ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-16889/11 от 17.11.2011 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-16889/2011

г. Нижний Новгород 17 ноября 2011 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой Л.В.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению открытого акционерного общества «Нижегородоблгаз», г.Н.Новгород (ИНН <***>)

о признании незаконным решения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области

при участии представителей:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 20.07.2011 г.;

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 29.08.2011 г.; ФИО3 по доверенности от 29.08.2011 г.; ФИО4 по доверенности от 29.08.2011 г.;

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ОАО «Нижегородоблгаз», г.Н.Новгород (ИНН <***>) (далее заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным решения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (Нижегородстат), изложенное в письме №22-20/317 от 21.04.2011 г., выразившееся в идентификации общества в Статрегистре Росстата ОКФС кодом «41-Смешенная российская собственность с долей федеральной собственности» и обязании Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области идентифицировать общество в Статрегистре Росстата ОКФС кодом «49 – Иная смешанная российская собственность».

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, общество исходило из того, что в уставном капитале общества отсутствуют акции (имущество), принадлежащее РФ, то есть отсутствует какая-либо доля федеральной собственности.

С позиции заявителя, решение Нижегородстата нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку присвоенный код – 41 по классификатору ОКФС означает наличие у общества статуса, обязывающего в силу пункта 4 статьи 5 Федерального закона №307-ФЗ от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» проводить открытый конкурс по отбору аудитора, что не соответствует законодательству.

Нижегородростат не согласился с позицией общества, указав, что идентификация открытых акционерных обществ кодами ОКФС осуществляется на основе представленной данными организациями выписки из реестра акционеров, представленной в произвольной форме. Также указал, что при присвоении обществу кода – 41 по классификатору ОКФС, учитывалось, что ОАО «Роснефтегаз», являющийся крупным акционером ОАО «Нижегородоблгаз» (принадлежит 25,535% акций), входит в перечень хозяйственных обществ и товариществ, в которых права акционера от имени Российской Федерации осуществляет Росимущество и Росимуществу принадлежат 100 % акций данного предприятия.

С позиции Нижегородстата, идентификация в статрегистре ОАО «Нижегородоблгаз» кодом ОКФС «41» не может влиять на коммерческую деятельность данного предприятия, поскольку статрегистр Росстата является ведомственной базой данных и ведется исключительно для статистических задач.

По мнению Нижегородстата, удовлетворение заявления общества о присвоении ему ОКФС «49» приведет к нарушению методики Росстата, в вязи с сокрытием информации о наличии крупного акционера с федеральной формой собственности.

Более подробно позиции сторон изложены в заявлении, отзыве на заявления, дополнениях, представленных в материалы дела.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование.

Представители Нижегородстата требование общества отклонили, считают, что идентификация в статрегистре не может влиять на коммерческую деятельность общества, поскольку статрегистр Росстата является ведомственной базой данных и ведется исключительно для статистических задач.

В судебном заседании объявлялся перерыв, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив представленные в материалы дела документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил обстоятельства, необходимые для рассмотрения спора и не находит оснований для удовлетворения заявления.

Как следует из материалов дела, 15.04.2010 г. ОАО «Нижегородоблгаз» оратилось в нижегородстат с заявлением в котором просило произвести смену в Общероссийском классификаторе форм собственности (ОКФС) присвоенного обществу кода «41 – Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности» с предоставлением с процессе переписке запрошенных Нижегородстатом дополнительных документов, в том числе выписки из реестра акционеров с полным перечнем владельцев ценных бумаг.

Обращаясь с данным заявлением в Нижегородстат, общество исходило из того, что указом Президента от 08.04.2008 г. №464 ОАО «Нижегородоблгаз» было исключено из перечня стратегических предприятий РФ и в настоящее время общество не имеет никакого статуса, стратегический и особые государственные задачи и функции не выполняет, услуги, имеющие стратегическое значение не оказывает.

Письмом от 21.04.2011 г. Нижегородстат отказал обществу в смене кода ОКФС, указав, что 25,5% акций ОАО «Нижегородоблгаз» находившиеся в федеральной собственности были внесены в уставный капитал ОАО «Роснефтегаз» в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций, в связи с увеличением его уставного капитала и в настоящее время 100 % акций ОАО «Роснефтегаз» принадлежат Российской Федерации в лице Росимущества, которое идентифицировано кодом ОКФС «12»- федеральная собственность.

Посчитав свои права нарушенными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из указанной нормы следует, что для признания незаконным ненормативного акта необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого акта требованиям закона, иных нормативных правовых актов и нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Закон №282-ФЗ) система государственной статистики - государственная федеральная информационная статистическая система, представляющая собой совокупность позволяющих осуществлять официальный статистический учет первичных статистических данных и административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих формирование такой информации информационных технологий и технических средств (пункт 2 статьи 2 названного закона).

Функционирование Статрегистра определено «Положением о Статистическом регистре хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики», утвержденным приказом Федеральной службы государственной статистики от 05.08.2005 № 122.

В процессе учета каждому объекту Статрегистра присваиваются уникальный код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО), который сохраняется за организацией на все время осуществления ею хозяйственной деятельности, и коды классификационных признаков, установленные на основе классификаторов технико - экономической информации и позволяющие определить их местонахождение (ОКАТО), (ОКТМО), форму собственности (ОКФС), организационно - правовую форму (ОКОПФ) и др., которые в процессе деятельности организации могут быть изменены.

Учет и достоверность информации о хозяйствующих субъектах в Статрегистре обеспечивается территориальными органами Росстата во взаимодействии с органами, осуществляющими государственную регистрацию, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, и, в ряде случаев, непосредственно с субъектами хозяйственной деятельности.

Постановлением Госстандарта РФ № 97 от 30.03.1997 г. утвержден «Общероссийский классификатор форм собственности» (далее ОКФС), который разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами, с учетом практического использования Классификатора форм собственности (КФС), утвержденного Постановлением Госкомстата России от 20 апреля 1993 г. N 47.

ОКФС предназначен для:

- формирования информационных ресурсов, регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о субъектах гражданского права;

- решения аналитических задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом;

- обеспечения совместимости информационных систем, проведения автоматизированной обработки технико-экономической и социальной информации;

- анализа и прогнозирования социально-экономических процессов, разработки рекомендаций по регулированию экономики.

Под формой собственности понимаются законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.

В соответствии с ОКФС под кодом «41» установлена «Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности».

Согласно пояснениям к позициям, смешанной российской собственностью с долей федеральной собственности является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности с наличием доли федеральной собственности и отсутствием доли собственности субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (п.5 статьи 214 ГК РФ).

Согласно п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

В силу пункта 2 раздела IV приложения №1 к названному постановлению объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности являются предприятия топливно-энергетического комплекса.

Как видно из материалов дела, крупным акционером ОАО «Нижегородоблгаз» является ОАО «Роснефтегаз» с пакетом акций 25,535 %.

Согласно пункту 400.1 Указа президента РФ от 04.08.2004 г. №1009 г. ОАО «Роснефтегаз» является стратегическим предприятием - 100 % акций которого находятся в федеральной собственности.

Указом президента РФ №464 от 08.04.2008 г. ОАО «Нижегородоблгаз» исключено из стратегических предприятий. Вместе с тем, согласно приложению к указау, акции ОАО «Нижегородоблгаз» в количестве 25,5 % в качестве вклада Российской Федерации были внесены в уставный капитал ОАО «Роснефтегаз».

Таким образом, из материалов дела усматривается, что в уставном капитале общества среди акционеров, владеющих акциями ОАО «Нижегородоблгаз» присутствуют акционеры – ОАО «Роснефтегаз», имущество которого находится в федеральной собственности.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о необходимости идентификации формы собственности ОАО «Нижегородоблгаз» в статрегистре Росстата кодом ОКФС «41» - «Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности», в связи с чем находит и действия Нижегородстат об отказе обществу в смене в ОКФС присвоенного кода «41» на «49», где предусмотрена «Иная смешанная российская собственность», соответствующим требованиям, установленным Законом №282-ФЗ, Постановлением Госстандарта РФ № 97 от 30.03.1997 г. об утверждении «Общероссийскогоклассификатора форм собственности».

На основании вышеизложенного требования ОАО «Нижегородоблгаз» подлежат отклонению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Нижегородоблгаз», г.Н.Новгород (ИНН <***>) о признании незаконным решения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, изложенное в письме №22-20/317 от 21.04.2011 г., выразившееся в идентификации общества в Статрегистре Росстата ОКФС кодом «41-Смешенная российская собственность с долей федеральной собственности» и обязании Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области идентифицировать общество в Статрегистре Росстата ОКФС кодом «49 – Иная смешанная российская собственность», отказать.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления апелляционной инстанцией.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья Г.И.Мустафаев