ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-18653/10 от 28.12.2010 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-18653/2010

42-488

г. Нижний Новгород 28 декабря 2010 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Кабанова Владимира Петровича

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой В.О.,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: не явился (извещен надлежащим образом);

от ответчика: не явился (извещен надлежащим образом);

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

ООО «Газпром комплектация», г. Москва, (далее – заявитель, общество) о признании незаконным решения от 18.05.2010 № К-Р (ТУ)/10-38644 об отказе в осуществлении технического учета, вынесенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее – ответчик, Управление), а также об обязании Управления осуществить технический учет объекта капитального строительства – внутриплощадочные водопроводные сети, инв. № 10498, литер 17, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Сормовский район, ул. Федосеенко, 58, Московский район, ул. Чаадаева, 51.

Заявитель и ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствии их представителей. В связи с этим и на основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей участников процесса.

Представитель заявителя, ранее, в процессе рассмотрения дела поддержал заявленное требование.

Представитель Управления в судебном заседании и в отзыве на заявление пояснил, что считает требование не подлежащим удовлетворению.

Изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить заявленное требование в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, 06.05.2010 Общество обратилось в Управление с заявлением о постановке на технический учет объектов капитального строительства, а именно: внутриплощадочные водопроводные сети на территории транспортно-складского хозяйства филиала ООО «Газпром комплектация», расположенные по адресу: г. Нижний Новгород, Сормовский район, ул. Федосеенко, 58, Московский район, ул. Чаадаева, 51 (далее – объект). Согласно расписке к указанному заявлению был приложен ряд документов, необходимых для его рассмотрения.

По результатам рассмотрения заявления Управлением было вынесено решение от 18.05.2010 № К-Р (ТУ)/10-38644 об отказе в осуществлении технического учета. Причиной для вынесения оспариваемого решения явилось то, что заявителем не были представлены соответствующие правоустанавливающие документы. В качестве основания для принятия оспариваемого решения Управление сослалось на ФЗ от 24.07.2007 № 221 и приказ № 268 Министерства экономического развития и торговли РФ «Об утверждении правил ведения единого государственного реестра объектов капитального строительства» от 08.09.2006.

Не согласившись с оспариваемым решением, считая его не соответствующим нормам действующего законодательства РФ и нарушающим права заявителя в сфере экономической деятельности, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценивая правомерность предъявленного требования, суд руководствуется следующими нормами права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В рассматриваемом деле таким органом является Управление.

Пункт 1 статьи 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает, что этот федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (пункт 3 статьи 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 упомянутого закона кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, коим является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.

С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица (пункт 2 статьи 20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Статьей 27 указанного закона предусмотрена возможность отказа в осуществлении кадастрового учета. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения (пункт 8 этой статьи).

Статьей 43 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что до 01.01.2013 устанавливается переходный период применения данного федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период положения этого закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и государственный учет таких объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу указанного федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда. Особенности осуществления такого учета в переходный период могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Приказом Минэкономразвития России от 08.09.2006 № 268 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее – Правила), действующие на территории Нижегородской области с 01.07.2008.

Согласно пункту 1 Правил они разработаны в целях создания условий для осуществления государственного технического учета объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства) и их частей (помещений). Эти Правила устанавливают порядок ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства, в том числе: состав документов и сведений об объектах учета, включаемых в реестр; основания и порядок отказа во включении сведений в реестр; порядок предоставления организациями технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (ОТИ) документов и сведений об объектах учета и внесения их в реестр; порядок предоставления и основания отказа в предоставлении документов и сведений из реестра заинтересованным лицам, в том числе порядок, сроки, форму предоставления сведений. При этом организациями технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются организации, аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 05.04.2005 № 70 «Об утверждении Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства».

В силу пункта 6 Правил источниками формирования реестра являются: технические паспорта, оформленные ОТИ по результатам технического учета и технической инвентаризации объектов учета; сведения и документы, полученные в результате инвентаризации учетно-технической документации, входящей в состав архивного фонда Российской Федерации, находящейся в пользовании ОТИ; сведения государственного земельного кадастра, касающиеся объектов учета (зданий, сооружений), в соответствии с пунктом 18 Правил; сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с пунктами 18, 19 Правил, предоставляемые физическими и юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 7 Правил для внесения в реестр сведений об объектах учета ОТИ предоставляет в соответствующее управление Роснедвижимости или его подразделение технический паспорт объекта учета в бумажном виде в 3 экземплярах и в электронном виде, изготовленный при помощи специализированного программного обеспечения, и копии правоустанавливающих документов.

Между тем, обществом в Управление вместе с заявлением были представлены технический паспорт на сооружение от 20.08.2009 инвентарный номер 10498, акт приемки-передачи имущества в уставный капитал от 30.06.1999, реестр объектов незавершенного строительства в разрезе строек по ДП «Газкомплектимпекс» (прежнее наименование общества) на 01.06.1999, а также поясняющее письмо от 25.12.2008 №50-01/107653. В рассматриваемой ситуации именно эти документы в совокупности подтверждают относимость объекта к обществу и являются в этом смысле правоустанавливающими. При анализе названных документов в их взаимосвязи следует, что объект в составе «Благоустройства территории», указанного в пункте 8 приложения № 3 (т.е. реестра объектов незавершенного строительства) к акту приемки-передачи, был передан обществу при его создании учредителем – ОАО «Газпром».

Каких-либо доказательств, опровергающих вышеизложенные обстоятельства, Управлением суду не представлено. Следовательно, ответчик должен был произвести технический учет объекта по заявлению общества.

При таких условиях, учитывая, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству, а также создает препятствия и нарушает права и законные интересы заявителя в осуществлении его предпринимательской деятельности, не позволяя произвести технический учет объекта и начать дальнейшую процедуру государственной регистрации тепловых сетей в качестве объекта недвижимого имущества, заявленное им требование признается судом правомерным и подлежащим удовлетворению.

Пункт 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в числе прочего, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Удовлетворяя требование общества о признании недействительным оспариваемого решения, суд считает необходимым обязать ответчика восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя – в установленном действующим законодательством порядке в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу осуществить технический учет объекта.

При подаче заявления в суд заявителем была уплачена государственная пошлина за рассмотрение заявления в размере 2.000 рублей. Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат возмещению за счет ответчика.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Газпром комплектация», г. Москва, удовлетворить.

Признать незаконным решение от 18.05.2010 № К-Р (ТУ)/10-38644 об отказе в осуществлении технического учета, вынесенное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в установленном действующим законодательством порядке в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу осуществить технический учет объекта капитального строительства – внутриплощадочные водопроводные сети, инв. № 10498, литер 17, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Сормовский район, ул. Федосеенко, 58, Московский район, ул. Чаадаева, 51.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром комплектация», г. Москва, 2.000 рублей в качестве возмещения расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявленного требования.

Исполнительный лист выдать после вступления настоящего решения в законную силу.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Кабанов В.П.