ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-17933/12 от 06.02.2013 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-17933/2012

г.Нижний Новгород 06 февраля 2013 года

Арбитражный суд Нижегородской области   в составе:

судьи Беляниной Евгении Владимировны (шифр 37-569  ),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акуличевой Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению открытого акционерного общества «Завод «Красное Сормово» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Сормовском районе города Нижнего Новгорода

о признании частично недействительным решения от 14.06.2012 №23-2012,

при участии

от заявителя (23.01.2013, 06.02.2013): ФИО1 (доверенность от 23.10.2012), ФИО2 (доверенность от 09.01.2013),

от ответчика (23.01.2013, 06.02.2013): ФИО3 (доверенность от 27.08.2012),

в судебном заседании 23.01.2013 объявлялись перерывы в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ до 30.01.2013, до 06.02.2013,

установил:

Открытое акционерное общество «Завод «Красное Сормово» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе города Нижнего Новгорода о признании недействительным решения от 14.06.2012 №23-2012 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах в части пункта 2 мотивировочной части решения и в части пеней по страховым взносам в сумме 6 032,27 руб. и штрафа по страховым взносам в сумме 56 426,20 руб.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на следующее:

- премии ФИО4, выплаченные в 2010 году, оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, оплата за время выполнения воинской обязанности, оплата донорам, произведенные в 2011 году, не являются объектами обложения страховыми взносами;

- при наличии переплаты по страховым взносам оснований для начисления пеней и штрафных санкций не имеется;

- письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.03.2011 №784-19 надлежит рассматривать как обстоятельство, исключающее возможность начисления пеней;

- несвоевременная уплата страховых взносов не образует состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

Ответчик заявленные требования отклонил; полагает оспариваемое решение законным и обоснованным, а доводы заявителя - несостоятельными.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

Органом Пенсионного фонда РФ была проведена выездная проверка ОАО «Завод «Красное Сормово» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.

По результатам выездной проверки был составлен акт от 02.05.2012 №062/057/23-2012 и, после рассмотрения возражений по акту выездной проверки, было принято решение от 14.06.2012 №23-2012 о привлечении заявителя к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

Решением органа Пенсионного фонда РФ от 14.06.2012 №23-2012 заявителю были доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в сумме 3 947 руб. (на страховую часть трудовой пенсии – 3 362 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 585 руб.) и на обязательное медицинское страхование в сумме 608 руб. (в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 216 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 392 руб.), были начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ (на страховую часть трудовой пенсии – 4 382,71 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 681,92 руб.) и на обязательное медицинское страхование (в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 564,56 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 403,08 руб.), а также заявитель был привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ в виде штрафа в сумме 56 426,20 руб. за неполную уплату страховых взносов.

Не согласившись с данным решением органа Пенсионного фонда РФ, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.

Как следует из пункта 2 мотивировочной части решения от 14.06.2012 №23-2012, ответчиком были доначислены страховые взносы на суммы премий за выполнение особо важных заданий, выплаченных в ноябре, декабре 2010 года ФИО4, работавшему по договору подряда.

Между заявителем (заказчик) и ФИО4 (исполнитель) был заключен договор от 10.02.2010 №350/68, в соответствии с которым исполнитель обязуется выполнять работу по оформлению и доставке грузов с таможенных терминалов, а заказчик обязуется выплачивать исполнителю за качественно выполненную работу и на основании актов приемки-передачи вознаграждение – 16 000 руб. за каждый этап; данная работа выполняется исполнителем в свободное от основной работы время и подлежит оплате за счет нештатного фонда заработной платы заказчика.

На основании приказов заявителя от 08.11.2010 №316/717-41, от 21.12.2010 №316/841-41 ФИО4, наряду с работниками заявителя, в ноябре, декабре 2010 года были выплачены премии за выполнение особо важных заданий по строительству заказов судостроения в общей сумме 10 000 руб.

Данные суммы были отражены заявителем как «премия лицам несписочного состава, не облагаемая страховыми взносами», что, по мнению ответчика, является нарушением пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ) база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений – 2010 год) предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Договор от 10.02.2010 №350/68 на выполнение работ по оформлению и доставке грузов с таможенных терминалов, действительно, не предполагает возможности премирования исполнителя.

Однако, как следует из формулировок приказов заявителя от 08.11.2010 №316/717-41, от 21.12.2010 №316/841-41, ФИО4 был премирован не в соответствии с договором от 10.02.2010 №350/68 (то есть за качественное выполнение работ по оформлению и доставке грузов с таможенных терминалов), а за выполнение особо важных заданий по строительству заказов судостроения, из чего можно однозначно заключить, что ФИО4, наряду с работниками заявителя, были даны особо важные задания, связанные со строительством заказов судостроения (то есть был поручен конкретный вид работы, отличный от указанного в договоре от 10.02.2010 №350/68), с которыми он успешно справился.

Принимая во внимание положения трудового законодательства о фактическом допущении работника к работе (статья 67 Трудового кодекса РФ) и гражданского законодательства об устной и письменной форме сделок (статьи 158 - 162 Гражданского кодекса РФ) и исходя из формулировок приказов заявителя от 08.11.2010 №316/717-41, от 21.12.2010 №316/841-41, суд приходит к выводу, что премии ФИО4 подпадают под правовое регулирование пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ и, соответственно, доначисление страховых взносов по данному эпизоду было произведено ответчиком правомерно.

Как следует из пункта 3 мотивировочной части решения от 14.06.2012 №23-2012, заявителем в период с января по май 2011 года были произведены следующие выплаты:

- премии ФИО4 (январь, апрель 2011 года) – 6 000 руб.,

- компенсации отпуска (не при увольнении) (январь - апрель 2011 года) – 108 596,47 руб.,

- оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами (январь - май 2011 года) – 24 355,86 руб.,

- оплата за время выполнения воинской обязанности (январь - май 2011 года) – 17 772,97 руб.,

- оплата донорам (январь - май 2011 года) – 735 809,46 руб.

Данные выплаты были включены заявителем в базу для обложения страховыми взносами в мае 2011 года (6 000 руб. и 108 596,47 руб.) и в июне 2011 года (24 355,86 руб., 17 772,97 руб. и 735 809,46 руб.); при этом уточненные расчеты по страховым взносам за 1 квартал 2011 года, полугодие 2011 года заявителем представлены не были, пени за несвоевременную уплату страховых взносов им также начислены и уплачены не были.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 №339-ФЗ, действующей с 01.01.2011) предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В силу статьи 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Исходя из названной нормы трудовые отношения характеризуются следующим:

1) работник выполняет трудовую функцию и подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка;

2) работодатель платит за выполняемую трудовую функцию и обеспечивает условия труда.

Таким образом, понятие трудовых отношений ограничено определенными рамками и не может применяться к любым отношениям, возникающим между организацией и лицом, с которым у организации заключен трудовой договор.

Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.

В соответствии со статьей 186 Трудового кодекса РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Таким образом, оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, оплата за время выполнения воинской обязанности, оплата донорам, осуществляемые работодателем в соответствии со статьями 262, 170, 186 Трудового кодекса РФ соответственно, действительно производятся при наличии трудовых отношений, однако данные выплаты осуществляются работодателем не в силу трудового договора за выполнение работником определенной трудовой функции, а в связи с требованиями законодательства Российской Федерации.

Кроме того, как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.06.2010 №1798/10, оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами носит характер государственной поддержки, поскольку направлена на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеет целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Данное толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

С учетом правовой природы рассматриваемых выплат надлежит признать, что все они гарантированы государством, производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу трудовой деятельности и направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов, гражданам, выполняющим воинскую обязанность, гражданам, сдающим кровь и ее компоненты. То есть данные выплаты являются формой государственной поддержки и не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Изменения, внесенные в статью 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ Федеральным законом от 08.12.2010 №339-ФЗ, не изменяют характера спорных выплат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Таким образом, оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, оплата за время выполнения воинской обязанности, оплата донорам как иные выплаты, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, что исключает возможность начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафных санкций.

Необходимость обложения страховыми взносами в 2011 году премий ФИО4 и компенсаций отпуска (не при увольнении) заявителем не оспаривается.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

При этом обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (подпункт 1 пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов в силу статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ обеспечивается пенями, то есть денежной суммой, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 17.12.1996 №20-П и Определении от 04.07.2002 №202-О, начисление пеней направлено на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Из пункта 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 №5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 №5) следует, что если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, то у налогоплательщика отсутствует задолженность перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога, и, следовательно, на данную сумму налога пени начислению не подлежат.

Как следует из материалов дела (ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2009 год, реестр поступления платежей за январь 2010 года, расчеты по форме РСВ-1 за 1 квартал 2010 года, 2010 год, платежное поручение от 13.01.2011 №139), у заявителя имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: за 2009 год - в сумме 70 417 руб. (на страховую часть трудовой пенсии – 65 781 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 4 636 руб.), за 2010 год - в сумме 756 руб. (на страховую часть трудовой пенсии – 756 руб.). При этом данная переплата по итогам названных расчетных периодов образовалась у заявителя в последующих расчетных периодах: за 2009 год - в январе 2010 года, за 2010 год - в январе 2011 года.

Согласно пункту 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьей 26 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

Статьей 26 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ предусмотрено, в частности, следующее:

- сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные данным Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном данной статьей;

- зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, погашения задолженности по пеням и штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно;

- орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить в письменной форме плательщику страховых взносов о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных страховых взносов или об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения;

- заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Доказательств проведения зачета вышеуказанных излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в счет иных, ранее возникших, задолженностей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в порядке статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ материалы дела не содержат.

При начислении пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (по эпизодам, не связанным с оплатой дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, оплатой за время выполнения воинской обязанности, оплатой донорам) данная переплата ответчиком учтена не была.

Между тем, при наличии переплаты по страховым взносам в сумме, превышающей либо равной сумме подлежащих уплате страховых взносов, вывод о потерях внебюджетного фонда в связи с неуплатой страховых взносов сделан быть не может. В свою очередь, в отсутствие потерь внебюджетного фонда оснований для начисления пеней не имеется.

Доводы ответчика о невозможности проведения искомого зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2009 год, со ссылкой на совместное письмо ФНС России и Пенсионного фонда РФ от 11.08.2010 №ЯК-17-8/58@/АД-30-24/8509, судом не принимаются - как противоречащие норме пункта 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Поскольку данная норма аналогична норме пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, при ее применении также необходимо руководствоваться разъяснениями пункта 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 №5, из которых следует, что "неуплата или неполная уплата сумм налога" означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в статье 122 Налогового кодекса РФ деяний (действий или бездействия).

При наличии у заявителя переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, о которой говорилось ранее, состав правонарушения, предусмотренный пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, отсутствует, поскольку занижение суммы страховых взносов не привело к возникновению задолженности перед внебюджетным фондом в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (по эпизодам, не связанным с оплатой дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, оплатой за время выполнения воинской обязанности, оплатой донорам).

Вместе с тем, как следует из решения от 14.06.2012 №23-2012, заявителю были также доначислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование и начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование и штрафные санкции.

Поскольку пунктом 21 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ установлен прямой запрет на зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного государственного внебюджетного фонда в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, погашения недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в бюджет другого государственного внебюджетного фонда, оснований для учета вышеуказанных излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при расчете пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование (по эпизодам, не связанным с оплатой дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, оплатой за время выполнения воинской обязанности, оплатой донорам) не имеется.

При этом ссылка заявителя на справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 19.04.2010 и акты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.04.2012, на 01.07.2012, выданные ему налоговым органом, из которых следует, что у заявителя имеется переплата по единому социальному налогу в части: Федерального фонда обязательного медицинского страхования – в сумме 4 515,09 руб., территориального фонда обязательного медицинского страхования – в сумме 7 986,04 руб., судом, в отсутствие первичных документов, подтверждающих данную переплату (применительно к Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.02.2006 №11074/05) и период ее возникновения (применительно к сроку, установленному пунктом 13 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ), не принимается.

Кроме того, в Федеральном законе от 24.07.2009 №212-ФЗ не указано на возможность проведения зачета излишне уплаченных по состоянию на 31.12.2009 страховых взносов на обязательное медицинское страхование в порядке, предусмотренном статьей 26 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

Ссылка заявителя на письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.03.2011 №784-19 как на основание освобождения его от уплаты пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование судом также не принимается - как не относящаяся к спорным эпизодам (премии ФИО4 и компенсации отпуска (не при увольнении)).

В частности, суду не ясно, какие письменные разъяснения ожидал увидеть заявитель по вопросу обложения страховыми взносами компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников, применительно к новой редакции статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, действующей с 01.01.2011, где четко указано, что данные выплаты являются объектом обложения страховыми взносами (подпункт "и" пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ в редакции Федерального закона от 08.12.2010 №339-ФЗ).

Как следует из материалов дела, спорные выплаты (премии ФИО4 и компенсации отпуска (не при увольнении)) были включены заявителем в базу для обложения страховыми взносами в мае 2011 года, тогда как сами выплаты были произведены им в январе - апреле 2011 года; страховые взносы с данных выплат были уплачены заявителем до вынесения решения от 14.06.2012 №23-2012.

Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (пункт 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Как разъяснено в пункте 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 №5, если у налогоплательщика имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса РФ, только при соблюдении им условий, определенных пунктом 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.

В данном случае у заявителя имеется переплата страховых взносов в виде ежемесячных обязательных платежей за май 2011 года, тогда как доначисленные страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей за январь - апрель 2011 года им не уплачены; условия для освобождения от ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, определенные пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, им не соблюдены.

С учетом всего вышеизложенного суд полагает оспариваемое решение от 14.06.2012 №23-2012 обоснованным в части пункта 2 мотивировочной части решения и в части начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование и штрафных санкций за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование по пунктам 1, 2, 3 мотивировочной части решения (за исключением эпизодов, связанных с оплатой дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, оплатой за время выполнения воинской обязанности, оплатой донорам).

В остальной части оспариваемое решение от 14.06.2012 №23-2012 подлежит признанию недействительным.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Судебные расходы, понесенные заявителем и состоящие из государственной пошлины, с учетом Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.11.2008 №7959/08, относятся на ответчика.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

1.   Признать недействительным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе города Нижнего Новгорода от 14.06.2012 №23-2012 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах в части:

- начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование и штрафных санкций за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование по эпизодам, связанным с оплатой дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, оплатой за время выполнения воинской обязанности, оплатой донорам;

- начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и штрафных санкций за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по эпизодам, не связанным с оплатой дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, оплатой за время выполнения воинской обязанности, оплатой донорам.

2.   В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

3.   Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе города Нижнего Новгорода произвести перерасчет обязательств открытого акционерного общества «Завод «Красное Сормово» с учетом настоящего решения.

4.   Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе города Нижнего Новгорода в пользу открытого акционерного общества «Завод «Красное Сормово» (ОГРН <***>, ИНН <***>; зарегистрировано 09.10.2002 Инспекцией ФНС России по Сормовскому району г.Н.Новгорода; <...>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

5.   Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

6.   Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия. Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через принявший решение арбитражный суд первой инстанции.

Судья Е.В.Белянина