ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-17157/2022 от 21.09.2022 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-17157/2022

г. Нижний Новгород 28 сентября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 28 сентября 2022 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Леонова Андрея Владимировича,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Устименко А.Р.,

при участии представителей заявителя – ФИО1, доверенность от 13.03.2022, заинтересованного лица – ФИО2. доверенность от 23.12.2021, и третьего лица – ФИО3, паспорт,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "СаровИнвест" (ОГРН<***>, ИНН<***>) г.Саров Нижегородской области, о признании незаконным решения администрации г.Сарова от 16.05.2022, формализованного в письме №01.10-53/298, об отказе ООО "СаровИнвест" в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Жилой дом блокированной застройки № 60: блок 1, строительный этап №1; блок 2, строительный этап №2" на земельном участке с кадастровым номером 52:60:0010006:2,

а также об обязании администрации г.Сарова выдать ООО "СаровИнвест" разрешение на строительство указанного объекта,

при привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО3,

установил:

общество с ограниченной ответственность "СаровИнвест" (далее - заявитель, Общество, ООО «СаровИнвест») обратилось в арбитражный суд Нижегородской области с заявлением содержащим вышеназванные требования ссылаясь на необоснованность полученного отказа по основаниям, изложенным в заявлении.

Администрация г.Сарова (далее - Администрация) требования заявителя отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон суд установил следующее.

06.05.2022 ООО «СаровИнвест» направило заявление № 0084/22 в Администрацию г.Саров о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Жилой дом блокированной застройки № 60: блок 1, строительный этап № 1; блок 2, строительный этап № 2» (далее Объект капитального строительства), расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Саров, кадастровый номер земельного участка 52:60:0010006:2.

16.05.2022 Администрация своим решением, формализованном в письме № 01.10-53/298, отказала ООО «СаровИнвест» в выдаче разрешения на строительство Объекта капитального строительства, обосновав свой отказ следующим:

1.Объект капитального строительства расположен за пределами места допустимого размещения ОКС.

2.Объект капитального строительства не соответствует предельному максимальному размеру земельного участка. Максимальный размер земельного участка из расчета на один дом: 1 500 кв.м.

3.В проектной документации отсутствует информация о проценте застройки в границах земельного участка

4.Отсутствует схема планировочной организации всего земельного участка.

Не согласившись с указанным отказом заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли указанное решение, факт нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности - на заявителя.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство (часть 2 статьи 51 ГрК РФ).

Разрешение на строительство в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района выдается органом местного самоуправления муниципального района по месту нахождения земельного участка (часть 4 и 6 статьи 51 ГрК РФ).

В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ, с учетом положений пункта 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ, в целях строительства объекта капитального строительства (жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы с приложением правоустанавливающих документов на земельный участок, градостроительного плана на земельный участок, результатов инженерных изысканий и материалов, содержащихся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (пояснительной записки, схемы планировочной организации земельного участка, разделов, содержащих архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства, проекта организации строительства).

С учетом положений статей 44, 48 ГрК РФ градостроительный план земельного участка определяет параметры возможного размещения объекта капитального строительства на конкретном земельном участке и служит основанием для подготовки проектной документации объекта капитального строительства.

Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ в выдаче разрешения на строительство может быть отказано при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.

Согласно части 14 статьи 51 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

При рассмотрении материалов дела судом установлено следующее.

Суд полагает, что вывод Администрации о том, что Объект капитального строительства расположен за пределами места допустимого размещения ОКС является несостоятельным.

В отношении земельного участка с кадастровым номером 52:60:0010006:2 имеется утвержденная документация по планировке и межеванию территории (Постановление Администрации г.Сарова от 26.12.2019 №4348, на которое имеется ссылка на стр.3 Градостроительного плана), которой также не установлены отступы от границ данного земельного участка в целях возведения построек, которые превышали бы установленные Градостроительным регламентом.

В связи с этим установление Администрацией на странице 4 «Чертеж градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования» Градостроительного плана №РФ-52-2-11-0-00-2021-2261 места допустимого размещения объектов капитального строительства с установлением отступов:

- 6 метров между точками поворота границы земельного участка с номерами 1 и 270, 270 и 268;

- 20 метров между точками поворота границы земельного участка с номерами 262 и 261;

- 5,86 метра от точки поворота границы земельного участка с номером 251 по направлению к точке поворота с номером 252;

- неизвестного, но позволяющего по Чертежу определить, что значительного, размера от точки поворота границы земельного участка с номером 252 в направлении точки поворота 251 и в направлении точки поворота 256 (отступ в виде треугольника),

является незаконным, как противоречащее Постановлению Администрации г.Сарова от 26.12.2019 №4348, которым утверждены проект планировки и проект межевания территории, и статье 39.1 «Градостроительные регламенты территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории города» Правил землепользования и застройки города Сарова.

Решением Арбитражного суда Нижегородской по делу №А43-3565/2022 от 25.04.2022 о признании незаконным Решения Администрации г.Саров об отказе внесения изменений в чертеж градостроительного плана земельного участка от 14.12.2021 № РФ-52-2-11-0-00-202I-2261, Решение Администрации г.Саров от 30.12.2021 признано незаконным.

Кроме того, вывод Администрации о том, что объект капитального строительства не соответствует установленному предельному максимальному размеру земельного участка, является так же несостоятельным.

Пунктом 2.3 Градостроительного плана установлено, что применительно к территориальной зоне Ж-3.3 для основного вида разрешенного использования «блокированная жилая застройка» (из расчета на один дом) максимальный размер земельного участка установлен 1 500 кв.м.

Проектной документацией установлено, что Объект капитального строительства, состоящий из 2 блоков, не превышает максимального размера земельного участка (см. стр. 03альбома Инв.№1504-2022-ПЗУ проектной документации).

При этом, в соответствии с действующим законодательством РФ каждый жилой блок является отдельным жилым домом.

В силу п.2 ч.2 ст.49 ГрК РФ жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно абз.2 п.6 приказа Росстата от 18.07.2019 №414 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством" жилые дома блокированной застройки -жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (п.2 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ).

В соответствии с п.1 письма Росреестра от 03.04.2017 №14-04075-ГЕ/17 «О жилых домах блокированной застройки» в соответствии с п.2 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Формирование (межевание) земельного участка осуществляется после строительства блокированной жилой застройки.

В соответствии с п.2 письма Росреестра от 03.04.2017 №14-04075-ГЕ/17 «О жилых домах блокированной застройки» в отношении образования земельных участков, занятых блоками жилого дома блокированной застройки, отмечаем, что согласно определению, содержащемуся в п.2 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса, каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования.

Также в п.3 письма Росреестра указано, что межевание и формирование земельных участков под блоками жилого дома блокированной застройки осуществляется при вводе в эксплуатацию данного жилого дома.

До ввода объекта в эксплуатацию при получении разрешения на строительство Заявитель может предоставить лишь проектную документацию, в которой указано, как будут формироваться земельные участки.

Более того, важным фактом является то, что формирование земельного участка под блоками жилого дома блокированной застройки необходимо осуществлять после возведения данных зданий, с целью недопущения повторного межевания.

Таким образом, согласно представленной проектной документации Администрации каждый отдельный блок Объекта капитального строительства, который занимает определенный земельный участок, не превышает максимально установленного размера земельного участка (1 500 кв.м.). Более того, согласно Проектной документации земельные участки не превышают 1/2 максимального размера земельного участка зоны Ж-3.3.

Кроме того, суд полагает, что вывод Администрации о том, что информация о проценте застройки в границах земельного участка отсутствует, является несостоятельным.

Пунктом 2.3 Градостроительного плана установлено, что применительно к территориальной зоне Ж-3.3 для основного вида разрешенного использования «блокированная жилая застройка» (из расчета на один дом) максимальный процент застройки в границах земельного участка 40 %.

Проектной документацией установлено, что Объект капитального строительства, состоящий из 2 блоков, не превышает максимального процента застройки (см. лист03альбома Инв.№1504-2022-ПЗУпроектной документации). Наиболее высокий процент застройки является у блока № 2 и имеет 26,80 % застройки, что в соответствии с Градостроительным планом допускается.

Факты, которые отражены в отказе Администрации о том, что якобы информация о проценте застройки отсутствует не соответствует действительности.

Так же суд указывает, что вывод Администрации о том, что отсутствует схема планировочной организации земельного участка, является неверным.

Согласно п. 5 описи прилагаемых документов заявления на получение разрешение на строительство дома блокированной застройки № 60 ООО «СаровИнвест» предоставило раздел проектной документации схему планировочной организации земельного участка №0510-2021-ПЗУ.

Кроме того, предполагаемый вывод Администрации о том, что отсутствуют технико-экономические показатели застройки в границах земельного участка 52:60:0010006:2, является несостоятельным.

Запрашиваемые технико-экономические показатели застройки в границах земельного участка52:60:0010006:2 содержатся в разделе проектной документации Инв.№1504-2022-ПЗ, пункте м и представлены в полном объёме п.4описи прилагаемых документов заявления о выдаче разрешения на строительство дома блокированной застройки № 60

Таким образом, отказ Администрации является незаконным и нарушает права заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

В связи с вышеизложенным, вывод Администрации о том, что Объект капитального строительства расположен за пределами места допустимого размещения ОКС является неверным.

Согласно ч. 10 ст. 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленного Обществом требования.

На основании изложенного, суд счел необходимым, в качестве правовосстановительной меры обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства "Жилой дом блокированной застройки №60: блок 1, строительный этап №1; блок 2, строительный этап №2" на земельном участке с кадастровым номером 52:60:0010006:2, расположенном в г.Саров Нижегородской области

В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по делу относятся на Администрацию и подлежат взысканию с последней в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180 - 182, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

требования общества с ограниченной ответственностью "СаровИнвест" (ОГРН<***>, ИНН<***>) г.Саров Нижегородской области, удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации города Сарова от 16.05.2022, формализованное в письме №01.10-53/298, об отказе ООО "СаровИнвест" в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Жилой дом блокированной застройки №60: блок 1, строительный этап №1; блок 2, строительный этап №2" на земельном участке с кадастровым номером 52:60:0010006:2, расположенном в г.Саров Нижегородской области.

Обязать администрации города Сарова устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "СаровИнвест" (ОГРН<***>, ИНН<***>) г.Саров Нижегородской области, путем выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства "Жилой дом блокированной застройки №60: блок 1, строительный этап №1; блок 2, строительный этап №2" на земельном участке с кадастровым номером 52:60:0010006:2, расположенном в г.Саров Нижегородской области.

Взыскать с администрации города Сарова (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 607188, НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, САРОВ ГОРОД, ФИО4 ПРОСПЕКТ, ДОМ 20А) в пользу в пользу общества с ограниченной ответственностью "СаровИнвест" (ОГРН<***>, ИНН<***>) г.Саров Нижегородской области, 3000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.

Судья А.В.Леонов