ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-17754/11 от 02.11.2011 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-17754/2011

г. Нижний Новгород 02 ноября 2011 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе

Судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Нижегородской таможни

к Приволжскому межрегиональному территориальному управлению ПМТУ Росстандарта в Нижегородской области

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии представителей сторон  :

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 18.02.2010 г.;

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 10.11.2010 г.;

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилась Нижегородская таможня (далее заявитель, таможня) с заявлением об оспаривании постановления Приволжского межрегионального территориального управления ПМТУ Росстандарта в Нижегородской области от 11.07.2011 г. по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 19.19 КОАП РФ в виде штрафа в размере 5 000,00 руб.

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, таможня, сославшись на приказ ФТС России №814, исходила из того, что данные средства измерения могут не подвергаться периодической поверке, поскольку применяются для наблюдения за наличием или изменением параметров объекта измерений, без оценки из значений с нормированной точностью.

Также, сославшись на письмо ФТС России от 06.10.2004 г. №20-104/2569 указал, что системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов типа «Янтарь» включены в перечень средств измерений и контроля, и отнесены к категории индикаторов, в связи с чем, полагает, что отсутствует необходимость поверки данных средств измерений.

Административный орган не согласился с позицией общества, считает, что таможня допустила применение неповеренных средств измерений. Также указал, что данные системы «Янтарь» внесены в государственный реестр средств измерений под номером №16756 с установленным межповерочным интервалом 1 год.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование, считает, что Нижегородская таможня не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку не является собственником данных средств измерений.

Представитель Росстандарта требование таможни отклонил по основаниям, изложенным в отзыве, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим отклонению, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Судом установлено, что на основании распоряжения ПМТУ Ростехрегулирования №04/05-14/204 от 30.05.2011 г. государственным инспектором в период с 07.06.201 г. по 05.07.2011 г. была проведена проверка выполнения требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений нижегородской таможней.

По результатам проверки должностным лицом Ростехрегулирования, в присутствии начальника таможенного органа ФИО3, был составлен акт проверки №112-11 от 27.06.2011 г. и было установлено, что таможня при проведении таможенных операций допустило применение неповеренных средств измерений – системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарные таможенные в количестве 13 ед.:

- Янтарь 2СН   №156-07, 9402-08 – 2 ед. (Кстовский таможенный пост);

- №9418-09 – 1 ед. (Дзержинский таможенный пост);

- №9130-05, №0092-06-2 ед. (таможенный пост «ГАЗ»);

Янтарь 2 П   №№060-04, 061-04, 063-04, 065-04 – 4 ед. (таможенный пост «Аэропорт Нижний Новгород»);

Янтарь 1А   №№293,294,179-99,197-99 – 4 ед. (таможенный пост «Аэропорт Нижний Новгород»);

По результатам проверки и на основании акта проверки №112-11 от 27.06.2011 г. должностным лицом Ростехрегулирования в отсутствии законного представителя учреждения, 04.07.2011 г. был составлен протокол об административном правонарушении №112-11/1.

Уведомление о времени и месте составление протокола об административном правонарушении от 27.06.2011 г. направлено в адрес учреждения и получено последним 27.06.2011 г., согласно отметки о принятии корреспонденции представителем ФИО4

Усматривая в действиях таможни признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.19 КоАП РФ руководителем Ростехрегулирования 11.07.2011 г., в отсутствии руководителя таможни, в присутствии представителя ФИО1, действующего по специальной доверенности от 08.07.2011 г. №01-03-19/11116, было вынесено постановление о привлечении Нижегородской таможни к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000,00 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» №102-ФЗ от 28.06.2008 (далее Закон №102-ФЗ) данный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Закона №102-ФЗ сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные требования и которые выполняются при осуществлении деятельности в области проведении банковских, налоговых и таможенных операций.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 г. Закона №102-ФЗ установлено, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

Тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений (часть 1 статьи 12 Закона №102-ФЗ).

В силу части 1 статьи 13 Закона №102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Результаты поверки средств измерений в соответствии с частью 4 статьи 13 Закона №102-ФЗ удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке.

Пунктом 1.7 «Порядка проведения поверки средств измерений» (шифр ПР 50.2.006-94), утвержденного Приказом Госстандарта России от 18.07.1994 г. N 125, установлено, что результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению. Если средство измерений по результатам поверки признано пригодным к применению, то на него или техническую документацию наносится поверительное клеймо или выдается «Свидетельство о поверке».

На основании пункта 2.5 ПР 50.2.006-94 периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении, через определенные межповерочные интервалы. При этом в соответствии с пунктом 2.7 ПР 50.2.006-94 периодической поверке могут не подвергаться средства измерений, находящиеся на длительном хранении.

Частью 3 статьи 19.19 КоАП РФ установлена административной ответственности за нарушение правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение неповеренных средств измерений.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.19 КоАП Российской Федерации, состоит в применение неповеренных средств измерений.

Как видно из материалов дела, Нижегородской таможней на таможенных постах: Кстовский таможенный пост, Дзержинский таможенный пост, таможенный пост «ГАЗ», таможенный пост «Аэропорт Нижний Новгород» применяются средства измерения – системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарные таможенные Янтарь 2СН, 2П, 1А в количестве 13 ед. неповеренные.

Указанное обстоятельство подтверждается актом проверки от 27.06.2011 г., подписанным без замечаний законным представителем заявителя, иными материалами дела.

Документы, свидетельствующие о том, что названные средства измерения проходили поверку либо находились на длительном хранении, в материалы дела не представлены.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Документальных доказательств, подтверждающих принятие таможней всех необходимых мер по проведению в отношении названных систем измерений поверки, в том числе обращение с данным требованием в метрологическую службу ФТС России, аккредитованной в качестве органа по аккредитации на право поверки средств измерений, заявителем в материалы дела не представлено.

Таким образом, суд пришел к выводу, что в нарушение требований законодательства заявителем использовались неповеренные средства измерений.

Аргументы таможни, изложенные в заявлении, дополнении к заявлению и устно в ходе судебного заседания, со ссылкой на Приказ ФТС №814, ГОСТ РВ 8.576-200, об отсутствии у таможни необходимости в проведении поверки данных средств измерений, в связи с тем, что они применяются в целях наблюдения без оценки их значений с нормированной точностью и отнесены к категории индикаторов, судом рассмотрены и подлежат отклонению, как ошибочные.

В соответствии с пунктом 13.1 Приказа ФТС от 31.10.2008 г. №1349 «Об утверждении типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» к техническим средствам таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами также отнесены стационарные таможенные системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов типа «Янтарь», предназначеные для обнаружения несанкционированно перемещаемых делящихся и радиоактивных материалов в товарах, багаже, ручной клади и транспортных средствах (автомобильных и железнодорожных) в пунктах пропуска. По своему функциональному назначению (виду контролируемого объекта) системы делятся на: пешеходные, автомобильные и железнодорожные.

Для обнаружения экранированных ядерных материалов системы должны иметь гамма- и нейтронные каналы регистрации.

Системы должны иметь характеристики по обнаружению стандартных образцов (СО) ядерных материалов, показатели которых не ниже приведенных в таблице (приложение N 1), согласно которым.

Наименование мониторов

Значение порога обнаружения (г)

СО из плутония

СО из урана

СО из плутония в свинцовой защите толщиной 3 - 5 см

Пешеходные

1

10

40

Транспортные
 (автомобильные)

10

1000

100

Транспортные
 (железнодорожные)

20

2000

350

Системы должны выполнять следующие основные функции:

- непрерывный сбор информации со всех датчиков и блоков детектирования, входящих в комплект системы;

- автоматическую регистрацию событий с указанием времени и параметров события;

- хранение информации и выдачу ее на табло пульта и на внешние устройства (принтер, компьютер) при их подключении;

- удаленный доступ к информации системы по телефонным линиям связи;

- формирование и выдачу управляющих воздействий на устройства световой и звуковой сигнализации;

- контроль параметров радиационного фона;

- сигнализацию при выходе за предельные значения;

- автоматический контроль работоспособности системы;

- возможность объединения до 16 систем в единую сеть при помощи штатного устройства отображения информации;

- определение железнодорожного вагона, вызвавшего срабатывание системы;

- формирование видеоинформации об объекте, находящемся в зоне контроля, при подключении систем регистрации и видеонаблюдения.

Диапазон регистрируемых энергий излучения:

- по гамма-каналу от 0,05 до 5 МэВ;

- по нейтронному каналу от 0,06 до 10 МэВ.

Частота ложных срабатываний систем при максимальной чувствительности - не более 1/1000.

Время установления рабочего режима систем - не более 30 мин.

Режим работы систем - непрерывный.

Питание систем должно осуществляться от сети переменного тока частотой 50 Гц +/- 1 Гц, напряжением от 187 до 242 В или от аккумулятора при его подключении, обеспечивающего работоспособность системы при отключении сетевого питания на время не менее 10 часов.

Рабочий диапазон температур от -50 °C до +50 °C.

Таким образом, в соответствии в вышеуказанным приказом, в системах обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарные таможенные Янтарь установлено программное обеспечение (параметры радиационного фона), на превышение которых, данные системы реагируют путем издания определенного звука, что подтверждает необходимость проведения поверки данных средств измерений в целях установления показателей точности в программном обеспечении систем измерений.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона №102-ФЗ отнесение технических средств к средствам измерений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Приказом Минпромторга РФ от 15.02.2010 N 122 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 22.03.2010 N 16674) утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по отнесению технических средств к средствам измерений (далее - Регламент по отнесению технических средств к средствам измерений), установлена процедура отнесения технических средств к средствам измерений.

По результатам проведенной экспертизы Федеральным агентством в обязательном порядке должны быть подготовлены приказ об отнесении технического средства к средствам измерений либо заключение об отсутствии оснований для отнесения его к средствам измерений, которые размещаются на Интернет-сайте Федерального агентства.

Административным органом в материалы дела представлена выписка из указателя государственного реестра средств измерений по состоянию на 01.01.2011 г., составленный на основании сведений, представляемых Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии ФГУП «ВНИИМС» о государственной регистрации средств измерений, прошедших испытания с целью утверждения типа.

Согласно данного указателя, система обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарные таможенные «Янтарь» включены в государственный реестр средств измерений за номером №16756-10 с установленные межпроверочным интервалом в 1 год.

Как видно из материалов дела, система обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарная таможенная «Янтарь-2П» изготовлена 11.05.2004 г. на предприятии в г. Дубна Московской области и принята в соответствии с обязательными требованиями государственных стандартов. Первичная поверка данной системы была проведена 11.05.2004 г.

Таким образом, в силу вышеизложенного суд пришел к выводу, о необходимости проведения ежегодной поверки средств измерений системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарные таможенные «Янтарь».

Факт не проведения поверки вышеуказанных средств измерений в соответствии с требованиями указанного Административного регламента и их использование таможенным органом в течение длительного времени, начиная с 15.04.2005 года (дата ввода) и по настоящее время, в отсутствии поверки, не оспаривается заявителем.

Ссылка таможенного органа на письмо ФТС №20-107/2569 от 06.10.2004 г., в котором указано о переводе системы измерений «Янтарь» в индикаторы судом не принимается, поскольку ФТС не является органом, уполномоченным на принятие решения об отнесении технических средств к средствам измерения.

В соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» №102-ФЗ от 20.06.2008 г., Приказом Минпромторга России №122 от 15.02.2010 г. федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Структурное подразделение - Управление метрологии.

При таких обстоятельствах суд считает, что совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждает использование Нижегородской таможней средств измерений, не прошедших поверку, событие административного правонарушения имеет место.

Обстоятельств, свидетельствующих о принятии заявителем всех зависящих от него мер по предупреждению совершения указанного административного правонарушения, суду не представлено.

Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав таможенного органа, привлеченного к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении Управлением не допущено, в связи с чем, аргументы заявителя, изложенные в ходе судебного заседания, подлежат отклонению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины Арбитражным судом Нижегородской области не рассматривается, поскольку в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 211, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Нижегородской таможни об отмене постановления Приволжского межрегионального территориального управления ПМТУ Росстандарта в Нижегородской области от 11.07.2011 г. по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 19.19 КОАП РФ в виде штрафа в размере 5 000,00 руб., отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.

Данное решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа – при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, - только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Текст решения в полном объеме будет изготовлен в течении пяти дней и в трехдневный срок направлен участникам процесса.

Судья Г.И.Мустафаев