ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-16658/20 от 18.09.2020 АС Нижегородской области

19/2020-179484(1)

 АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А43-16658/2020

г. Нижний Новгород 23 сентября 2020 года 

Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2020 года  Решение в полном объеме изготовлено 23 сентября 2020 года 

Арбитражный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи  Игнатьевой Ольги Васильевны (шифр 19-210), при ведении протокола судебного  заседания помощником судьи Кузнецовой С.В., рассмотрев в судебном заседании дело  по иску Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (ИНН: 5260294552,  ОГРН: 1115260001449) город Нижний Новгород, 

к ответчику: обществу с ограниченной ответственностью «Мухтолово-ресурс» (ИНН:  5243036336, ОГРН: 1165243050092), город Москва, 

об обязании предоставить проект основания лесов на арендуемый лесной участок,

при участии: 

от истца: Казаков П.С., по доверенности от 10.01.2019, диплом КУ № 60767 (после  перерыва не явился); 

от ответчика: Смирнов С.В., по доверенности от 10.01.2019, диплом ВСВ 0629705 (после  перерыва не явился); 

установил:

Департамент лесного хозяйства Нижегородской области обратился в Арбитражный  суд Нижегородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной  ответственностью «Мухтолово-ресурс» об обязании предоставить проект основания лесов  на арендуемый лесной участок. 

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 17 по 18 сентября 2020 года. 

Ответчик в отзыве на исковое заявление и в судебном заседании возражал против  удовлетворения заявленных требований, указал, что в соответствии с пунктом 14.3  договора аренды от 20.03.2009 в 2018 году им разработан проект освоения лесов, который  получил положительное заключение. Ответчик считает, что разработка двух проектов  освоения лесов к одному договору аренды действующим законодательством не  предусмотрена, при этом в письме от 22.07.2020 Департамент указал, что по одному  договору аренды лесного участка должен разрабатываться только один проект освоения  лесов. 

Резолютивная часть решения объявлена 18.09.2020. Изготовление решения в полном  объеме в соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ  откладывалось до 23.09.2020. 

Как следует из материалов дела, 20.03.2009 между Департаментом лесного  хозяйства Нижегородской области (арендодатель) и обществом с ограниченной  ответственностью «Мухтолово-ресурс» (арендатор) заключен договор аренды лесного 


участка № 308 площадью 15 840 га, расположенного в Ардатовском районе,  Мухтоловсуком межрайонном лесничестве, Саконском участковом лесничестве. 

Срок действия договора согласно пункту 28 - до 19.03.2058.

В соответствии с пунктом 4 договора арендатору передан лесной участок для  использования в целях и объемах, предусмотренных приложением № 3, а именно,  заготовка живицы и заготовка древесины (ликвидной). 

Пунктом 14.3 на арендатора возложена обязанность разработать и представить  утвержденный проект освоения лесов. 

Приказом Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 11.09.2018  года № 1343 утверждено положительное заключение государственной экспертизы на  подготовленный арендатором проект освоения лесов, предусматривающий заготовку  древесины. Срок действия заключения установлен с 11.09.2018 года по 31.12.2026 года. 

Приказом Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 26.05.2020   № 370 указанные изменения получили отрицательное заключение (л.д. 31). 

В заключении экспертной комиссии на подготовленные арендатором изменения в  проект освоения лесов указано на их несоответствие действующему законодательству и  лесохозяйственному регламенту Мухтоловского межрайонного лесничества. В частности  упомянутый регламент в отношении части кварталов арендуемого лесного участка не  предусматривает использование лесов для заготовки живицы. Кроме того, часть  территории арендованного лесного участка входит в границы Мухтоловского заказника,  на всей территории которого запрещается подсочка деревьев (л.д.32-37). В целях  устранения замечаний, указанных в экспертном заключении разработчику проекта  освоения лесов рекомендовано привести в соответствие ведомость лесотакционных  выделов, проектируемых для заготовки живицы, и площади лесных насаждений  вовлекаемых в подсочку, исправить ошибки в расчете выхода сосновой живицы, увязать  заготовку живицы с заготовкой древесины, обеспечив поступление в рубку насаждений,  выходящих из подсочки (л.д. 32-37). 

В дальнейшем общество с ограниченной ответственностью «Мухтолово-ресурс»  повторно обратилось в Департамент с предложением о внесении изменений в  действующий проект освоения лесов, добавив в него положения, касающиеся заготовки  живицы. 

Приказом Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 22.06.2020   № 458 указанные изменения получили отрицательное заключение (л.д. 60). 

В заключении экспертной комиссии на подготовленные арендатором изменения в  проект освоения лесов указано на их несоответствие действующему законодательству по  вышеназванным причинам. В целях устранения замечаний, указанных в заключении  экспертной комиссии разработчику проекта освоения лесов рекомендовано привести  договор аренды лесного участка в соответствие с действующим законодательством  Российской Федерации (л.д. 61,62). 


В письме исх.-414-322223/2020 от 22.07.2020 года Департамент лесного хозяйства  Нижегородской области указал на возможность разработки по одному договору аренды  лесного участка только одного проекта освоения лесов (л.д. 64). 

Неисполнение обществом этого требования послужило основанием для обращения  Департамента с настоящим иском в суд. 

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд не находит  оснований для удовлетворения иска исходя из следующего. 

Согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные  участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также  лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях,  предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного  сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего  Кодекса. 

В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации  освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального,  непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной  промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения  и выполняемых ими полезных функций. 

В силу части 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения  лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке,  установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 

В пунктах 28, 29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки,  утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69  (далее - Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки) предусмотрено, что  проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в  постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного  кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка,  свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование,  лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного  лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных  обследований. 

Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые  установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении  лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов  (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду  использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о  предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не  разрабатываются. 

В пункте 3 указанного Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки  предусмотрено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и  проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и  воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей  инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях,  предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о  мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с  созданием лесной инфраструктуры. 


В силу части 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение  гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов,  лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для  досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли- продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного  (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования  лесным участком. 

Согласно пункту 2 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки,  невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющими использование  лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора  аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного  (бессрочного) пользования лесным участком. 

В то же время, в соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации задачей судопроизводства в арбитражных судах являются защита  нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих  предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных  интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов  государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти  субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц в указанной сфере. 

В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из  способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению  обязанностей в натуре. 

При решении вопроса о применении указанного способа защиты суд обязан  определить порядок, механизм, сроки исполнения обязательств в натуре, выяснить  возможность реального исполнения принятых им решений исходя из положений  Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве в  Российской Федерации" и возможности реальной защиты оспариваемых или нарушенных  прав сторон при выборе в данном конкретном случае такого способа защиты права, как  присуждение к исполнению обязанности в натуре. 

По смыслу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ  "О судебной системе Российской Федерации", статей 16 и 182 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации судебные решения должны отвечать  общеправовому принципу исполнимости судебных актов. 

 Между тем, избранный истцом способ защиты прав в виде обязания ответчика  составить проект освоения лесов на арендуемый лесной участок в целях заготовки  живицы соответствующий договору аренды, лесохозяйственному регламенту и  действующему законодательству не приведет к реальному исполнению решения в случае  удовлетворения иска и реальному восстановлению нарушенных прав. 

Более того, ответчик дважды предоставлял истцу на государственную экспертизу  проект внесения изменений в действующий проект освоения лесов, арендуемого им  участка лесного фонда. 

Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области дважды утверждалось  отрицательное заключение государственной экспертизы на предлагаемые ответчиком  изменения. 

Таким образом, факт получения отрицательных заключений государственной  экспертизы на проект внесения изменений в действующий проект освоения лесов не  может свидетельствовать о неисполнении ответчиком принятых на себя обязательств,  поскольку не препятствует повторному обращению последнего с таким проектом. 

Кроме того, как следует из системного толкования статей 12, 24, 88, 89 Лесного  кодекса Российской Федерации, правовым последствием непредставления арендатором 


проекта освоения лесов и невыполнения проекта является возможность досрочного  расторжения договора аренды лесного участка. 

Положениями статей 615, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации также  предусмотрены специальные способы защиты прав арендодателя в связи с неисполнением  или ненадлежащим исполнением обязательств по договору арендатором: отказ от  договора и возмещение убытков. 

При изложенных обстоятельствах, учитывая избрание истцом ненадлежащего  способа защиты права, требование Департамента лесного хозяйства Нижегородской  области не подлежит удовлетворению. 

Руководствуясь статьями 167-170, 319 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

Р Е Ш И Л:

Иск Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (ИНН: 5260294552,  ОГРН: 1115260001449) город Нижний Новгород, оставить без удовлетворения. 

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через  Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия. 

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может  быть обжаловано в порядке кассационного производства, если такое решение было  предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если  арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного  срока подачи апелляционной жалобы. 

Судья О.В. Игнатьева