ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-17713/17 от 17.07.2017 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-17713/2017

г. Нижний Новгород                                                                                               24 июля 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2017 года

Решение в полном объеме изготовлено 24 июля 2017 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Леонова Андрея Владимировича (шифр 51-361),

при ведении протокола секретарем судебного заседания Башевой Е.С.,

при участии представителей заявителя – ФИО1, доверенность от 27.04.2015, и заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 28.06.2017,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ФИО3, г.Арзамас Нижегородской области, о признании незаконным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Нижегородской области от 19.08.2016 №2504,

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратился ФИО3 (далее – заявитель) с заявлением о признании незаконным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 (далее – регистрирующий орган, налоговый орган) по Нижегородской области от 19.08.2016 №2504.

Заявитель в судебном заседании поддержал свою правовую позицию в полном объеме, подробно позиция изложена в заявлении.

Налоговый орган возражает против удовлетворения заявленных требований, по основаниям изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд считает требование заявителя не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Как следует из материалов дела, налоговым органом на основании справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от 16.08.2016 № 81-О и справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов банковских счетов от 16.08.2016 № 81-С 19.08.2016 в отношении ООО «Инвестмедиа» было принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ № 2504.

Решение о предстоящем исключении ООО «Инвестмедиа» было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» - часть 2 №33(596) от 24.08.2016/6653.

В установленный законом срок в регистрирующий орган не поступило заявлений от кредиторов и иных заинтересованных лиц, поэтому в соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) 21.12.2016 была внесена запись об исключении из ЕГРЮЛ ООО «Инсвестмедиа» как недействующего юридического лица.

Кроме того, данная информация размещена на официальном портале Федеральной налоговой службы Российской Федерации www.nalog.ru.

Полагая, что налоговый орган вынесенным решением от 19.08.2016 №2504 нарушил права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В рассматриваемом деле таким органом является Инспекция.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Пунктами 2 и 3 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - решение о предстоящем исключении). Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

В соответствии с пунктом 1 приказа Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ (ред. от 28.08.2013) сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

Журнал «Вестник государственной регистрации», содержащий, в том числе сведения о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, является общедоступным печатным изданием, требование законодателя об обязательном опубликовании указанных сведений направлено на защиту интересов, в том числе юридического лица, в отношении которого вынесено решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, однако, заявитель предоставленными гарантиями защиты своих интересов в установленные законом порядке и сроки не воспользовался.

На основании справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от 16.08.2016 № 81-О и справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов банковских счетов от 16.08.2016 № 81-С 19.08.2016 в отношении ООО «Инвестмедиа» было принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ № 2504.

Согласно справке №81-О Общество не предоставляло отчетность с даты постановки на учет.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ установлена обязанность для организаций представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Законом о бухгалтерском учете не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов.

Согласно подпунктам 4,5 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.

Согласно пункту 1 статьи 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, способе исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговый орган по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@ утверждена форма о сведениях о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, которую Общество не сдавало.

Согласно справке №81-С движений по счету у ООО «Инвестмедиа» за период с 26.07.2015 по 26.07.2016 отсутствует.

В соответствии с пунктом 2 статьи 861 ГК РФ Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

В соответствии с пунктом 6 Указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У Наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов (далее - предельный размер наличных расчетов).

Наличные расчеты производятся в размере, не превышающем предельный размер наличных расчетов, при исполнении гражданско-правовых обязательств, предусмотренных договором, заключенным между участниками наличных расчетов, и (или) вытекающих из него и исполняемых как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.

Таким образом, отсутствие движения по счету ООО «Инвестмедиа» с 26.07.2015 свидетельствует о том, что юридическое лицо не осуществляло свою деятельность более года, а непредставление отчетности с момента постановки Обществ на учет свидетельствует о том, что организация не ведет хозяйственную деятельность с момента постановки на учет в налоговом органе.

Нормативные положения, позволяющие исключать юридическое лицо из ЕГРЮЛ в упрощенном (внесудебном) порядке, были введены с целью актуализации данных ЕГРЮЛ путем его очистки от сведений о значительном числе юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 6 декабря 2011 года № 26-П и в Определениях от 17 января 2012 года № 143-0-0 и от 17 июня 2013 года № 994-0, такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в данном реестре, поддержание к ним доверия со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.

Факт ведения хозяйственной деятельности Общества никак не подтвержден, вследствие чего решение регистрирующего органа №2504 от 19.08.2016 было принято законно, обоснованно и правомерно.

Решение о предстоящем исключении ООО «Инвестмедиа» было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» - часть 2 №33(596) от 24.08.2016/6653.

В установленный пунктом 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ срок в регистрирующий орган не поступило заявлений от кредиторов и иных заинтересованных лиц, поэтому в соответствии с пунктом 7 статьи 22 Закона № 129-ФЗ 21.12.2016 правомерно была внесена запись об исключении из ЕГРЮЛ ООО «Инсвестмедиа» как недействующего юридического лица.

Кроме того, данная информация размещена на официальном портале Федеральной налоговой службы Российской Федерации www.nalog.ru. Портал является открытым и общедоступным для всех физических и юридических лиц.

Заявитель полагает, что регистрирующий орган нарушил его право в части предоставления гарантий заинтересованным лицам заявить о недопустимости ликвидации юридического лица в виду принятия судом решения о дисквалификации его как лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица по ч.1 ст. 1.11 КоАП РФ, в связи с чем, 08.08.2016Инспекцией была внесена запись №7165275124205.

Между тем, в соответствии со статьей 3.11 КоАП дисквалификация - это временный запрет занимать руководящие должности, таким образом, названная санкция не может быть применена к участнику юридического лица.

В силу пункта 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ заинтересованным лицам предоставляется три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ для подачи своих возражений.

В рассматриваемом случае заявитель как участник ООО «Инвестмедиа» не был лишен возможности в установленный законом трехмесячный срок представить в регистрирующий орган свои обоснованные возражения по вопросу предстоящего исключения Общества из ЕГРЮЛ.

В последствие, 09.09.2016 дисквалификация была признана недействительной, после чего заявитель также не воспользовался своим правом на подачу возражений в трехмесячный срок, который истекал 24.11.2016.

Кроме того, Закон № 129-ФЗ не предусматривает предоставления заинтересованным лицам дополнительных сроков для представления своих возражений по истечении трех месяцев.

Таким образом, заявитель не воспользовался правом заявить о недопустимости ликвидации юридического лица, ввиду чего необоснованно указывает на нарушение регистрирующим органом предоставленных ему законодательством прав и гарантий.

Действующим законодательством определены основания и условия для принятия решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ с последующим решением об исключении, которые инспекцией были соблюдены.

На основании изложенного, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р  Е  Ш  И  Л  :

требования ФИО3, г.Арзамас Нижегородской области, оставить без удовлетворения.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья                                                                                                                                         А.В.Леонов