ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-18465/2023 от 30.10.2023 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-18465/2023

Нижний Новгород 09 ноября 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 30.10.2023

Полный текст решения изготовлен 09.11.2023

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи (шифр 2-329) Мясниковой Екатерины Николаевны (протокол судебного заседания ведет помощник судьи Широков А.Э.),

при участии представителей

заявителя: Васячкиной А.А. по доверенности от 01.01.2023,

Приволжской электронной таможни: Юрчака А.В. по доверенности от 30.12.2022, Незаметдиновой Н.Х. по доверенности от 14.02.2023,

Приволжского таможенного управления: Евсеева М.Б. по доверенности от 15.04.2022,

рассмотрев в судебном заседании дело заявлению общества с ограниченной ответственностью «Перспектива-М» (ИНН 5262367887) о признании незаконными решения Приволжского таможенного управления и требований Приволжской электронной таможни о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ до выпуска товара; об обязании Приволжской электронной таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Перспектива-М» (далее - ООО «Перспектива-М», Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением (с учетом уточнения):

- о признании решения Приволжского таможенного управления (далее – Управление)
№ 06-03-13/41 от 15.06.2023 по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа незаконным и необоснованным;

- о признать незаконными требований Приволжской электронной таможни о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ до выпуска товара от 23.01.2023, 29.03.2023 по декларациям на товары № 10418010/230123/3007842, № 10418010/230123/3007887,
№ 10418010/280323/3041811, № 10418010/290323/3042026;

- о возложении на Приволжскую электронную таможню обязанности по внесению изменений в графы 36, 44, 47в в спорные декларации на товары № 10418010/230123/3007842, № 10418010/230123/3007887, № 10418010/280323/3041811, № 10418010/290323/3042026, восстановив ставку НДС в размере 10 %, указанную при первоначальной подаче деклараций на товары;

- об обязании Приволжской электронной таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

По мнению заявителя, для применения в отношении рассматриваемого товара ставки НДС в размере 10% достаточно, чтобы товар соответствовал коду, определенному Постановлением Правительства РФ № 688 со ссылкой на один из двух источников - ОКП или ТН ВЭД ЕАЭС. Заявитель полагает, что представленного им регистрационного удостоверения на медицинское изделия достаточно для подтверждения необходимости применения в отношения товара ставки НДС в размере 10% исходя из кода ОКП.

Управление и Приволжская электронная таможня против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзывах и дополнении к отзыву.

В судебном заседании стороны поддержали заявленные требования и возражения.

Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что ООО «Перспектива-М» на Приволжский таможенный пост (центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни в целях помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления поданы декларации на товары (далее - ДТ) №№ 10418010/230123/3007842, 10418010/230123/3007887, 10418010/280323/3041811, 10418010/290323/3042026, в графе 31 которых заявлены сведения о товаре «сухой основной бикарбонатный концентрат, код ОКП - 939890» (далее - рассматриваемый товар).

В графе 33 вышеуказанных ДТ декларантом заявлен классификационный код товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - 2836 30 000 0 «карбонаты; пероксокарбонаты (перкарбонаты); карбонат аммония технический, содержащий карбамат аммония: водородкарбонат натрия (бикарбонат натрия)», по которому установлена ставка налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 20%, и для фармацевтических субстанций, сведения о которых содержатся в государственном реестре лекарственных средств или едином реестре зарегистрированных лекарственных средств ЕАЭС; лекарственных препаратов, которые включены в государственный реестр лекарственных средств или сведения о которых содержатся в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств ЕАЭС и имеющих документ, подтверждающий их регистрацию; лекарственных средств (в том числе плацебо), которые предназначены для проведения клинических исследований и на ввоз конкретной партии которых имеется заключение (разрешительный документ) уполномоченного федерального органа исполнительной власти, на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 688 «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» (далее - Постановление Правительства РФ № 688) установлена ставка НДС в размере 10%.

В графе 47 вышеперечисленных ДТ декларантом исчислен к уплате НДС по ставке 10%.

В качестве документа, подтверждающего применение ставки НДС в размере 10%, Обществом представлено регистрационное удостоверение Росздравнадзора от 10.10.2011
№ ФСЗ 2011/10772 на медицинское изделие «Концентраты для гемодиализа», в котором содержатся сведения о вышеуказанном товаре.

По результатам таможенного контроля до выпуска товара Приволжским ЦЭД выявлено, что в нарушение положений Постановления Правительства РФ № 688 декларантом в отношении товара «сухой основной бикарбонатный концентрат, код ОКП - 939890» не представлены сведения об его включении в государственный реестр лекарственных средств или в единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза, в связи с чем по вышеперечисленным ДТ подлежит уплате НДС в размере 20%.

В этой связи 23.01.2023, 29.03.2023 Приволжским ЦЭД в адрес декларанта направлены требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №№ 10418010/230123/3007842, 10418010/230123/3007887, 10418010/280323/3041811, 10418010/290323/3042026, до выпуска товара (в том числе, указано на необходимость изменить сведения граф 47 и В ДТ исходя из расчета НДС по ставке 20%»).

После внесения декларантом в ДТ требуемых изменений, Приволжским ЦЭД осуществлен выпуск товаров, сведения о которых заявлены в вышеуказанных ДТ, в соответствии с заявленной таможенной процедурой (совокупная сумма доначисленных таможенных платежей составила 977 954,01 руб.).

21.04.2023 Управлением получена жалоба ООО «Перспектива-М» на требования Приволжского ЦЭД от 23.01.2023, 29.03.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №№ 10418010/230123/3007842, 10418010/230123/3007887, 10418010/280323/3041811, 10418010/290323/3042026, до выпуска товаров.

Решением Управления от 15.06.2023 № 06-03-13/41 указанные требования Приволжского ЦЭД признаны правомерными, Обществу отказано в удовлетворении жалобы.

ООО «Перспектива-М» не согласившись с оспариваемыми требованиями и решением таможенных органов, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Положениями пункта 2 статьи 112 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что если при проведении таможенного контроля выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, которые при их устранении не будут являться основанием для отказа в выпуске товаров, и таможенным органом для устранения таких нарушений установлена необходимость изменения (дополнения) сведений, заявленных в таможенной декларации, такие сведения должны быть изменены (дополнены) декларантом по требованию таможенного органа в пределах срока выпуска товаров, установленного пунктами 3 и 6 статьи 119ТК ЕАЭС.

Порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в таможенной декларации, и сведений в электронном виде таможенной декларации на бумажном носителе, до выпуска товаров определяется Комиссией Евразийского экономического союза.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» утвержден Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - Порядок).

Пунктом 27 Порядка предусмотрено, что при выявлении по результатам таможенного контроля необходимости внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС, таможенный орган направляет (вручает) декларанту требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товаров в виде электронного документа или документа на бумажном носителе (в зависимости от формы подачи декларации на товары).

Форма требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, до выпуска товаров утверждена Приложением № 2 Порядка.

Исходя из пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС, к сведениям о товарах, подлежащим указанию в декларации на товары, относятся в том числе, сведения о сумме исчисленных налогов.

Исходя из положений подпункта 9 пункта 1 статьи 106 и подпункта 8 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС, в декларации на товары подлежат указанию, помимо прочего, также сведения о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, к которым относятся в том числе документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей.

Согласно пункту 4 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена Евразийского экономического союза, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате.

В соответствии со статьей 164 НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки, указанные, в том числе в пункте 2, 3 данной статьи.

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ определены медицинские товары отечественного и зарубежного производства, налогообложение которых производится по налоговой ставке 10 процентов, к которым относятся:

лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями;

медицинские изделия, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 164 НК РФ определено, что налогообложение производится по налоговой ставке 20 процентов в случаях, не указанных в том числе, в пункте 2 статьи 164 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 164 НК РФ коды видов продукции, перечисленных в данном пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (далее - ОКП) по видам экономической деятельности, а также ТН ВЭД ЕАЭС определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 688 утвержден Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, состоящий из двух разделов (далее - Перечень):

раздел I - Лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции;

раздел II - Медицинские изделия.

В соответствии с примечанием 2 к Перечню для целей применения Перечня следует руководствоваться кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом примечаний 1 и 1(1) к Перечню, наименования товаров приведены для удобства пользования.

Согласно примечанию 1 к Перечню коды ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в разделе I Перечня, применяются в отношении:

фармацевтических субстанций, сведения о которых содержатся в государственном реестре лекарственных средств или едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза;

лекарственных препаратов, которые включены в государственный реестр лекарственных средств или сведения о которых содержатся в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию;

лекарственных средств (в том числе плацебо), которые предназначены для проведения клинических исследований и на ввоз конкретной партии которых имеется заключение (разрешительный документ) уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Из вышеизложенного следует, что применение ставки НДС в размере 10% при ввозе в Российскую Федерацию поименованных в примечании 1 к Перечню товаров осуществляется при условии их отнесения к классификационным кодам ТН ВЭД ЕАЭС, входящим в Перечень, и при наличии информации о декларируемом товаре в государственном реестре лекарственных средств или в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза, а в случае если товар является лекарственным средством, предназначенным для клинических исследований - наличие заключения (разрешительного документа) уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Согласно примечанию 1(1) к Перечню коды ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в разделе II настоящего перечня, применяются в отношении медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в соответствии с подпунктом 2 статьи 150 НК РФ, при представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Раздел I Перечня - «Лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции» содержит классификационный код 2836 30 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, заявленный Обществом в ДТ №№ 10418010/230123/3007842, 10418010/230123/3007887, 10418010/280323/3041811, 10418010/290323/3042026.

При этом раздел II - «Медицинские изделия» классификационный код 2836 30 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС не содержит.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный орган исполнительной власти при обращении лекарственных средств ведет государственный реестр лекарственных средств, который содержит перечень лекарственных препаратов, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, и иную информацию о лекарственных препаратах и фармацевтических субстанциях, указанную в статье 33 Закона.

Государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения размещен на официальном сайте Минздрава России в сети «Интернет» www.minzdrav.gov.ru.

Информация о лекарственных препаратах, включенных единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза содержится на официальном сайте Евразийской экономической Комиссии.

Код 2836 30 000 0 ТН ВЭД ввозимого товара включен в раздел I Перечня «Лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции».

Вместе с тем информация о включении ввозимого Обществом товара «концентраты для гемодиализа» на указанных официальных сайтах реестров отсутствует.

Кроме того, у Общества отсутствует документ, подтверждающий регистрацию товара в установленном порядке уполномоченным органом.

Следовательно, если товар входит в Перечень, но отсутствует в реестрах лекарственных средств, а также на него не имеется разрешительной документации, оснований для применения льготы у таможенного органа не имеется в силу Примечания 1.

Данный вывод подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23.10.2023 № 305-ЭС23-11018 по делу
№ А40-41354/2022.

С целью подтверждения ставки НДС в размере 10 процентов по указанному товару декларантом представлено регистрационное удостоверение Росздравнадзора от 10 октября 2011 г. № ФСЗ 2011/10772 на медицинское изделие «Концентраты для гемодиализа», содержащее ссылку на код ОКП 93 9890 - «средства медицинские прочие», что подтверждает регистрацию товара в качестве медицинского изделия. Вместе с тем, классификационный код товара 2836 30 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС не поименован в разделе II Перечня.

При указанных обстоятельствах, у таможенного органа имелись основания для направления требований от 23.01.2023, 29.03.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №№ 10418010/230123/3007842, 10418010/230123/3007887, 10418010/280323/3041811, 10418010/290323/3042026, до выпуска товаров, поскольку декларантом в нарушение положений подпункта 8 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС документально не подтверждено условие для применения ставки НДС в размере 10%.

В силу положений части 1 статьи 286 Федерального закона № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд.

Согласно части 1 статья 297 Закон №289-ФЗ жалоба должна быть рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Жалоба, поданная без соблюдения требований части 1 статьи 288 настоящего Федерального закона, должна быть рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение двух месяцев со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Частью 2 статьи 297 Закона №289-ФЗ предусмотрено, что срок рассмотрения жалобы может быть продлен начальником этого таможенного органа или должностным лицом таможенного органа, им уполномоченным, но не более чем на один месяц.

Требования к изложению решения таможенного органа по жалобе приведены в части 1 статьи 298 Закона №289-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 298 Закона №289-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы таможенный орган принимает одно из следующих решений: признает правомерными обжалуемые решение, действие (бездействие) таможенного органа и отказывает в удовлетворении жалобы; признает неправомерными обжалуемые решение, действие (бездействие) таможенного органа полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.

В рассматриваемом случае Обществом не оспаривается и материалами дела подтверждено, что жалоба Общества на требования Приволжской электронной таможни, рассмотрена Управлением в порядке и в сроки, установленные Законом №289-ФЗ.

Таким образом, решение Управления соответствует требованиям части 1 статьи 298 Закона №289-ФЗ и прав заявителя не нарушает.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, вынесенные таможенным органом требования и Управлением решение соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законных интересов заявителя, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Сумма излишне уплаченной государственной пошлины в размере 3000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

отказать заявителю в удовлетворении заявления.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива-М» (ИНН 5262367887) из федерального бюджета Российской Федерации 3 000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 26.06.2023 № 16, на основании данного решения.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.

Решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".

Судья Е.Н. Мясникова