ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-18197/14 от 20.10.2014 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-181 97/2014

г. Нижний Новгород                                                                                        20 октября 2014 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича (шифр 1-471),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куницыной А.В., помощником судьи Хохловой Е.В.,

при участии в заседании представителя заявителя: ФИО1 (приказ от 09 декабря 2013 года №990-лс);

представителя заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 03 октября 2014 года);

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление

федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный биосферный заповедник «Керженский» (ОГРН <***>; ИНН <***>), г. Н.Новгород, об оспаривании постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу,

установил:

в арбитражный суд обратилось федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный биосферный заповедник «Керженский» (далее – заявитель, учреждение) с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее – административный орган, Департамент) об отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее – административный орган, Департамент) от 10 июля 2014 года № 06-004/2014-ю о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, Учреждение, не оспаривая по существу факта совершенного им правонарушения, указало, что нарушение сроков уплаты платы за воздействие на окружающую среду было произведено впервые и неумышленно, просрочка уплаты является незначительной, за указанное нарушение уже привлечено должностное лицо – и.о. директора ФИО1, в настоящее время задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду отсутствует, в связи с чем просит суд ограничиться в его адрес устным замечанием.

В письменном отзыве, представленном в материалы дела, Департамент просит суд отказать в удовлетворении требований, указав на отсутствие малозначительности.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.

Изучив материалы дела, арбитражный суд находит заявление подлежащим удовлетворению в силу малозначительности правонарушения.

Как следует из материалов административного дела, сотрудниками Департамента проведено административное расследование по факту невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, в ходе которого было установлено, что Учреждение осуществляет деятельность в виде размещения отходов с нарушением требований, установленных статьей 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г., частью 1 статьи 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89, Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №557 от 08.06.2006 г. «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду».

По результатам проверки государственным инспектором по охране природы в отсутствие законного представителя, в присутствии и.о. директора ФГБУ «Государственный заповедник «Керженский» ФИО1, 27 июня 2014 года был составлен протокол об административном правонарушении № 06-004/2014.

В ходе проверки было установлено, что Учреждение осуществляет негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов и не вносит в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, государственным инспектором по охране природы по Приволжскому федеральному округу 10 июля 2014 года в присутствии и.о. директора ФГБУ «Государственный заповедник «Керженский» ФИО1 вынесено постановление № 06-004/2014-ю о привлечении заявителя к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000,00 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», действие которого, согласно пункту 1, распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

В пункте 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду образует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена в статье 8.41 КоАП РФ.

Оспариваемым постановлением учреждение привлечено к ответственности за не внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, выразившееся в размещении отходов производства и потребления за 1 квартал 2014 года.

Как видно из материалов дела, фактически, оплата за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2014 года в сумме 9 856 руб. 69 коп. была произведена 20.06.2014 (платежные поручения №273999, 274002, 274003, 274005, 274006 от 20.06.2014), то есть с нарушением установленных законом сроков.

Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.

Факт негативного воздействия на окружающую природную среду, в частности выброс в атмосферу загрязняющих веществ, подтвержден материалами дела и не оспаривается заявителем.

В акте, протоколе и постановлении административного органа отражен факт не внесения в установленные сроки учреждением платы за негативное воздействие на окружающую среду, который подтвержден платежными поручениями №273999, 274002, 274003, 274005, 274006 от 20.06.2014.

Исключительных оснований для признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным, о необходимости установления которых указано в абзаце третьем пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в ред. от 20 ноября 2008 года), по делу не установлено.

Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.

Наказание в виде административного штрафа назначено обществу по правилам статей 3.5, 4.1 КоАП в минимальном размере санкции, установленной частью 4 статьи 8.25 КоАП.

В силу чего, оснований для отмены либо для изменения оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении нет.

Вопрос о взыскании государственной пошлины Арбитражным судом Нижегородской области не рассматривается, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявления федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный биосферный заповедник «Керженский» (ОГРН <***>; ИНН <***>), г. Н.Новгород, о признании незаконным постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу от 10 июля 2014 года №06-004/2014-ю о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа при соблюдении условий, установленных пунктом 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                                      Г.И. Мустафаев