07.2022 №НИ-ПФО-02-00-80/440.
Не согласившись с решениями Комиссии Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу о досрочном прекращении права пользования недрами Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном порядке с учетом предусмотренной законом компетенции судов могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 7 Постановления №21).
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершении действия (бездействие).
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, статьи 13 ГК РФ, пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом отсутствие одного из указанных условий является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, для признания решения Приволжскнедра незаконным необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств, которые являются предметом доказывания по делу: несоответствие оспариваемого приказа требованиям действующего законодательства и нарушение этим приказом прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае совокупности таких условий судом не установлено в силу слеждующего.
Государственная функция по осуществлению принятия решений о прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр реализуется Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) или его территориальными органами.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 №293 Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приволжскнедра организует свою деятельность в соответствии с Положением о Департаменте по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее - Положение), утвержденным приказом Федерального агентства по недропользованию от 31.03.2014 №192.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения Приволжскнедра является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, а также правоприменительные функции на территории Приволжского федерального округа.
На Приволжскнедра возложены полномочия по организационному обеспечению государственной системы лицензирования пользования недрами (пункт 2.2.2 Положения).
На основании статьи 1 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно положениями статьи 16 Закона о недрах федеральные органы исполнительной власти участвуют в обеспечении функционирования государственной системы лицензирования в соответствии с их полномочиями, определяемыми Правительством Российской Федерации. Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2), а также в случае, если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункт 5).
Статьей 21 Закона о недрах установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 данного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения (часть 4).
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 №1862-О-О следует, что интересы государства как собственника недр (статья 1.2 Закона о недрах) обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункты 2 и 5 части второй статьи 20 Закона о недрах). При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами.
В случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в судебном порядке (часть четвертая статьи 20 Закона о недрах). Это предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования. При этом суд вправе оценивать указанные сведения наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах.
До 01.01.2022 процедура досрочного прекращения права пользования недрами была предусмотрена Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2009 №315 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 94 Административного регламента государственная функция по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр реализуется Роснедрами или его территориальным органом в соответствии с разграничением полномочий в том числе в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.
В силу пункта 95 Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках вышеуказанной государственной функции являются, в том числе: представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок (подпункт 2); представления иных уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерации (подпункт 3); данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр или его территориальных органов, содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами (подпункт 4).
Как следует из пункта 99 Административного регламента, принятие Роснедрами и его территориальными органами решений о досрочном прекращении права пользования участками недр включает: регистрацию документов, являющихся в соответствии с пунктом 95 Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур; рассмотрение полученных документов, подготовку и направление комплекта документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами; рассмотрение материалов на Комиссии и принятие рекомендательного решения; принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами; реализацию решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
Согласно пункту 107 Административного регламента на заседаниях Комиссии принимаются рекомендательные решения о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами, прекращении (без процедуры), приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо рекомендательные решения о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению).
В соответствии с пунктами 109, 110 Административного регламента в случае рекомендации Комиссии о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами должностное лицо структурного подразделения Роснедр или территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 20 рабочих дней с момента получения протокола заседания Комиссии оформляет и подписывает у руководителя Роснедр или его территориального органа письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами, которое должно содержать указание на нарушения условий пользования недрами, требования к информации об устранении нарушений, которая должна быть представлена пользователем недр, с указанием на срок исполнения, предупреждение о том, что в случае, если указанные нарушения не будут устранены в указанный в уведомлении срок, то право пользования недрами может быть досрочно прекращено. Срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления. Уведомление направляется пользователю недр заказным письмом с уведомлением о вручении, а копия этого уведомления направляется в адрес Росприроднадзора для организации контроля за устранением выявленных нарушений.
В течение 7 дней с момента получения копии акта Росприроднадзора о проверке устранения (неустранения) пользователем недр нарушений, указанных в письменном уведомлении о допущенных пользователем недр нарушениях, готовит комплект документов в отношении конкретного участка недр и направляет его на повторное рассмотрение Комиссии.
При этом на повторном рассмотрении материалов по досрочному прекращению, приостановлению или ограничению права пользования недрами Комиссия принимает рекомендательные решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению).
Согласно пункту 115 Административного регламента должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 7 рабочих дней с момента получения протокола заседания Комиссии, в котором выражена рекомендация о досрочном прекращении права пользования недрами в случае, если пользователь недр в указанный в письменном уведомлении срок не устранил нарушения условий пользования недрами, готовит проект приказа о досрочном прекращении права пользования недрами в котором указываются сведения переисленные в пункте 116 Административного регламента
Согласно пунктам 117, 118 Административного регламента приказ о досрочном прекращении, приостановлении либо ограничении права пользования недрами подписывает руководитель Роснедр либо соответствующего территориального органа в течение 15 рабочих дней с момента принятия Комиссией рекомендательного решения о досрочном прекращении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр. Копия приказа направляется пользователю недр с заказным письмом с уведомлением о вручении.
С 01.01.2022 в законную силу вступил Порядок прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами, утвержденный приказом Минприроды России №743, Роснедр №08 от 13.10.2021 (далее - Порядок).
Пунктом 7 Порядка предусмотрены случаи досрочного прекращения права пользования недрами в числе которых указано нарушение пользователем недр условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами и если пользователь недр в течение установленного лицензией на пользование недрами срока не приступил к осуществлению пользования недрами.
В силу пункта 14 Порядка основанием для начала процедуры досрочного прекращения права пользования недрами является в том числе информация, полученная при осуществлении полномочий Федеральным агентством по недропользованию или его территориальными органами, подведомственными учреждениями Федерального агентства по недропользованию, из федеральных информационных систем и государственных информационных ресурсов Федерального агентства по недропользованию, а также от уполномоченных федеральных органов государственной власти, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), и иных уполномоченных органов государственной власти о возникновении случаев, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка.
Пунктами 33, 34, 41 Порядка также предусмотрена возможность принятия Комиссией уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях, и необходимости повторного рассмотрения документов по досрочному прекращению права пользования недрами по истечении срока, для устранения нарушений предусмотренного в уведомлении, который не может быть менее трех и более двенадцати месяцев со дня доставки пользователю недр или его представителю письменного уведомления о допущенных им нарушениях. Решение о досрочном прекращении права пользования недрами принимается Комиссией при условии, что по результатам рассмотрения и анализа документов по досрочному прекращению права пользования недрами установлено наличие случаев, предусмотренных пунктом 7 Порядка, по истечении не менее трех и не более двенадцати месяцев со дня доставки пользователю недр или его представителю письменного уведомления о допущенных им нарушениях, предусмотренного главой V настоящего Порядка, при условии, что в указанный срок пользователь недр не устранил эти нарушения.
Согласно пункту 44 Порядка решение, предусмотренное пунктом 33 настоящего Порядка, оформляется протоколом заседания Комиссии в виде электронного документа, подписанного всеми присутствующими на заседании членами Комиссии с использованием электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи". Подписанный протокол заседания Комиссии размещается в федеральной государственной информационной системе "Автоматизированная система лицензирования недропользования".
Таким образом согласно нормам Административного регламента, действовавшего до 01.01.2022, завершить процедуру досрочного прекращения права пользования недрами, было возможно только после поступления в Приволжскнедра акта Росприроднадзора о проверке устранения (неустранения) пользователем недр нарушений, указанных в письменном уведомлении о допущенных пользователем недр нарушениях.
В соответствии с положениями Порядка вступившего в силу 01.01.2022 получение от органов Росприроднадзора акта проверки устранения (неустранения) нарушений, указанных в уведомлении о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами, в целях дальнейшего рассмотрения и принятия Комиссией решения о досрочном прекращении права пользования недрами не требуется.
В рассматриваемом случае административная процедуры досрочного прекращения права пользования недрами начата в период действия Административного регламента, по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 95 Административного регламента, а именно - в связи с направлением Росприроднадзором в адрес Роснедр материалов проверки (акта проверки о 27.09.2019 №190-вн) содержащего сведения свидетельствующих о том, что по состоянию на 19.05.2021 лицензиат не выполнил требования абзацев "е", "ж" пункта 4.1 лицензионного соглашения, что в силу пункта 10.1 лицензионного соглашения и пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах является основанием для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами по выданной лицензии.
До рассмотрения вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами в адрес лицензиата было направлено соответствующее уведомление о необходимости устранения допущенных нарушений, которое было получено адресатом 28.09.2020.
Соответственно срок для устранения выявленных нарушений, указанных в выданном пользователю недр уведомлении, истек 28.03.2021.
При этом срок устранения нарушений установленный в названном уведомлении не поставлен в зависимость от срока исполнения предписаний выданных Росприроднадзором в целях устранения нарушений, выявленных в ходе проверок.
Направление в адрес владельца лицензии уведомления о нарушении им условий лицензии, законодательства о недрах и возможном досрочном прекращении права пользования недрами при неустранении в установленный срок указанных нарушений является одним из результатов исполнения Роснедрами и его территориальными органами функции по принятию решения о досрочном прекращении права пользования недрами.
Непосредственное рассмотрение вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами производилось Комиссией в период действия Порядка, нормами которого не предусмотрена обязанность Роснедр проводить проверку исполнения выданного пользователю недр уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений, соответственно подобная проверка и не проводилась, что не может рассматриваться судом как нарушение прав заявителя, поскольку последний в соответствии с нормами действующего Порядка вправе представить на рассмотрение Комиссии любы документы свидетельствующие, по его мнению, об устранении имеющихся нарушений.
Фактически данным правом заявитель воспользовался, представив Комиссии имеющиеся у него документы, подтверждающие, по его мнению, устранении имеющихся нарушений, как на заседание Комиссии состоявшееся 22.04.2022, так и на заседание Комиссии состоявшееся 27.06.2022.
Всем представленным заявителем документам Комиссией была дана оценка, в том числе и тем, которые были дополнительно представлены 24.06.2022 к заседанию Комиссии состоявшемуся 27.06.2022, что отражено на странице 7 выписки из протокола от 27.06.2022 №17-д (т.2 л.д. 7).
При анализе представленных документов, а также имеющейся в распоряжении Комиссии данных статистической отчетности Комиссия усмотрела проведение со стороны Общества мероприятий по подготовке к деятельности по добыче полезных ископаемых, однако не усмотрела документального подтверждения факта устранения выявленных нарушений в виде начала выполнения работ по промышленной добыче песков.
Довод заявителя о том, что он в полном объеме исполнил требования предписания Росприроднадзора выданного на основании акта проверки от 27.09.2019 №190-вн, а соответственно и требования уведомления Роснедр устранив нарушение условий лицензии и представив в подтверждение данных обстоятельств оправдательные документы суд считает необоснованным, поскольку состав документов представленных на рассмотрение Комиссии, в том числе и при повторном рассмотрении, свидетельствуют о выполнении ряда подготовительных работ, но не свидетельствуют о том, что заявитель приступил к добыче полезных ископаемых в том числе и с учетом проведенного Комиссией анализа данных представленной Обществом статистической отчетности по формам №5-гр, №2-ЛС, а также Государственного баланса запасов полезных ископаемых Российской Федерации за период 2011 года по 2021 год свидетельствующих о нулевом уровне добычи полезных ископаемых в 2018-2021 годах и об отсутствии движения запасов полезных ископаемых на лицензионном участке недр Писаревского месторождения стекольных песков.
Таким образом требование пункта 2 вышеназванного предписания о необходимости начать промышленную добычу песков в срок до 10.05.2021, так и осталось не исполненным, что также подтверждается актами более поздних проверок проводимых в целях исполнения требований названного предписания и не опровергнуто документами представленными заявителем на момент рассмотрения Комиссией решения о досрочном прекращении права пользования недрами, к указанной дате заявитель фактически не приступил к добыче полезных ископаемых.
Соответственно условие абзаца "е" пункта 4.1 лицензионного соглашения о начале промышленной добычи песков в срок до 10.05.2011 не исполняется в течение 10 лет - к добыче полезных ископаемых на участке недр Писаревского месторождения кварцевых песков, в том числе в установленных объемах, НАО НТЦ "Нефтеотдача" не приступило.
В этой связи довод заявителя о введении процедуры банкротства в отношении учредителя Общества в 2020 году не может рассматриваться в качестве уважительной причины нарушения условий лицензии.
В ходе рассмотрения дела в суде заявитель также представил ряд документов, подтверждающих, по его мнению, выполнение условий лицензионного соглашения.
Суд исследовал и оценил данные документы и пришел к выводу о том, что они изложенных заявителем доводов также не подтверждают в силу следующего.
Договоры поставки песка от 01.03.2022 №24-22 и от 20.03.2022 №25-22, заключенные с ООО "Ремонт дорог - НН", а также прилагаемые к ним передаточные акты подтверждают лишь факт поставки песка, но не факт проведения работ по его добыче на Писаревском месторождении.
Представленный заявителем договор на выполнение работ по горно-маркшейдерскому обслуживанию горнодобывающих и других производств от 20.09.2022 №14-1, акт маркшейдерского обслуживания составлены спустя три месяца после принятия Комиссией последнего решения о досрочном прекращении права пользования недрами, соответственно не может подтверждать доводы заявителя о начале выполнения работ на спорном участке на момент принятия Комиссией названных решений.
Представленная заявителем в судебном заседании 18.01.2023 отчетность по формам №5-гр, №2-ЛС, №70-ТП за 2022 год не обоснована наличием действующей лицензии дающей право пользование недрами, при этом на дату рассмотрения Комиссией решения по вопросу досрочного прекращения права пользования недрами подобная отчетность за указанный заявителем период не представлялась. При этом у суда отсутствует возможность проверки достоверности изложенных в ней данных, поскольку данные вопросы не входят в компетенцию суда.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что Комиссией обоснованно сделан вывод о том, что имеются законные основания для принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами.
Суд отклоняет довод заявителя о необходимости наличия совокупности нескольких нарушений условий пользования недрами, поскольку положения статьи 21 Закона о недрах содержит лишь перечень случаев,когда может быть принято решение о досрочном прекращении права пользования недрами, требований о том, что в целях рассмотрения вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами необходимо наличие совокупности нескольких нарушений действующее законодательство не содержит.
Основанием для досрочного прекращения пользования недрами в настоящем случае послужили основания, указанные пункте 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах и в подпункте 2 пункта 7 Порядка, что и указано в протоколе заседания Комиссии.
Суд отклоняет довод заявителя относительно того, чторешение о досрочном прекращении права пользования недрами было принято Комиссией с нарушением двенадцатимесячного срока, установленного частью 4 статьи 21 Закона о недрах и пункта 34 Порядка, так как данный срок следует исчислять со дня получения Обществом (28.09.2020) уведомления Приволжскнедра от 18.09.2020 №НИ-ПФО-02-00-08/678 о допущенных пользователем недр нарушениях условий пользования недрами лицензии, который истек 28.09.2021.
Из содержания статьи 21 Закона о недрах следует, что в зависимости от основания досрочного прекращения права пользования недрами, закреплённого в статье 20 Закона о недрах, законодатель устанавливает два порядка принятия решений о досрочном прекращении права пользования недрами: без направления уведомления о возможном досрочном прекращении права пользования недрами; с направлением уведомления о возможном досрочном прекращении права пользования недрами, содержащего срок на устранение нарушений условий пользования недрами, который может быть не менее 3 месяцев, но не более 12 месяцев.
Таким образом, довод Общества о том, что решение Комиссии Приволжскнедр должно было быть принято не позднее 28.09.2021, несостоятелен, поскольку, часть 4 статьи 21 Закона о недрах определяет интервал сроков для устранения допущенных нарушений условий пользованиями недрами в пределах которых решение о досрочном прекращении права пользования недрами принято быть не может.
При этом то обстоятельство, чторешение о досрочном прекращении права пользования недрами принято в апреле 2022 года не может рассматриваться как нарушающее права заявителя, поскольку фактически тем самым заявителю был предоставлен более длительный срок для устранения указанных в уведомлении нарушений.
Довод заявителя о наличии процессуальных нарушений при оформлении протокола заседания Комиссии от 22.04.2022 №4-д подписан не всеми членами комиссии судом тклоняется в силу следующего.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что принятие решения о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановлении осуществления права пользования недрами или об ограничении права пользования недрами осуществляется комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом (далее - Комиссия).
Согласно пункту 3 Порядка Комиссия создается приказом Роснедра или его территориального органа, который устанавливает ее состав и утверждает положение о ней. Комиссия состоит из членов Комиссии, из числа которых назначается председатель Комиссии и его заместитель, а также секретаря Комиссии.
Решение Комиссии принимается путем открытого голосования простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии, а при его отсутствии - заместителя председателя Комиссии.
Из буквального толкования названных норм следует, что секретарь Комиссии входит в состав Комиссии, но не является членом Комиссии и правом голоса не обладает.
Из представленного в дело протокола заседания Комиссии от 22.04.2022 №4-Д следует, что в состав Комиссии входило 8 членов Комиссии и 1 секретарь Комиссии. Участие в голосовании приняло 8 членов Комиссии из которых 7 проголосовали "за" и 1 проголосовал "против".
Соответственно доводы заявителя о том, что не все члены Комиссии принимали участие в голосовании является необоснованным. Необоснованным также является довод о том, что председатель Комиссии не принимал участие в ее заседании, поскольку вышеназванными положениями не установлено требование об обязательном участии в заседании Комиссии одновременно как ее председателя, так и заместителя председателя, тем более не установлено требование указывать в протоколе причины отсутствия кого-либо из ее членов.
Также подлежит отклонению довод заявителя о том, что в состав Комиссии не был включен представитель Роснедр, поскольку в соответствии с пунктом 3 Порядка в состав Комиссии, создаваемой территориальным органом Роснедра представители Роснедра включаются только в случае наличия на то представления Роснедра, которого в рассматриваемом случае не имелось.
Судом не выявлено нарушений со стороны Департамента административных процедур, установленных положениями Административного регламента и Порядка, в том числе и в части направления в адрес заявителя уведомлений от 13.04.2022 №ПФО-01-06-06/557 и от 16.06.2022 №ПФО-01-06-06/1053 содержащих извещение о времени и месте рассмотрения материалов по досрочному прекращению права пользования недрами, а также указание на основание такого рассмотрения со ссылкой на неисполнение полученного Обществом уведомления от 18.09.2020 №НИ-ПФО-02-00-08/678. На заседаниях Комиссии представитель Общества присутствовал и соответствующие документы в обоснование своей позиции представлял.
Также отклоняется за необоснованностью довод заявителя о том, что Комиссия при принятии решения оформленного протоколом от 27.06.2022 №17-д вышла за пределы своих полномочий указав на оставление без изменений ранее принятого Комиссией решения оформленного протоколом от 22.04.2022 №4-д, а также повторно указав на досрочное прекращение права пользования недрами по лицензии, поскольку это не является основанием для признания выводов Комиссии необоснованными, а принятых решений незаконными, равно как и неточные формулировки прекращения действия лицензии указанные в информационной системе.
Из вышеизложенного следует, что действия Приволжснедра соответствовали требованиям действующего законодательства о недрах. Основания для признания решений Комиссии Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу по принятию решения о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничении права пользования недрами, которое оформленных вышеназванными протоколами недействительным отсутствуют.
Принимая во внимание изложенные суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.
Судья И.С.Волчанская